Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Общая характеристика нормального и нарушенного речевого развития детей первых трех лет жизни



2016-01-26 431 Обсуждений (0)
Общая характеристика нормального и нарушенного речевого развития детей первых трех лет жизни 0.00 из 5.00 0 оценок




Лекция № 1

Актуальные проблемы ранней диагностики и коррекции отклонений в развитии.
План:

1. Статистические данные здоровья новорожденных.

2. Необходимость ранней диагностики и коррекционной работы с детьми в ранний период.

3. Суть государственной концепции раннего вмешательства.

Статистические данные здоровья новорожденных.

Ранний возраст является уникальным, стратегически важным для всего последующего умственного, физического, речевого и эмоционального развития ребенка. Раннее вмешательство может исключить необходимость компенсирующего обучения в старшем дошкольном возрасте и дает возможность более широкого выбора типа школьного обучения. Доля здоровых новорожденных в период с 1991 по 1998 гг. снизилась с 48,3% до 36, 5 %. На данный момент до 80% новорожденных рождаются физиологически незрелыми, около 70% - имеют перинатальную патологию. Также отмечается постоянный рост числа детей из социально неблагополучных семей и детей с нарушениями в психическом и физическом развитии.

Необходимость ранней диагностики и коррекционной работы с детьми в ранний период.

Начиная с конца 90-х годов (Н. Малофееев, 1997), в России стали заявлять о необходимости оказания ранней помощи детям с отклонениями в развитии. Однако, прошло 10-летие и нельзя сказать, что данная тенденция распространилась во всех регионах страны. В Москве, Санкт-Петербурге созданы и успешно функционируют Центры ранней и диагностики и раннего вмешательства. Многочисленные публикации, постоянное освещение вопросов раннего развития детей в СМИ воспитали новое поколение родителей маленьких детей, которые осознают перспективы ранней помощи и заявляют о своей потребности в ней. Поэтому в учреждениях, оказывающих помощь детям раннего возраста большая потребность в специалистах по раннему вмешательству = специалист по ранней коммуникации.

Необходимость оказания ранней помощи обусловлена следующими аспектами:

· Анатомо-физиологический аспект - нервная система ребенка до 3-х лет обладает высокой пластичностью, что обеспечивает свойство компенсации;

· Психологическое основание – возраст от 0 до 3-х является сенситивным для речевого развития, и если функция не формируется в отведенное для этого природой время, в дальнейшем уходят годы на полноценное ее формирование;

· Современные исследования зарубежных и отечественных авторов доказывают высокую эффективность применения стратегии раннего вмешательства, в ряде случаев показано полное устранение имеющихся нарушений. Раннее вмешательство позволяет эффективно корриги­ровать темп психоречевого развития ребенка и предупредить проявления вторичных и третичных отклонений.

· Ранняя диагностика и помощь позволяет предотвратить развитие социальной недостаточности у неговорящего ребенка.

Содержание государственной концепции раннего вмешательства.

В 2003 году состоялась конференция, посвященная ранней помощи детям. На этой конференции были обозначены основные задачи помощи детям раннего возраста:

· Максимально раннее выявление особых образовательных потребностей ребенка;

· Максимальное сокращение разрыва между моментом определения первичного нарушения и началом целенаправленного обучения ребенка, включающего как специфические, так и неспецифические компоненты;

· Обязательное включение родителей в процесс обучения, начиная с первых лет жизни ребенка, и их подготовка силами специалистов;

· Расширение временных границ специального образования: нижняя граница – первые месяцы жизни;

· Значительно более глубокая, чем в массовом образовании, дифференциация и индивидуализация обучения, особая организация образовательной среды.

· Было рекомендовано создание нового структурного элемента – службы ранней помощи детям с различными отклонениями. И в этих учреждениях обязательно введена ставка логопеда.

Лекция №2

Общая характеристика нормального и нарушенного речевого развития детей первых трех лет жизни.

В отечественной педагогике и возрастной психологии процесс раннего развития ребенка (от 0 до 3 лет)разделяют на два основных периода:

· младенчество (от рождения до 12 меся­цев)

· преддошкольное детство (от 12до 36 месяцев).

Их соотносят с «доречевой стадией развития ребенка» и «начальными этапами речевой стадии развития коммуникации» (Н.И.Лепская, 1997).

Становление речевой функции в онтогенезе характеризуется:

· строгой последовательностью;

· стадиальностью этапов доречевых форм общения;

· постепенным развертыванием словесных высказываний детей.

Периодизация речевого развития (по Цейтлин С.Н.)

1. Доречевой этап: от рождения до 1 года = Дословесный этап (до первых слов, самостоятельно продуцируемых ребенком)

II. Этап первичного освоения языка: от 1 года до 2 лет:

· Этап однословных высказываний (до первых двухкомпонентных высказываний).

· Этап начальных двухкомпонентных высказываний (до первых трехкомпонентных)

III. Этап усвоения основных грамматических правил в языковой системе родного языка Этап элементарных сложных предложений. Период раннего речевого развития закончен (3 г.)



2016-01-26 431 Обсуждений (0)
Общая характеристика нормального и нарушенного речевого развития детей первых трех лет жизни 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Общая характеристика нормального и нарушенного речевого развития детей первых трех лет жизни

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (431)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)