Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Институты непосредственной демократии в системе местного самоуправления



2016-01-26 1534 Обсуждений (0)
Институты непосредственной демократии в системе местного самоуправления 0.00 из 5.00 0 оценок




Конституция РФ провозглашает: «Носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ» (ч. 1 ст. 3). Демократия как основа конституционного строя предполагает осуществление народом своей власти непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления(ч. 2 ст. 3 Конституции РФ).

Непосредственная демократия в системе местного самоуправления представляет собой прямое участие граждан в обсуждении, выработке и принятии решений по вопросам местного значения, а также контроля за проведением этих решений в жизнь.

Самоуправление должно интерпретироваться в контексте свободы и демократии. Тенденция к самоуправлению в современных обществах выражена в принципах народного суверенитета и правилах большинства, являющихся основополагающими началами демократического принятия решений, демократического правления. Значимость непосредственной демократии для системы местного самоуправления определяется и тем, что «сообществу, состоящему из нескольких сотен или нескольких тысяч человек, организоваться на базе прямого участия гораздо легче, чем стране, в которой живут несколько миллионов жителей, или империи, где их сотни миллионов».

В организации местного самоуправления наиболее ярко выражается идея приближения власти к народу. Единство непосредственной демократии и самоуправления видится в том, что оба института — разновидности народовластия, предполагающие участие граждан в обсуждении, принятии решений по вопросам местного значения. У них общая цель, состоящая в постепенном переходе к более широкому и эффективному участию граждан в самоуправлении.

Различие непосредственной демократии и местного самоуправления заключается в том, что самоуправление — это прежде всего свойство (качество) местного сообщества решать вопросы местного значения. Оно реализуется «как через выборные органы, образуемые в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ'' от 01.01.01 г., с уставами муниципальных образований, так и через другие органы, создаваемые на основании уставов муниципальных образований, через территориальное общественное самоуправление и институты непосредственной демократии. Следовательно, непосредственная демократия выступает частью организационного механизма, который обеспечивает реализацию этого свойства, заключающее в себе систему форм и способов прямого участия граждан в местном самоуправлении. Иными словами, местное самоуправление и непосредственная демократия соотносятся как свойство и формы его реализации. Местное самоуправление, представляя собой органическое соединение представительной и непосредственной демократии, шире по формам, возможностям осуществления, чем непосредственная демократия.

Непосредственную демократию можно представить в виде системы, имеющей три уровня: базовые ценности,составляющие содержание, суть непосредственной демократии; механизм реализации и достижения ценностей демократии;конституционно-правовые институты и нормы, через которые упомянутые выше ценности получают непосредственное обоснование, закрепление и определяющее юридическое значение.

Итак, непосредственная демократия как механизм управления представляет собой совокупность институтов, процедур выработки решений, обеспечивающих функционирование всей системы местного самоуправления в соответствии с ценностями демократии, создающих возможность учета мнения местного сообщества по вопросам местной жизни.

Непосредственную демократию можно рассматривать в объективном и субъективном смыслах.

В системе местного самоуправления непосредственную демократию в объективном смысле характеризует совокупностьправовых норм

, составляющих генеральный институт конституционного права Российской Федерации и регулирующих формы прямого волеизъявления членов местного сообщества при осуществлении местного самоуправления.

Непосредственная демократия в субъективном смысле — это право гражданина путем прямого волеизъявления принимать участие в осуществлении местного самоуправления. Право на участие в местном самоуправлении посредством прямого волеизъявления членов местного сообщества реализуется через группу муниципальных прав публичного характера.

 

 

4. Конституционные основы государственной власти и управления в России

 

Конституционные основы государственной власти и государственного управления — те базовые принципы, на которых основаны государственная власть и государственное управление в России. Особенность данных принципов в том, что они закреплены в документе высшей юридической силы — Конституции РФ, принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.

Закрепление этих принципов в Конституции обеспечивает их:

- главенство (не может быть принят закон, иной нормативный акт, противоречащий принципам);

- длительность действия (конституция обычно — документ дли­тельного действия);

- стабильность (нынешнюю Конституцию в части основ консти­туционного строя практически невозможно изменить, что де­лает эти принципы очень устойчивыми и стабильными).

Конституция РФ закрепляет следующие основополагающиепринципыгосударственной власти и управления:

- республиканскую форму правления - государство может быть только республикой, исключено учреждение должности монар­ха и монархического правления как в России в целом, так и в ее отдельных частях;

- принадлежность власти народу, признание народа единственным источником власти (т.е. ни один человек, ни одна партия не может присвоить власть, провозгласить себя источ­ником власти);

- осуществление власти народом непосредственно или через органы госвласти. Это значит, что:

- народ может осуществлять свою власть или путем голосова­ния (на выборах, референдуме), или через своих представи­телей в выборных или назначаемых органах власти;

- власть может осуществляться только через официально ус­тановленные органы власти — ее нельзя осуществлять через какие-либо органы, учрежденные неправовым путем (на­пример, через самопровозглашенный реввоенсовет или ка­кой-либо личностью от собственного имени;

- разделение государственной власти на 3 ветви — законодатель­ную, исполнительную и судебную (это значит, что власть нельзя концентрировать в одних руках - невозможно, чтобы один и тот же орган принимал законы, исполнял их и судил (что было в средние века));

- разграничение полномочий между федеральными органами госу­дарственной власти и органами государственной власти субъ­ектов РФ. Для этого Конституция РФ закрепляет:

• вопросы исключительного ведения Российской Федерации;

• вопросы совместного ведения РФ и субъектов РФ;

все иные вопросы — в ведении субъектов РФ;

- самостоятельность местного самоуправления. Согласно Конституции РФ органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти;

- право граждан России участвовать в управлении государством, т.е. право избирать и быть избранными в органы государственной власти, а также иметь равный доступ к государственной службе;

- право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные жалобы в органы государственной власти и местного самоуправления;

- право граждан обжаловать в суд решения и действия органов государственной власти, местного самоуправления, их должностных лиц.

Государственную власть в Российской Федерации осуществляют:

1. Президент Российской Федерации;

2. Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума);

3. Правительство Российской Федерации;

4. Суды Российской Федерации.

Государственную власть в субъектах РФ осуществляют образуемые ими органы государственной власти. Местное самоуправление в систему органов государственной власти не входит.

На практике реализацию предметов ведения и полномочий между федерацией и ее субъектамиопределяют правовые отношения между различными субъектами — участниками в федера­тивном государстве. В них участвуют все органы власти по всей верти­кали государственной системы. Доминирующее положение в этой сис­теме занимают исключительные полномочия федерации, совместные полномочия федерации и ее субъектов, основные принципы законода­тельных и исполнительных функций субъектов федерации при исклю­чительной законодательной юрисдикции федеральныхорганов власти. Вместе с тем верховенство — это не право командовать, а право осуще­ствлять общегосударственные функции от имени всех и отвечая перед всеми. При этом очевиден вспомогательный характер полномочий субъектов федерации, их функционирование на уже определенных зако­нодателем «правилах игры». Важное значение имеет рамочное законода­тельство федерации, на основе которого осуществляется законотворче­ство ее субъектов. Общие принципы законодательства и формирования органов власти определяет федерация. Остаточное законодательство — это сфера деятельности субъектов федерации.

Уточним понятия, которые используются в теме по разгра­ничению предметов ведения и полномочий между органами государ­ственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации:

Предмет ведения— конституционно закрепленная сфера обществен­ных отношений, правовое регулирование которой осуществляют соот­ветствующие органы государственной власти федерации и ее субъектов.

Компетенция— включает в себя функции(направления, сферы де­ятельности) и конкретные властные полномочия (права и обязанно­сти), закрепленные нормативными правовыми актами за органом го­сударственной власти.

Полномочия— юридически закрепленные за органом государствен­ной власти (должностным лицом, выполняющим управленческие фун­кции) права и обязанностипринимать правовые акты и осуществлять иные властные действия, направленные на решение конкретных задач и выполнение функций этого органа. Является составной частью компетенции соответствующего органа.

Разграничение предметов ведения между федерацией и ее субъектами – конституционное закрепление сфер общественных отношений за органами государственной власти РФ и органами государственной власти ее субъектов.

В. 3.2. Статус Президента РФ и его полномочия[1]

Согласно Конституции РФ Президент РФ - глава государства. Основные функции Президента РФ:

• выступать гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина;

• принимать конституционные меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности;

• обеспечивать согласованное функционирование и взаимодействие органов госвласти;

• определять основные направления внутренней и внешней полити­ки государства;

• представлять РФ внутри страны и в международных отношениях.

Важнейшая функция Президента РФ — гарантировать соблю­дение Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина, которая осуществляется путем:

- обеспечения положения, при котором все органы государства выполняют свои конституционные обязанности, не выходя за пределы своей компетенции;

- обнаружения неконституционности действий каких-либо орга­нов власти и обращения к ним с требованием привести свои акты в соответствие с Конституцией РФ;

- принятия мер по борьбе с преступностью;

- принятия иных законных мер по защите прав и свобод личности.

Важнейший элемент статуса Президента РФ — право личной неприкосновенности:

• Президент РФ не может быть подвергнут уголовному и друго­му преследованию во время осуществления им своих полномочий;

• обладает дипломатическим иммунитетом при поездках за границу;

• его жизнь и деятельность охраняются законом.

Президент РФ обладает как общими, так и специальными полномочиями.

Общими называются полномочия, которые:

§ не нуждаются в специальной регламентации;

§ следуют из статуса главы государства.

К таким полномочиям относятся:

• назначение выборов Госдумы;

• роспуск в предусмотренных законом случаях Госдумы;

• назначение референдума в соответствии с законом;

• право законодательной инициативы;

• подписание федеральных законов;

• обращение к парламенту с ежегодными посланиями.

Общие полномочия в сфере внешней политики, обороны и безопасности. гражданства, наград, помилования:

• осуществление руководства внешней политикой;

• подписание международных договоров и ратификационных грамот;

• принятие верительных и отзывных грамот иностранных ди­пломатов;

• введение в соответствии с Конституцией РФ военного или чрезвычайного положения;

•решение вопросов гражданства и предоставление политическо­го убежища;

•осуществление помилования;

• награждение государственными наградами РФ;

• присвоение почетных, высших военных и специальных званий.

Специальные полномочия Президента РФ — это полномочия, прямо указанные в Конституции РФ в качестве таковых. К специальным полномочиям относятся:

• назначение с согласия Госдумы Председателя Правительства РФ;

• право председательствовать на заседаниях Правительства РФ;

• принятие решения об отставке Правительства РФ;

• представление Госдуме кандидатуры на должность Председателя Центрального банка РФ, постановка перед Госдумой вопроса о его освобождении от этой должности;

• назначение на должность по предложению Председателя Правительства РФ его заместителей и федеральных министров, также их освобождение от должности;

• представление Совету Федерации кандидатуры Генерального прокурора РФ, судей Конституционного, Верховного, Высшего Арбитражного Судов;

• назначение на должность судей федеральных судов;

• формирование Совета безопасности РФ и руководство его деятельностью;

• формирование Администрации Президента РФ;

• утверждение военной доктрины;

• назначение и освобождение от должности высшего командова­ния Вооруженных Сил РФ,

• назначение и освобождение Полномочных представителей Пре­зидента РФ;

• назначение и отзыв после консультаций с комитетами и комис­сиями парламента дипломатических представителей РФ в меж­дународных организациях и иностранных государствах.

Президент РФ избирается гражданами РФ на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Срок полномочий Президента РФ - 4 года. Воз­можно повторное избрание. Одно и то же лицо не может быть избрано Президентом РФ более, чем на два срока подряд. Ограничение президентского срока — важное демократическое завоевание, препятствующее узурпации власти одним лицом или группой лиц. В большинстве демократических государств президент избирается на 4- или 5-летний срок и не более чем на два срока.

Конституционные требования к кандидату в Президенты РФ:

• наличие гражданства РФ;

• достижение 35-летнего возраста;

• постоянное проживание в РФ в течение последних 10 лет. Из мировой практики известны более серьезные ограничения (например, требование гражданства по рождению; языковые, образовательные, национальные и другие барьеры).

Президент РФ вступает в должность по истечении 4 лет со дня вступления в должность предыдущего Президента РФ, из­бранного на предыдущих выборах, а при проведении досроч­ных выборов, а также, в случае если ко дню истечения 4 лет назначены повторные выборы — на 30-й день со дня опубли­кования общих результатов выборов.

Исполнение обязанностей начинается с момента принесения присяги, текст которой утвержден Конституцией РФ. Присяга приносится в торжественной обстановке на совместном засе­дании палат Федерального Собрания в присутствии судей Конституционного Суда РФ. С этого момента прекращаются полномочия предыдущего главы государства.

Общее основание прекращения обязанностей Президента РФ - истечение конституционного срока полномочий - 4 или 8 лет (при повторном избрании). Момент прекращения полномочий - принесение присяги следующим главой государства. Президент РФ, прекративший исполнение своих полномочий, в соответствии с Федеральным законом "О гарантиях Президен­ту РФ, прекратившему исполнение своих полномочий, и чле­нам его семьи" от 12.02.2001 № 12-ФЗ имеет право: • на социальное обеспечение;• медицинское обслуживание;• пользование транспортом и связью, жилым помещением;• штат помощников.

Бывший Президент РФ не может быть привлечен к юридической, в том числе уголовной, ответственности за деяния, совершен­ные в период осуществления им функций президента, кроме тяжких преступлений. После смерти Президента РФ члены его семьи находятся под защитой государства.

Конституция РФ предусматривает возможность досрочного пре­кращения президентских полномочий в случаях: • отставки;• стойкой неспособности исполнять полномочия по состоянию здоровья;

• отрешения от должности.

В случае отставки Президент РФ представляет парламенту со­ответствующее заявление. Процедура прекращения полномочий по состоянию здоровья в настоящее время законодательно не урегулирована.

Конституцией РФ предусмотрена возможность досрочного от­решения Президента РФ от должности за совершения престу­пления, именуемая в международной практикепроцедурой им­пичмента.

Институт импичмента закреплен в конституциях многих стран, но он практически не применялся (например, в США за 200 лет были предприняты три безрезультатные, с юридической точки зрения, процедуры импичмента президента — в 1865, 1974 и 1999 гг.). В РФ дважды предпринимались также безрезультатные попытки импичмента - в 1993 и 1999 гг. В 2004 г. подвергся импичменту и был досрочно смещен с поста президент Литвы.

Процедура импичмента в РФ предусматривает 3 стадии:

• выдвижение Госдумой обвинения против Президента РФ — на­чало процедуры;

• заключения Верховного Суда РФ и Конституционного Суда РФ;

• отрешение президента от должности Советом Федерации.

Содержание стадий:

• обвинение выдвигается Госдумой ФС РФ большинством в 2/3 голосов по инициативе не менее 1/3 депутатов и при нали­чии заключения специальной образованной Госдумой комис­сии; президент обвиняется в совершении государственной из­мены или иного тяжкого преступления;

• Верховный Суд РФ дает заключение о наличии в действиях Президента РФ признаков преступления, а Конституционный Суд РФ ~ о соблюдении порядка выдвижения обвинения;

• Совет Федерации ФС РФ принимает решение об отрешении Президента РФ от должности квалифицированным большин­ством голосов — 2/3 голосов от общего состава в 3-месячный срок после выдвижения Госдумой обвинения; импичмент счи­тается отклоненным, если решение не принято в 3-месячный срок или за отрешение проголосовало менее 2/3 членов Совета Федерации; в ином случае Президент РФ прекращает полно­мочия с момента принятия Советом Федерации соответствую­щего решения.

В случае досрочного прекращения Президентом РФ полномо­чий по любому основанию исполнение его обязанностей воз­лагается на Председателя Правительства РФ. Исполняющий обязанности Президента РФ не имеет права роспуска Госдумы. Выборы нового Президента РФ проводятся в 3-месячный срок.

Президент РФ издает акты следующих видов: указы; распоряжения.



2016-01-26 1534 Обсуждений (0)
Институты непосредственной демократии в системе местного самоуправления 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Институты непосредственной демократии в системе местного самоуправления

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1534)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.074 сек.)