Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ УЧАСТНИКИ В СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЙ СФЕРЕ



2016-01-26 473 Обсуждений (0)
НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ УЧАСТНИКИ В СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЙ СФЕРЕ 0.00 из 5.00 0 оценок




Глава 8

ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ WEB 2.0

(на примере деятельности интернет-сообществ)

Введение

Сегодня вопрос о том, можно ли считать интернет-сообщества акторами мировой политики, вызывает значительный научный интерес и при этом достаточно спорный. Очевидно, что сами по себе социаль­ные интернет-сервисы (Twitter, Facebook и др.) являются не акторами, а инструментами обеспечения интересов участников мировой полити­ки. Компании, которые управляют социальными интернет-сервисами (в частности, Facebook), также нередко становятся глобальными, приобретая статус ТНК. Интересы всех этих акторов лежат в политичес­кой, экономической, социальной, культурной и других сферах. В дан­ном случае стоит подробнее остановиться именно на политических интересах и новых инструментах для их достижения.

Сегодня широкий спектр акторов, участвующих в политике, воспринял использование передовых технологий. Что касается государств, то широкое распространение получили персональные страницы политических деятелей и ведомств в социальных сетях. С появлением тех­нологий Web 2.0 участниками информационного пространства стано­вятся также обычные люди (журналисты, общественные активисты и даже солдаты), которые размещают в Интернете в режиме общего до­ступа фотографии, видеозаписи, свои идеи и комментарии.

Это интересно --------------------------------------------------

Примерами Web 2.0 являются серверы, в которых пользователи публикуют свои тексты, фотографии, аудио- и видеозаписи, обмениваются ими с другими пользователями по всему миру. Наиболее известные серверы — YouTube, My Space, Twitter, инструменты Google. Особенность Web 2.0 по сравнению с предыдущими интернет-технологиями состоит именно в том, что в формировании содержания сайтов участвует не единственный системный администратор, просто публикующий информацию на сайте без воз­можности обратной связи, а цепочка обычных пользователей, объединенных в горизонтальную систему, которые работают над обновлением сайта1. Предпосылкой появления Web 2.0 можно считать кризис электронной торговли 2001 г. В основе лежат именно свободные программы. Для Web 2.0 характерна слабая кооперация, т.е. объединение для общего проекта ог­ромного числа людей. «При сильной кооперации изначально некий проект создается несколькими людьми, они его основатели, они замыкаются в себе и не склонны принимать посторонних, а при слабой кооперации участвуют тысячи людей, она открыта, приветствует новых участников»2.

Бизнес также показывает в этой сфере определенную эффектив­ность. Бум краудсорсинговых проектов3 начался в середине 2000-х го­дов именно с того, что коммерческие компании решили экономить за счет бесплатного использования «коллективного разума» интернет- пользователей, а не нанимать дорогостоящих экспертов в разработке новых идей для бизнеса. Затем опытом бизнеса заинтересовались власти государств, поняв, что краудсорсинг может быть использован и в сфере оказания госуслуг.

Сегодня много говорится о том, что существует аналогия между уп­равлением бизнесом и государством. Она заключаются в следующем:

■ В коммерческой, в некоммерческой сфере и в сфере управления государством инновации все чаще исходят от малых проектов на низовом уровне управления. Это может быть применимо и к Google, и к различным ведомствам.

■ Обычные пользователи могут рассматриваться в качестве разработчиков, которые способны выступить с новым продуктом или поднять его конкурентоспособность, а не только в качестве потребителей.

■ Все большее значение имеют технологии, которые не требуют значительных затрат и которые вписываются в сетевые формы организации. Например, и для бизнеса, и для государства это свободное программное обеспечение (особенно в условиях фи­нансово-экономического кризиса).

■ В социальных интернет-сетях и в госуправлении наиболее ус­пешной тактикой является то, что Дж. Аркуилла и Д. Ронфельд применительно к сфере конфликтов назвали тактикой «роя»4, дающей эффект за счет массированного использования малых действий. В качестве аналогии можно привести «слабую коопе­рацию» множества пользователей при формировании содержа­ния Википедии или подобных ей ресурсов в сфере предоставле­ния госуслуг.

Выделяются следующие сферы применения краудсорсинга:

■ выявление тенденций в настроениях общества, оценка качества услуг (в том числе государственных);

■ вербовка новых сторонников (краудрекрутинг);

■ сбор средств (краудфандинг);

■ привлечение внимания общественности;

■ разного рода координация.

Это создает для политических акторов возможности внутреннего взаимодействия, улучшения качества документов, создания позитив­ного имиджа, формирования банка идей, экономии средств и времени, организации обратной связи.

Это важно --------------------------------------------------------

Под интернет-сообществом мы будем понимать группу граждан, имеющих общие цели и интересы, использующих общие ресурсы Интернета (в част­ности, социальные интернет-сервисы) для организации взаимодействия на основе общего языка и правил общения.

Концепция cyber power

В 2010 г. Джозеф Най-младший выдвинул концепцию «cyberpower» (киберсилы) в развитие своих концепций «soft power» (мягкой силы) и «smartpower» (умной силы)5. Киберсила может использоваться акторами для достижения своих целей как внутри киберпространства (напри­мер, доменные имена, более высокое место в интернет-рейтингах или взлом персональных страниц противников в социальных интернет- сервисах), так и за его пределами, т.е. для обеспечения традиционных интересов (распространение политического влияния, извлечение экономической прибыли и т.д.). Най выделяет три варианта стратегий в киберпространстве, которые могут быть отнесены либо к мягкой, либо к жесткой силе. В первом случае один актор побуждает другого делать и не делать что-либо. В этом смысле арест ключевых блогеров, лидеров мнений в социальных интернет-сетях, — это вариант жесткой силы, а вербовка новых участников с помощью Web 2.0 (как форма краудрекрутинга) — вариант мягкой силы. Вторая стратегия — актор пытается контролировать других акторов либо ситуацию в киберпространстве в целом. Пример жесткой силы — давление государств на интернет-ком­пании для препятствования распространению политических идей (на­пример, скандал с Google в Китае в 2010 г.), а пример мягкой силы — мо­ниторинг социальных сетей для выявления политических настроений в обществе. В третьем случае один участник определяет предпочтения другого, т.е. делает так, чтобы он не просто это сделал, но и захотел это сделать. В жесткой форме это будет прямой подкуп ключевых блогеров для распространения через них своих идей или формирование собственного положительного образа (примером можно назвать объявленный Хиллари Клинтон в 2011 г. проект по финансовой поддержке блогеров, пишущих на политические темы6, в мягкой форме — проведение конференций, стажировок для самых активных интернет-пользователей в целях формирования их лояльности — в частности, такое мероприятие было организовано в 2010 г. Госдепартаментом США для оппозицион­ных блогеров из Китая, России, Ирана, Кубы, Венесуэлы и т.д.)7.

В таблице показано соотношение между виртуальным и физичес­ким измерением киберсилы.

Таблица Физическое и виртуальное измерение киберсилы
Инструменты воздействия Цели киберсилы
внутри киберпространства за пределами киберпространства
Информационные Жесткие: кибератаки Мягкие: установление норм и стандартов Жесткие: атаки на сис­темы управления Мягкие: кампании в рамках публичной дип­ломатии для оказания воздействия на обще­ственное мнение
Физические Жесткие: контроль го­сударства над интернет- компаниями Мягкие: инфраструкту­ра для поддержки акти­вистов по защите прав человека Жесткие: выведение из строя линий коммуни­каций Мягкие: протестные акции против киберпро- вайдеров

Источник; Nye J. S. Jr. Cyber Power. Harvard Kennedy School, Belfer Center for Science and International Relations. 2010. May. P. 5.

 

Дж. Най подчеркивает, что даже в условиях бума социальных интернет-сервисов государство остается наиболее сильным актором. Однако добавим, что сегодня на арену выходят такие участники, как разработчики программного обеспечения для социальных интернет-сервисов, маркетинговые компании, анализирующие предпочтения и пожелания интернет-аудитории, фирмы, предоставляющие услуги по мониторингу социальных сетей, соответствующие образовательные и консалтинговые организации, структуры инновационной политики (бизнес-инкубаторы или венчурные фонды, в рамках которых разви­ваются интернет-проекты), организаторы социальных сетей, сообще­ства их пользователей (из новых участников стоит отметить блогеров, интернет-активистов, хакеров в социальных сетях, пиратские партии, кибертеррористов, киберпреступников и др.). Например, в 2009 г. во время беспорядков после президентских выборов в Иране движение Anonimous запустило проект Anonimous Iran в целях обхода цензуры на политическую информацию. Проект был реализован на платформе файлообменной сети Pirate Bay.



2016-01-26 473 Обсуждений (0)
НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ УЧАСТНИКИ В СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЙ СФЕРЕ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ УЧАСТНИКИ В СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЙ СФЕРЕ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (473)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)