НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ УЧАСТНИКИ В СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЙ СФЕРЕ
Глава 8 ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ WEB 2.0 (на примере деятельности интернет-сообществ) Введение Сегодня вопрос о том, можно ли считать интернет-сообщества акторами мировой политики, вызывает значительный научный интерес и при этом достаточно спорный. Очевидно, что сами по себе социальные интернет-сервисы (Twitter, Facebook и др.) являются не акторами, а инструментами обеспечения интересов участников мировой политики. Компании, которые управляют социальными интернет-сервисами (в частности, Facebook), также нередко становятся глобальными, приобретая статус ТНК. Интересы всех этих акторов лежат в политической, экономической, социальной, культурной и других сферах. В данном случае стоит подробнее остановиться именно на политических интересах и новых инструментах для их достижения. Сегодня широкий спектр акторов, участвующих в политике, воспринял использование передовых технологий. Что касается государств, то широкое распространение получили персональные страницы политических деятелей и ведомств в социальных сетях. С появлением технологий Web 2.0 участниками информационного пространства становятся также обычные люди (журналисты, общественные активисты и даже солдаты), которые размещают в Интернете в режиме общего доступа фотографии, видеозаписи, свои идеи и комментарии. Это интересно -------------------------------------------------- Примерами Web 2.0 являются серверы, в которых пользователи публикуют свои тексты, фотографии, аудио- и видеозаписи, обмениваются ими с другими пользователями по всему миру. Наиболее известные серверы — YouTube, My Space, Twitter, инструменты Google. Особенность Web 2.0 по сравнению с предыдущими интернет-технологиями состоит именно в том, что в формировании содержания сайтов участвует не единственный системный администратор, просто публикующий информацию на сайте без возможности обратной связи, а цепочка обычных пользователей, объединенных в горизонтальную систему, которые работают над обновлением сайта1. Предпосылкой появления Web 2.0 можно считать кризис электронной торговли 2001 г. В основе лежат именно свободные программы. Для Web 2.0 характерна слабая кооперация, т.е. объединение для общего проекта огромного числа людей. «При сильной кооперации изначально некий проект создается несколькими людьми, они его основатели, они замыкаются в себе и не склонны принимать посторонних, а при слабой кооперации участвуют тысячи людей, она открыта, приветствует новых участников»2. Бизнес также показывает в этой сфере определенную эффективность. Бум краудсорсинговых проектов3 начался в середине 2000-х годов именно с того, что коммерческие компании решили экономить за счет бесплатного использования «коллективного разума» интернет- пользователей, а не нанимать дорогостоящих экспертов в разработке новых идей для бизнеса. Затем опытом бизнеса заинтересовались власти государств, поняв, что краудсорсинг может быть использован и в сфере оказания госуслуг. Сегодня много говорится о том, что существует аналогия между управлением бизнесом и государством. Она заключаются в следующем: ■ В коммерческой, в некоммерческой сфере и в сфере управления государством инновации все чаще исходят от малых проектов на низовом уровне управления. Это может быть применимо и к Google, и к различным ведомствам. ■ Обычные пользователи могут рассматриваться в качестве разработчиков, которые способны выступить с новым продуктом или поднять его конкурентоспособность, а не только в качестве потребителей. ■ Все большее значение имеют технологии, которые не требуют значительных затрат и которые вписываются в сетевые формы организации. Например, и для бизнеса, и для государства это свободное программное обеспечение (особенно в условиях финансово-экономического кризиса). ■ В социальных интернет-сетях и в госуправлении наиболее успешной тактикой является то, что Дж. Аркуилла и Д. Ронфельд применительно к сфере конфликтов назвали тактикой «роя»4, дающей эффект за счет массированного использования малых действий. В качестве аналогии можно привести «слабую кооперацию» множества пользователей при формировании содержания Википедии или подобных ей ресурсов в сфере предоставления госуслуг. Выделяются следующие сферы применения краудсорсинга: ■ выявление тенденций в настроениях общества, оценка качества услуг (в том числе государственных); ■ вербовка новых сторонников (краудрекрутинг); ■ сбор средств (краудфандинг); ■ привлечение внимания общественности; ■ разного рода координация. Это создает для политических акторов возможности внутреннего взаимодействия, улучшения качества документов, создания позитивного имиджа, формирования банка идей, экономии средств и времени, организации обратной связи. Это важно -------------------------------------------------------- Под интернет-сообществом мы будем понимать группу граждан, имеющих общие цели и интересы, использующих общие ресурсы Интернета (в частности, социальные интернет-сервисы) для организации взаимодействия на основе общего языка и правил общения. Концепция cyber power В 2010 г. Джозеф Най-младший выдвинул концепцию «cyberpower» (киберсилы) в развитие своих концепций «soft power» (мягкой силы) и «smartpower» (умной силы)5. Киберсила может использоваться акторами для достижения своих целей как внутри киберпространства (например, доменные имена, более высокое место в интернет-рейтингах или взлом персональных страниц противников в социальных интернет- сервисах), так и за его пределами, т.е. для обеспечения традиционных интересов (распространение политического влияния, извлечение экономической прибыли и т.д.). Най выделяет три варианта стратегий в киберпространстве, которые могут быть отнесены либо к мягкой, либо к жесткой силе. В первом случае один актор побуждает другого делать и не делать что-либо. В этом смысле арест ключевых блогеров, лидеров мнений в социальных интернет-сетях, — это вариант жесткой силы, а вербовка новых участников с помощью Web 2.0 (как форма краудрекрутинга) — вариант мягкой силы. Вторая стратегия — актор пытается контролировать других акторов либо ситуацию в киберпространстве в целом. Пример жесткой силы — давление государств на интернет-компании для препятствования распространению политических идей (например, скандал с Google в Китае в 2010 г.), а пример мягкой силы — мониторинг социальных сетей для выявления политических настроений в обществе. В третьем случае один участник определяет предпочтения другого, т.е. делает так, чтобы он не просто это сделал, но и захотел это сделать. В жесткой форме это будет прямой подкуп ключевых блогеров для распространения через них своих идей или формирование собственного положительного образа (примером можно назвать объявленный Хиллари Клинтон в 2011 г. проект по финансовой поддержке блогеров, пишущих на политические темы6, в мягкой форме — проведение конференций, стажировок для самых активных интернет-пользователей в целях формирования их лояльности — в частности, такое мероприятие было организовано в 2010 г. Госдепартаментом США для оппозиционных блогеров из Китая, России, Ирана, Кубы, Венесуэлы и т.д.)7. В таблице показано соотношение между виртуальным и физическим измерением киберсилы.
Дж. Най подчеркивает, что даже в условиях бума социальных интернет-сервисов государство остается наиболее сильным актором. Однако добавим, что сегодня на арену выходят такие участники, как разработчики программного обеспечения для социальных интернет-сервисов, маркетинговые компании, анализирующие предпочтения и пожелания интернет-аудитории, фирмы, предоставляющие услуги по мониторингу социальных сетей, соответствующие образовательные и консалтинговые организации, структуры инновационной политики (бизнес-инкубаторы или венчурные фонды, в рамках которых развиваются интернет-проекты), организаторы социальных сетей, сообщества их пользователей (из новых участников стоит отметить блогеров, интернет-активистов, хакеров в социальных сетях, пиратские партии, кибертеррористов, киберпреступников и др.). Например, в 2009 г. во время беспорядков после президентских выборов в Иране движение Anonimous запустило проект Anonimous Iran в целях обхода цензуры на политическую информацию. Проект был реализован на платформе файлообменной сети Pirate Bay.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (473)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |