Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Общая характеристика федеративного устройства России



2016-01-26 487 Обсуждений (0)
Общая характеристика федеративного устройства России 0.00 из 5.00 0 оценок




Конституция 1993 г. продолжила процесс совершенствования федеративных отношений. Конституция закрепила равенство всех субъектов Федерации, провела более четкое разделение предметов ведения и полномо­чий федеральной власти и власти субъектов Федерации.

Федерализм выступает как единственно возможная форма демократического управления столь обширным государством. Экономико-гео­графический федерализм в будущем, несомненно, испытает влияние интеграционных процессов развития рыночных отношений, подгонять которые политическими методами нельзя.

Нельзя считать бесспорным и закрепление национально-госу­дарственных основ российского федерализма, особенно в отно­шении прав и обязанностей национальных и территориальных субъектов Федерации. Можно сделать три важных правовых вывода:

  1. Россия — это мно­гонациональное государство;
  2. республики — субъекты Федерации признаются националь­ными государствами, несмотря на многонациональный состав их населения;
  3. русская нация не имеет в составе РФ собственно национальной государственности, из чего следует, что русская нация видит воплощение своих национальных инте­ресов в создании многонационального демократического право­вого государства — РФ.

 

 

24. Участие институтов гражданского общества в гос. Управлении рф.

 

25. Причины вызвавшие админ. Реформу 2005-2008

 

Билет 10: 1. Административная реформа: причины реформирования, основные проблемы реализации. В рамках административной реформы, оптимизации управленческой деятельности Президентом подписан Указ от 01.01.2001 г. № 000 «О продлении срока реализации федеральной программы (Указ от 01.01.2001 г. № 000) «Реформирование госслужбы РФ () на годы». Реализация положений Фз и . Распоряжением Правительства от 01.01.2001 г. утверждена Концепция административной реформы в РФ на годы, которая в 2008 году продлена до 2010 года. Концепцией административной реформы определена необходимость внедрения стандартов государственных услуг, повышения прозрачностидеятельности органов исполнительной власти и др. Целями административной реформы являются повышение качества и доступности государственных услуг, ограничение вмешательства государства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства, в том числе прекращение избыточного государственного регулирования и повышение эффективности деятельности органов исполнительной власти. В рамках административной реформы осуществляется разработка процедур управления по результатам, стандартов государственных услуг и административных регламентов, механизма досудебного обжалования действий и решений органов исполнительной власти и должностных лиц; разработка стандартов массовых общественно значимых государственных услуг, предоставляемых федеральными органами исполнительной власти; упразднение избыточных и дублирующих функций, осуществляемых органами исполнительной власти; совершенствование действующей системы контроля и надзора, процесса закупок для государственных нужд; внедрение практики антикоррупционной экспертизы законопроектов и иных нормативных правовых актов. Предполагалось в результате проведения административной реформы повысить степень удовлетворенности граждан качеством и доступностью государственных услуг к 2008 году до 50 процентов и к 2010 году - не менее чем до 70 процентов. Целевым показателем реализации мероприятий административной реформы являлось снижение доли издержек бизнеса на преодоление административных барьеров в выручке к 2008 году до 5 процентов, к 2010 году - до 3 процентов. Основные направления: - управление по результатам (бюджетирование); - стандартизация и регламентация в ОИВ; - оптимизация ОИВ, противодействие коррупции; - повышение эффект. взаимодействия гражд. об-ва и ОИВ; - модернизация АСУ ОИВ; - обеспечение административной реформы (кадры, ресурсы и т. д.). Указом Президента от 01.01.2001 г. № 000 «О системе и структуре ФОИВ» определены функции и структуры: - выработка госполитики и нормативно-правовое регулирование - федеральные министерства; - контроль, надзор - федеральные службы; - оказание госуслуг и управление госимуществом - федеральные агентства. В 2006 году осуществлялась работа по следующим направлениям: 1. разработка норматив но-право вой и методической базы для проведения административной реформы по всем направлениям; 2.разработка стандартов общественно значимых государственных услуг; 3. упразднение избыточных и дублирующих функций; 4. совершенствование системы контроля и надзора процесса закупок для госнужд, механизма аутсорсинга административно-управленческих процессов, противодействие коррупции, механизма взаимодействия ОИВ и гражданского общества, создание системы мониторинга по направлениям адм. реформы, информирование общества о её реализации; 5. разработка и утверждение ведомственных, региональных программ на 2007 год; 6. начало реализации в суб. РФ; 7. формирование механизма управления административной реформой. В 2007 году: - продолжение работы по всем направлениям, завершение разработки норматив но-право вой и методической базы; - внедрение стандартов госуслуг, административных и электронных регламентов; - внедрение практики антикоррупционной экспертизы законопроектов, мониторинга, реализацияпрограмм обучения кадров; - распространение успешного опыта, реализация адм. реформы в суб. РФ. В 2008 году: - внедрение стандартов и административных регламентов; - ликвидация избыточных функций, реализация управления по результатам, оптимизация деятельности по контролю и надзору, внедрение системы аутсорсинга административно-управленческих процессов, внедрение успешного опыта, развитие форм участия гражданского общества в разработке и принятии решений ОИВ, мониторинге, корректировка нормативной базы с учётом накопленного опыта проведения административной реформы. В 2годах: - создание многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг на территориях субъектов Российской Федерации; - переход федеральных органов исполнительной власти на оказание государственных услуг в электронном виде с использованием общероссийского государственного информационного центра."; Реформа должна проводиться поэтапно, в течение достаточно длительного периода времени, разные мероприятия имеют разный срок реализации, однако, затягивать процесс нельзя. В 2009 исполнилось 11 лет административной реформе. Любопытно, что это десятилетие обрамлено двумя мировыми кризисами, которые устроили проверку административным кадрам всех уровней. 11 лет назад на суд экспертного сообщества был вынесен первый проект ее концепции. Еще пять лет потребовалось, чтобы от планов перейти к конкретным действиям - в 2003 году началось осуществление масштабной инвентаризации и ревизии государственных функций на федеральном уровне, а в конце 2005-го правительство утвердило концепцию административной реформы на 2годы, которая в 2008 году была продлена до 2010-го. За прошедшее время направленность реформы претерпела довольно значительные изменения. Первоначально она замышлялась как масштабная реорганизация системы исполнительных органов власти, причем понимаемая не как очередное структурное изменение, а как комплексная перестройка всей функциональной модели. Именно для этого понадобился анализ более 5600 федеральных функций. Нельзя сказать, что эта работа прошла бесследно. В ряде сфербыло действительно прекращено либо по меньшей мере сокращено избыточное госрегулирование, причем эти решения принимались в увязке с политикой дебюрократизации и дерегулирования. Так, произошел отказ от лицензирования значительного числа видов деятельности. Однако об ощутимом ограничении избыточного вмешательства государства в экономическую деятельность и повышении качества регулирования говорить не приходилось. Принятая в октябре 2005года Концепция административной реформы предусматривала много "хорошего и разного", на практике же упор был сделан на разработку административных регламентов, которая продолжается уже третий год. Важность и необходимость регламентации всех административных процедур не вызывает сомнений, ведь только так можно повысить прозрачность и эффективность работы органов власти, сделать ее максимально удобной для бизнеса и граждан, включить механизм досудебного обжалования действий чиновников. Уже сейчас наблюдается позитивный эффект от регламентации наиболее массовых и общественно значимых государственных услуг. Вместе с тем видны и ограничения,связанные в первую очередь с отсутствием специального федерального закона об административных регламентах. Законодательная неурегулированность вопроса приводит к отсутствию единого понимания и подхода к регламентации, особенно на региональном уровне. В большинстве случаев наблюдается формальный перенос в административные регламенты существующих процедур, не обеспечивающий упрощения и устранения избыточных административных действий, сокращения сроков и уменьшения общих издержек граждан и бизнеса. Понятно, что комплекс мероприятий административной реформы одной регламентацией не ограничивается. Однако о недостаточной результативности усилий по снижению бюрократического прессинга свидетельствует отсутствие положительной динамики издержек бизнеса на преодоление административных барьеров, которые, по экспертным оценкам, как минимум продолжают оставаться на уровне четырехгодичной давности. А это не менее 8,5 процента выручки предприятий. В то время как согласно действующей концепции целевым показателем реализации административной реформы является снижение доли таких затрат к 2008 году до 5 процентов. Определенные надежды сегодня связываются с пакетом законопроектов, направленных на сокращение давления на бизнес за счет упорядочения государственного и муниципального контроля, замены лицензирования страхованием гражданской ответственности, ограничения внепроцессуальных прав милиции и обеспечением возможности замены обязательной сертификации декларированием соответствия. Правда, существуют большие опасения, что в корне изменить ситуацию не удастся до тех пор, пока не будет внедрена процедура доказательства необходимости государственного или иного вмешательства в экономику и оценки эффективности регулирования. Без изменения стимулов госслужащих всегда сохраняется возможность мимикрирующего поведения и воспроизводства барьеров в новых самых разнообразных формах. Что же касается собственно административной реформы, то тут в последнее время наблюдается серьезный крен в сторону мероприятий, направленных на повышение качества государственных и муниципальных услуг, прежде всего за счет создания многофункциональных центров. Все бы ничего, но пока отсутствует даже четкое понимание того, что относить к госуслугам, а что - нет. Одни и те же по содержанию полномочия, исходя из различных соображений, в том числе удобства, трактуются в одних случаях как государственные функции, а в других - как государственные услуги. Очевидно, к настоящему моменту назрела необходимость законодательно зафиксировать единую систему координат. При этом важно помнить, что потребители государственных и муниципальных услуг наряду с удобными местами ожидания и короткими очередями в не меньшей степени ждут общего упрощения запутанных и зачастую затратных административных процедур. В любом случае одними многофункциональными центрами задачу качественного улучшения деятельности исполнительной власти не решить. Да и повысить общую удовлетворенность качеством и доступностью госуслуг не получится, пока многофункциональные центры создаются только в пилотном режиме. На сегодняшний день их запущено порядка 20, что в масштабах страны - капля в море. А до массового тиражирования успешного опыта еще очень и очень далеко. В этой ситуации, на мой взгляд, для достижения целей административной реформы требуется вернуться к комплексному решению задач последовательного сокращения избыточного государственного вмешательства и оптимизации деятельности госаппарата в целом. Естественно, не сводя реформу только к периодической реорганизации министерств и ведомств либо точечному улучшению ситуации за счет создания многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг.

 

26. Функции методы принципы гос. Управления

Государственное управление – это деятельность по реализации законодательных, исполнительных, судебных и иных властных полномочий государства в целях выполнения его организационно-регулирующих и служебных функций как в обществе в целом, так и в отдельных его частях.

Цель государственного управления заключается в создании оптимальных условий достижения определенного уровня состояния общества и государства в соответствии с намеченными перспективами их развития. При структурировании целей государственного управления следует исходить из логики исторического процесса развития государства как системы, в которой каждая предыдущая цель детерминирует последующую. Естественно, что наряду с общей определяющей целью государство выдвигает множество иных весьма значимых целей, но все они призваны развивать и дополнять основную цель. Таким образом, можно выделить цепь основных видов целей государственного управления: общественно-политические – социальные – духовные – экономические – организационные – деятельностно-праксиологические – информационные – разъяснительные. Так, например, цели социального развития определяются общественно-политическим курсом государства. Применительно к современной России они включают обеспечение условий для развития социальной структуры, создания «среднего класса» – опоры политической стабильности, достижения достойных человека уровня и качества жизни. Целями государственного управления в экономической сфере являются определение долгосрочной стратегии экономического развития страны, создание оптимальных условий ее реализации для обеспечения реального и устойчивого роста материального благосостояния граждан.

Блок общесистемных принципов можно разделить на социально-ценностные (гуманизм, демократизм, социальная направленность) и социально-функциональные (системность, научная обоснованность, объективность, правовая упорядоченность, законность, федерализм, разделение властей, публичность, саморегулирование, причинность (казуальность), дополнительность, информационная достаточность, оптимальность, эволюционизм, вероятность прямой и обратной связей и т.д.).

На основе блока организационно-технологических принципов управления реализуется организационно-распорядительная и административно-исполнительная деятельность органов государственной власти. Среди этой группы особое значение имеют принципы разделения труда, иерархичности, оптимального сочетания централизации и децентрализации, единоначалия, сочетания федерального, регионального и местного управления, конкретности, единства распорядительства, одного начальника, делегирования полномочий, диапазона управления, и т. д. Начало разработки данных принципов положено в трудах М. Вебера и А. Файоля. Они активно разрабатываются в теории и практике отечественного управления. Эти принципы не являются специфическими для государственного управления, но могут успешно в нем применяться.

К организационно-технологическим принципам можно отнести: согласованность, непротиворечивость, взаимодополняемость и иерархию целей государственного управления; правовое закрепление управленческих функций в компетенции соответствующих органов государственной власти; концентрацию управленческих функций и необходимых для этой цели ресурсов в руках компетентного органа в соответствии с интересами и потребностями объекта управления; комбинирование действий организационных структур для исключения дублирования и параллелизма в их работе и, наконец, единство системы государственной власти, согласованность и последовательность процессов государственного управления; территориально-отраслевую обусловленность организационных структур; сочетание коллегиальности и единоначалия и др.

Реализация целей государственного управления осуществляется через систему функций, т.е. взаимосвязанную совокупность стандартизированных действий субъекта управления, нормативно регулируемых и контролируемых уполномоченными на то государственными и социальными институтами. Функции государственного управления – это роль, которую выполняет государственный аппарат (управляющая система государства или ее элементы) для того, чтобы побудить, направить, организовать общественную жизнедеятельность (управляемые государством объекты), оказать на нее влияние для достижения поставленных целей. В функциях государственного управления проявляется сущность этого вида деятельности.

По содержанию и глубине воздействия на систему общественных отношений функции государственного управления делятся на общие и специфические. Общие функции государственного управления отражают сущностные моменты и присутствуют практически в любом управленческом взаимодействии его субъектов и объектов. В теории управления в числе таких наиболее значимых функций выделяются следующие: постановка целей и задач, прогнозирование, планирование, организация, мотивация, регулирование, контроль.

Функция планирования в государственном управлении выражается в постановке целей, определении необходимых для их достижения ресурсных затрат, способов и сроков, а также форм и методов поэтапного контроля за деятельностью объекта управления, силами которого достигается реализация планового задания.

Планирование должно быть тесно увязано с прогнозированием. Функция прогнозирования в государственном управлении представляет собой выработку обоснованного суждения о будущем развитии общества или его вариантов, путей и сроков его достижения. Прогноз является надежным инструментом принятия стратегического управленческого решения.

Организация в качестве функции государственного управления состоит в определении организационных положений, устанавливающих порядок управления и процессуального регулирования: регламентов, нормативов, инструкций, требований, ответственности и др.

Мотивацию как управленческую функцию принято чаще всего рассматривать применительно к ограниченным, локальным системам. Мудрость руководителя здесь заключается в том, чтобы не столько сформировать мотивы деятельности людей, сколько их познать, уловить и сообразовать в соответствии с ними действия по руководству системой. Применительно к государственному управлению функция мотивации принципиально та же, но отличается масштабом и содержанием. Мотивация на общегосударственном уровне приобретает вид национальной идеи.

Регулирование является важной функцией современного государственного управления. Оно может рассматриваться в широком и узком смысле. Государство путем издания законов, подзаконных и судебных актов устанавливает определенные общие правила поведения участников общественных отношений, т.е. нормативно регулирует их. Функция контроля в государственном управлении призвана обеспечивать дисциплину, законность, соблюдение режима деятельности и результативность субъектов и объектов государственного управления. В этом отношении контрольные функции смыкаются с государственным регулированием, повышают его эффективность.

Специфические функции государственного управления находят свое воплощение в конкретных проявлениях всего многообразия возникающих на практике ситуаций, где необходимо действовать только от имени государства, реализуя его компетенцию. В их числе можно назвать функции правоприменения, проведения выборов и референдумов, государственный статистический учет (перепись населения), лицензирование видов деятельности, регулирование особых правовых режимов (президентского правления, чрезвычайного положения, свободных экономических зон) и ряд других.

Под методами государственного управления понимаются официальные способы властного воздействия государственных органов на процессы общественного и государственного развития, на деятельность государственных структур и конкретных должностных лиц в пределах их компетенции и в установленном порядке.

К методам обеспечения реализации целей и функций государственного управления можно отнести социально-политические, экономические, правовые, административные, кадровые, контрольные, социально-психологические, идеологические, морального воздействия.

Блок экономических методов государственного управления определяется ролью, которую играет экономика в жизни государства. Это – приватизация, проведение налоговой, бюджетной, финансовой политики, материальное стимулирование, применение материальных санкций, предоставление субвенций и дотаций регионам, поддержка депрессивных территорий и т. д.

Средства государственного управления – это инструментарий, набор конкретных и чаще всего овеществленных предметов, используемых в данном процессе. В государственном управлении средства могут быть техническими (средства труда государственных служащих, электронные, космические), специальными (средства военные, правоохранительные, таможенного и пограничного контроля, обеспечения госбезопасности, денежной эмиссии, гражданской обороны, дипломатические), информационными и коммуникационными (средства правительственной связи и информации) и др.

Основополагающим в государственном управлении является определение роли, Места человека, общества как объекта управления. По этому критерию различают: демократический и авторитарный типы управления.

По характеру взаимоотношений центральной власти с входящими в состав государства административными, национальными единицами система управления может быть координационной и субординационной. Координационное управление реализуется в форме федерации и конфедерации. Субординационное управление базируется на строгом административном подчинении, воздействии на нижестоящих лиц органов управления, принуждении к выполнению команд, поступающих от вышестоящих органов (унитарные государства).

По критерию использования форм собственности и владения имуществом различают федеральное, региональное, муниципальное (местное) и частное управление.

По воздействию на управляемый объект выделяется отраслевое (функциональное) и территориальное управление. Отраслевое управление предполагает наличие вертикали соподчиненности от центра до предприятий (через министерства и ведомства). Для обеспечения функционального управления образуются органы исполнительной власти по направлениям: экономика, социальное развитие, их безопасность и т.д.

По способу учета интересов объекта управления различают административное и экономическое управление. Административное управление непосредственно воздействует на интересы управляемых при помощи разрешения, запрета, принуждения, применяемых независимо от их мнения.

Экономическое управление воздействует на интересы объектов управления косвенно, т.е. через хозяйственное законодательство, финансовую, денежную и кредитную государственную политику. Объект управления волен в выборе вариантов действий, но в случае противоречия их законодательству возмещает ущерб государству.

Государство в целях сохранения конкурентоспособности предприятий внедряет доверительное управление с использованием принципов частного предпринимательства. Оно отделяет функции владения от функций управления, которое осуществляется по договорам с органами государственного управления, трансформируется в профессиональное управление через специальных управляющих.

Антикризисное управление вводится на предприятиях для предупреждения и проведения процедуры банкротства. Оно является принудительным и внешним через арбитражных и конкурсных управляющих.

В зависимости от срока исполнения принимаемых решений управление подразделяется на оперативное, тактическое и стратегическое.

Оперативное управление призвано решать текущие и возникающие в результате нежелательных отклонений вопросы. Оно ставит конкретные задачи, количественно измеряемые ориентиры, использует ситуационный подход, при котором выбирается наиболее приемлемый вариант, исходя из сложившихся условий.

Стратегическое управление определяет цели и задачи, долгосрочную ориентацию по вопросам развития страны в целом или по отдельным сферам, объектам, территориям, задает направления работы по каждому звену управления.

Тактическое управление выражается в конкретных действиях для реализации стратегических установок.

 

27. компетенция парламента рф



2016-01-26 487 Обсуждений (0)
Общая характеристика федеративного устройства России 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Общая характеристика федеративного устройства России

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (487)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)