Традиционные и новые формы организации методической работы в ДОУ
В работах К.Ю. Белой, Л.М. Волобуевой, Л.М. Денякиной, Е.В. Коротаевой, Т.П. Колодяжной, Е.П. Милашевич, Л.В. Поздняк представлены следующие традиционные и новые формы организации методической работы в ДОУ: Педагогические советы, психолого-педагогические семинары и семинары-практикумы, консультации, научно-практические, методические объединения; читательские и зрительские конференции; педагогические чтения; школа передового опыта; групповое наставничество, конкурс педагогического мастерства, работа над единой методической темой; ролевые, деловые обучающие игры; творческие микрогруппы и др. Все формы методической работы можно объединить в три группы: - локальные (внутри образовательного учреждения): семинары-практикумы, индивидуальные и групповые консультации; защита конспектов, занятий и уроков, взаимопосещения, анализ и самоанализ урочной деятельности; творческие отчеты, методические совещания и др.; - интраактивные (между образовательными учреждениями одного района): психолого-педагогические проблемные семинары; методические кабинеты, службы, центры; деловые и ролевые игры; конкурсы педагогов; неформальные объединения педагогов, педагогические клубы и др.; - интерактивные (межрайонные, городские, областные, федеральные): теоретические и научно-практические конференции; педагогические фестивали; разнообразные выставки (пособий, дидактических материалов, продуктов детского творчества); «школы мастерства»; педагогические чтения, курсы повышения квалификации, конкурсы «учитель года» и др. Все формы методической работы организуются и проводятся с учетом категории педагогов, уровня их подготовленности, стажа работы, образования и условий организации деятельности ДОУ. Для всех этих форм общим является анализ состояния обсуждаемой проблемы. Одной из самых распространенных форм методической работы в дошкольном образовательном учреждении является методический кабинет, который считается многофункциональным по своему предназначению.
ЛЕКЦИЯ №5 Методический кабинет в ДОУ
Основные блоки методического кабинета: аналитико-диагностического обеспечения деятельности; повышения педагогического мастерства; програмно-методический блок; информационный блок; Методический кабинет современного ДОУ, по мнению К.Ю. Белой, должен рассматриваться как «…творческая мастерская, где педагог может получить конкретную методическую помощь в организации воспитательно-образовательного процесса» [2003.C. 88]. А.И. Васильева, Н.Ю. Честнова методический (педагогический) кабинет называют центром всей методической работы, так как «ему принадлежит ведущая роль в оказании действенной помощи воспитателям, в организации педагогического процесса, в работе с родителями, в повышении педагогического мастерства и организации самообразования». Методический кабинет, по мнению авторов – это копилка традиций ДОУ. Задачами методиста (старшего воспитателя) ДОУ является создание условий для того, чтобы накопленный педагогический опыт стал «живым», доступным для его реализации воспитателями в работе с детьми. Авторы утверждают, что правильно поставленная работа в методическом кабинете способствует повышению методической подготовленности всего педагогического коллектива в вопросах качества организации воспитательно-образовательного процесса ДОУ [1990.C. 122]. Основной целью методического кабинета является оказание методической помощи педагогам в развитии профессиональной компетентности педагогов и их профессиональном самосовершенствовании. Так, Н.Ю. Честнова считает, что кабинет должен «провоцировать» педагогов на творчество, побуждать к совершенствованию профессионального мастерства. Методический кабинет должен быть доступен каждому педагогу, иметь удобный, гибкий график работы. Автор подчеркивает, чтобы успешно решать задачи, связанные с оказанием методической помощи педагогам, повышением их квалификации и общего образовательного уровня, необходимо подбирать для кабинета материал, соответствующий самым современным методическим требованиям, и тщательно продумывать его систематизацию [2004.C.483]. К сожалению, педагогический опыт показывает неэффективное использование методического кабинета в методической работе с педагогическими кадрами в ДОУ по многим причинам: - недопонимание методистом (старшим воспитателем) и педагогами роли и возможностей методического кабинета; - несоответствие организационных условий методической деятельности; - недостаточная оснащенность кабинета (чаще всего из-за недофинансирования); - отсутствие или несоответствие графика работы педагогов в кабинете с графиком деятельности методиста и т.д.; - устаревшие, неэффективные формы работы с педагогами в методическом кабинете; - несовершенство его структурно-функционального предназначения. Список литературы: 1. Белая К.Ю. 300 ответов на вопросы заведующей детским садом / К.Ю. Белая. - М.: ООО АСТ, 2003. - 393 c. 2. Беляева В.А. Петренко А.А. Деятельность педагога - методиста в системе муниципального образования /В.А. Беляева, А.А. Петренко М.: АРТИ, 2004. - 160 с. 3. Буйлова Л.Н., Кочнева С.В. Организация методической службы учреждений дополнительного образования детей: учебн.-метод. пособие. М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 160 с. 4. Васильева А.И., Бахтурина Л.А., Кобинина И.И. Старший воспитатель детского сада / - М.: Просвещение, 1990. - 141 с. 5. Волобуева Л.М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами / Л.М. Волобуева. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 96 с. 6. Дуброва В.П., Милошевич Е.П. Организация методической работы в дошкольном учреждении / В.П. Дуброва, Е.П. Милошевич. - М.: Новая школа, 1995. - 124 с. 7. Ильенко Л.П. Теория и практика управления методической работой в общеобразовательных учреждениях Л.П. Ильенко. - М.: АРКТИ, 2003 .- 95 с. 8. Колодяжная Т.П. Управление современным дошкольным образованием. / Т.П. Колодяжная. - Ростов- н/Дону: «Учитель» 2002. - 190 с. 9. Макарова Т.Н. Планирование и организация методической работы в школе Т.Н. Макарова. - М.: Педагогический поиск, 2002.- 160 с. 10. Российская педагогическая энциклопедия: В 2т. - М.: Большая Рос. Энциклопедия, 1993. – Т.1. - 608 с. 11. Словарь-справочник по педагогике / авт-сост. В.А. Мижериков; Под общ.ред. П.И. Пидкасистого. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 448 c. 12. Честнова Н.Ю. Настольная книга методиста детского сада / Н.Ю. Честнова. - Ростов- н/Д:Феникс, 2004. - 672 с.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3771)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |