Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


О ходе реализации решений XXVII съезда КПСС и задачах по углублению перестройки



2016-01-26 499 Обсуждений (0)
О ходе реализации решений XXVII съезда КПСС и задачах по углублению перестройки 0.00 из 5.00 0 оценок




1. XIX Всесоюзная партийная конференция, обсудив доклад Генерального секретаря ЦК КПСС М.С. Горбачева «О ходе реализации решений XXVII съезда КПСС и задачах по углублению перестройки», а также основные итоги первой половины двенадцатой пятилетки, констатирует: выработанный партией на апрельском (1985 г.) Пленуме ЦК и XXVII съезде партии стратегический курс на всестороннее и революционное обновление советского общества и ускорение его социально-экономического развития неуклонно претворяется в жизнь. Приостановлено сползание страны к экономическому и социально-политическому кризису.

Под воздействием идей и дел перестройки происходят консолидация общества, подъем творческой энергии рабочего класса, крестьянства, интеллигенции. Люди поверили в перестройку и выступают за ее углубление, за то, чтобы придать революционным преобразованиям необратимый характер.

Демократизация и гласность коренным образом изменили идейно-политическую и общественную атмосферу.

Начался процесс оздоровления экономики страны, ее поворот к удовлетворению насущных потребностей людей. Набирают силу новые методы хозяйствования. В соответствии с Законом о государственном предприятии (объединении) идет перевод объединений и предприятий на хозрасчет и самоокупаемость. Разработан, широко обсужден и принят Закон о кооперации. Входят в жизнь новые, прогрессивные формы внутрипроизводственных трудовых отношений на основе подряда и аренды, а также индивидуальная трудовая деятельность. Идет перестройка организационных структур управления, направленная на создание благоприятных условий для эффективного хозяйствования первичных звеньев экономики.

Развернутая по инициативе партии работа позволила возобновить рост реальных доходов трудящихся. Реализуются практические меры по увеличению производства продуктов питания и предметов потребления, расширению жилищного строительства. Осуществляются реформы образования и здравоохранения. Духовная жизнь становится мощным фактором прогресса страны.

Значительная работа проведена по переосмыслению современных реальностей мирового развития, обновлению и приданию динамизма внешней политике.

Таким образом, перестройка все глубже входит в жизнь советского общества, оказывает на него все возрастающее преобразующее воздействие.

Вместе с тем конференция отмечает, что процессы перестройки идут противоречиво, сложно, трудно, в противоборстве старого и нового. И хотя налицо позитивные тенденции, есть первые результаты, коренного перелома в экономическом, социальном и культурном развитии не произошло. Механизм торможения полностью еще не демонтирован и не заменен механизмом ускорения. Экономика продолжает во многом движение по экстенсивному пути. Давление валовых, объемных подходов не преодолено.

Структура экономики сохраняет в основном затратный характер. Медленно развертывается научно-технический прогресс, не выполняются планы по увеличению национального дохода и ресурсосбережению. Нет заметного улучшения в качестве продукции. Остается сложным финансовое положение страны. Сохраняется напряжение в снабжении продовольствием, товарами народного потребления, не удовлетворяется спрос населения на услуги. Продолжает оставаться острой жилищная проблема.

Наряду с демократизацией общества радикальная экономическая реформа является фундаментом всей нашей перестройки. Реформа получает теперь новый стимул от преобразования политической системы. Она должна быть в основном завершена в рамках текущей пятилетки. От этого, в свою очередь, зависит и темп, и успех намечаемой реконструкции политической системы. Между тем вводимый новый экономический механизм пробуксовывает подчас из-за того, что в центральных ведомствах не выполняются должным образом соответствующие постановления партии и правительства. Серьезным препятствием интенсивному развитию экономики остаются уравнительность и иждивенчество. Проявляется медлительность в создании условий для широкого распространения кооперативных, подрядных и арендных форм хозяйствования.

Сдерживающее влияние на процессы перестройки оказывает тяжелое наследие застоя. Но медленное осуществление намеченных преобразований нельзя объяснить только этим. Многое коренится в недостатках нынешней работы партийных, государственных, хозяйственных органов, общественных организаций. Отсутствует должная настойчивость и целеустремленность в осуществлении решений XXVII съезда КПСС, январского и июньского (1987 г.) Пленумов ЦК КПСС. Новые демократические методы руководства, открытость и гласность с трудом пробивают себе дорогу, наталкиваются на консерватизм и инертность, догматизм мышления и действия. В различных звеньях общества, включая трудовые коллективы, не изменилось как следует само отношение к труду, к делу. Добросовестное выполнение своих обязанностей не стало еще нормой. Не отвечает требованиям перестройки уровень трудовой дисциплины. Все это сказывается на конечных результатах работы.

На всех ступенях общественной, государственной: и хозяйственной деятельности еще много работников, которые не хотят или не могут расстаться с командно-административными методами, болезненно воспринимают новое. Немало и таких, кого пугают масштабы и глубина перестройки, кто предпочел бы остановиться на полпути, ограничить революционное содержание перестройки полумерами. В то же время есть попытки искусственно подтолкнуть ход событий, перескочить через этапы, раздаются призывы решить все одним махом, не сообразуясь с наличием объективных предпосылок и уровнем общественного сознания.

В целях преодоления бюрократических методов управления, характерных для административно-командной системы, конференция решительно поддерживает курс на преобразование функций и стиля работы министерств и других центральных ведомств, ликвидацию излишних звеньев и передачу их прав на места, существенное сокращение аппарата и повышение квалификации занятых в нем кадров. Дело это недопустимо затягивать на долгое время.

Отстает от задач перестройки деятельность многих партийных организаций, которые не сумели своевременно и правильно оценить причины торможения, выжидают, проявляют нерешительность в борьбе со старым и в быстром освоении новых форм и методов деятельности.

Все это говорит о том, что перестройка нуждается в дальнейшем углублении и в надежных гарантиях ее необратимости. Конференция подчеркивает, что перестройка- единственно возможный путь укрепления и развития социализма, решения назревших проблем общественного развития в интересах народа. По этому пути надо идти твердо и решительно, проявляя выдержку и реалистически используя возможности каждого данного этапа.

Конференция считает, что на первый план сегодня выдвигается кардинальная реформа политической системы. Именно она должна открыть новые возможности углубления перестройки во всех областях общественной жизни и обеспечить гарантии ее необратимости.

2. В социально-экономической сфере важнейшей задачей является ускорение решения насущных проблем народного благосостояния.

Прежде всего надо добиться существенного улучшения продовольственного снабжения страны. Это крупнейший социально-политический вопрос. Кратчайший путь к его решению лежит через всемерное раскрытие потенциала колхозов и совхозов на основе развития разнообразных форм подряда и аренды, создания широкой сети кооперативов как в рамках существующих хозяйств, так и во взаимосвязях с другими предприятиями и отраслями экономики. Необходимо принять неотложные меры по улучшению транспортировки, переработки, хранения и реализации сельскохозяйственной продукции, эффективно использовать средства, выделенные для технического перевооружения и строительства предприятий этих отраслей.

Конференция считает, что сейчас в стране созрели необходимые условия для повсеместного перехода колхозов и совхозов на новые принципы хозяйствования, и все препятствия, мешающие этому,- и на местах, и в центре – должны быть устранены. Особая ответственность за решение этой задачи ложится непосредственно на руководителей и специалистов колхозов в совхозов, сельских коммунистов, Советы народных депутатов.

Должны быть немедленно прекращены всякие попытки командовать колхозами и совхозами. Они в состоянии самостоятельно решать вопросы внутрихозяйственной деятельности, определять формы межхозяйственных связей и производственного обслуживания. Коренными вопросами современной аграрной политики являются социальное переустройство деревни, улучшение условий труда и жизни на селе, обеспечение его необходимыми материально-техническими ресурсами. Суть аграрной политики в том, чтобы восстановить социально-экономическое равновесие между городом и деревней, изменить производственные отношения в самом сельском хозяйстве.

Используя возможности нового механизма хозяйствования, необходимо ускорить насыщение рынка разнообразными товарами и услугами, повсеместно развернуть работу по увеличению выпуска товаров народного потребления. Требуется коренное перевооружение легкой промышленности и других отраслей, выпускающих товары массового спроса. Должны быть широко использованы местные ресурсы, возможности кооперативного движения и индивидуальной трудовой деятельности. Необходимо повысить заинтересованность местных Советов, трудовых коллективов в увеличении производства товаров для удовлетворения потребностей населения региона.

Конференция одобряет принятые меры по резкому увеличению объемов, темпов и улучшению качества жилищного строительства с целью выполнения поставленной XXVII съездом КПСС задачи обеспечить к 2000 году практически каждую семью отдельной квартирой или домом. Отмечая, что расширение масштабов государственного, кооперативного и индивидуального жилищного строительства, инициативу в этом, деле трудовых коллективов, местных Советов сдерживают слабость строительной индустрии и прежде всего нехватка строительных материалов, острый дефицит специальных машин и оборудования, конференция высказывается за безотлагательное решение этих, вопросов правительственными органами СССР и союзных республик.

Одновременно следует тщательно проработать и решить вопросы, связанные с поддержанием в надлежащем состоянии жилого фонда, обеспечением демократического контроля за распределением квартир и установлением справедливого порядка в оплате жилья.

Конференция считает важнейшей задачей безусловное выполнение принятых программ по здравоохранению и охране окружающей среды, улучшению экологической обстановки в стране. В основе всех мероприятий в этих сферах должны быть интересы людей, социальная ориентация, а эффективность работы- значительно поднята за счет внедрения методов экономического стимулирования и современногонаучно-инженерного обеспечения.

Стержнем всей структурной и инвестиционной политики, исходной основой формирования темпов и пропорций воспроизводства должна стать линия XXVII съезда КПСС на социальную переориентацию экономики. Она неразрывно связана с новым качеством экономического роста, всесторонней интенсификацией производства, ресурсосбережением, ускорением научно-технического прогресса, реконструкцией машиностроения. Такой подход должен определять и концепцию тринадцатой пятилетки.

Развивая и углубляя экономическую реформу, необходимо завершить формирование нового экономического механизма, довести принципы реформы до каждого первичного трудового коллектива, до каждого рабочего места. Надо резко усилить заинтересованность людей в наивысших конечных результатах, до конца преодолеть уравнительность, смелее и повсеместно руководствоваться принципом оплаты труда по его количеству и особенно качеству, не допускать такого положения, когда можно безбедно жить при плохой работе.

Конференция подчеркивает, что решение всех экономических и социальных задач может быть обеспечено только на основе добросовестного и высокопроизводительного труда советских людей.

Считать целесообразным в рамках нынешней пятилетки осуществить отработку хозяйственного механизма, перестройку организационных структур управления в центре и на местах и системы внешнеэкономических связей. Ускорить переход к оптовой торговле средствами производства, осуществление программы финансового оздоровления народного хозяйства, включая наведение порядка в бюджете, финансово-кредитной системе, деятельности банков. После всенародного обсуждения провести реформу ценообразования, пересмотр оптовых, закупочных и розничных цен. При осуществлении реформы розничных цен твердо исходить из принципа, что изменение цен не должно нанести какого-либо ущерба жизненному уровню людей.

3. Революционная перестройка невозможна без всемерной активизации интеллектуального, духовного потенциала общества, прогресса науки и техники, без увеличения научно-технического вклада ученых и инженерных кадров, повышения их престижа и улучшения условий работы, без современного уровня всей системы образования и роста общей и политической культуры народа.

Конференция подчеркивает важное значение интенсивного развития фундаментальных и прикладных наук, решения острой проблемы внедрения открытий и изобретений в практику, постоянной связи науки с производством. Нужны новые формы организации научной жизни. Насущно необходима глубокая перестройка в общественных науках, которым предстоит до конца преодолеть догматизм и отрыв от жизни. Их долг – творчески разрабатывать актуальные и перспективные вопросы развития социализма, проблемы мирового развития, повысить реальную отдачу для политики, для общества.

Конференция высказывается за дальнейшую демократизацию сферы науки и культуры, за создание и развитие отвечающей требованиям перестройки общества материальной базы для этой сферы. Поддерживая многообразие поисков и художественного постижения истины, состязательность, новаторство и преемственность, партия рассчитывает на активность, самоотдачу и высокую ответственность перед народом деятелей науки, литературы и искусства.

Конференция придает принципиальное значение приращению теоретического арсенала перестройки, обновлению идеологической работы, освобождению ее от рутины, пустословия и шаблонов, соответствию ее содержания и тона реальностям жизни, умению вести честный, прямой разговор с людьми по всем интересующим их вопросам.

Ответственная задача КПСС, всего нашего общества- воспитание и образование молодого поколения. Конференция требует последовательной и ускоренной реализации реформы средней и высшей школы. Это касается и укрепления их материальной базы, и главное- роли учителя, преподавателя, воспитателя.

Партия видит активную и инициативную силу перестройки в молодежи. Конференция считает необходимым иметь сильную, целостную государственную политику в отношении подрастающего поколения, создающую условия, которые позволяли бы молодежи как можно раньше обретать самостоятельность, максимально раскрывать свои способности и реализовывать свои жизненные цели, быть лучше подготовленной к тому, чтобы своевременно принимать на себя экономическую, политическую и моральную ответственность за судьбу страны, за судьбу социализма.

Конференция выступает за полное восстановление ленинских традиций партийного руководства комсомолом, соблюдение его организационной самостоятельности, права участвовать в политической деятельности и выработке политики, отстаивать интересы молодежи в партийных, советских и хозяйственных органах. Особую ответственность перед всем обществом комсомол несет за свою работу в пионерском движении – этой первоначальной школе гражданственности и нравственности.

Конференция обращает внимание на необходимость более энергично решать проблемы, непосредственно затрагивающие интересы женщин. Женщины должны быть широко представлены в руководящих органах снизу доверху. Необходимо возвышать их роль в обществе и политической жизни, защищать и оберегать авторитет и права матери, создавать условия для выполнения ею своих обязанностей, усилить заботу о молодых семьях.

4. Конференция одобряет изложенные в докладе М.С. Горбачева предложения о реформе политической системы и высказывается за их практическую реализацию.

Ключевое значение имеет разграничение функций партийных и государственных органов и возрождение полновластия Советов снизу доверху. Вместе с реформой судебной системы и других институтов, обеспечивающих правовое регулирование взаимоотношений между государством и гражданами, охрану политических, экономических, социальных и личных прав всех членов общества, это направлено в конечном счете на завершение создания социалистического правового государства, в котором высшим принципом будет безусловное подчинение всего и всех закону.

Конференция считает важнейшими предпосылками эффективного функционирования политической системы преобразование высшей власти в государстве, предусматривающее созыв съездов народных депутатов СССР, деятельность на регулярной основе двухпалатного Верховного Совета, учреждение поста Председателя Верховного Совета, демократическое использование ими своих прерогатив, конституционно регламентированное взаимодействие всех высших эшелонов власти, включая Совет Министров СССР.

Конференция высказывается за обновление в духе перестройки деятельности общественных организаций и объединений – профсоюзных, комсомольских, женских, ветеранских и других, творческих союзов – и значительное повышение их роли в функционировании политической системы, в реализации и координации интересов различных слоев населения на благо всего народа.

5. Конференция отмечает, что КПСС, взяв на себя революционную инициативу, сумела дать объективный критический анализ состояния общества и самой партии, выдвинула программу перестройки, сплотила широкие народные массы вокруг ее идей, организовала практическую работу по революционному преобразованию общественных отношений. Таким образом, Коммунистическая партия еще раз продемонстрировала, что она является носителем программных целей общества, выступает как авангард народа.

