Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Исповедь» Руссо и идеи сентиментализма



2016-01-26 2517 Обсуждений (0)
Исповедь» Руссо и идеи сентиментализма 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Мы изучаем Руссо в общем круге французской литературы, но на самом деле он швейцарец. Сын часовщика. В «Исповеди» создает образы идеального детства, хотя мать его умерла при родах, но отец очень любил мать и старался для мальчика воссоздать ее присутствие. Рассказывал какие книги она любила, какую музыку и т.д. Таким образом образ матери всегда витал перед ним. При этом у Руссо с детства развился комплекс вины, как будто он убил мать и это его тревожило.

В раннем возрасте Руссо отдали в граверную мастеровую, где, как было принято в те времена, он и жил при хозяине. Здесь он узнал совсем другую жизнь. Как он сам говорил «Тирания хозяина в конце концов сделала работу, которую я мог бы полюбить невыносимой, и породила пороки, которые могли бы стать для меня ненавистными: ложь, безделье и воровство». В 16 лет он отсюда бежал, и в конце концов оказался во Париже, где примкнул к кружку энциклопедистов (и Вольтер был среди энциклопедистов). С одной стороны от таким образом вписывается в круг просвещенческой французской культуры, но с другой стороны он и противостоит во многом франц. энциклопедистам и просвещенцам. Потому что он перемешает те понятия, которые были традиционны для просвещения, и у него получится некая отдельная своя концепция мира и человека. Начал от писать в энциклопедии со статей о музыке, т.е. поначалу он все-таки музыкант, а уже потом писатель. И в последствие, когда он станет свободным художником, он будет зарабатывать переписыванием нот; музыка всегда оставалась в круге его внимания и его первым профессиональным навыком.

1750 – Дижонская Академия объявила конкурс на лучший доклад на тему «Как совершенствование наук и искусств совершенствует нравы». Руссо участвует в конкурсе… В принципе, ответ содержится в самом вопросе, и с точки зрения Просвещения – прекрасно (т.е. это самое совершенствование наук прекрасно влияет на совершенствование нравов). Для Просвещения – там где искусство, там же понятия благо, добродетель, разум, истина, красота, Бог и все хорошее. Руссо сделал неожиданную вещь: он ответил, что совершенствование наук и искусств очень плохо, отвратительно влияет на совершенствование нравов. Все были в шоке. Но, если задуматься, он логически развивает одно из понятий Просвещения, потому что в просвещенческих постулатах изначально содержалось некое противоречие и Руссо это обострил. Он развивает понятия естественного человека. Логика такая – человек рожден прекрасным, чистым, непорочным. И Руссо считает, что чем меньше его портить, тем лучше. Казалось бы, что просвещенцы и не пытались его портить, а старались просвещать. Почему же тогда Руссо против них? Понять это позволяет его работа «О неравенстве», где становится понятно, что он просто перегруппировал понятия просвещения. У него получилось, что там, где просвещение, там порок, узы, оковы общества и всякое зло, а где невежество – там свобода человека, естественное его состояние, искренние чувства и т.д. Это понятно, потому что сын часовщика, приехавший в Париж и начавший вращаться в парижском обществе не мог судить иначе. Парижское общество 17-18вв – это оплот разврата и всяческого безобразия, поэтому у Руссо была естественная реакция на все это. В работе «О неравенстве» он приводит философские обоснования. Руссо считает, что у человека есть две основные черты – эгоизм и сострадание (сразу вспоминается монада с двумя ее свойствами). Руссо говорит, что нужно было бы построить все здание человеческого общества на сострадании, но случилось так, что оно было построено на эгоизме и виноват в этом тот, кто первый очертил вокруг себя землю и сказал «Это мое». Другой человек сделал так же, затем остальные. В результате у одних было больше, у других меньше и от этого получилось неравенство. Из эгоизма – частная собственность, а из частной собственности – неравенство. А уже из неравенства все институты современного общества – государство, церковь, науки, искусства, религии, истории и т.д. Тогда спрашивается – стоит ли развивать эти науки и искусства, если построены на ложном основании? Очевидно, что нет. И Руссо предлагал все это перечеркнуть (можно сказать – призвал к революции). В наше время его логика становится понятной. Наши реформы образования рассчитаны на то, чтобы поделить нас на касты (раньше 5 лет обучения и диплом, сейчас, чтобы закончить магистратуру и бакалавр надо деньги платить – у кого есть деньги, тот получит). Вот и получается, что развивая ТАКИМ образом искусства, придем к неравенству и пороку. Где же искать сострадание? В природе и отдельной человеческой душе – это то, к чему идет Руссо. Просвещение в современном обществе – зло и вред. Зов Руссо назад к природе, к простате, естественности и к отдельной душе человека. Здесь два призыва, которые противостоят идеям просвещения: с одной стороны – против просвещения и назад к простате, с другой – к отдельной душе, а не к обществу в целом. Чтобы это понять, надо обратиться к его роману «Эмиль, или о воспитании» (1762), в которой он рассказывает о том, как бы он воспитывал юношу.

 

Сентиментализм – течение, которое стоит между просвещением и романтизмом. Является естественной стадией развития самого просвещения, зародилось, как и просвещение, в Англии. В сентиментализме развивается одна из сторон просвещения - обращение к человеческой природе, потому что возможности разума были исчерпаны. Сентиментализм открывает человеческую душу. Раньше разумом постигали внешнюю природу, и она предоставила много идей для размышления, но теперь вдруг обратились к внутренней и оказалось, что в ней не меньше тайн и причудливых пейзажей. По сути, сентиментализм влияет на остальную Европу (в том числе и Россию) именно через Руссо. Даже есть такое понятие, как «руссоизм».

 

 

«ИСПОВЕДЬ» Руссо 1765-1770гг.

Не закончил. Не потому, что исповедь в принципе не может быть закончена пока человек живет, но потому, что он просто перестал ее писать.

Начинает с противопоставления: правильное воспитание – не правильное воспитание, которое он сам пережил. Руссо пишет о том, как тирания хозяина сделала из искреннего человека – лживого, порочного и т.д. В «Эмиле» Руссо говорит, что молодого юношу он бы приучал к труду, но к тому труду, который легок, и не портит, а развивает человека, и к простой грубой жизни, в которой есть большая польза для души – здесь те же мысли. Основная идея: не насилие, но и не потакать, а любить; развивать те задатки, которые уже есть, которые заложены в отдельном человеке, не похожем на других.

Просвещение говорит нам о том, что каждый человек одинаков, а Руссо не согласен с этим, и говорит, что каждый человек уникален. Руссо начинает писать «Исповедь» для того, чтобы позволить читателю узнать истину о том, что есть человеческая душа. С одной стороны абсолютно просвещенческое представление о том, что есть некая истина, с другой стороны предмет новый – душа. Он берется исповедоваться, потому что убежден, что свою душу человек знает лучше, чем чужие. Мы наблюдаем как их хорошего человека он превратился в плохого. В «Исповеди» Руссо стремится открыть все дно человеческой души, обнажить двусмысленность и двойственность человеческой души. Поэтому, когда в «Исповеди» он говорит что-то неприятное о себе самом - это попытка быть честным. Руссо так же говорит о том, что нельзя судить человека по его поступкам, а надо судить по намерениям, в отличие от просвещения, где судили именно по поступкам. На своих примерах Руссо показывает нам, что человек двойственная натура, что он может стремиться ко благу, а получается зло, и в то же время человек может быть порочным, а поступать целомудренно. Значит он противопоставляет эту идею просвещению и это одна из важнейших тем «Исповеди» (это уже предромантизм). По сути Руссо пытается освободить человека от диктата разума, показав, что есть что-то неучтенное в просвещенческом проекте. И это что-то – чувство. В то же время мы видим в «Исповеди», что Руссо постепенно от своего искреннего порыва рассказать о загадке человеческой души пришел к самооправданию. Так что в конце концов чтение становится неприятным (именно поэтому Михайлова советует прочитать предисловие и пару глав, дальше не обязательно!).

 

Главная черта Руссо – противоречивость: в своем романе «Юлия или Новая Элоиза» он пишет о девушке, страдающей без брака, а из «Исповеди» мы узнаем, что он сам живет с женщиной не в законных отношениях; в «Эмиле, или о воспитании» говорит, что детей надо оградить от насилия, воспитывать дОлжным образом, а сам всех своих детей отдал в приют (потому что у него их было много от разных женщин). Так что его нравственные проекты («Юлия…», «Исповедь» и др.) никак с его личной жизнью не сочетались.

 



2016-01-26 2517 Обсуждений (0)
Исповедь» Руссо и идеи сентиментализма 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Исповедь» Руссо и идеи сентиментализма

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2517)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)