Маастрихтский договор о ЕС. Основные положения и значение
Дата подписания – 7 февраля 1992 г. в Маастрихте (Голландия) Был принят парламентами, либо на референдумах во всех странах, за исключением Дании, где позже был принят после предоставления этой стране ряда исключений и отсрочек. Вступил в силу 1 ноября 1993 г.
Основные положения: 1. Сообщество получило новое название – Европейский союз 2. Распространение полномочий ЕС на новые сферы (защиту прав потребителей, здравоохранение, транспорт, образование; расширение его компетенции в сфере социальной политики), что было воспринято многими как шаг на пути к созданию Европейской федерации (хотя на практике переход к политическому союзу не состоялся до сих пор) 3. Система трёх «опор»: I – три сообщества (ЕОУС, Евратом и ЕЭС); II – Общая внешняя политика и политика безопасности; III – внутренние дела и юстиция. ü В первой опоре решения принимаются институтами сообществ и подлежат контролю со стороны Суда ЕС. ü Во второй и третьей опорах решения принимаются на основе межправительственного сотрудничества, ответственность за их выполнение несут сами государства. 4. Ключевая задача сообщества – создание Экономического и валютного союза (ЭВС) и введение единой валюты (Великобритания и Дания оговорили право не переходить к будущей единой валюте) 5. Устанавливались правила разработки и реализации общей экономической политики 6. Утверждались устав Европейского центрального банка и его функции 7. Определялись критерии для вступления страны в валютный союз (Маастрихтские критерии, или критерии конвергенции): ü Дефицит правительственного сектора бюджета должен быть менее 3 % от ВВП; ü Долг правительственного сектора должен быть менее 60 % от ВВП или приближаться к этому умеренным темпом; ü Государство должно не менее двух лет участвовать в механизме ERM2 и обеспечивать стабильность обменного курса своей валюты по отношению к евро; ü Размер инфляции в стране не должен превышать более чем на 1,5 процентных пункта средний уровень трех стран-членов ЕС, достигших наилучших результатов в сфере стабильности цен; ü Долгосрочная процентная ставка страны не должна превышать больше, чем на 2 процентных пункта средний уровень трех стран-членов ЕС, достигших наилучших результатов в сфере стабильности цен. 8. Планировалось перейти к общей внешней политике и политике безопасности (ОВПБ). Новые формы взаимодействия: Ø Общие позиции ЕС (принимаемые по актуальным международным вопросам) Ø Совместные действия государств членов ЕС (в форме гуманитарных миссий и военных операций в третьих странах) Государства-члены обязались воздерживаться от любых действий, противоречащих интересам Союза. 9. Более тесное межправительственное сотрудничество в области правосудия и внутренних дел: · Введение гражданства ЕС, позволяющее проживать каждому гражданину Союза в любой его стране · Создание Европола – европейского полицейского ведомства · Право граждан ЕС избирать и быть избранными в Европарламент · Введение института омбудсмена – уполномоченного по правам человека в ЕС 10. Новые полномочия Европарламента – введение процедуры «совместного принятия решений» (возможность третьего чтения при наличий разногласий между Советом и Парламентом), а также права Парламента заблокировать принятие решения
!!!Недостаток документа – не удалось договориться о реформе всей системы институтов ЕС с учётом новых задач интеграции и возросшего числа её участников Амстердамский договор. Основные положения и значение. Дата подписания: 2 октября 1997 г. 1 мая 1999 г. вступил в силу Основные положения: 1. Договор закрепил неоспоримую обязанность государств-членов строго соблюдать и охранять фундаментальные права человека. Было провозглашено превращение Европейского Союза в «пространство свободы, безопасности и справедливости». 2. Развитие интеграции вглубь: во внешней политике введен пост Верховного представителя ЕС по общей иностранной политике и политики безопасности (в течение 10 лет им был Хавьер Солана, с 2009 г. – Кэтрин Эштон) Функции: представление Европейского Совета в переговорах с третьими странами 3. Коммунитаризация 3-ей опоры – политика в области внутренних дел и правосудия поделена между 1 и 3 опорой: ü к 1 опоре перешли вопросы предоставления политического убежища, миграции, визового контроля, иммиграции, гражданско-правового сотрудничества (браки, разводы, алименты, родительские права) и охраны внешних границ ü к 3 опоре – уголовно-правовое, полицейское, таможенное и судебное сотрудничество 4. Принцип единогласия был помехой, поэтому Амстердамский договор предусматривал в течение 5 лет после вступления в силу перейти от единогласия к работе на основе принципа квалифицированного большинства. 5. Введение в договор Шенгенского законодательства (отмена контроля на внутренних границах и охрана внешних границ) 6. Расширены полномочия Европарламента !НО Договор не провёл реформу институциональной системы ЕС
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3146)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |