Создание государством правовой базы и защита конкуренции. Антимонопольная политика государства
Спонтанное развитие рыночных процессов может сопровождаться монополизацией тех или иных сфер хозяйственной жизни. В конце ХIX века в промышленных странах (в первую очередь в США) была осознана необходимость поставить определенный заслон силам монополизации. Наиболее разработанным считается антимонопольное законодательство США, базирующееся на «трех китах»: 1. Закон Шермана (1890 г) – запрещается тайная монополизация торговли, единоличный контроль области, сговор о ценах. 2. Закон Клейтона(1914 г) – запрет ограничительной деловой практики в области сбыта, ценовая дискриминация (только когда это не диктуется спецификой текущей конкуренции), определенные виды слияний. 3. Закон Робинсона-Пэтмэна(1936 г) – запрет на ограничительную деловую практику в области торговли, «ножницы цен», ценовая дискриминация. В 1950 г к закону Клейтона была принята поправка Селлера-Клейтона: уточнялось понятие незаконного слияния. Государственные службы, призванные осуществлять реализацию антимонопольного законодательства, могут руководиться двумя принципами: жестко следуя закону и «принципу разумности». Он означает, что только неразумное ограничение торговли попадает под действие акта Шермана. Практическое воплощение в жизнь данного законодательства является крайне сложным. Антимонопольная политика должна поддерживать конкуренцию, а не ограничивать ее. Исполнительные органы власти ведут не только «карательную», но и профилактическую работу по предотвращению монополистических ограничений, широко используя математического инструментария и теоретического аппарата концепций. В РФ начиная с 1995 г. были приняты такие законы как: «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», «О защите прав потребителей», «О рекламе», «О естественных монополиях», «О государственной поддержке малого предпринимательства» и т.д. При правительстве был создан Государственный комитет по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур (ГКАП, позднее преобразованный в министерство – МАП. Вместе с тем переход от монопольного состояния экономики возможен лишь при мощнейшей государственной поддержке и опеке нового бизнеса, особенно малого и среднего. Эти функции государство должно осуществлять по следующим направлениям: • выделение бюджетных средств и привлечение частных инвестиций в сферу малого и среднего бизнеса, • сохранение для малых предприятий действующей системы льготного налогообложения; • снижение административных барьеров входа, особенно со стороны местной администрации; • информирование и просвещение предпринимателей, в том числе и правовое, с целью формирования у них навыков грамотного поведения в рыночных условиях; • защита предпринимателей от преступных посягательств. В последнее время при выборе модели государственного регулирования все чаще склоняются к тому, что определяющим моментом здесь должна быть не величина государственного участия в экономических преобразованиях (ясно, что оно должно быть масштабным и активным), а его содержание. Билет 27 27. Экономическая роль государства. Необходимость государственного регулирования экономики (ГРЭ) Государство направляет и контролирует совместную деятельность людей и их отношения между собой. ГРЭ деятельность государства по поддержке стабильности воспроизводства и обеспечению условий для развития экономики страны. Необходимость гос-ного регулирования экономики связана с несовершенством рыночного регулирования:Поэтому гос-во берет на себя след функции. Функции гос-ва 1. Разработка и утверждение правовых основ экономики 2. Определение приоритетов макроэкономического развития 3. Реализация социальных ценностей 4. Регулирование эконом дея-ти для достижения поставленных задач и реализации соц ценностей 5. Позитивное решение глобальных проблем 6. производство общественных благ, защита общества от внешних эффектов Объекты макроэкономики 1Общественное про-во-общая совокупность предприятий создающие все многообразие благ. 2.Общ-ый продукт это вся сумма благ продуктов и услуг изготовленных в стране за определенный период. 3Совакупные потребности-сумма потребностей всех членов общества. Макроэкономический регулятор- это общественный способ организация и упорядочивание национального хоз-ва Его функция: 1. Объединяет все хоз-ва в единую систему 2. Стимулирует высоко эеффективное производство. Особенности рыночного регулир. 1.Макроэкономический спрос-это сумма денег,котор члены общества готовы истратить на покупку товаров и услуг, чтобы удовлетворить все потребности 2.Макроэкономическое предложение - сумма цен , товаров и услуг, которые их производители и торговые посредники реализуют всем покупателям.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (747)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |