Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Проблемы институционализации лоббизма



2016-01-26 527 Обсуждений (0)
Проблемы институционализации лоббизма 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Становление лоббизма как формального института политической жизни общества происходит весьма сложно и противоречиво, что характерно для любого вида общественного феномена при его институционализации. Трансформация российского общества, реформирование всей системы общественных отношений, и прежде всего приватизация собственности, формирование рынка, демократизация, коренным образом изменили роль лоббизма как инструмента взаимосвязи властных и предпринимательских структур. Из "изгоя" лоббизм постепенно превращается в естественный, имманентно присущий обществу элемент. Востребованной становится проблема цивилизованного лоббизма, особо значимого для нашего общества, где довольно силен "теневой" сектор экономики. Важный комплекс теоретических проблем связан с принятием решений об институционализации лоббизма, решением проблемы борьбы с теневой экономикой и коррупцией, а значит и с принятием закона о регулировании лоббистской деятельности, работа над которым в Государственной Думе занимает весьма продолжительное время.

Проблема лоббизма связана с широким кругом теоретических и прикладных аспектов ее изучения, что предопределило глубокий интерес политологов, философов, экономистов, социологов, правоведов и других специалистов к данному общественному феномену. Он изучается как сложное междисциплинарное явление, затрагивающее многие сферы и проявления общественной жизни. Сквозной темой, касающейся непосредственно деятельности и институционализации лоббизма, является проблема интереса.

 


Особенности и проблемы российского лоббизма

Со второй половины 70-х гг., в связи с активным разрастанием сфер теневой экономики, методы лоббирования стали приобретать криминальный характер. Российский лоббизм можно охарактеризовать как спонтанно появившееся и существующее явление, прогрессирующие по непредсказуемым законам и включающее в себя различные силы. Надо всегда помнить - государственные служащие заинтересованы во взаимодействии с лоббистами, если последние снабжают их достоверной информацией, помогают решать организационные вопросы, оказывают поддержку рабочим группам и т. д. Следует помнить, что первой обязанностью чиновника является улучшение показателей в подведомственной ему сфере. Цель лоббистов должна заключаться в проведении такой политики, как будто политико-административный рынок состоит из ряда центров силы, пусть даже мы и уверены в нашем стратегическом превосходстве. Для этого необходимо проводить консультации, в которых акцент будет делаться не на отдаче немедленных политических предписаний, а на совместном определении долгосрочных задач. Таким образом, формулируем важный аспект федерального лоббизма, в силу масштаба задач и большого количества сильных конкурентов лоббисту необходимо уметь заключать союзы и идти на компромиссы (на региональном и муниципальном уровне это требование не столь категорично). Построение сети союзников начинается с принятия решения о необходимости продвижения законодательной или какой-либо иной нормативной или управленческой инициативы в органах государственной власти. С принятием решения начинается первичное построение сети из заинтересованных лиц и их посредников на всех уровнях государственной власти в РФ. Для улучшения прохождения своей инициативы, желательно представление интересов в конкурирующей корпорации. В итоге строится сложная сеть заинтересованных лиц.

Заключение

 

Все различия в технологиях лоббизма проистекают из различия политических систем России и Западных стран (именно Запад мы берём за эталон "прозрачного" лоббизма). В России лоббистские технологии не институализированы, а все нормы лоббистской деятельности - условны. Необходимо отметить, что институализация того или иного вида политической практики (в т.ч. лоббизма) подразделяется на несколько уровней. Первый уровень (реляционный) - определяет ролевую структуру системы представительства интересов. Второй - регулятивный, указывающий допустимые рамки лоббистских действий и санкции, карающие выход за эти рамки. Третий уровень - культурный, т.е. внутреннее усвоение норм и правил участниками политического процесса. К сожалению, в России мы не наблюдаем ни один из трёх признаков институализации лоббизма.

Итак, основная проблема для лоббизма в России - отсутствие единой этической и правовой системы контроля за лоббистской деятельностью. Все лоббистские риски связаны опять-таки с этой проблемой. Проблемы российского лоббизма - отражение проблем всей политической системы России. Когда центр принятия важнейших государственных решений оказывается в руках правящей бюрократии, а реально действующие управленческие структуры, по самой логике функционирования классической бюрократической машины, находятся в тени, - то существующие группы влияния отходят от форм партийного представительства (а значит, и от общественного контроля), в сторону непубличных практик обрастания ведомственными связями.

Список литературы

 

1. Авраменко, А. И. Экономическая теория : практикум / А. И. Авраменко, Ю. Р. Тихонов, А. Я. Коховец ; под ред. А. И. Авраменко. – Минск, 2010 – 480 с.

2. Агапова, Т.А Макроэкономика. Учебник/Т.А. Агапова, Серегина С.Ф. - М.: МГУ им.М.В.Ломоносова, Изд-во «Дело и Сервис», 2010. - 416 с.

3. Агапова, Т.А. Макроэкономика. Тесты: Учебное пособие. /Т.А. Агапова, С.Ф. Серегина– 2-е изд. – М.: Дело и Сервис, 2012. – 96 с.

4. Анисимов, А.А. Макроэкономика. Теория, практика, безопасность: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / А.А. Анисимов, Н.В.Артемьев, О.Б.Тихонова; под ред. Е.Н.Барикаева. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. - 599 с.

5. Базылев, Н. И. Микроэкономика / Н. И. Базылев. – Минск, 2011. – 288 с.

6. Головачев, А. С. Экономическая теория. Общие основы : курс лекций / А. С. Головачев, И. В. Головачева, Э. А. Лутохина. – 4-е изд. – Минск, 2012. – 240 с.

7. Гребенников, П. И. Микроэкономика : учебник / П. И. Гребенников, А. И. Чеусский, Л. С. Тарасевич. – Москва, 2011 – 374 с.

8. Зороастрова, И. В. Микроэкономический анализ : задачи и ситуации / И. В. Зороастрова, Н. М. Розанова. – Ростов н /Д, 2007. – 293 с.

9. Ивашковский, С. Н. Микроэкономика : учебник / С. Н. Ивашковский. – Москва, 2010. – 415 с.

10. Ивашковский, С.Н. Экономика для менеджеров: Микро- и макроуровень: учебное пособие. / С.Н. Ивашковский - М.: Дело, 2012. - 440 с.

11. Ивашутин, А.Л. Макроэкономика: учебное пособие. / А.Л. Ивашутин– Минск: Амалфея, 2008. – 340 с

12. Лемешевский, И.М. Макроэкономика (экономическая теория. Часть 3): Учебное пособие для студентов экономических специальностей высших учебных заведений./ И.М. Лемешевский–Мн.: ООО «ФУАинформ», 2010. – 576 с.



2016-01-26 527 Обсуждений (0)
Проблемы институционализации лоббизма 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Проблемы институционализации лоббизма

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (527)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)