Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Административный контроль и надзор, их особенности



2016-01-26 1043 Обсуждений (0)
Административный контроль и надзор, их особенности 0.00 из 5.00 0 оценок




Административный и судебный порядок защиты прав граждан в сфере государственного управления.

Между сторонами административно-правовых отношений возможны споры. Так,

гражданин может быть не согласен с правомерностью предпринятых в его адрес

действий исполнительного органа (должностного лица). Это его несогласие, не влияющее на возникновение правоотношения, тем не менее, вызывает определенные юридические последствия: гражданин вправе оспаривать указанные действия. Так возникает конкретный административно-правовой спор.

Известно, что для разрешения гражданско-правовых споров установлен особый

процессуальный порядок (исковое производство). Он установлен и для разрешения

возможных административно-правовых споров. Как правило, такого рода споры

разрешаются в административном, то есть во внесудебном порядке. Это означает, что

основной способ их разрешения не выходит за рамки сферы государственного

управления и является одним из атрибутов государственно-управленческой деятельности.

Суть его — в принятии полномочным исполнительным органом (должностным лицом)

юридически-властного решения по предмету спора, каковым является законность

оспариваемого решения или действия, породивших спорную ситуацию. На первый план выдвигается присущая административно-правовому регулированию односторонность действий субъекта управления, юридически-властным решением которого по существу и разрешается данный спор. Гражданин оспаривает решение другой стороны административно-правового отношения, используя, как правило, институт административного обжалования. Нижестоящие звенья системы государственного управления в случае возникновения спораобращаются к вышестоящему по отношению к спорящим сторонам исполнительному органу (должностному лицу) и т. п. Во всех подобных случаях оценка правомерности оспариваемых действий — прерогатива только компетентного, специально уполномоченного на это органа или должностного лица, хотя, как правило, подобными полномочиями наделен каждый из них. Наиболее детально административный порядок разрешения административно-правовых споров регламентирован, например, КоАП1.

Административно-правовое регулирование деятельности религиозных объединений

Конституция РФ закрепляет право каждого на свободу совести, свободу

вероисповедания. Граждане могут пользоваться правом на свободу вероисповедания

индивидуально, а также совместно, путем создания религиозных объединений.

Специальным актом, определяющим основные параметры правового положения

таких объединений, является Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. "О свободе

совести и религиозных объединениях"1. Он отражает принципиальные позиции

государства в отношении религиозных объединений и религиозных объединений по

отношению к государству, а также в общих чертах виды и объем правосубъектности этих

объединений. 1 ВВС РФ. 1990. № 21. Ст. 240; см. также СЗ РФ. 1995. № 5. Ст. 346.

Законодательное урегулирование этих вопросов имеет целью, во-первых, создать

наиболее благоприятные условия для реализации гражданами права на свободу

вероисповедания, во-вторых, не допустить злоупотребления этим правом,

посягательства на личность, права и свободы граждан. В Российской Федерации религиозные объединения отделены от государства. Это прежде всего означает, что государство, хотя и определяет правовой режим

осуществления права на свободу совести, свободу вероисповедания, но ни само

государство, ни его органы и должностные лица не вмешиваются в вопросы определения

гражданами своего отношения к религии, в законную деятельность религиозных

объединений. Они не могут поручать последним выполнение каких-либо государственных

функций На территории РФ не могут учреждаться органы исполнительной власти и

государственные должности, специально предназначенные для решения вопросов,

связанных с реализацией гражданами права на свободу вероисповедания.

Вместе с тем Закон о свободе вероисповедания как акт государственной власти

определяет сущность и некоторые виды религиозных объединений, а также определяет

реквизиты устава (положения) религиозного объединения. Государство охраняет законную деятельность религиозных объединений и в то же время контролирует соблюдение ими относящегося к ним законодательства. Регистрация уставов (положений) входит в исключительную компетенцию

Министерства юстиции РФ, органов управления в области юстиции субъектов РФ по

правилам, установленным законом.

Административный контроль и надзор, их особенности

Контроль органов исполнительной власти можно разделить на: а) общий; б)

ведомственный; в) надведомственный. Общий контроль предполагает обследование целого комплекса вопросов деятельности подконтрольных объектов. Его осуществление связано с деятельностью

органов исполнительной власти общей компетенции: Правительства РФ, правительств

республик (советы министров, кабинеты министров и др.), высших исполнительных

органов государственной власти субъектов РФ. Ведомственный контроль осуществляется органами отраслевой и некоторыми органами межотраслевой компетенции в отношении подведомственных им объектов. Он состоит в проверке этими органами в пределах своей компетенции соблюдения и испол-

нения законов и подзаконных актов, а также своих решений нижестоящими подведомственными им органами, а также предприятиями, учреждениями, организациями. Например, Министерство путей сообщения РФ осуществляет контроль за правильным применением действующего законодательства и иных нормативных актов на предприятиях, в учреждениях и организациях железнодорожного транспорта, за

профессиональным уровнем руководящих работников этих организаций Надведомственный контроль осуществляется в основном органами межотраслевой компетенции. В отдельных случаях его проводят отраслевые органы, наделенные государственно-властными полномочиями надведомственного характера.

В пределах своей компетенции они контролируют деятельность органов исполнительной власти, предприятий, учреждений, организаций по определенным (специальным) вопросам. Между субъектами и объектами этого контроля отсутствует организационная подчиненность. Так, Государственный комитет РФ по стандартизации и метрологии осуществляет государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов, правил метрологии и сертификации предприятиями,

учреждениями, независимо от ведомственной принадлежности Административный надзор представляет собой специфическую разновидность государственного контроля. Суть его состоит в наблюдении за исполнением действующих в сфере управления разнообразных специальных норм, общеобязательных правил, закрепленных в законах и подзаконных актах (правила дорожного движения, пожарной

безопасности, торговли, санитарные, природоохранительные и другие нормы). Он

осуществляется в отношении органов исполнительной власти, предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений и граждан. Субъектами административного надзора являются органы федерального надзора (федеральный горный и промышленный надзор, надзор России по ядерной и

радиационной безопасности), государственные инспекции (Государственная инспекция

по безопасности дорожного движения и др.). Особенности административного надзора состоят в том, что, во-первых, между субъектами и объектами надзора отсутствует организационная соподчиненность, то есть

деятельность органов надзора распространяется, как правило, на поднадзорные объекты,

независимо от их ведомственной подчиненности и форм собственности. Следовательно,

административный надзор по своему характеру является надведомственным. Для выполнения стоящей перед ними задачи и возложенных функций органы административного надзора наделены полномочиями, имеющими Надведомственный характер, которые позволяют им не только осуществлять надзор, но и воздействовать в пределах своей компетенции на деятельность поднадзорных объектов.

Действующие нормативные акты закрепляют несколько групп полномочий органов,

осуществляющих административный надзор:

1. Полномочия по предупреждению правонарушений.

2. Полномочия по пресечению правонарушений.

3. Полномочия по привлечению к ответственности виновных лиц.

4. Полномочия по нормотворчеству.

Подавляющее большинство органов административного надзора наделены правом

привлекать виновных лиц к административной ответственности. В пределах своей

компетенции они самостоятельно возбуждают и рассматривают дела об

административных правонарушениях, налагают административные наказания. Перечень

органов административного надзора, имеющих право рассматривать дела об

административных правонарушениях, дан в гл. 23 КоАП. В нем также определена

подведомственность дел каждого из этих органов.



2016-01-26 1043 Обсуждений (0)
Административный контроль и надзор, их особенности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Административный контроль и надзор, их особенности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1043)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.047 сек.)