В условиях разграничения функций партийных и государственных органов должна быть во всей полноте и с учетом современных условий возрождена ленинская концепция партии как авангарда общества, который, основываясь на марксистско-ленинском учении, обеспечивает теоретическую разработку важнейших вопросов развития страны, занимается выработкой идеологии перестройки и через это, через организаторскую работу в массах, вдохновляя и воодушевляя их, дает правильное, социалистическое направление движению всего нашего многонационального общества вперед. Партия осуществляет кадровую политику, обеспечивая рациональную расстановку кадров через демократические механизмы преобразованной политической системы. Свою политическую линию КПСС должна проводить через коммунистов, работающих в государственных и хозяйственных органах, в общественных организациях и трудовых коллективах. Партия действует в рамках Конституции и советских законов.

Решение судьбоносных для страны и социализма задач перестройки требует повышения руководящей роли партии и новых критериев оценки выполнения ею этой своей роли.

КПСС никогда не допустит впредь повторения чего-либо подобного тому, что связано с периодами культа личности и застоя, которые вызвали глубокие деформации в социалистическом обществе, задержали его развитие на целые десятилетия, привели к огромным человеческим жертвам и неисчислимым нравственным и идейным потерям.

6. Конференция одобряет международную деятельность ЦК КПСС, основанную на новом политическом мышлении, новые методы включения миролюбивых намерений Советского Союза в мировую политику. Подтверждает, что только политический подход к разрешению противоречий мирового развития и урегулированию конфликтных ситуаций открывает для СССР возможность сыграть предназначенную ему историей роль в обеспечении выживания человечества и его дальнейшем прогрессе.

В этом контексте конференция высоко оценивает принципиальную линию и предпринятые практические меры по укреплению интернационалистского взаимодействия с социалистическими странами, улучшению советско-американских отношений, оживлению общеевропейского процесса, развитию связей в азиатско-тихоокеанском регионе, Латинской Америке, Африке, плодотворные контакты с Движением неприсоединения, различными политическими партиями и мировой общественностью. Одобряет усилия в поддержку авторитета Организации Объединенных Наций и по урегулированию региональных конфликтов на принципах национального примирения и свободы выбора.

Конференция считает правильным подход советского руководства к проблеме устранения угрозы войны посредством откровенного, конструктивного диалога и разоружения, открывший путь к заключению Договора по РСМД, переводу в практическую плоскость переговоров о ядерных, химических и обычных вооружениях.

Конференция полностью одобряет решение о выводе войск из Афганистана на основе женевских соглашений и отношения с этим нашим соседом как независимым, нейтральным, неприсоединившимся государством.

Внешнеполитическая деятельность должна вносить все больший вклад в высвобождение ресурсов страны на мирное строительство, на перестройку и быть тесно увязана с демократизацией общества, включая процесс выработки решений и контроля за их исполнением.

Все оборонное строительство должно отныне быть ориентировано преимущественно на качественные параметры – как в отношении техники, военной науки, так и состава вооруженных сил. Гарантируя надежную безопасность Советского государства и его союзников, оно должно осуществляться в строгом соответствии с нашей оборонительной доктриной.

Перестройка нуждается во внешней политике, адекватно отражающей ее гуманистическую сущность, открывающей советскому обществу широкий выход на взаимовыгодное сотрудничество и многообразные демократические связи с окружающим миром.

Конференция подтверждает курс КПСС на неизменную солидарность с борьбой коммунистических и рабочих партий, всех общественных сил за мир и социальный прогресс, за свободу и демократию.

7. Выражая волю 20-миллионной армии коммунистов, коренные интересы советского народа, конференция заявляет: партия будет настойчиво и целеустремленно углублять процесс революционной перестройки, обеспечивать ее необратимость, делать все, чтобы достичь ее целей.

Конференция призывает все парторганизации, всех коммунистов и беспартийных еще активнее включиться в процессы обновления общества, имеющие историческое значение для судеб Родины.

8. Конференция считает необходимым, чтобы Центральный Комитет КПСС обеспечил рассмотрение всех конкретных предложений и просьб, высказанных делегатами конференции от имени избравших их коммунистов, а также предложений и вопросов, изложенных в коллективных и индивидуальных обращениях, направленных в ее адрес в ходе обсуждения Тезисов, и информировал о результатах рассмотрения через средства массовой информации.

 

 

Первый этап перестройки хронологически охватывает период с весны 1985 года до конца 1986 года. Начало ему положил апрельский (1985 г.) пленум ЦК КПСС. На нем была выдвинута задача достижения качественно нового состояния советского общества. Его составными были названы: научно-техническое обновление производства и достижение мирового уровня производительности труда, совершенствование общественных и экономических отношений, глубокие перемены в сфере труда, материальной и духовной жизни людей, активизация всей системы политических и общественных институтов. Магистральный путь достижения данной цели виделся в существенном ускорении социально-экономического развития общества, и главное — в ускорении научно-технического прогресса, реконструкции народного хозяйства на базе новейших достижений науки и техники.

Делать это представлялось абсолютно необходимым, так как «не заметив» технологической революции на Западе в последнюю четверть века, наша страна фактически не приняла в ней участия. Угрожающе нарастало отставание в научных разработках по многим направлениям, внедрениям результатов этих разработок в производство. Почти в 3 раза превосходя США по количеству инженеров, страна получала в 40 раз меньше средств от продажи лицензий за рубеж. По сравнению с нами Япония в 1986 году на одного работника зарегистрировала в 540 раз больше заявок на рационализаторские предложения.

Инициаторы перестройки ближайший резерв ускорения видели в необходимости наведения элементарного порядка в народном хозяйстве, укреплении дисциплины, повышении организованности и ответственности, подтягивании отстающих участков. Одним словом, главное было в том, чтобы прибавить в работе.

Такие же подходы были характерны и для XXVII съезда КПСС (март 1986 г.). Главное в этих подходах — не слом административно-командной системы, а ее совершенствование, не радикальная переделка всего общественного здания, а лишь исправление отдельных недостатков. Развитие экономики по-прежнему ориентировалось на затратный путь, источники финансирования новых программ основательно определены не были.

Первые годы перестройки показали, что нельзя достичь серьезного ускорения и оздоровления общества без кардинальных изменений. Для ускорения были нужны: слом механизма торможения и создание механизма ускорения, крупные структурные перемены в производительных силах, производственных отношениях и надстройке.

Второй этап перестройки — с января 1987 г. по апрель 1988 г.: предпринимаются попытки внутрипартийной реформы, приняты законы о госпредприятии и кооперации. Были намечены контуры экономической реформы с целью перехода от административных к преимущественно экономическим методам руководства.

Однако руководство страны пыталось провести это в рамках административно-командной системы, не ломая ее основ. Это вызвало рост радикальных настроений в обществе.

В выступлении на Пленуме 1987 года Первого секретаря Московского горкома партии Б. Н. Ельцина прозвучала резкая критика нерешительности и непоследовательности в проведении курса реформ, а также персональная критика Е. К. Лигачева, возглавлявшего консервативные силы. Это резко повысило рейтинг Б. Н. Ельцина как политического деятеля и заложило основу его триумфального восхождения на политическую арену.

Работа комиссии по дополнительному изучению материалов, связанных со сталинскими репрессиями, бурный рост самиздатовской прессы, настойчивые попытки обретения собственной позиции, независимости суждений помогали людям преодолеть стереотипы в восприятии истории и современности и избавиться от догматического видения мира. Естественно, что такие события заставили консолидироваться и консерваторов.

Третий этап перестройки— с апреля 1988 г. по март 1990 г. В результате подъема политической активности народа начинается бурный рост неформальных групп, организаций и движений. В 1989 г. в стране насчитывалось уже до 30 тысяч общественных объединений различной направленности (политических, национальных, экологических). 1989 г. стал для страны и годом массового появления политических партий, т. е. советское общество начинает постепенно становиться многопартийным. Катализатором этих процессов явилась XIX Всесоюзная конференция КПСС (июнь 1988 г.), на которой впервые был поставлен вопрос о необходимости глубокой реформы политической системы, направленной на формирование гражданского общества и правового государства.

Однако, очень скоро стало ясно, что этого радикализма недостаточно. Широко продолжали использоваться старые административно-командные подходы к решению проблем: совершенствование госприемки для повышения качества продукции, создание госагропрома для улучшения положения с продовольствием, антиалкогольная кампания. Резкое сокращение производства спиртного нанесло сильнейший удар по балансу между товарной и денежной массой, привело к вырубке виноградников, росту самогоноварения и спекуляции.

В итоге повышение эффективности производства не произошло, средняя зарплата заметно возросла и трудная ситуация на потребительском рынке еще больше обострилась.

 

 

Изменения в государственно-политической системе СССР в годы перестройки

Вторая половина 1980-х гг. вошла в историю нашей страны под названием «эпоха перестройки». Характер перестройки, её общий ход и размах во многом определялись интересами правящей элиты, которую не устраивала зависимость личного благополучия от служебного положения. Чтобы узаконить свое господство и стать настоящими собственниками, номенклатуре нужно было уничтожить социалистическую собственность и партийно-государственную систему власти. Перестройка получила, особенно на начальном этапе, поддержку народа, который рассчитывал на достижение более справедливого порядка. Самообману народа способствовало постепенное развертывание преобразований, объявление их обновлением социализма. Модернизация системы власти не предусматривалась пленумом 1985 г., в решениях которого речь шла лишь об ускорении социально-экономического развития страны. Но проведение политики гласности и ослабление цензуры, а также отсутствие позитивных результатов в экономике позволили партийно-государственному руководству сделать более смелый шаг и в 1987 г. заявить о необходимости перестройки как глубоких, но социалистических по характеру преобразований. Наряду с экономической реформой её главным направлением стала реформа политической системы.

Первые политические сдвиги в обществе начались в 1986 г., когда был упрощен выезд из СССР, освобождались диссиденты и начался процесс реабилитации жертв сталинских репрессий. Была провозглашена демократизация общественно-политической жизни, гласность привела в движение широкие слои интеллигенции, возникли многочисленные общественные движения и клубы в поддержку перестройки. На партийных собраниях, в трудовых коллективах, на митингах шло обсуждение нового правительственного курса. В 1987 г. был проведен эксперимент – выборы в органы власти в ряде мест проводились на альтернативной основе. Состоявшаяся в июне 1988 г. XIX Всесоюзная партконференция обсудила ход преобразований и определила основные направления перестройки, в т. ч. политическую реформу. Её целью было формирование социалистического правового государства. Для этого предполагалось разграничить компетенцию партии и Советов, что осуществлялось под лозунгом – «Вся власть Советам!». В декабре 1988 г. Верховный Совет СССР принял законы об изменении структуры высших органов власти и избирательной системы. Учреждался новый орган власти – Съезд народных депутатов. Верховный Совет реорганизовывался в постоянно действующий орган. Вводились выборы на альтернативной основе и выборы от партий и общественных организаций. В марте 1990 г. была учреждена должность Президента СССР и одновременно из Конституции убрана 6 статья о руководящей роли КПСС в обществе. Это создало условия для формирования многопартийной системы и одновременно для разрушения старой системы власти.

По измененной Конституции высший орган власти – Съезд народных депутатов был правомочен рассматривать любой вопрос, относящийся к ведению Союза. Только он мог принимать и изменять Конституцию, решать вопросы национального строительства, изменять границы СССР и союзных республик, утверждать основные направления государственной политики и перспективные планы развития, избирать Верховный Совет, его председателя и заместителей. Срок полномочий съезда устанавливался в 5 лет, он должен был собираться не реже 1 раза в год. В реальности за 3 года съезды созывались чаще. Проходили они в обстановке гласности и открытости.

С образованием съезда изменился правовой статус и порядок формирования Верховного Совета. Он превратился в постоянно действующий законодательный и распорядительный орган государственной власти. Избирался Верховный Совет на съезде из числа его депутатов, состоял из 2 палат (Совет Союза и Совет Национальностей). Ежегодно он должен был обновляться на 1/5 часть. Верховный Совет имел широкие полномочия: он назначал выборы народных депутатов, утверждал членов правительства, образовывал и упразднял центральные органы, избирал судей высших судов, назначал и смещал Генерального прокурора, принимал законы, ратифицировал и денонсировал международные договоры. Для предварительного рассмотрения законопроектов его палаты могли создавать постоянные комиссии, а Верховный Совет в целом – постоянные комитеты. Его работой руководил избираемый съездом Председатель Верховного Совета.

14 марта 1990 г. III съезд народных депутатов СССР учредил пост Президента СССР. Он избирался на 5 лет всенародным голосованием, но первый Президент СССР М.С. Горбачев был избран Съездом народных депутатов. Президенту отводилось важное место в системе высших государственных органов: он являлся главой государства, обеспечивал взаимодействие органов власти и управления, представлял на утверждение Верховного Совета кандидатуры главы правительства, министров и Генерального прокурора, назначал и смещал высшее военное командование, вел международные переговоры, назначал и отзывал дипломатических представителей, мог объявлять мобилизацию и состояние войны, вводить военное и чрезвычайное положение. В декабре 1990 г. его полномочия расширились. Президенту непосредственно было подчинено правительство, которое переименовано в Кабинет министров. Президент мог единолично назначать его членов. Одновременно вводилась должность вице-президента, который выполнял поручения президента и мог замещать его во время болезни или отставки. Президент возглавлял Совет Безопасности, Президентский Совет и Совет Федерации, в состав которого входили руководители союзных республик. Еще в декабре 1989 г. образован Комитет конституционного надзора, задачей которого было наблюдение за тем, чтобы конституции и законы союзных республик не противоречили Конституции СССР. Но он не был наделен правом их отмены, давая лишь свое заключение, которое направлялось органу, издавшему данный акт. Комитет формировался на 10 лет, что объяснялось желанием обеспечить его независимость от политической конъюнктуры.

Съезд народных депутатов СССР.В 1988 — 1990 гг. в Конституцию СССР были внесены изменения, перестроившие всю систему высших органов государственной власти и управления. Важнейшее место в ней занимал Съезд народных депутатов СССР.

Этот орган наделялся всей полнотой власти в стране и был правомочен рассматривать любой вопрос, отнесенный к ведению Союза ССР. К исключительным полномочиям Съезда относились: принятие Конституции и внесение в нее поправок; вопросы национально-государственного устройства; границы СССР и границы союзных республик; определение основных направлений внутренней и внешней политики; утверждение перспективных государственных планов; избрание Верховного Совета СССР, а также Председателя и первого заместителя Председателя Верховного Совета.

Количественный состав Съезда был установлен в 2250 депутатов. Одна треть (750 депутатов) избиралась от территориальных ок­ругов, другая треть (750 депутатов) — от национально-территориальных округов по следующим нормам представительства: 32 депутата от союзной республики, 11 депутатов — от автономной республики, 5 депутатов — от автономной области и по 1 депутату — от автономного округа. Выборы депутатов в округах проводились на альтернативной основе. Наконец, последняя треть (750 депутатов) избиралась от общесоюзных общественных организаций на их форумах. При этом закон о выборах определял квоту для организаций, исходя из их роли в общественно-политической жизни страны. Так, по 100 мест



2016-01-26 499 Обсуждений (0)
О ходе реализации решений XXVII съезда КПСС и задачах по углублению перестройки 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: О ходе реализации решений XXVII съезда КПСС и задачах по углублению перестройки

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (499)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.02 сек.)