Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Борьба городов с сеньорами, ее социальные основы и результаты



2016-01-26 1777 Обсуждений (0)
Борьба городов с сеньорами, ее социальные основы и результаты 0.00 из 5.00 0 оценок




Средневековые города возникали всегда на земле феодала и поэтому неизбежно должны были подчиняться феодальному сеньору, в руках которого первоначально была сосредоточена вся власть в городе. Феодал был заинтересован в возникновении города на своей земле, так как промыслы и торговля приносили ему дополнительный доход.
Стремление феодалов извлечь как можно больше доходов неизбежно приводило к борьбе между городом и его сеньором. Феодалы прибегали к прямому насилию, вызывавшему отпор со стороны горожан и их борьбу за освобождение от феодального гнёта. От исхода этой борьбы зависело политическое устройство, которое получал город, и степень его независимости по отношению к феодальному сеньору.
Экономические предпосылки возникновения городов:эпоха Раннего средневековья (476 по 1000 гг.) – древнеримские города, населённые людьми, занимающимися с/х. Конец XI в. – развитие технологий, что привело к формированию ремёсел. Люди, имеющие одинаковую специальность, стали селиться вместе, что обеспечивало более высокую производительность труда => большую прибыль. В результате возникали первые ремесленные посады (предки современных индустриальных городов), рядом с которыми строили свои дома купцы (продукция мастеровых нуждалась в реализации). Основные варианты возникновения городов:на месте бывших древнеримских поселений, вокруг замков и крепостей, вокруг монастырей и на основе ремесленных посадов, представляющих собой хорошо организованные общины.
Любой город стоял на земле, а практически вся территория Западной, да и частично Восточной средневековой Европы, принадлежала королям или феодалам. Поэтому все горожане оказывались под властью феодала. Причем на первых порах сам сеньор, как правило, старался всячески поощрять приток населения, рассматривая тех, кто жил на его земле, как источник постоянного дохода.
Рост благосостояния городов = рост притязания сеньоров(повышение налогов, штрафы за мелкие провинности, взимание пошлин за занятием тем или иным видом деятельности). Сеньор = самодур.
Главная причина освобождения городов от власти сеньора:произвол по отношению к горожанам и, как следствие, осознание того, что зависимость от феодала препятствует росту их благосостояния.
Противоборствующие стороны:жители городов (служилые люди сеньора и крестьяне)предки которых всегда жили в этих местах; холопы, бежавшие от прежних господ (доход сеньоров напрямую зависел от числа горожан) vs. сеньор, в руках которого сосредоточена вся власть. Основной мишенью поборов сеньора становились купцы и ремесленники, стремившиеся освободиться от власти сеньора =>возникновение коммунального движения, имеющего целью освобождение городов.
Цели коммунального движения:
на первых порах горожане боролись за сокращение поборов и торговые привилегии, позднее – выдвигали более серьёзные требования политического характера (в частности речь шла о предоставлении городскому населению права на самоуправление).
Коммунальное движение носило локальный характер, т.к. оно было направлено против конкретной личности, а не затрагивало общественное устройство.
Результаты борьбы:получение городом определённых привилегий, выкупленных у сеньора за деньги(суммы в таком случае были столь большими, что превышали доход от пошлин и наложения штрафов на многие годы вперед); чаще всего город становился вольным, т.е. полностью самоуправляемым (получал право выбирать своих должностных лиц, иметь свой суд, свои финансы и право самообложения (неполное самоуправление: управление было поделено между городом и агентами королевской власти, как, например, во Франции (Париж))). Происходило это в результате многолетней борьбы, зачастую вооруженной, в которую часто вмешивались императоры и короли, выступавшие в роли верховных судей. Если победу одерживал феодал, он безжалостно расправлялся с наиболее активными участниками коммунального движения и ужесточал поборы.
В борьбе за свою самостоятельность города добились личного освобождения всех горожан. Обыкновенно все жители города были освобождены от крепостной зависимости. Даже крепостной крестьянин, если он бежал в город и прожил в нём в течение определённого срока, обычно – одного года и одного дня, делался свободным, и его сеньор не мог уже вернуть к крепостной зависимости.

12. Римско- католическая церковь в эпоху Средневековья (процесс христианизации, клюнийское движение, борьба за инвеституру).

I. Христианизация Европы
Уже в течение раннего средневековья христианство стало господствующей религией многих европейских государств. Христианизация населения Европы не была каким-то одновременным явлением.
В Римской империи христианство было провозглашено единственной государственной религией еще в конце IV в. императором Феодосием I. И несмотря на то что следы язычества сохранялись еще довольно долго, жители Византии и бывшей Западной Римской империи уже в начале раннего средневековья были христианами. Христианами были и многие из германских народов. В своем большинстве они принимали христианство в виде арианства, которое церковью было объявлено ересью. Только франки сразу приняли христианство в том виде, в котором его проповедовала церковь. Затем и другие варвары приняли ортодоксальное христианство, причем немалую роль в этом сыграли как походы франков на другие варварские государства, так и завоевания в западном Средиземноморье византийского императора Юстиниана.
В Британии в V в., христианство едва не исчезло. Но вскоре христианской стала Ирландия, где наиболее известным проповедником был Патрик, объявленный затем святым покровителем этой страны. Ирландские монахи-миссионеры активно распространяли христианскую веру в Шотландии, Англии, много их действовало и в разных уголках континентальной Европы. Активно действовали и миссионеры, которых посылали к язычникам римские папы. Они появились и в Британии и среди многих других языческих народов Европы.
Во главе католической церкви стоял римский папа, который руководил ею как полновластный монарх. Пап титуловали "наместниками святого Петра", которого Иисус Христос назначил - главным среди апостолов и который считался первым епископом Рима. Судить папу может только Бог, а папа может судить любого человека, даже короля.
Для руководства церковью папы создали в Риме многочисленный бюрократический аппарат - курию с сотнями своих чиновников-священников. Главным путем распространения христианства в Европе было насаждение его насильственными методами. Если проанализировать дошедшие до нас из исторических источников известия о принятии христианской религии в том или ином государстве, то можно заметить, что главным здесь было обычно крещение того или иного короля, после чего это же должны были сделать все его подданные. Затем издавались суровые законы против тех, кто желал оставаться язычником. Насаждалось христианство и силой оружия, когда победители заставляли побежденных принимать их веру.
Христианскими в IX в. стали Болгария, Чехия, в X - XI вв.-Польша, Древняя Русь, Венгрия, Дания, Норвегия, Швеция. Страны Западной, Северной, Центральной Европы приняли христианство по образцу римской церкви; страны Восточной Европы и большей части Балканского полуострова - по его византийскому виду.
Однако борьба с язычеством велась еще долгое время. Особенно цепко держалось за языческие верования и обряды крестьянство. Борясь с язычеством, церковь с помощью государственной власти не только разрушала языческие святилища "идолов", но и приспосабливала ряд представлений язычников к христианству.
Христианский мир не был единым. В средневековье он раскололся на мир латинский (католический) и мир православный. Вызвано это было не столько расхождениями в учении, обрядности, организации между католической и православной церквами, сколько разными историческими судьбами народов Запада и Востока Европы. Фактически этот раскол начался еще с разделения Римской империи на Западную и Восточную. Восточная (Византия) уцелела и продолжала сохранять былые традиции, в том числе и христианские. Западная Римская империя была уничтожена варварами, на ее территории образовались новые государства, и судьбы христианства тут были иными.

II. Клюнийское движение
КЛЮНИЙСКАЯ РЕФОРМА, Клюнийское движение – преобразования, проведённые в рамках католической церкви по инициативе бенедиктинского монастыря Клюни (Франция), в котором в X в. зародилось мощное движение «за очищение церкви» от феодальных и местных влияний и от неизбежно сопутствующей им коррупции. Аббатство Клюни представляло собой первый монашеский орден, в котором все монастыри, разбросанные по Европе, подчинялись единому главе. По этой причине аббатство Клюни называли первой транслокальной корпорацией, послужившей в итоге моделью католической церкви в целом. Под влиянием клюнийцев церковь пыталась защитить бедняков от феодалов, введя в 1024 г. запрет на войны и военные действия, по меньшей мере, в течение одного дня в неделю, провозгласив анафему на тех, кто грабит бедных. Собор 1041 г. подробно разработал систему «Божьего мира», т.е. периодических примирений. Эти усилия аббатства Клюни и церкви в целом по ограждению определённых классов людей от военной службы и посягательств на их личность и имущество, а также по ограничению военных действий определёнными днями могли иметь лишь частичный успех в эпоху насилия и анархии, какими были X и XI вв. Однако значение движения за мир для будущего было громадным, поскольку опыт принесения коллективной присяги во имя мира сыграл ключевую роль в основании городов в конце XI в. и позднее, в формировании гильдий и цехов внутри городов, в законодательной деятельности герцогов, королей и императоров через так называемый герцогский мир и через «мир земли». И что важнее всего, клюнийцы стремились повысить уровень религиозной жизни, нападая на церковную власть феодальных и местных правителей, которая особенно ярко проявлялась в покупке и продаже церковных должностей и в практике брака и внебрачного сожительства духовенства. То и другое вовлекало священников в местную и клановую политику. Однако для успеха этих усилий необходима была поддержка сильной центральной власти. Папство же было слишком слабым для этой цели, поскольку папы в то время сами подчинялись городской аристократии Рима. У истоков клюнийского движения стоял Гильом Благочестивый , герцог Аквитании с 893 г. В одном из своих бургундских поместий он основал общину из двенадцати монахов, во главе которых был аскет Бернон. Община не подчинялась никаким светским или духовным властям, кроме папы Римского, жила по уставу родоначальника западного монашеского движения Бенедикта . Монахи давали обет молчания; из-за этого у них получил развитие своеобразный язык жестов. Вскоре шесть монастырей приняли клюнийский устав, а через полтора века Клюни стал центром крупнейшей монашеской конгрегации, во главе которой находился отец-аббат. Главы остальных монастырей подчинялись ему и именовались приорами и деканами. Клюнийцы обратились за поддержкой к императорам, преемникам Карла Великого, которые, в свою очередь, обрадовались поддержке со стороны Клюни, да и других реформаторских движений; с помощью этой поддержки они со временем стали назначать папу. В противовес характерным для нового времени идеям раздельности церкви и государства церковь в 1000 г. ещё не мыслилась как видимая, корпоративная, юридически оформленная структура, противостоящая политической власти.
III. борьба за инвеституру
В 1073 г. Гильдебрандт в 27 тезисах, известных как «Диктат папы», в концентрированной форме изложил примат власти папства над всей церковью и принцип абсолютной непогрешимости римского понтифика. Ни один собор, ни одно теологическое сочинение не могут быть признаны церковно-каноническими без его санкции, ибо заслугами св. Петра он автоматически получает святость. И, наконец, только папа может распоряжаться императорскими инсигниями.

В феврале 1075 г. на Римском синоде Гильдебрандт потребовал явиться к папскому престолу пятерым советникам Генриха IV с повинной в грехе симонии. Главным решением синода стал запрет духовенству получать от светских властей любые должности; мирянину за подобный акт запрещался вход в церковь до добровольной отмены его распоряжения.

Начался длительный и пагубный для королевской власти спор об инвеституре с радикальными клюнийцами, идеалом которых была вселенская папская теократия. Полнее уничтожение светской инвеституры было, конечно, нереально, поскольку могло повлечь за собой перевод королевских церковных ленов в папские. Необходим был компромисс, но ни король, ни папа на него не пошли.

Генрих продолжил практику светской инвеституры в Германии и Ломбардии. Осенью 1075 г. король, вмешавшись в выборы епископа Милана, назначил там своего ставленника. В письме от 8 декабря 1075 г. Григорий VII в резкой форме потребовал от короля прекратить давление на избрание духовенства под угрозой отлучения от церкви. В январе 1076 г. Генрих собрал синод германских прелатов в Вормсе, который единогласно отказался повиноваться папе, основывая свое решение на целом ряде нарушений церковных процедур вплоть до незаконности его избрания.

Заключительное постановление синода начиналось довольно резко: «Генрих, король Божьей волей, а не захватом, Гильдебрандту, отныне не папе, а лживому монаху»; в таком же тоне и завершалось: «Я, Генрих, король Божьей милостью, совместно со всеми нашими епископами говорю тебе: сойди с престола, сойди!»

Каждый участник Вормского синода, кроме того, направлял папе собственное послание с отказом далее признавать Гильдебрандта главой католической церкви. Ломбардский епископат в своей массе примкнул к решению германских прелатов и короля.

В Германии действия папы вначале не произвели особого впечатления на епископат, но вскоре в его среде начался раскол. Ломбардские епископы в Павии произнесли анафему Гильдебрандту; то же самое сделал епископ Вильгельм Утрехтский в присутствии короля, но этот важный акт не удалось провести через германский церковный синод в Вормсе ввиду его малочисленности.

