Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Государственная служба: понятие, признаки, принципы



2016-01-26 578 Обсуждений (0)
Государственная служба: понятие, признаки, принципы 0.00 из 5.00 0 оценок




государственная служба есть:

а) разновидность труда работников государственных организаций, являющихся

государственными служащими (см. § 2 данной главы);

б) неотъемлемое свойство государства.

Государственная служба понималась в широком и узком смысле. Государственная служба

в широком смысле сводилась к выполнению служащими своих обязанностей (работы) в

государственных организациях: в органах государственной власти, на предприятиях, в

учреждениях, иных организациях; в узком смысле — к выполнению служащими своих

обязанностей в государственных органах.

Специфическая концепция государственной службы положена в основу Закона РФ от 5

июля 1995 г. "Об основах государственной службы в Российской Федерации"1 (далее — Закон

РФ о государственной службе). В трактовке этого закона государственная служба —

профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных

органов. При этом к государственной службе относится исполнение должностных

обязанностей лицами, замещающими государственные должности лишь определенных

категорий, обозначенных в самом законе. То есть, не все лица, занимающие должности в

государственных органах, исполняют обязанности, относящиеся к государственной службе.

К категории "А" относятся государственные должности, устанавливаемые

Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями, уставами субъектов РФ для

непосредственного исполнения полномочий государственных органов (Президент и

Председатель Правительства РФ, министры и др.).

К категории "Б" относятся государственные должности, учреждаемые в соответствии

с законодательством РФ для непосредственного обеспечения исполнения полномочий

лицами, замещающими государственные должности вышеуказанной категории.

К категории "В" относятся должности, учреждаемые государственными органами

для исполнения и обеспечения их полномочий.

Должности категорий "Б" и "В" образуют государственные должности

государственной службы, с понятием которой и связывается служебная деятельность

лиц, замещающих такие должности. Государственные должности категории "А" не

признаются государственными должностями государственной службы, следовательно,

деятельность лиц, занимающих их, по осуществлению полномочий соответствующих

органов не охватывается понятием государственной службы.

Уяснение данного обстоятельства имеет принципиальное значение, ибо оно

указывает на то, что действие закона об основах государственной службы не

распространяется на лиц, занимающих должности категории "А", и они, с точки зрения

этого закона, не являются государственными служащими. Одним из подтверждений этого

может служить то, что депутаты Государственной Думы занимают должности категории

"А", но они не могут находиться на государственной службе (п. 3 ст. 97 Конституции

РФ) и, следовательно, не являются государственными служащими.

Перечень государственных должностей и государственных должностей

государственной службы дается соответственно в Реестре государственных должностей

РФ и, являющемся его частью, Реестре государственных должностей государственной

службы РФ. К последнему прилагаются перечень специализаций государственных

должностей государственной службы и квалификационные требования к лицам, их

замещающим.

В соответствии с принципом федерализма различаются: а) федеральная

государственная служба, находящаяся в ведении Российской Федерации (п. "т" ст. 71

Конституции РФ);

б) государственная служба субъектов РФ, находящаяся в их ведении (см. п. 3 ст. 2

Закона об основах государственной службы).

1. Верховенства Конституции РФ и федеральных законов над иными нормативными

правовыми актами, должностными инструкциями при исполнении государственными

служащими должностных обязанностей и обеспечении их прав.

2. Приоритета прав и свобод человека и гражданина, их непосредственного действия:

обязанности государственных служащих признавать, соблюдать и защищать права и свободы

человека и гражданина.

3. Единства системы государственной власти, разграничения предметов ведения между

РФ и субъектами РФ.

4. Разделения законодательной, исполнительной и судебной власти.

5. Равного доступа к государственной службе в соответствии со своими способностями

и профессиональной подготовкой без какой-либо дискриминации. Требования к кандидату на

государственную должность обусловливаются характером должностных обязанностей.

Правоограничения государственных служащих вытекают из факта осуществления ими

властных полномочий по руководству деятельностью людей и специфики конкретных

служебных функций, характерных для тех или иных категорий государственных служащих.

Гражданину, претендующему на государственную должность, надо иметь образование и

подготовку, соответствующие содержанию и объему полномочий этой должности.

6. Обязательности для государственных служащих решений, принятых вышестоящими

государственными органами и их руководителями в пределах их полномочий и в

соответствии с законодательством.

Однако государственный служащий не должен безоговорочно выполнять незаконные

акты вышестоящих в порядке подчиненности руководителей. На этот счет Законом об основах

государственной службы установлены правила, которыми он должен руководствоваться.

Государственный служащий в случае сомнения в правомерности полученного распоряжения

обязан в письменной форме незамедлительно сообщить об этом: а) своему непосредственному

руководителю; б) руководителю, издавшему распоряжение и в) вышестоящему руководителю.

Если вышестоящий руководитель, а в его отсутствие — руководитель, издавший

распоряжение, в письменной форме подтверждает указанное распоряжение,

государственный служащий обязан его исполнить, за исключением случаев, когда его

исполнение является административно или уголовно наказуемым деянием.

Ответственность за исполнение государственным служащим неправомерного

распоряжения несет подтвердивший это распоряжение руководитель.

7. Единства основных требований, предъявляемых к государственной службе.

8. Гласности в осуществлении государственной службы.

9. Профессионализма и компетентности государственных служащих.

10. Ответственности государственных служащих за подготавливаемые и

принимаемые решения, неисполнение либо ненадлежащее исполнение должностных

обязанностей. Она должна занимать особое место среди мер, направленных на

совершенствование системы исполнительной власти. Опыт доказывает, что главная причина

сбоев в этой системе не столько в недостатках в правовом регулировании, сколько в

безответственности, влекущей за собой нарушения норм действующего права. Неприятие

защитных мер ведет к правовому нигилизму.

В связи с этим возникает необходимость в правовой защите общества через принятие

соответствующих законов, определяющих поведение всех государственных служащих,

особенно руководящих должностных лиц, а также эффективного государственного контроля и

надзора за их исполнением.

11. Внепартийности государственной службы. В системе государственной службы не

допускается создание организаций политических партий и движений. Государственные

служащие при исполнении должностных обязанностей не связаны решениями общественных

объединений и обязаны руководствоваться законодательством.

12. Отделения религиозных объединений от государства. На служебную деятельность

государственных служащих не могут влиять религиозные объединения, ибо они отделены от

государства.

13. Социальной защищенности государственных служащих. Им гарантируется

денежное содержание, оплачиваемые отпуска, пенсионное обеспечение и т. д.

Государственным служащим на отдельных видах государственной службы могут

предоставляться льготы по налогообложению, оплате транспорта, жилья и др.

14. Стабильности кадров государственной службы. Положение государственного

служащего не должно зависеть от политической конъюнктуры, конкретной личности

политического руководителя, необоснованных организационных импровизаций.

В числе принципов государственной службы не оказалось принципа законности. Его не

могут подменить те принципы, которые сформулированы в контексте законности, выражая ее

отдельные требования (например, о верховенстве Конституции РФ, обязательности решений

вышестоящих органов для государственных служащих). Между тем принцип законности

является универсальным, он не должен иметь для кого-либо каких-либо исключений. Органы

государственной власти, должностные лица обязаны соблюдать Конституцию РФ, законы, а

также подзаконные акты, изданные в пределах компетенции и в соответствии с

законодательством



2016-01-26 578 Обсуждений (0)
Государственная служба: понятие, признаки, принципы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Государственная служба: понятие, признаки, принципы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (578)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)