Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ФОРМЫ КОМПЛЕКТОВАНИЯ традиционная и Решетникова



2016-01-26 2973 Обсуждений (0)
ФОРМЫ КОМПЛЕКТОВАНИЯ традиционная и Решетникова 0.00 из 5.00 0 оценок




 

 

Традиционная:

Комплектование – это теоретическая и практическая деятельность музея, направленная на выявление, сбор и научную организацию музейных предметов, в результате которой возникает музейное собрание.

Цель комплектования – документирование исторической действительности, а также явлений и процессов природы.

Задачи:

1) Выявление памятников культуры, объектов природы, отражающих исторические события или природные явления.

2) Приобретение этих предметов в собрании и формирование его в историческую базу для музейной деятельности и профильных наук.

3) Научная организация музейного собрания

4) Сохранение, создание условий для использования этих предметов

 

Комплектование одна из главных видов деятельности музея. Тематика комплектования не имеет устойчивой темы, меняется в зависимости от концепции, настроений в обществе, от изменений направления профильных дисциплин.

Направление комплектования:

· Систематическое: пополнение собрания однотипными предметами.

· Тематическое: разные типы источников предметов, но одна тема.

Комплексное комплектование – это системное + тематическое.

 

Предметы в собрании должны быть подлинные (редко копией).

 

Отбор предметов имеет свои критерии:

1) Информативность (предмет отражает явление или процесс);

2) Аттрактивность (внешний вид привлекает к себе);

3) Экспрессивность (вызывает чувства);

4) Коммуникативность(предмет должен транслировать ту информацию, которая в нём заключена).

 

Формы комплектования:

· Дарение;

· Закупка(выделяемые деньги/спонсорские);

· Обмен(редко);

· Целевые заказы на выполнение организационных работ копий, макетов;

· Комплектование на выставках(обычно на художественных);

· Комплектование «по горячим следам»;

· Научная командировка;

· Экспедиция.

 

Комплектование по Решетникову:

Критерии предмета:

1) Комплексность источников (отражение в предметах всего комплекса темы);

Нужно учитывать все источники!

2) Неделимость фонда (комплекс предметов находится в одном музее);

3) Изучение среды бытования предметов (собрание информации во время его комплектования, история бытования, легенда от собственника; эти данные украшают информативность предмета, что позволяет предмету быть коммуникативным с посетителями);

Атрибуция: название (или несколько), датировка, материал и техника. Информацию фиксируем, потом проверяем.

4) Краеведческий принцип (ценность играет большую роль в определении предмета в музей);

5) Мемориальность (прибл. информативность. Предмет уникальный. Ценность предмета, большое информационное поле);

6) Достоверность (подлинность предмета, его информационная достоверность).

 

Структура концепции научного комплектования как составляющая часть научной концепции музея:

1) Определение состава памятников, тематики коллекций с учётом профильности музея и направленности его деятельности.

2) Определение направлений изучения среды бытования.

3) Изучение источниковой базы.

4) Определение целей, направлений, форм комплектования, обеспечение необходимой учётной документацией, совершенствование и разработка новых методов комплектования.

5) Обеспечение подготовки кадров, которые могли бы профессионально осуществлять научное комплектование.

6) Обеспечение материально-технической и финансовой базы.

7) Заключение договоров на хозяйственные работы и научные исследования.

8) Создание научно-справочного аппарата, необходимой информационной системы с базой данных об объектах комплектования.

9) Определение принципов и критериев отбора памятников из среды бытования в музейный фонд.

10) Разработка планирования (перспективного и текущего).

11) Разработка классификационной схемы систематического каталога музея.

12) Координация деятельности по комплектованию с музеями, архивами, научными учреждениями и общественными организациями.

13) Привлечение к научному комплектованию краеведов и создание сети общественных корреспондентов.

 

Научное комплектование определяет направления, пути, формы и методы комплектования. Они могут быть самыми разнообразными и в различном взаимном сочетании. От того, какая выработана концепция комплектования, зависит состав музейного собрания и полнота его коллекций. А это, в свою очередь, определяет формы деятельности музея. формированию музейного собрания и выработке форм деятельности музея предшествует разработка научной концепции комплектования.

 

 

11. Цель и задачи комплектования музейных предметов.


Комплектование – это теоретическая и практическая деятельность музея, направленная на выявление, сбор и научную организацию музейных предметов, в результате которой возникает музейное собрание.

Цель комплектования – документирование исторической действительности, а также явлений и процессов природы.
Задачи:
1. Выявление памятников культуры, объектов природы, отражающих исторические события или природные явления.
2. Приобретение этих предметов в собрании и формирование его в историческую базу для музейной деятельности и профильных наук.
3. Научная организация музейного собрания.
4. Сохранение, создание условий для использования этих предметов.

 

 

12. Правила и направления комплектования музейных предметов.


Комплектование музейных фондов – целенаправленный, планомерный, опирающийся на методологические принципы профильных дисциплин и музееведения процесс выявления и сбора предметов музейного значения для формирования и пополнения музейного собрания. Отобранные и извлеченные из среды бытования объекты реальной действительности превращаются в музейные предметы, то есть в источники информации, поэтому комплектование фондов можно рассматривать как способ осуществления музеем своей социальной функции документирования процессов и явлений, происходящих в обществе и природе.

различают три основных вида, или способа, комплектования – систематическое, тематическое, комплексное.

Систематическое - регулярно пополняет музейные коллекции однотипными музейными предметами, оно направлено на формирование и пополнение систематических коллекций.

Тематическое - заключается в выявлении и сборе разнотипных предметов музейного значения, отражающих конкретную тему. Оно позволяет документировать процессы и явления по исследуемым музеем темам, а также формировать и пополнять тематические коллекции.

Задачи систематического и тематического комплектования объединяет комплексное комплектование, которое распространено главным образом в небольших музеях.
В поисках путей наиболее оптимального решения проблем комплектования фондов музейные специалисты устанавливают временные и постоянные контакты с лицами и организациями, которые могут быть или являются обладателями предметов музейного значения.

Формы комплектования музейных фондов весьма разнообразны. Это могут быть закупки коллекций или отдельных предметов за счет специальных ассигнований, предусмотренных сметой музея; безвозмездная передача (дар) в собственность музея коллекций или предметов организациями или частными лицами; обмен дублетных и непрофильных материалов на предметы, соответствующие профилю и характеру музейного собрания; целевые заказы на выполнение оригинальных работ. В соответствии с планом комплектования музейного собрания для сбора предметов музейного значения совершаются специальные поездки, так называемые командировки по комплектованию. В целях изучения определенной темы и проведения собирательской работы музеи организуют также экспедиции – археологические, этнографические, историко-бытовые, естественно-научные. Они часто проводятся совместно с другими музеями или научными учреждениями.

Во избежание ошибок при решении вопроса о том, обладает ли предмет музейным значением и нуждается ли в нем музейное собрание, проводится коллективная экспертиза. Ее осуществляет специальный орган – фондово-закупочная комиссия, в состав которой входят специалисты разных профилей, работники экспозиционных и фондовых отделов. Она не только принимает решение о приобретении предмета музейного значения, но и относит его к основному или научно-вспомогательному фонду, а также занимается вопросами методики фондовой работы. Ее решения оформляются протоколом, который подписывается главным хранителем, утверждается директором музея и служит юридическим основанием для внесения предмета в состав музейного собрания и превращения его в музейный предмет.

В некоторых музеях существуют две раздельные комиссии – фондовая и закупочная.
Прежде чем оказаться в фондах, предметы музейного значения фиксируются в специальной документации.

Если предметы поступают от организаций и частных лиц, они предварительно принимаются на временное хранение, что фиксируется специальным актом приема, который подписывают владелец предмета и сотрудник музея. Одновременно записывается легенда предмета, которая содержит сведения о происхождении предмета, среде его бытования, способах применения, а также о самом владельце. Затем предметы подвергаются экспертизе специалистов, дающих письменное заключение.
На основании заявления владельца о передаче предметов или коллекций в дар, на закупку, обмен, а также акта приема, легенды, заключений специалистов и своих собственных наблюдений фондово-закупочная комиссия принимает решение о приеме или возврате предметов, а также об их стоимости. При приеме предметов или коллекций в дар (пожертвование) заключается договор дарения, при приеме предметов на закупку заключается договор купли-продажи, при приеме предметов в обмен заключается договор мены. Составляется акт о приеме предметов на постоянное хранение, который утверждается директором музея и скрепляется печатью. Если на хранение принимается коллекция, то к акту прилагается коллекционная опись, попредметно раскрывающая ее содержание.

 

13.
НАУЧНАЯ КОНЦЕПЦИЯ КОМПЛЕКТОВАНИЯ

 

- документ, в котором отображаются цели и задачи комплектования, критерии комплектования.
Каждый отдел дает свою концепцию, а затем делается сводка.
может создаваться несколько лет.

Начало: обзор коллекций и предметов, их анализ.

След шаг: постановка целей и задач комплектования. Цель должна быть актуальной.

Часть концепции посвящена финансовому вопросу (из каких источников брать деньги).

Определение форм, принципов отбора комплектования.

Ответственность за комплектование по темам.

Часть концепции - планы комплектования: краткосрочные (1-2 года) и долгосрочные (5-10 лет).

След шаг: определение форм комплектования, критериев комплектования.
Прописывается, какой сотрудник отвечает за комплектование.
Заключительный этап - включение муз предмета в собрание музея.

 



2016-01-26 2973 Обсуждений (0)
ФОРМЫ КОМПЛЕКТОВАНИЯ традиционная и Решетникова 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ФОРМЫ КОМПЛЕКТОВАНИЯ традиционная и Решетникова

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2973)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)