Пропапской позиции придерживались магнаты, собравшиеся на съезд в Трибуре в 1076 г., где в отсутствие Генриха стали рассуждать о его низложении, но не смогли выработать сам механизм этого акта из-за противодействия многих епископов. Для разрешения колебаний был назначен еще один рейхстаг в Аугсбурге, на который должен был прибыть в качестве третейского судьи Григорий VII, которому и отводилась роль произнесения рокового для Генриха приговора.

Посреднический план предложил аббат Гуго, принимавший некогда участие в ритуале крещения Генриха: к 22 февраля 1077 г., т. е. ровно через год и один день после предания короля анафеме, тот должен либо примириться с папой, либо проститься с короной.

Генрих бросился в Италию, совершив сложный переход через Альпы; Григорий VII направлялся в Аугсбург. Под Мантуей папа узнал о появлении Генриха в Италии и счел, что с помощью всех его итальянских противников король расправится с ним. Григорий VII бежал в замок Каносса под защиту маркграфини Тосканской Матильды. К Каноссе 25 января 1077 г. прибыл и Генрих. Произошли слезное покаяние и клятвы короля в том. что он будет покорен римской церкви. Отлучение было снято и это испортило на время отношения Генриха с ломбардцами, которые он, однако, быстро восстановил. В Каноссе проиграл не король, а папа, возвратив Генриху права на престол и сюзеренитет над всеми вассалами.

Но знать Германии, получив известия о возвращении Генриха в качестве законного государя, собралась в марте 1077 г. в Форххайме, объявила о низложении Генриха и избрала новым королем герцога Рудольфа Швабского. В ряде сражений войска Генриха то терпели поражение, то одерживали малоубедительные победы.

При этом Григорий VII выжидал, на чью сторону встать. В 1080 г. антикороль Рудольф одержал победу у Наумбурга, однако скончался от ран. Тогда папа вторично повторил процедуру отлучения Генриха, что не возымело никакого действия в Германии и Северной Италии. Наоборот, в том же году на синоде в Бриксене Гильдебрандт был объявлен смещенным и проведено избрание нового папы — Климента III.

Невзирая на продолжающийся мятеж в Саксонии и Тюрингии, в 1081 г. Генрих IV с небольшим войском из швабских министериалов отправился в Италию, где Григорий VII вновь потребовал от короля публичного покаяния в духе Каноссы.

В Германии саксонская знать выбрала себе королем графа Германа Люксембургского, который, не будучи в силах подчинить Южную Германию, вернулся в 1083 г. в Саксонию. В этом же году Генрих IV занял Рим; Григорий VII, укрывшись в замке св. Ангела, еще раз отлучил его и папу Климента III. В марте 1084 г. Генрих IV был, наконец, коронован императором.

Папа Григорий призвал на помощь норманнов, которые освободили папу и страшно разграбили Рим. Понимая свою долю ответственности, Гильдебрандт убыл из Рима вместе с норманнами и умер в Салерно в 1085 г.

Генрих IV вернулся в 1084 г. в охваченную войной Германию, которую удалось усмирить только к 1090 г. В Италии в отсутствие императора шла борьба разных пап друг с другом. В 1088 г. клюнийская партия избрала папой Урбана II, искусная дипломатия которого поставила власть Генриха IV в Ломбардии в критическое положение. Генрих вновь двинулся в Италию, где с переменным успехом воевал в 1090-1092 гг. Новый мятеж в Германии, новый антикороль заставили императора вернуться в Германию.

Бесконечные междоусобицы в Италии и Германии вызвали усталость от породивших их причин. В Италии Урбан II на Клермонском соборе в 1095 г. сумел возглавить и отчетливо озвучить идею крестовых походов. В Германии Генрих IV всячески содействовал возрожденной концепции «Божьего мира», столь желанной городам, министериалам, крестьянству и низшему клиру.

И хотя на рейхстаге в Майнце в 1103 г. принимается решение об «общем мире» по всей стране, предусматривавшее жесткие санкции за нарушение имущественной и личной безопасности всего населения, это не остановило распри в стране.

В 1104 г. в союзе с баварскими магнатами против императора поднял мятеж его сын и наследник Генрих V, коронованный еще в 1099 г. До открытого столкновения не дошло, но коварный сын, уговаривая отца примириться с папой на рейхстаге в Майнце, заточил его в замке Бекельхайм.

Там Генриха IV вынудили подписать акт отречения от престола. Знаки королевского достоинства в Майнце совместно с вассальной присягой от знати принял Генрих V. К отрешенному императору прибыл папский легат, заставил его исповедаться, но грехи не отпустил: унижение стало местью григорианской партии.

Получив свободу, Генрих проследовал в Льеж, где объявил свое отречение недействительным и объявил сыну-антикоролю войну. На сторону императора стали среднерейнские города, видя в нем реальную гарантию «Божьего мира». Приготовления к боевым действиям шли полным ходом, вероломный Генрих V безуспешно осаждал Кёльн, неожиданно получив королевские инсигнии от отца, который умер в 1106 г.

 

13////

В 518 году после смерти императора Анастасия на трон взошёл начальник гвардии Юстин — выходец из македонских крестьян. Власть была бы весьма затруднительна для этого неграмотного старика, если бы возле него не оказалось племянника Юстиниана. С самого начала правления Юстина фактически у власти стоял его родственник Юстиниан — также уроженец Македонии, но получивший прекрасное образование и обладавший великолепными способностями. В 527 году, получив всю полноту власти, Юстиниан приступил к исполнению своих замыслов по восстановлению империи и упрочению власти единого императора. Он добился союза с господствующей церковью. Основным правилом Юстиниана было: «единое государство, единый закон, единая религия». Император, желая заручиться поддержкой церкви, жаловал ей земли и ценные подарки, строил много храмов и монастырей. Его правление началось невиданными гонениями на язычников, иудеев и отступников от учения церкви. Их ограничивали в правах, увольняли со службы, осуждали на смерть. Была закрыта знаменитая школа в Афинах - крупный центр языческой культуры. При Юстиниане император сам устанавливал официальное исповедание, а язычников, самаритян и еретиков заставляли переходить в официальное исповедание под угрозой лишения гражданских прав и даже смертной казни.

Чтобы ввести единые для всей империи законы, император создал комиссию из лучших юристов. В короткий срок она собрала законы римских императоров, отрывки из сочинений выдающихся римских юристов с объяснением этих законов, новые законы, введенные самим Юстинианом, составила краткое руководство к пользованию законами. Эти труды были изданы под общим названием «Свод гражданского права». Данный свод законов сохранил для следующих поколений римское право. Его изучали юристы в Средние века и Новое время, составляя законы для своих государств.

До 532 года император был занят подавлением выступлений в столице и отражением натиска персов, но вскоре основное направление политики переместилось на запад. Варварские королевства ослабли за прошедшие полстолетия, жители призывали к реальному восстановлению империи, наконец, даже сами короли германцев признавали законность претензий Византии на сюзеренитет. В 533 году армия под предводительством Велизария нанесла удар по государствам вандалов в Северной Африке. Следующей целью стала Италия — тяжёлая война с Остготским королевством (см. Византийско-готские войны) продолжалась 20 лет и закончилась победой.

Вторгшись в королевство вестготов в 554 году, Юстиниан завоевал и южную часть Испании. В результате территория империи увеличилась почти вдвое. Но эти успехи потребовали слишком большого расхода сил, чем не замедлили воспользоваться персы, славяне, авары и гунны, которые, хотя и не завоевали значительных территорий, но подвергли разорению многие земли на востоке империи.

На востоке Византии пришлось вести долгие войны с Ираном, даже уступить Ирану часть территории и платить ему дань. Византия не имела сильного рыцарского войска, как в Западной Европе, и стала терпеть поражения в войнах с соседями. Вскоре после смерти Юстиниана Византия потеряла почти все завоеванные на Западе территории. Лангобарды заняли большую часть Италии, а вестготы отобрали свои прежние владения в Испании.

Византийская дипломатия также стремилась обеспечить во всём внешнем мире престиж и влияние империи. Благодаря ловкому распределению милостей и денег и искусному умению сеять раздоры среди врагов империи она приводила под византийское владычество варварские народы (сельджуков, хазар, фракийцев, фригийцев и др. тюркские кочевые племена), бродившие на границах монархии, и делала их безопасными. Она включала их в сферу влияния Византии путём проповеди христианства. Деятельность миссионеров, распространявших христианство от берегов Чёрного моря до плоскогорий Абиссинии и оазисов Сахары, была одной из характернейших черт византийской политики.

Помимо военной экспансии, другой важнейшей задачей Юстиниана была административная и финансовая реформы. Экономика империи была в состоянии тяжёлого кризиса, управление поражено коррупцией. С целью реорганизации управления Юстинианом были проведены кодификация законодательства и ряд реформ, которые, хотя и не решили проблему кардинально, но, несомненно, имели положительные последствия.

Для защиты границ империи Юстиниан строил на окраинах крепости, размещал в них гарнизоны, прокладывал к границам дороги. Повсюду восстанавливались разрушенные города, сооружались водопроводы, ипподромы, театры. По всей империи было развёрнуто строительство — крупнейшее по масштабам со времён «золотого века» Антонинов. Новый расцвет переживала культура.

 

14.Арабы в VI-VII вв. Ислам и правление первых четырех халифов

Халифат Омеядов (домасский) – 661-750 гг

Халифат Аббассидов (богдадский) – 750 – 1258 гг

Пророк Мухамед – 570 – 632 гг

4 Халифа:

Абу Бекард 632 - 634 г

Омар 634 – 644

Асман 644 – 656

Алия 656 - 661

Основатель ислама Мухаммед родился в 570 г. в Мекке. Он принадлежал к племени курейш, но происходил из обедневшего рода хашим. Мухаммед рано приобщился к труду, пас овец мекканцев, участвовал в снаряжении торговых караванов. Примерно в 25 лет он нанялся организовывать и сопровождать торговые караваны в Сирию к Хадидже бинт Хувайлид, богатой вдове, которая происходила из курейшитского рола Абд аль-Узза. Вскоре Мухаммед и Хадиджа поженились (она была старше на 15 лет). У них родилось шестеро детей - 2 сына и 4 дочери, но сыновья скончались в младенческом возрасте. Хадиджа была не только любимой женой, но и настоящим другом Мухаммеда.

Начало открытой проповеди относят к 610 г.После начала открытой проповеди среди курейшитов, хотя число мусульман удвоилось, все же большинство сородичей Мухаммеда не присоединялось к нему. Соблюдая до определенного момента лояльность, курейшиты затем стали противодействовать Мухаммеду и даже проявлять враждебность к нему и его приверженцам. В создавшихся условиях Мухаммед был вынужден посоветовать своим приверженцам, выехать в Эфиопию и там переждать лихолетье. В Эфиопию отправились свыше 100 мусульман примерно в конце 615 г.Но положение Мухаммеда осложнилось тем, что в 619 г. умерли сначала Абу Талиб, затем Хадиджа, два человека, которые представляли его главную опору. С тех пор Мухаммед стал искать союзников вне Мекке. Он попытался найти поддержку в соседнемТаифе, однако таифцы ответили ему насмешками и даже забросали камнями.

Затем он обратился к паломникам из Ясриба , паломники не сразу откликнулись на зов Мухаммеда, его учение и проповедь они обдумывали почти в течение трех лет. Наконец, в 622 г. была достигнута договоренность с делегацией ясрибцев о переезде Мухаммеда и его сподвижников в их город. Переселились - 24 сентября 622 г. Таким образом, состоялась хиджра \/, Первоначально Мухаммед был принят в Ясрибе, который стал называться Мадинат ан-наби («город Пророка»), или просто аль-Мадина (Медина), как верховный арбитр в разрешении различных спорных проблем. Однако постепенно его авторитет и как пророка, и как политического деятеля повышался, хотя и в Ясрибе не обходилось без критических оценок его слов и действий.

12 января 630 г. войска мусульман беспрепятственно вошли в Мекку.После завоевания Мекки был завоеван Таиф. В Мекке были оставлены наместник и наставник в вере. Обоих Мухаммед назначил из курейшитов.

В январе 632 г. Мухаммед совершил паломничество в Мекку, которое мусульманские историки назвали прощальным. Он совершил полностью весь обряд паломничества и по его окончании отправился в Медину. Вскоре он заболел и скончался в июне 632 г.

!! 1й халиф - Абу Бакр был самым старым сподвижником пророка Мухаммада. После его смерти в 632 году, группа авторитетных мединцев из числа ансаров стала обсуждать, кто из них должен стать преемником пророка Мухаммада в управлении делами молодого мусульманского государства. Решительность Умара ибн аль-Хаттаба позволила Абу Бакру стать первым халифом («заместителем») и приступить к распространению ислама.

Отступничество – уход от Ислама или каких то определенных заповедей. Абу Бекар начал войну с отступниками

центральной Аравии движение отступничества возглавил лжепророк Мусайлима. Абу Бакр разделил мусульманскую армию на 11 отрядов, самым сильным из которых был отряд Халида ибн аль-Валида. Халид был направлен в самые трудные места и победил во всех сражениях, в том числе и Мусайлиму в Ямаме[2]. В течение года продолжались военные действия против вероотступников, закончившиеся победой Абу Бакра и объединением арабских племён

После подавления мятежей Абу Бакр начал завоевательные войны за пределами Аравийского полуострова. В 633 г. Абу Бакр послал Халида ибн аль-Валида в Ирак, который был одной из богатейших провинций Сасанидской империи. После этого он отправил 4 армии в Сирию и в 634 году перебросил туда же армию Халида ибн аль-Валида.

!! 2й халиф - в 634 году Абу Бакр заболел и перед смертью завещал назначить халифом Умара ибн аль-Хаттаба. Новый халиф продолжил завоевательные войны против Сасанидов, Византии и Египта. Некогда сильные государства, Византия и Персия изнурили друг друга, что позволило войскам Халифата легко одолеть их. К 640 году вся Месопотамия, Сирия и Палестина отошли под контроль Халифата. В 642 был захвачен Египет, а ещё через год — вся Персидская империя.

Умар ибн аль-Хаттаб заложил основы политической структуры Халифата. Он создал диван, эффективную систему налогообложения. Все наместники (амиры) назначались непосредственно халифом. Умар ввёл в обращение календарь, ведущий свой отчёт от переселения (хиджра) пророка Мухаммада из Mекки в Медину. В 644 году Умар был смертельно ранен персидским рабом Абу Лулу Фирузом

!! 3й халиф - Перед смертью Умар ибн аль-Хаттаб назначил совет из шести человек, которые должны были выбрать халифа из их числа. Все претенденты были курайшитами. Совет уменьшил количество претендентов до двух (Усман и Али) и избрал на пост халифа Усмана ибн Аффана.

Усман ибн Аффан правил двенадцать лет. Несмотря на внутренние проблемы, Усман продолжил завоевательные войны своих предшественников. Армия Халифата завоевала Северную Африку, прибрежные районы Пиренейского полуострова и полностью завоевала империю Сасанидов, дойдя до нижнего течения реки Инд. При Усмане был окончательно собран Коран.

В 656 г. Усман ибн Аффан был убит.

!! 4й халиф - После убийства третьего халифа Усмана ибн Аффана сподвижники пророка Мухаммеда выбрали новым халифом Али ибн Абу Талиба. Вскоре после этого Али уволил ряд наместников, некоторые из которых были родственниками Усмана, и заменил их своими доверенными лицами. При Али столица Халифата была перенесена из Медины в Куфу.

После убийства Усмана часть населения Халифата во главе с Зубайром, Тальхой и Айшой выступила с требованием наказать преступников. Собранная армия вошла в Басру и казнила около 4 000 подозреваемых в смерти Усмана. В Басру прибыл халиф Али со своим войском для ведения переговоров с восставшими. Согласно суннитским источникам, виновные в смерти Усмана инициировали боевые действия, боясь, что переговоры между Али и восставшими закончатся их преследованием и казнью. Сражение между Али и восставшими является первой битвой между мусульманами и известна как «битва верблюда». Халиф Али одержал победу, Тальха и Зубайр были убиты в бою, а жена пророка Мухаммада Аиша была отправлена в Медину в сопровождении Хасана ибн Али.

После этого наместник халифа в Сирии Муавия, который был родственником Усмана, отказался присягнуть халифу до тех пор, пока убийцы Усмана не будут наказаны. Между Али и Муавией произошла битва в Сиффине, закончившееся третейским судом и исходом частью недовольных (хариджиты). В результате Али потерял контроль над большей частью территории Халифата.

В 661 г. Али был убит хариджитом Ибн Мулджамом. Хариджиты надеялись убить «виновников» раскола мусульманской общины — Али, Муавию и Амра ибн аль-Аса, однако убить Муавию им не удалось.

Хасан ибн Али договорился с Муавией о том, чтобы после смерти второго власть в Халифате перешла к Хасану, но смерть Хасана в 661 году развязала руки Муавии, который завещал трон своему сынуЯзиду и основал династию правителей. Создание в 661 г. Омейядского халифата положило конец халифату праведных халифов

 

15.Халифат Омейядов и Аббасидов. Особенности арабского феодализма

Халифат Омейядов (661-750)

После смерти Али его сторонники избрали халифом сына Али Хасана, который под давлениемОмейядов отказался от власти. Омейядская династия (с 661 г. До 750г до н э ), которая осуществила покорениеИспании, перенесла столицу в Дамаск.

Абдаль-Малик (646/647 — 705),5-й халиф (с 685) из династии Омейядов. Во всех землях халифата был проведёнряд реформ, укрепивших власть арабов.Провёл финансовую и налоговую реформы, в результате которых арабызначительно упрочили свою власть в завоёванных ими странах. Ввёл арабский язык в канцеляриях (вместогреческого и среднеперсидского), чеканку монет с арабскими надписями (вместо монет византийского исасанидского трафарета).

Омейядский халифат продолжил завоевательную политику Праведного халифата и завоевал Северную Африку, часть Пиренейского полуострова, Среднюю Азию, Синд, Табаристан и Джурджан[1].

Верховным собственником всех земель халифата выступало государство, в ведении которого находился земельный фонд завоеванных, конфискованных либо переходивших в собственность государства после смерти владельца, не имевшего прямого наследника. Государство взимало с землевладельцев поземельный налог (ушр и харадж)

Для централизации государства была восстановлена почтовая служба, создана центральная казна и государственный архив (диван аль-хатим). Массовый переход в ислам покорённых народов и процесс концентрации в руках мусульман земель, принадлежавших местному немусульманскому населению привело к резкому уменьшению государственных доходов. В 700 году наместника Ирака Хаджадж ибн Юсуф (694—714) обнародовал закон, согласно которому новообращённые мусульмане не освобождались от уплаты джизьи, а при переходе земли от иноверцев к мусульманам последние не освобождались от уплаты хараджа. Данное положение было отменено халифом Умаром ибн Абдул-Азизом в 718—719 годах. Преемники халифа Умара восстановили политику его предшественников, что вызвало новую волну антиомейядских выступлений. В результате восстания под руководством Абу Муслима власть перешла к Аббасидам.

АББАСИДЫ

Халифы из рода Аббасидов пришли к власти при поддержке иранской землевладельческой знати дикхан, которойони предоставили ряд важных постов в государстве. С этого времени правящая верхушка халифата приобрелаполуиранский облик. Столи-цей-Аббасидов стал новый город — Багдад (762 г), построенный недалеко от бывшейсасанидской столицы Ктесифона.В отличие от ОмейядовАббасиды не проводили активной завоевательной политики. Более того, при них былипотеряны некоторые территории, ранее входившие в состав халифата: Испания, где утвердилась собственнаядинастия, созданная последним представителем ОмейядовАбдар-Рахманом, и ряд областей Магриба, но войны сВизантией продолжались почти непрерывно. На рубеже VIII и IX вв. Византия была даже вынуждена платить даньхалифату. Продолжались военные действия на Кавказе и в Средней Азии

Особенности арабского феодализма

В период Багдадского халифата у арабов окончательно оформились феодальные отношения. Основнымэксплуатируемым классом в странах халифата были зависимые крестьяне-общинники. Но арабский феодализмимел свои особенности. Большая часть крестьян-общинников жила на землях халифа и платила феодальную рентунепосредственно государству. По арабским законам вся земля принадлежала халифу, который лишь временноуступал те или иные части ее своим слугам. В связи с этим наследственность крупного землевладельца в халифатебыла менее обеспечена, чем в средневековой Европе. По смерти вельможи имущество его обыкновенно поступалов казну халифа. Исключительно от воли и расположения халифа зависело, передать землю наследнику (илинаследникам) умершего или нет. С другой стороны, ни халиф, ни его знать не имели, как правило, поместий сбарщиной, т.е. отработочной рентой, как это было в феодальной Европе. Если господское хозяйство здесь имеломесто, то рабочей силой в нем обыкновенно были рабы. Зависимые же крестьяне на барщине не работали, адолжны были лишь уплачивать или продуктовую, или денежную ренту.Все же частная феодальная собственность заметно развивалась в период Багдадского халифата. Иктá– земельныенаделы, даваемые за военную службу и соответствующие западно-европейским бенефициям, и мульки -пожалования, превращавшиеся постепенно в наследственное владение, хассы и другие привилегированные земли,которые освобождались от уплаты налогов в казну, были также формами растущего частного феодальногоземлевладени



2016-01-26 1777 Обсуждений (0)
Борьба городов с сеньорами, ее социальные основы и результаты 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Борьба городов с сеньорами, ее социальные основы и результаты

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1777)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.019 сек.)