Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Экономическая сущность конкуренции и конкурентоспособности транспортных предприятий



2016-01-26 1165 Обсуждений (0)
Экономическая сущность конкуренции и конкурентоспособности транспортных предприятий 0.00 из 5.00 0 оценок




Конкуренция в переводе с латинского означает «сталкивание». Она является формой взаимного соперничества субъектов рыночной экономики. В переводе с латинского «соncurrеге» — бежать вместе, «соncurrо» — сталкиваюсь. Эти слова можно понимать как соперничество между людьми в достижении цели. По всеобщему признанию конкуренция является ключевым звеном всего рыночного механизма и рыночной экономики в целом.

Предмет конкуренции на автомобильном транспорте – это автотранспортные услуги, посредством которых соперники стремятся завоевать заказчика-клиента и его деньги. Именно они характерны как для грузовых, так и пассажирских автотранспортных предприятий (АТП), которые в современных условиях выполняют работы и оказывают услуги для заказчиков. И эта ситуация характерна и для других видов транспорта.

Объект конкуренции — это заказчик, за расположение которого борются на рынке автотранспортных услуг противоборствующие стороны.

Высокая конкурентоспособность автотранспортных услуг не является самоцелью для предприятия-производителя, а служит лишь средством получения высокой прибыли.

Под конкуренцией понимается экономический процесс взаимосвязи, взаимодействия и борьбы субъектов рынка за наиболее выгодные условия производства и реализации транспортных услуг.

Рассмотрим несколько обобщенных трактовок конкуренции, наиболее принятых в современной литературе. Конкуренция это:

- соперничество, борьба за достижение лучших результатов на каком-либо поприще;

- борьба между товаропроизводителями за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров, за получение наивысшей прибыли;

- состязательность хозяйствующих субъектов на товарном рынке, когда ни один из них не в состоянии оказать решающего влияния на общие условия реализации однородного товара на данном рынке;

- наличие на рынке большого числа независимых покупателей и продавцов и возможность для покупателей и продавцов свободно выходить на рынок и покидать его.

Конкурентная борьба ведется не только за потребителя, но и за трудовые ресурсы, материалы, капитал, право использовать определенные технические нововведения.

Суть конкуренции выражается пятью силами, действующими в любой отрасли экономики, как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Эти силы влияют на прибыльность отрасли, так как они воздействуют на устанавливаемые тарифы, затраты, необходимые для оказания услуг, величину капитальных вложений и текущих затрат, необходимых для организации производства и противодействия конкурентам.

Появление новых конкурентов приводит к созданию новых производственных мощностей в отрасли, стремлению новичков отвоевать себе долю рынка, что, в конечном счете, снижает общий потениал прибыльности в отрасли. Появление новых конкурентов будет заведомо ограничено на рынках с высокими входными барьерами;

Ожесточенная конкуренция в отрасли между действующими предприятиями сокращает прибыльность из-за роста затрат на повышение конкурентоспособности – на рекламу, стимулирование сбыта, НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы), необходимость решения задачи обойти конкурентов любыми способами. При ценовой конкуренции часть прибыли достается потребителю.

В условиях высокой насыщенности рынка автомобильных перевозок, превышения на нем предложения над спросом, данный вид услуг (и стоящие за ним автотранспортные предприятия) вынуждены вести жесткую борьбу за предпочтения потребителя. Множество автотранспортных предприятий одновременно предлагают различные способы удовлетворения одной и той же потребности клиента на равных или незначительно варьирующих ценовых условиях. В этой ситуации предпочтение потребителя отдается услугам, которые в маркетинге определяются как конкурентоспособные.

Чтобы выявить сущность категории «конкурентоспособность» продукции или услуг, прежде всего, необходимо учитывать, что она применительно к условиям рыночной экономики должна рассматриваться с точки зрения потребителя.

Конкуренция обязывает предприятия создавать конкурентоспособный товар или предоставлять конкурентоспособную услугу. Существует диалектическая связь конкуренции и конкурентоспособности – одно вытекает из другого. Естественно, что категории «конкуренция» и «конкурентоспособность» должны относиться к фиксированному периоду времени и конкретному рынку.

Конкурентоспособность продукции (услуг) – способность продукции (услуг) отвечать требованиям данного рынка в рассматриваемый период.

В современной зарубежной литературе можно встретить следующие определения понятия конкурентоспособности предприятия:

– «релятивная способность форсирования собственной системы целей, намерений и ценностей»;

– «процесс, в котором участники рынка, стремясь к реализации

своих интересов, пробуют представить выгодные по сравнению с другими предложения цены, качества или других факторов, влияющих на заключение сделки»;

– «умение достичь и удержать конкурентное преимущество (первенство)»;

– «соперничество и сотрудничество, одновременно ведущие к познанию как основных технологий, так и потребностей, и требований потребителей»;

– «способность к повышению через предприятие эффективности внутреннего функционирования посредством укрепления и улучшения своей позиции на рынке».

По мнению экспертов Европейского Союза, конкурентоспособность – это умение фирм поддерживать свою базу (свой уровень) удовлетворения потребностей клиента и пользователя при помощи более четкого предложения товаров и услуг на все лучших ценовых или неценовых условиях. Однако ОЭСР (Организация Экономического Сотрудничества и Развития) определяет конкурентоспособность как способность фирм, промышленности, регионов, стран или их группировок как к исправлению (выравниванию) международной конкуренции, так и к постоянному обеспечению возврата высо-кой ставки от использованных факторов производства и уровня занятости. В этих двух дефинициях подчеркивается общественный и эффективный аспекты процесса конкурирования на разных уровнях хозяйствования.

К слабым сторонам рассматриваемых определений надо отнести то, что они в малой степени отражают утилитарный подход к этой категории, а это ограничивает ее использование предприятием на практике.

В отечественной экономической литературе нашли свое отражение трактовки конкурентоспособности как:

– «комплексной характеристики продукции, определяющей возможность ее реализации по мировым ценам»;

– «свойство объектов, характеризующих степень удовлетворения конкретной потребности по сравнению с лучшими аналогичными объектами, представленными на данном рынке».

Конкурентоспособность можно отнести к разным уровням экономической жизни, а также и к областям, с которыми они граничат. В проводимых исследованиях выделяются следующие уровни конкурентоспособности:

– мегаэкономический – охватывающий экономику групп государств, объединенных в интеграционную группировку;

– макроэкономический – охватывающий целую на-циональную экономику в контексте международных сравнений и условий;

– мезоэкономический – определяющий условия функционирования отдельных секторов отраслей экономики;

– микроэкономический – относящийся к предприятиям как основным экономическим субъектам рынка.

Мегаконкурентоспособность охватывает сравнение конкурентной позиции на международной арене стран, объединенных в экономическую группировку.

Макроконкурентоспособность, относящаяся к международной конкурентоспособности экономики страны, имеет структурный характер, который составляет не только итоговая позиция субъектов данной экономики по их отношению к заграничным конкурентам, но также общественная и организационно-техническая инфраструктура, а также организационно-техническая инфраструктура, а также доминирующая в государстве система общественных ценностей. По мнению Мирового экономического форума, конкурентная способность данной страны – это результат преобразований путем производственной деятельности уже существующих ресурсов страны (например, природных ресурсов), либо преобразование созданных ресурсов (например, инфраструктура, человеческий капитал) в экономические результаты, которые потом подтверждаются на международном рынке.

Мезоконкурентоспособность охватывает уровень отрасли или сектора промышленности и характеризует их способность к конкурированию на международном рынке. В основном это относится к экспорту товаров и услуг соответствующей отрасли.

Микроконкурентоспособность определяет условия, создаваемые для основных экономических субъектов, включая механизмы их соперничества.

Существует тесная взаимосвязь между уровнем конкурентоспособности предприятий и всей национальной экономики, которая построена на принципах конкурентоспособности. В пределах мак-роконкурентоспособности преобладают действия центральной власти страны, а также предприимчивость менеджерских кадров предприятий. В последнее время в экономической литературе все чаще уделяется внимание региональному уровню (по отношению к группе государств или регионов) и макро-микроуровню, трактующему отдельного человека как важный элемент всемирно (глобально) развивающейся системы экономики.

Оценкой конкурентоспособности товаров и услуг занимаются различные субъекты рынка – предприятия-изготовители, предприятия сферы услуг, потребительские организации. Но, в конечном счете, оценка конкурентоспособности является прерогативой потребителя. Из ряда аналогов он выбирает товар (услугу), который больше соответствует его потребностям.

Рынок представляет собой ту сферу деятельности и общественных отношений, где товары и услуги, конкурируя между собой, проходят сравнение и проверку на соответствие требованиям потребителей и где выявляются их отклонения от этих требований. При осуществлении выбора товара или услуги каждый индивидуальный потребитель сравнивает ряд аналогов и приобретает именно тот из них, что в наибольшей степени удовлетворяет его потребность.



2016-01-26 1165 Обсуждений (0)
Экономическая сущность конкуренции и конкурентоспособности транспортных предприятий 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Экономическая сущность конкуренции и конкурентоспособности транспортных предприятий

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1165)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)