Эволюция теории государственного (публичного) управления
Государственное управление в узком смысле – практическая деятельность органов государственной власти по реализации политики государства и исполнению решений аппарата Правительства.
1этап.Конец19–начало20века. - объективная сторона. Государство не возможно без власти, закон устанавливает правила. 2 этап. 1910-1950 годы. 3 этап. Начиная с 1950-го года. - системные. Изучаются характеристики, которые могут либо ускорить, либо парализовать работу всей системы (государства). Возможность рассматривать политическую жизнь общества, политические явления и процессы не как отдельные проявления общественной жизни, а как целостную совокупность взаимосвязанных элементов, которая взаимодействуя с окружающей средой, функционирует по собственным закономерностям.
(Как дополнение на всякий случай, если про развитие ГУ в России спросит. Основная мысль выделена):
· Изучение государственного управления в России 1) Табель о рангах
Впервые Петром I в 1722 г. был введён Табель о рангах, в основе которого были идеи рационализации государственного управления, связанные с камералистикой, поскольку ее цель заключалась в унификации порядка получения чинов, продвижения по службе в зависимости как от заслуг и достоинств, так и от выслуги лет. Тем самым было положено начало тенденции внедрения рациональных, европейских принципов организации государственного управления в России. Петр I попытался придать судебной функции самостоятельность и независимость. Лишь судебная реформа 1864 г. окончательно разделила административные и судебные функции на всех уровнях государственного и местного управления. В рамках этой тенденции определенный интерес представляет программа рационализации государственной службы, предложенная в начале XIX в. М.М. Сперанским. Его план, в частности предлагал сломать систему выслуги лет, заложенную в Табель о рангах, и ввести образование и профессиональные качества чиновника как критерии его профессионального роста.Эта реформа потерпела неудачу. Неудача реформы Сперанского объяснялась прежде всего несовместимостью господствовавшей в России патримониальной модели бюрократии, с одной стороны, и профессионализма как основного принципа государственной кадровой политики — с другой. Кроме того, в начале XIX в. в России не было системы высшего профессионального образования в области государственного управления. В то время еще не сформировались многие экономические, политологические, юридические, психологические, философские, социологические дисциплины управленческого цикла. Поэтому предлагаемое высшее образование имело явный крен в сторону общих естественно-научных и гуманитарных сведений и воспринималось как бесполезное. Теория и практика были разорваны. Несмотря на многочисленные попытки модификации Табели о рангах, она сохранилась вплоть до 1917 г. 2) государственная школа
Интересные и оригинальные идеи о путях и особенностях реформ государственного управления в России появились во второй половине XIX — начале XX в. и связаны с развитием «государственной школы». Государственная школа выдвигала в качестве основной проблемы русской истории соотношение общества и государства на отдельных этапах. Согласно работам видных юристов и историков этого времени — С.М. Соловьева, К.Д. Кавелина, Б.Н. Чичерина, А.Д. Градовского, а позже В.О. Ключевского и П.Н. Милюкова — сословное начало России, в отличие от Европы, было не столько продуктом процесса социально-экономического развития, сколько вырастало из необходимости создать такую систему управления обществом, которая функционировала бы как единое целое.
Русская государственная школа показала невозможность заимствования западных социальных и правовых институтов путем их простого «пересаживания» в русское общество без существенной трансформации в соответствии с его историческими и культурными особенностями. Государство предстает как демиург сословного строя: оно рассматривается как сила, стоящая над обществом, над классами, но в то же время выражающая состояние общества. Результатом был сложившийся в течение веков консенсус о тяготах в отношении государства различных слоев, что обеспечивало политическую стабильность. Для социальной системы того времени характерны лишь два взаимоисключающих состояния — механическая стабильность, переходящая в апатию (в период усиления государственного начала), или обратное состояние — дестабилизация, переходящая в анархический протест против государства (в случае его слабости). В целом, можно отметить, что представители русской «государственной школы» ставили и пытались решить проблему специфики российского варианта государственного управления и его реформирования. Политическая система России всегда отличалась от западной модели по крайней мере в_трёх отношениях: во-первых, к началу преобразований здесь отсутствуют необходимые элементы гражданского общества; во-вторых, средний класс недостаточно силен для того, чтобы стать социальной базой демократических преобразований; в-третьих, эти преобразования необходимо провести в кратчайший (по сравнению с западными странами) исторический промежуток времени. В результате здесь необходима совершенно другая стратегия развития вообще, другая комбинация политических сил и тактика реформ в частности. Основным носителем преобразовательной программы выступает не буржуазия, как на Западе, а скорее само государство, инструментом ее реализации в значительной мере становится бюрократия, а методы проведения неизбежно приобретают принудительный характер.
3) изучение государственного управления в СССР
В период социалистического строительства руководителями страны была поставлена задача широкого изучения и внедрения в деятельность государственного аппарата идей научного менеджмента. Был создан ряд научно-исследовательских институтов и лабораторий, занимавшихся изучением научной организации труда и управления. Научное администрирование рассматривалось как часть научной организации труда. Разрабатывались пути удешевления государственного управления на основе реорганизации техники администрирования.
В 1950-е гг. государственное управление изучалось, как правило, в рамках теории административного права, что не обеспечивало рассмотрение его собственно управленческих проблем. Наиболее значимыми для теории государственного управления в этот период были работы советских ученых (B.C. Немчинов, В.В. Новожилов, J1.B. Канторович), развивающих оптимизационный подход в планировании. Рассмотрение экономики как единой системы, управляемой единой администрацией и подчиненной единой цели. При этом решения, принимаемые на разных уровнях и в разных местах, должны были быть согласованы между собой балансовыми материальными соотношениями и следовать основным народно-хозяйственным целям. Таким образом, обосновывалась возможность децентрализованных решений. По существу речь шла об аналоге того, что в США называлось PPBS (система планирования, программирования, бюджетирования) и было ориентировано на слияние процессов формирования политических решений и бюджетирования за счет постоянного перераспределения ресурсов, вытекающего из непрерывных и комплексных оценок воздействия государственной политики на общественные процессы. Но, в отличие от США, в СССР эти идеи ученых экономистов-математиков и кибернетиков так и не были применены на практике.
В середине 1980-х гг. к власти пришли новые лидеры, ориентированные на реформы, имевшие основной целью ускорение социально- экономического развития страны. Первоначально руководство страны считало возможным перестроить систему управления, сделав акцент на переходе от административных к экономическим методам управления и усилении хозяйственной самостоятельности предприятий и объединений путем перевода их на полный хозяйственный расчет и самофинансирование. Однако на практике половинчатые меры правительства по развитию рыночных отношений в условиях централизованного распределения основных материальных ресурсов не давали позитивных результатов, усиливался дефицит потребительских товаров и расширялась теневая экономика.
В конце 1980-х гг. в стране развернулась дискуссия о механизме перехода к рынку. Специальная комиссия, возглавляемая А.Г.Аганбегяном, предложила три варианта перехода к рыночным отношениям: — внесение отдельных элементов рынка в существующую командно-административную систему управления; — быстрый переход к рынку без какого-либо государственного регулирования; — создание системы управления на основе регулируемой рыночной экономики.
Последний вариант совершенствования системы управления соответствовал предложениям правительства. Другая комиссия под руководством С.С. Шаталина подготовила программу, получившую название «500 дней», в которой был намечен целый комплекс мероприятий, необходимых для перехода к свободному рынку. Эта программа многими учеными рассматривалась как «шоковая терапия». По итогам дискуссии был принят компромиссный вариант перехода от плановой системы управления к рыночной экономике. В его основу была положена программа «500 дней», основной целью которой было полное разрушение административно-командной системы управления. С конца 1991 г. начался процесс формирования рыночных отношений в России.
4) Изучение государственного управления в современной России После распада СССР изменения в основном коснулись политического содержания системы государственной власти. Кардинально сменив идеологические и политические ориентиры, система государственного управления осталась по сути прежней. В 1990-е гг. политическая власть в России оказалась неспособной выбрать концептуально определенную модель государственного управления и провести соответствующую ей административную реформу. Были лишь попытки провести отдельные преобразования, но они ограничивались полумерами. Политическая нестабильность вынуждала власть к чрезвычайным действиям, что могло временно приглушить существующие проблемы. Однако в политической элите страны не существовало какой-либо единой стратегии модернизации госаппарата.
Изменения носили ситуативный характер и не могли решить ни одной из существенных задач соответствия государственной службы новым рыночным и политическим условиям. Отсутствие ясной политической стратегии блокировало не только проведение сколько-нибудь осмысленной социальной и экономической политики, но и создание рационально организованного государственного аппарата, способного адекватно выразить и переложить на язык управленческой деятельности политические импульсы, исходящие от элиты. В неизменном виде сохранялись принципы организации государственной службы, методы управления. Между тем потребность в глубокой и целенаправленной трансформации отечественной административной системы была крайне остра. К 2004 г. политический режим полностью овладел властными ресурсами, позволившими ему конструировать и форматировать базовые процессы в рамках государственной политики. Власть начала административную реформу, сопровождая ее укреплением «вертикали» и выстраиванием институтов «суверенной» демократии. Мировой опыт показал, что реформирование государственного управления должно проводиться в рамках концепции сбалансированного развития и не должно восприниматься как череда одномоментных кардинальных изменений существующей системы. Последовательность и постепенность — вот принципы современного реформирования. Отсюда как никогда возросшая роль теоретических исследовании проблем государственного управления, которые, как и 150 лет назад, должны дать обоснования основных направлений кардинальных преобразований системы государственного управления в России. Государственное управление как самостоятельная область исследования является относительно новой для России дисциплиной. В Российской Федерации началом XXI н. государственное управление имеет своим объектом общество переходного типа с характерными для него социальным напряжением и социальными конфликтами, недоверием к социальным институтам и высоким уровнем отклоняющегося поведения. Нарушен баланс интересов различных социальных (профессиональных, региональных, национальных, демографических и т.д.) групп. Отсутствует усвоенная обществом модель социальной справедливости. Отсюда вытекают как одни из центральных для государства проблемы нестабильности и кризисов, слабой управляемости, снижения эффективности социального регулирования, создания необходимых институтов управления и подготовки квалифицированных управленческих 0 111 м ж. В данных условиях чрезвычайно актуальным является развитие современной теории государственного управления, способной дать не только научно обоснованную методологию изучения одного из важнейших видов социального управления, но и способной определить ориентиры системной, последовательной, реалистичной реформы государственного аппарата, обосновать пути повышения эффективности управленческой деятельности его институтов и механизмов.
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1047)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |