Общая характеристика нормального и нарушенного речевого развития детей первых трех лет жизни
Лекция № 1 Актуальные проблемы ранней диагностики и коррекции отклонений в развитии. 1. Статистические данные здоровья новорожденных. 2. Необходимость ранней диагностики и коррекционной работы с детьми в ранний период. 3. Суть государственной концепции раннего вмешательства. Статистические данные здоровья новорожденных. Ранний возраст является уникальным, стратегически важным для всего последующего умственного, физического, речевого и эмоционального развития ребенка. Раннее вмешательство может исключить необходимость компенсирующего обучения в старшем дошкольном возрасте и дает возможность более широкого выбора типа школьного обучения. Доля здоровых новорожденных в период с 1991 по 1998 гг. снизилась с 48,3% до 36, 5 %. На данный момент до 80% новорожденных рождаются физиологически незрелыми, около 70% - имеют перинатальную патологию. Также отмечается постоянный рост числа детей из социально неблагополучных семей и детей с нарушениями в психическом и физическом развитии. Необходимость ранней диагностики и коррекционной работы с детьми в ранний период. Начиная с конца 90-х годов (Н. Малофееев, 1997), в России стали заявлять о необходимости оказания ранней помощи детям с отклонениями в развитии. Однако, прошло 10-летие и нельзя сказать, что данная тенденция распространилась во всех регионах страны. В Москве, Санкт-Петербурге созданы и успешно функционируют Центры ранней и диагностики и раннего вмешательства. Многочисленные публикации, постоянное освещение вопросов раннего развития детей в СМИ воспитали новое поколение родителей маленьких детей, которые осознают перспективы ранней помощи и заявляют о своей потребности в ней. Поэтому в учреждениях, оказывающих помощь детям раннего возраста большая потребность в специалистах по раннему вмешательству = специалист по ранней коммуникации. Необходимость оказания ранней помощи обусловлена следующими аспектами: · Анатомо-физиологический аспект - нервная система ребенка до 3-х лет обладает высокой пластичностью, что обеспечивает свойство компенсации; · Психологическое основание – возраст от 0 до 3-х является сенситивным для речевого развития, и если функция не формируется в отведенное для этого природой время, в дальнейшем уходят годы на полноценное ее формирование; · Современные исследования зарубежных и отечественных авторов доказывают высокую эффективность применения стратегии раннего вмешательства, в ряде случаев показано полное устранение имеющихся нарушений. Раннее вмешательство позволяет эффективно корригировать темп психоречевого развития ребенка и предупредить проявления вторичных и третичных отклонений. · Ранняя диагностика и помощь позволяет предотвратить развитие социальной недостаточности у неговорящего ребенка. Содержание государственной концепции раннего вмешательства. В 2003 году состоялась конференция, посвященная ранней помощи детям. На этой конференции были обозначены основные задачи помощи детям раннего возраста: · Максимально раннее выявление особых образовательных потребностей ребенка; · Максимальное сокращение разрыва между моментом определения первичного нарушения и началом целенаправленного обучения ребенка, включающего как специфические, так и неспецифические компоненты; · Обязательное включение родителей в процесс обучения, начиная с первых лет жизни ребенка, и их подготовка силами специалистов; · Расширение временных границ специального образования: нижняя граница – первые месяцы жизни; · Значительно более глубокая, чем в массовом образовании, дифференциация и индивидуализация обучения, особая организация образовательной среды. · Было рекомендовано создание нового структурного элемента – службы ранней помощи детям с различными отклонениями. И в этих учреждениях обязательно введена ставка логопеда. Лекция №2 Общая характеристика нормального и нарушенного речевого развития детей первых трех лет жизни. В отечественной педагогике и возрастной психологии процесс раннего развития ребенка (от 0 до 3 лет)разделяют на два основных периода: · младенчество (от рождения до 12 месяцев) · преддошкольное детство (от 12до 36 месяцев). Их соотносят с «доречевой стадией развития ребенка» и «начальными этапами речевой стадии развития коммуникации» (Н.И.Лепская, 1997). Становление речевой функции в онтогенезе характеризуется: · строгой последовательностью; · стадиальностью этапов доречевых форм общения; · постепенным развертыванием словесных высказываний детей. Периодизация речевого развития (по Цейтлин С.Н.) 1. Доречевой этап: от рождения до 1 года = Дословесный этап (до первых слов, самостоятельно продуцируемых ребенком) II. Этап первичного освоения языка: от 1 года до 2 лет: · Этап однословных высказываний (до первых двухкомпонентных высказываний). · Этап начальных двухкомпонентных высказываний (до первых трехкомпонентных) III. Этап усвоения основных грамматических правил в языковой системе родного языка Этап элементарных сложных предложений. Период раннего речевого развития закончен (3 г.)
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (431)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |