Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Внешнеполитические интересы и университеты: случай Польши



2016-01-26 447 Обсуждений (0)
Внешнеполитические интересы и университеты: случай Польши 0.00 из 5.00 0 оценок




В амбициозного регионального игрока на современном этапе вы­росла Республика Польша, в различных вариантах исторических ре­инкарнаций (будь то Королевство Польское или Первая республика,

Польская Народная Республика) присутствовавшая в «балтийском» геополитическом пространстве. Основные геополитические интересы этой страны включали приобретение (либо сохранение — в зависимос­ти от исторического периода) контроля над торговыми путями (морс­кими, речными и сухопутными) и расширение своего присутствия на побережье Юго-Восточной Балтики.

Новообразованная по итогам Первой мировой войны Республика Польша (известная как «Вторая республика») лишилась значительной части балтийского побережья, в разные периоды входившего в состав Польского государства. Соответственно и «балтийская» политика межвоенного периода во многом сосредоточилась на реализации идей Юзефа Пилсудского о формировании сферы польского влияния на восточных рубежах страны путем создании федерации, включавшей в себя национальные осколки бывшей Российской империи — Финлян­дию, Прибалтийские государства и др.6.

После Второй мировой войны Польская Народная Республика, перешедшая в орбиту интересов СССР, в рамках исключительно обо­ронной концепции присутствия на Балтике готовилась к защите свое­го балтийского побережья и одновременно к высадке десанта в районе Датских проливов с целью обеспечить совместными усилиями стран ОВД выход основной группировки Объединенного Балтийского фло­та7 на оперативный простор8.

Это важно --------------------------------------------------------

Задачами польского ВМФ на современном этапе являются охрана и обес­печение морских коммуникаций государства и недопущение морской бло­кады страны во время войны. В мирное время ВМФ поддерживает режим охраны границы и режим соблюдения территориальных вод.

Поскольку определять степень самостоятельности польской вне­шней политики периода ПНР в целом, и в Балтийском регионе в час­тности, является занятием малоперспективным, необходимо лишь за­фиксировать активизировавшееся с конца 80-х годов прошлого века участие как официальных представителей Польской Народной Рес­публики, так и неофициальных делегатов от польской антикоммунис­тической оппозиции в работе многочисленных международных орга­низаций и объединений региона Балтийского моря, преимущественно экологического и социально-гуманитарного характера. Параллельно университеты и частные фонды Скандинавских стран предоставляли довольно широкие возможности получения образования и продолже­ния научной карьеры для граждан ПНР.

После событий рубежа 80-90-х годов прошлого века, связанных с крушением биполярной геополитической картины мира, Польская

Народная Республика прекратила свое существование, а Польское го­сударство пережило еще одну историческую реинкарнацию, появив­шись на политической карте мира в виде Республики Польша (извест­ной как «Третья республика»).

Новое Польское государство провозгласило стремление к макси­мальному включению в процесс евроатлантической интеграции, ко­нечной целью которого являлось членство Польши в структурах НАТО и Европейских сообществах (после 1993 г. — Европейском союзе). Со­ответственно и «балтийское» направление внешней политики было подчинено декларируемым целям в рамках всестороннего развития со­трудничества с балтийскими членами НАТО и ЕС.

Анализируя программные документы польского министерства ино­странных дел, экспозе министра иностранных дел перед сеймом, мож­но определить ключевые направления по расширению польского вне­шнеполитического присутствия и формированию пояса дружественно настроенных государств (или элит в целевых государствах)9. Перечень принципиальных для польской внешней политики регионов обуслов­лен географическими, политическими (союзнические обязательства в рамках НАТО — как Иран, Ирак) и экономическими (ресурсными) при­чинами: восточное пограничье — Украина, Беларусь, затем — Южный Кавказ и азиатские страны, которые могут стать источниками углеводо­родного сырья, страны севера Африки, Юго-Восточная Азия.

На начало 2012 г. в Польше действовали 11 лотов программы «Эраз- мус Мундус», представляющей собой финансовый инструмент для осу­ществления академического обмена между странами — членами ЕС и «третьими странами». По сути дела, это программа содействия форми­рованию международных университетских сетей путем как подготовки студентов и магистрантов, так и обмена управленцами, преподавателя­ми, научными работниками.

Для понимания масштабов программы — только польская часть бюджета программы (предназначенная для оплаты мобильности из Польши в целевые страны) составила: в 2007/2008 академическом году - 31 902 911 евро, в 2008/2009 - 35 413 000 евро, в 2009/2010 - 37 505 000 евро.

Таблица I Лоты и участники программы «Эразмус Мундус» в Республике Польша
Лот Польские университеты, участники лота
Лот 1: Марокко, Алжир, Тунис (3 консорциума) Люблинский политехнический университет
Лот 2: Египет, Ливан (3 консорциума) Варшавская школа экономики Университет имени Адама Мицкевича

 

Окончание табл 1
Лот Лот 5: Сирия, Иордания (2 консорциума) Польские университеты, участники лота Варшавский университет Варшавский политехнический университет
Лот 6: Россия (3 консор­циума) Вроцлавский политехнический универси­тет, Вроцлавский университет, Пултусская гуманитарная академия, Ягеллонский уни­верситет
Лот 7: Грузия, Армения, Азербайджан Варшавский университет живых систем
Лот 8: Украина, Молдова, Беларусь (4 консорциума) Ягеллонский университет Пултусская гуманитарная академия
Лот 9: Йемен, Иран, Ирак Варшавский университет
Лот 10: Казахстан, Киргиз- стан, Таджикистан, Узбекистан, Туркменистан (5 консорциумов) Варшавский университет живых систем, Университет имени Адама Мицкевича, Вар­шавский политехнический университет
Лот 12: Регионы Азии 1 (5 консорциумов) Варшавский университет
Лот 13: Регионы Азии 2 (5 консорциумов) Люблинский технологический университет, Варшавская школа экономики
Лот 16: Аргентина Ягеллонский университет

Источник: Данные министерства науки и высшего образования Польши. [Элект­ронный ресурс!. — Режим доступа: www.mnisw.gov.pl.

 

Об изменении количества участников программы в эти же годы можно судить по данным, представленным в табл. 2.

Таблица 2

Динамика изменения количества участников программы «Эразмус Мундус» в Республике Польша (РП)

Участники 2007/2008 2008/2009 2009/2010
Приезжающие в РП 4 446 4 923 6 070
Уезжающие из РП 12 854 13 402
Источник: Данные министерства науки и высшего образования Польши. [Элект­ронный ресурс). — Режим доступа: www.mnisw.gov.pl.

 

Отдельным вопросом в программных документах МИД прописан вопрос переориентации миграционных потоков и привлечения в стра­ну мигрантов, имеющих польские корни.

С одной стороны, имеет место политика содействия возвращению польских мигрантов и их потомков (с этим, кстати, связана политика льготного предоставления польского гражданства потомкам польских мигрантов, обладающих паспортами ЕС).

Отмечаемем тенденцию------------------------------------

Доля трудовых мигрантов из Польши на скандинавском рынке труда сре­ди остальных мигрантов составляет около 50% — и это только с учетом легального трудоустройства. Среди польских трудовых мигрантов боль­шинство — это мужчины в возрасте от 18 до 34 лет, работающие в сфере неквалифицированного труда. Еще десять лет назад эта миграция сглажи­вала негативные эффекты (в том числе и социальные) от безработицы, со­ставлявшей от 15 до 19% трудоспособного населения. Но на сегодняшний день польская экономика стабильно растет: начинает ощущаться нехватка рабочих рук в секторе реального производства. Данная ситуация привела к тому, что одним из основополагающих лозунгов победившей на парламент­ских выборах 2007 г. партии «Гражданская платформа» стал лозунг возвра­щения трудовых мигрантов из Скандинаваии, Германии, Великобритании и Ирландии.

С 2008 г. начинается отсчет работы польской государственной про­граммы по привлечению рабочей силы из стран бывшего СССР, где основной упор делается на Украину, Беларусь и Россию. Была разра­ботана программа поддержки переселения граждан бывшего СССР, имеющих польское происхождение. Данная программа, получившая неофициальное название «Карта поляка», была разработана на основе подобных программ немецкого федерального правительства, подписа­на польским президентом Лехом Качиньским в марте 2008 г. Разработ­чики этой программы предполагают, что смогут «перенаправить» миг­рационные потоки из стран бывшего СССР в свою пользу.

Важнейшим инструментом привлечения мигрантов, имеющих польские корни, стали программы субсидирования получения высше­го образования и научных степеней.

Студенты из стран бывшего СССР, обучавшиеся и обучающиеся в университетах Польши, по экспертным оценкам, составляют пример­но 50% общего числа иностранных студентов. Некоторые польские университеты предоставляют стипендии ректора, стипендии ученого совета либо фондов развития университетов иностранным гражданам за особые заслуги в науке, культуре, искусстве, спорте. Группа универ­ситетов получила от правительства Польши средства на организацию бесплатных (или условно бесплатных) курсов для тех иностранцев, ко­торые не знают польского языка, но собираются получать образование в польских университетах. Целевые стипендии долгое время (вплоть до 2010 г.) были доступны иностранным гражданам польского происхож­дения. Их обучение в государственных университетах Польши финан­сировалось в рамках правительственной программы по сотрудничеству с иностранцами польского происхождения и поляками, проживающи­ми за границей.

Summa sumarum, сравнивая региональные приоритеты, обозначен­ные в программных документах МИД, перечень лотов самой большой программы сетевого межуниверситетского сотрудничества, финанси­руемой из средств Европейского союза, и данные о целевом субсиди­ровании польским государством образовательных услуг иностранных граждан, можно обнаружить фактическое совпадение регионов дей­ствия упомянутых выше программ и регионов, «интересных» с точки зрения внешнеполитического присутствия. Иными словами, можно сделать вывод о высокой степени интегрированное™ и координации программ и проектов межуниверситетского сетевого сотрудничества и приоритетов внешней политики.

Чтобы определить наиболее оптимальную траекторию успешного вхождения России в сети международного научного и образовательно­го сотрудничества, необходимо изучить и переосмыслить опыт других стран, в том числе и стран бывшего социалистического лагеря, кото­рые, преодолевая схожие системные, инфраструктурные и кадровые проблемы, активно используют возможности европейских и глобаль­ных сетей для своего развития.

Возвращаясь к восточной притче, приведенной в эпиграфе, хочется верить, что и наша российская университетская корпорация, подобно профессору из восточной притчи, посетившему учителя мудрости Нан- ина, опустошит свою доверху полную чашу, содержащую традицион­ный консервативный образ мира, — чтобы превратиться в университет, работающий синхронно с глобальными интересами Российской Феде­рации; университет, отвечающий вызовам современного мира; уни­верситет, создающий глобальные стандарты научного превосходства и формирующий изменения мировой политики; университет, создаю­щий новые сети и потребляющий блага из уже существующих.

Вопросы

1. Какие современные инструменты «непрямого влияния» кажутся наибо­лее эффективными? Приведите несколько конкретных примеров из ре­альных событий и процессов.

2. В каком контексте университеты и национальные научно-образователь­ные системы являются инструментами реализации внешнеполитиче­ских задач?

3. Приведите аргументы и контраргументы по вопросу приглашения ино­странных специалистов на административные должности в современ­ные российские университеты.

4. Приведите примеры макрорегионов с высоким уровнем межуниверси­тетской кооперации. Какие сети и ассоциации существуют? Какие цели они ставят?

5. В чем сильные и слабые стороны университетов как акторов системы мировой политики?

6. Какие задачи в международном сотрудничестве должен ставить перед собой российский университет мирового класса?

Литература

Основная

Жуковский И. И., Баранова Ю. В. Международное научное и образовательное сотрудничество на Балтике // Высшее образование в России. 2011. № 5 (11).

Путин В. Россия и меняющийся мир // Российская газета. 2012. 27 фев­раля. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.rg.ru/2012/02/27/ putin-politika.html.

ТоркуновА. В. Образование как инструмент «мягкой силы» во внешней по­литике России // Вестник МГИМО — Университета. 2012. № 4 (25).

WissemaJ. G. Towards the Third Generation University: Managingthe University in Transition. Cheltenham. UK; Northampton, MA: Edward ElgarPublishingp, 2009.

Priorytety polskiej polityki zagranicznej 2012-2016. Warszawa, 2012.

Дополнительная

Callan H. Higher Education Internationalization Strategies: Of Marginal Significance or All-Pervasive? The International Vision in Practice: A Decade of Evolution // Higher Education in Europe. 2000. Vol. 25. Issue 1.

Chan W. W. Y. International Cooperation in Higher Education: Theory and Practice//Journal of Studies in International Education. March 2004. Vol. 8.

Globalization and internationalization in higher education: theoretical, strategic and management perspectives. L.: Continuum, 2010.

Hypponen K. Redefining the Region Served by a University — The Baltic Sea Region Revisited // Higher Education in Europe. 2000. Vol. 25. Issue 1.

Marginson S., van der Wende M. To Rank or To Be Ranked:The Impact of Global Rankingsin Higher Education //Journal of Studies in International Education. Fall/ Winter 2007. Vol. 11. No 3/4.

Примечания

1 Путин В. Россия и меняющийся мир// Российская газета. 2012. 27 фев­раля. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.rg.ru/2012/02/27/ putin-politika.html.

2 См.: выступление И. И. Федюкина, заместителя министра образования и науки РФ в рамках Балтийского образовательного форума. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.strf.ru/material.aspx?Catalogld=221&d по=49692.

3 См.: Торкунов А. В. Образование как инструмент «мягкой силы» во вне­шней политике России // Вестник МГИМО — Университета. 2012. № 4 (25). С. 85—93; Клемешев А. П. Комфорт дороже денег // Наука и техноло­гии в России. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.strf.ai/ material.aspx?Catalogld=221&d_no=49907; Иванец С. В. Образование не долж­но замыкаться в рамках одного вуза и одной страны // Аналитический пор­тал РСМД. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://russiancouncil.ru/ inner/?id_4=992#top.

4 Там же. С. 14.


5 Атлас. История Западной России Калининградской области / Авт.-сост. Г. М. Федоров; Под. ред. А. П. Клемешева. Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта, 2007. С. 14.

6 См. подробнее анализ политики создания «пропольской» федерации: Си­монова Т. М. «Прометеизм» во внешней политике Польши 1919—1924 гг. // Но­вая и новейшая история. 2002. № 4. С. 47-63.

7 В состав группировки Объединенного Балтийского флота, которая фор­мировалась в случае боевых действий, входили объединенные флоты ГДР, ПНР и СССР под оперативным руководством командующего Балтийским флотом СССР.

8 Отработке сценария высадки десанта Войска Польского в район Датских проливов были посвящены несколько оперативно-стратегических команд­но-штабных учений ОВД, в том числе и «Запад-77». О возможном характере боевых действий на Балтике см.: Галкин Ю. А. Возможный характер боевых действий ВМС НАТО в Северном и Балтийском морях // Зарубежное военное обозрение. 1990. № 3.

9 См.: Priorytety polskiej polityki zagranicznej 2012-2016. Warszawa, 2012.


Глава 10

МЕЖДУНАРОДНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЕВРОПЕЙСКИХ УНИВЕРСИТЕТОВ В КОНТЕКСТЕ МИРОВОЙ ПОЛИТИКИ

Sapereaude! — имей мужество пользоваться собственным умом!1

Иммануил Кант

Университеты сегодня представляют собой отражение сложной системы взаимоотношений академической корпорации и государс­тва, в котором этот университет находится. Европейский союз с его рыхлой все еще внутри- и внешнеполитической структурой и не до конца ясными приоритетами наднационального развития остается одним из нескольких модельных случаев организации международ­ной кооперации в сфере образования и науки как внутри ЕС, так и с внешним миром.

Это интересно --------------------------------------------------

Вопросами образования в Европейском союзе занимается Исполнительное агентство по образованию, культуре и аудиовизуальным средствам (офи­циальный сайт — http://eacea.ec.europa.eu/index_en.php). Агентства не входят в институциональную структуру ЕС. Исполнительные агентства — структуры, создаваемые в соответствии с решением Совета Европейского союза N° 58 от 16.01.2003 для курирования конкретных задач, касающихся управления одной или несколькими программами сообщества. Агентства формируются на определенный период. Они всегда располагаются в штаб- квартире Европейской комиссии (Брюссель или Люксембург). На 2012 г. существовало 6 исполнительных агентств:

■ Исполнительное агентство по образованию, культуре и аудиовизуальным средствам;

■ Европейский исследовательский совет;

■ Исполнительное агентство по конкурентоспособности и инновациям;

■ Исполнительное агентство по здравоохранению и защите потребителей;

■ Исполнительное агентство по исследованиям;

■ Исполнительное агентство по европейской транспортной сети.

В России многие вопросы образования курируются Представи­тельством ЕС в Российской Федерации.

Рассматривая принципы и побудительные мотивы международно­го сотрудничества университетов в таких сложно организованных сис­темах, как Европейский союз, где внутренние институциональные ре­шения (не только в сфере высшего образования) государств — членов ЕС сохраняют свою специфику и базируются на различных традициях профессиональных корпораций, необходимо ответить на вопрос об об­щих и особенных целях и практиках международного сотрудничества как внутри ЕС, так и в кооперации с «внешними странами».

Широкомасштабное международное сотрудничество между стра­нами, которые относят к «ядру» Европейского союза, началось практи­чески одновременно с развитием интеграционных проектов на запад­ной части континента, направленных на координацию экономических политик ведущих игроков на принципиальных рынках (таких как «Ев­ропейское объединение угля и стали» и т.д.). Кроме экономических за­дач такие проекты имели и четкое политическое измерение: создание условий для преодоления недоверия между крупными европейскими государствами.

Подчиненными целям создания атмосферы добрососедства и вза­имопонимания стали проекты интеграционного характера в сферах молодежных, культурных и академических обменов — в которых уни­верситетские корпорации предстают как носители коллективной па­мяти, факторы консолидации национальной идеи, структуры с самым большим потенциалом интеллектуального влияния на самые широкие слои обществ.

В 1950 г. возобновила свою деятельность, прерванную Второй ми­ровой войной, Германская служба академических обменов (Deutscher Akademischer Austauschdienst, DAAD), представляющая собой самоуп­равляемый консорциум немецких университетов. DAAD, созданная по инициативе нескольких ректоров в 1925 г. как инструмент организации научных обменов, начинает понимать себя как инструмент научно-об- разовательного и культурного присутствия Новой Германии в новом (послевоенном) мире. Ориентируясь прежде всего на крупнейших игроков послевоенной европейской политики, с началом 60-х годов прошлого века DAAD начинает играть роль катализатора внешнеполи­тических контактов и со странами, оказавшимися по другую сторону геополитического разлома: с 1958 г. Германская служба академических обменов открыла программы научного и образовательного сотрудни­чества для Польской Народной Республики, Чехословакии, Венгрии. Можно утверждать, что, активно расширяя практику немецко-фран- цузской и немецко-польской академической кооперации, DAAD вне­сла значимый вклад в преодоление исторически обусловленного недо­верия к соседям. Необходимо сделать ремарку: за скобками настоящего обзора оставляем взаимоотношения в академической сфере между ФРГ и ГДР, которые во многом обуславливались интересами и теку­щими задачами глобальной политики, формулировавшимися в Москве и Вашингтоне.

Параллельно еще одним фактом развития международной коо­перации в границах западной части Европейского континента стало массовое появление с началом 70-х годов прошлого века в универси­тетах ФРГ специализированных центров страноведения по образцу и методологическому формату американских центров так называемых areastudies. Появление именно международной повестки дня в качес­тве исследовательского направления стало катализатором массовых обменов студентами, исследователями и администраторами, прежде всего — в границах Европейского континента. Сохранение базового немецкого языка сопровождается все более активным включением ан­глийского языка как lingua franca в немецких университетах, которые являются прекрасным образцом активного интегрирования нацио­нальной университетской системы в процессы международного акаде­мического сотрудничества.

На современном этапе эти тенденции отлично видны на примере двух университетских проектов, поддерживаемых МИД ФРГ: Универси­тет Андраши в Будапеште (Andrdssy University Budapest(AUB)) — междуна­родный немецкоязычный университет вне немецкоязычных территорий и современное издание Европейского университета Виадрина (Еигора- Universitat Viadrinain Frankfurt (Oder)) как университета трансграничного, ориентированного на польских студентов в контексте образовательном и на польскую проблематику в контексте исследовательском.

Это интересно --------------------------------------------------

Университет Гумбольдта — старейший из четырех университетов Берлина. Он был образован в 1809 г. Вильгельмом фон Гумбольдтом и стал универ­ситетом нового формата, где опирались на базовые принципы: академи­ческая свобода и единство исследования и преподавания — своего рода золотая середина между английской (приоритет в занятии наукой прина­длежал аристократии, под управлением церкви, монастырский образ жиз­ни (collegesystem)) и французской (наука централизована и под контролем государства) моделями образования.

Воспользовавшись немецким кейсом как примером, можно зафик­сировать важные причины международного сотрудничества универ-

idНИИ ш НИ ■ ■ В »А

ситетов: решение политических задач формирования добрососедских отношений и значение прикладное — подготовка кадров для междуна­родного сотрудничества и аналитических материалов для националь­ных и глобальных потребителей.

Интересным примером может служить и французская модель, со­храняющая безусловный приоритет национального языка в научно- образовательной системе, ориентацию на страны франкофонии (La Francophonie) и присутствие в качестве одного из наиболее желанных направлений академической мобильности.

Это интересно --------------------------------------------------

Франкофония (LaFrancophonie) — это организация сотрудничества фран­коязычных стран мира. Она объединяет 56 членов, представляющих раз­личные государства или части государств мира, а также 14 наблюдателей. Главным критерием для вступления в организацию считают не степень вла­дения французским языком населения того или иного государства (хотя это приветствуется), а скорее культурные связи с Францией, сложившиеся на протяжении десятилетий и даже веков. Так, например, Украина и страны Прибалтики являются наблюдателями Франкофонии, а Армения — ассо­циативным членом. В современном виде Франкофония существует с 1970 г. Девизом организации служит французское изречение «Равенство, взаимо­дополняемость, солидарность» («egalite, compklmentarite, solidarite »).

Экспорт образовательных услуг, привлечение студентов из целевых регионов (не только франкоязычных стран) — это одно из успешных на­правлений французской политики. Несмотря на то что лишь немногие французские университеты представлены в престижных международных рейтингах (в рейтинг QS в 2012 г. впервые вошли только 4 французских университета), эффективность модели экспорта образовательных услуг Франции — одна из самых высоких среди стран Европейского союза. По результатам проведенного в 2011 г. анкетирования международные сту­денты выделили следующие причины своего выбора в пользу образова­ния во Франции: качество образования, знание французского языка.

Принципы организации и функционирования системы высшего образования во Франции регулируются законом «Савари» от 26 января 1984 г., который с течением времени был дополнен несколькими акта­ми (одним из последних стал акт об инновациях и исследованиях) и на­правлен на сохранение основных принципов — автономии и участия. Государственное влияние сохраняется и на кадровую политику высших заведений: это сказывается на возможности, например, приглашать ве­дущих иностранных специалистов, самостоятельно формировать ре­гиональные и страновые приоритеты в отборе иностранных студентов (отбор иностранных студентов происходит через государственные цен­тры образования Campusfrance).

Французскую систему высшего образования очень часто назы­вают закрытой. Прежде всего из-за наличия, помимо классических университетов, знаменитых «больших школ» (grandes ecoles), которые являются «настоящим французским культурным исключением» и по­зиционируются как конкурентное преимущество на стремительно гло­бализирующемся мировом рынке высшего образования. Высокое ка­чество образования и бесспорный авторитет диплома внутри страны и за рубежом сделали из этих школ место формирования элит не только самой Франции (почти все президенты страны получали образование как минимум водной «большой школе», а иногда и в двух — как Валери Жискар д'Эстен), но и ее внешнеполитических партнеров (например, выпускница Сьянс По — Ингрид Бетанкур, президент Камеруна Поль Бейя, американский дипломат Поль Бремер и многие другие).

Это интересно --------------------------------------------------

Так называемые «большие школы» (или grandes ecoles) были образованы во Франции в XVIII в. и существуют до сих пор параллельно с университет­ской системой. В отличие от университетов в школы нужно сдать вступитель­ные экзамены, которые очень часто сопровождаются подготовкой (Classes preparatoires aux grandes ecoles, CPGE)). Эти школы окончила большая часть элиты не только Франции, но и дружественных ей государств. Напри­мер, Парижский институт политических наук Сьянс По, который был осно­ван в 1872 г., стал местом обучения половины французских президентов, премьер-министров, дипломатов.

Французский опыт дает нам иллюстрацию еще нескольких задач международного сотрудничества университетов: подготовка кадров для внешнеполитических партнеров и популяризация национальной моде­ли образования и национального языка в глобальном контексте.

Повышение интенсивности интеграционных процессов в рамках Европейских сообществ в 90-х годах XX в. — а позднее и в рамках ЕС — привело к необходимости выработки общих принципов организации международного научно-академического сотрудничества как внутри Европейского союза, так и в сотрудничестве с «третьими странами».

Надо отметить, что последнее десятилетие прошлого века, сопро­вождавшееся кардинальным геополитическим переустройством, ста­ло периодом обострения конкуренции за лучших исследователей, лучших преподавателей и лучших студентов из стран бывшего СССР и так называемого восточного блока между крупнейшими игроками на рынке научно-академического рекрутинга, включая азиатские университеты и научно-исследовательские центры. Большинство стран — членов ЕЭС и позднее ЕС запустили программы привлече­ния наиболее подготовленных научных и преподавательских кадров

из «третьих стран», прежде всего имея в виду страны бывшего социа­листического лагеря.

Понимание на национальном уровне необходимости привлечения кадров с внешних рынков послужило катализатором формирования и специализированных программ обмена и привлечения для работы в университеты всего ЕС студентов, преподавателей и исследователей. Обострение конкуренции за кадровые ресурсы привело к необходи­мости проведения более открытой и активной политики рекрутинга, направленной на внешние рынки, что удачно охарактеризовал анали­тик ОЭСР (OECD) Андреас Шлейхер через семь лет после подписания Болонской конвенции: «Если Европа хочет удержать свое преимущес­тво в конкурентной борьбе (в первую очередь относительно азиатских университетов. — А.Б.), то ее образовательная система должна быть более гибкой, более эффективной и более доступной широкому кругу заинтересованных людей».

Примером активного сотрудничества университетов в контексте решения кадровой проблемы является академическое сотрудничество российских университетов и университетов Европейского союза, кото­рое начиналось в 1990-х годах как сотрудничество партнеров неравных: российские университеты выступали преимущественно как получате­ли финансовой и методической помощи, внедряя практики общеев­ропейского характера в образовательные и исследовательские компо­ненты университетской жизни. Для значительной части российских студентов и исследователей участие в европейских программах стало инструментом содействия эмиграции и способом личной интеграции в научно-образовательный контекст ЕС — вплоть до эмиграции из Рос­сии в страны Европейского союза на постоянное место работы.

Изначально базовой программой сотрудничества, ориентирован­ной на органы местной власти и крупные региональные университе­ты, была программа ТАСIS (Technical Assistance for the Common wealth of Independent States), направленная на техническое содействие рефор­мам в странах СНГ. Эта программа была запущена в 1991 г. и стоила ЕС 4,2 млрд евро в первый восьмилетний цикл, в 2000-2006 гг. — еще 3,1 млрд евро. В 2006 г. эта программа была закрыта, и в 2007 г. была запущена новая в рамках «Инструмента европейского соседства и парт­нерства». Поменялись способы финансирования (предполагается сов­местное финансирование) и отбора проектов в соответствии с общими стратегическими интересами. Приоритетными регионами для сотруд­ничества являются северо-запад России и Калининградская область и лидирующие университеты в сфере международных исследований, об­ладающих высоким потенциалом популяризации идеи сотрудничества по линии Россия — ЕС. Направления и задачи совместной проектной работы в этих регионах не ограничиваются четырьмя общими про­странствами и охватывают также здравоохранение, социальную сферу, вопросы экологии и приграничного сотрудничества.

В 1990 г. на постсоветском пространстве также начал действовать и другой инструмент европейского финансирования, активно осваи­ваемый российскими университетами, — программа TEMPUS, которая пришла в Россию в 1994 г. Надо отметить значение этой программы для российских региональных университетов: благодаря возможностям и ресурсам программы начали формироваться первые работоспособные сетевые сообщества российских и европейских университетов, боль­шинство из которых оказались довольно устойчивыми.

Это интересно --------------------------------------------------

В настоящее время в России действует 11 проектов (в том числе в один из них вовлечен БФУ им. И. Канта — Формирование компетенции и практичес­ких навыков оценки языковых знаний преподавателей английского языка».

Программа «Эразмус Мундус. Внешнее окно сотрудничества» (Eras­mus Mundus. External Cooperation Window), которая является основным инструментом обеспечения мобильности в рамках консорциумов уни­верситетов, была запущена в 2004 г. Эта программа сотрудничества и мобильности в области высшего образования ставит перед собой за­дачи улучшения качества европейского образования и продвижения диалога и понимания между людьми и культурами через сотрудниче­ство с «третьими странами». Она вносит вклад в развитие человеческих ресурсов и объема международного сотрудничества в области высшего образования в «третьих странах» путем роста мобильности между Евро­пейским союзом и его членами. Программа направлена на получение индивидуальных фантов студентов, аспирантов, недавно защитив­шихся кандидатов наук, сотрудников университетов консорциума про­граммы. «Эразмус Мундус» 2009-2013 продолжает и расширяет сферу деятельности консорциумов, уже запушенных с 2004 г., и включает в себя схему мобильности студентов, исследователей и сотрудников уни­верситетов.

Это интересно --------------------------------------------------

В России признанные успешными два консорциума программы академи­ческой мобильности «Эразмус Мундус»: Тройное И: интеграция, интерак­ция, институты (www.utu.fi/iii) и Аврора: по направлению к современному и инновационному высшему образованию (http://www.utu.fi/em-aurora/ project). Каждый из консорциумов объединяет 20 европейских и российс­ких вузов и предлагает индивидуальные гранты мобильности.

Одним из приоритетных глобальных проектов стимулирования межуниверситетского сотрудничества стала инициатива создания спе­циализированных Центров ЕС в лидирующих университетах, наибо­лее интересных с точки зрения текущей политики стран и регионов. Итогом программы стало наличие 37 центров по всему миру. Вслед за Австралией, Новой Зеландией, Японией, Южной Кореей, Сингапуром и Тайванем шесть центров были открыты в России. В июне 2012 г. поя­вились еще два центра — в Гонконге и Макао.

В России центры начали создаваться в рамках программы «Поддержка создания Центров Европейского союза в Российской Федера­ции». В 2010 г. были открыты 3 центра: в Санкт-Петербурге, Калинин­граде и Томске, в 2011 г. — еще три: в Казани, Ростове и Петрозаводске.

Таким образом, опыт ЕС показывает нам дополнительные при­чины международного сотрудничества университетов: мобилизация своих внутренних ресурсов в условиях конкурентного окружения, по­вышение качества образования и научных исследований, привлечение лучших кадров, лучших студентов.

Суммируя опыт наших европейских партнеров и ЕС в целом, мож­но зафиксировать целый ряд причин, которые побуждают университе­ты сотрудничать с внешними партнерами. Это:

■ решение политических задач формирования добрососедских от­ношений;

■ подготовка кадров для международного сотрудничества и ана­литических материалов для национальных и глобальных потре­бителей;

■ подготовка кадров для внешнеполитических партнеров;

■ популяризация национальной модели образования и нацио­нального языка в глобальном контексте;

■ мобилизация своих внутренних ресурсов в условиях конкурент­ного окружения;

■ повышение качества образования и научных исследований;

■ привлечение лучших кадров, лучших студентов.

Современный успешный университет — международный универ­ситет с активным присутствием на глобальном рынке не только в ка­честве ведомого национальными интересами игрока, но и в качестве силы, способной формировать глобальную повестку дня — в интересах развития того самого «духа академического сотрудничества и соперни­чества».

Литература

Основная

Международный проект «Еврофакультет» в Калининграде: опыт и пер­спективы совершенствования университетского образования в условиях ин­тернационализации: Материалы конференции / Под ред. В. Н. Русиновой, А. В. Барсуковой. Калининград, 2011.


Жуковский И. И., Баранова Ю. В. Международное научное и образователь­ное сотрудничество на Балтике // Высшее образование в России. 2011. № 5 (11).

Путин В. Россия и меняющийся мир // Российская газета. 2012. 27 фев­раля. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.rg.ru/2012/02/27/ putin-politika.html.

Дополнительная

Леб



2016-01-26 447 Обсуждений (0)
Внешнеполитические интересы и университеты: случай Польши 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Внешнеполитические интересы и университеты: случай Польши

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (447)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.021 сек.)