Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ГЛАВА 19. О том, как необходимо послушание, какая от него польза и как его достигнуть



2016-01-26 426 Обсуждений (0)
ГЛАВА 19. О том, как необходимо послушание, какая от него польза и как его достигнуть 0.00 из 5.00 0 оценок




 

 

Из жития святого Феодосия Киновиарха

 

Сввятой Феодосий, уже достигнув разумного возраста, возгорелся стремлением к любомудрой жизни. Тогда он оставил свое отечество и пришел в Иерусалим. В святости принес он поклонение святыням, а после стал обдумывать, с чего ему начать свое любомудрие и какую жизнь избрать: одинокую и уединенную — или вместе с теми, кто благочестив и кто стремится к той же цели. Но безмолвствовать в уединении он не решался — по крайней мере тогда: он рассудил, что у него нет опыта в одиночку бороться со злыми духа­ми. «Даже в мирском войске, — говорил он себе, — никто не будет настолько храбр или настолько глуп, чтобы без всякого опыта и выуч­ки бросаться прямо из строя в самую гущу врагов. А ведь духовная битва еще более страшна и опасна! И как я, не научив «руце мои на ополчение, персты моя на брань» (Пс 143.1), не «препоясавшись с высоты силою» (Пс.17,40) смогу выступить «против начальств, против вла­стей, против мироправителей тьмы века сего» (Еф 6. 12), про­тив лукавых духов? Значит, остается мне пойти к тем святым отцам, которые уже закалены в таких подвигах, и поучиться у них. А когда я достаточно укреплюсь в брани с нашим духовным врагом, то смогу вкусить и плодов безмолвия».

Так мудро он рассудил, а надо сказать, что, помимо прочего, он обладал и строгой рассудительностью. И тотчас он стал искать кого-нибудь, кто закалился в добродетелях трудами, потому что свя­той Феодосий знал, что нужда — лучший учитель и наставник. Так он пришел к блаженному старцу Лонгину — а тот выделялся добродетелью среди всех Отцов, которые жили с ним. Феодосии предал себя ему, поселился у него и стал вести такой же образ жизни. Очень ему пришлись по душе нрав Лонгина и его обычай, так что душа Феодосия, по слову Давида, «прильпе по нему» (Пс.62. 9). Как верно говорили древние — с кем ты любишь общаться, таким же можно считать и тебя.

 

Ив патерика

 

1. Авва Антоний сказал: «Послушание с воздержанием ук­рощают зверей».

2. Авва Пимен рассказывал, как кто-то однажды спросил авву Паисия:

— Что мне делать с моей душой? Она бесчувственна и не боится Бога.

И старец ответил ему:

— Пойди и присоединись к человеку, который боится Бога. И, близко общаясь с ним, ты тоже научишься бояться Бога.

3. Авва Исайя говорил тем, кто начинал послушание у свя­тых отцов, что первая окраска потом уже не линяет, как на пур­пурной ткани. А также, что ветви легко гнутся и сгибаются, пока зелены: так и те новоначальные, кто в послушании.

4. Одному брату авва Моисей сказал: «Обратись, брат, к ис­тинному послушанию. В нем и смирение, и сила, и радость, и терпе­ние, и мужество, и братолюбие, и сокрушение, и любовь: в ком есть добродетель послушания, тот исполнен всех заповедей Божиих».

5. Однажды к авве Памво пришли четыре монаха из скита, одетые в шкуры. Каждый из них рассказал о добродетели дру­гого: один много постился, другой был нестяжателем, третий при­обрел великую любовь, а четвертый двадцать два года был в по­слушании у старца. И авва Памво ответил им:

— Говорю вам, что добродетель четвертого больше других. Ведь каждый из вас ту добродетель, что стяжал, приобрел своей волей. А он отсек свою волю и исполняет волю другого — зна­чит, он больше вас. Потому что такие люди — исповедники, если устоят до конца.

6. Авва Руф сказал: «Тот, кто остается в послушании У своего духовного отца, получает награду выше, нежели тот, кто живет сам по себе в пустыне».

7. Он же вспоминал, как один из Отцов рассказывал: «Я был восхищен в видении и увидел на небе четыре чина. Первый чин - это был человек, который болен и благодарит Бога. Второй - тот, кто гостеприимен, принимает братьев и служит им. Третий - тот, кто живет в пустыне и вообще не видит людей. А четвертый — тот, кто остается в послушании у духовного отца и во всем повинуется ему ради Господа. На том, кто в послуша­нии, было золотое ожерелье, и ему воздавали больше чести, чем другим. Когда я увидел это, я спросил провожатого:

— Как это, он младше, а чести ему больше, чем другим?

А тот в ответ сказал мне:

— Гостеприимец и отшельник получили добродетели своею волей, а послушник полностью оставил свою волю и во всем по­лагается на Бога и своего Отца, потому и чести ему больше, чем другим».

8. Авва Иперехий сказал: «Послушание — сокровище мо­наха. Тот, кто его стяжал, будет услышан Богом и с дерзновени­ем предстанет перед Тем, Кто был распят. Ибо Господь, Кото­рый был распят, «был послушен даже до смерти» (Флп 2. 8).

9. Двое братьев по плоти пришли поселиться в одном мона­стыре. И один из них был подвижником, а второй избрал по­слушание и все, что говорил ему духовный отец, делал без рассуждения. К примеру, тот часто говорил ему: «Поешь ут­ром», — и тот ел. А потом: «Не ешь ничего до вечера», — и тот не ел. И во всем остальном так же: что бы тот ни приказал ему, он выполнял с радостью. А его брат, подвижник, позави­довал и сказал себе: «Проверим, какое у него послушание». Он пришел к игумену и говорит:

— Пошли со мной брата, мы сходим по одному делу.

Авва отпустил его.

Пришли они к реке, в которой было очень много крокоди­лов, и подвижник говорит брату:

— Спустись в реку и пройди вперед.

Тот спустился. Тут подплыли крокодилы и стали лизать его тело, но не причинили ему вреда. Когда подвижник увидел это, он сказал ему:

— Выйди из реки.

И тот вышел невредимым.

Отправились они дальше и нашли тело, брошенное на дороге. Подвижник сказал:

— Будь у нас какая-то ветошь, мы бы покрыли его.

— Лучше помолимся, — ответил ему брат, — может, он воскреснет.

Стали они на молитву. И после их молитвы мертвый воскрес. Тут подвижник стал хвастаться, что, дескать, мертвый воскрес за его подвиги. Но Бог все открыл игумену монастыря, когда они вернулись, авва говорит подвижнику:

— Ты зачем так искушал своего брата у реки? А смотри ведь за его послушание воскрес мертвый.

10. Авва Пимен сказал: «Не будь сам себе мерой, но при­соединись к тому, кто живет добродетельно».

 

Из аввы Марка

 

Кто находится под властью греха, тот не в состоянии сам одержать верх над плотской похотью: его постоянно и с настой­чивостью раздражают страсти. Тем, кто страстен, следует мо­литься и быть в послушании. Кто борется с похотью послушани­ем и молитвой, тот искусный боец: он делает явной духовную брань через воздержание от чувственного.

 

Из святого Диадоха

 

Известно, что послушание — первое благо среди всех на­чальных добродетелей. Оно отвергает гордость и порождает в нас смирение. Посему для тех, кто охотно принимает его, оно становится началом любви к Богу. Это его, послушание, отверг Адам — и ниспал в бездны ада. Это его возлюбил Господь и ради домостроительства повиновался Своему Отцу «даже до смерти». И повиновался невзирая на то, что был ничуть не ниже величия Своего Отца — лишь для того, чтобы грех человеческо­го преслушания загладить собственным послушанием и возвести к блаженной и вечной жизни тех, кто живет в послушании. По­этому, кто приступает к брани против гордыни диавола, тот дол­жен прежде всего позаботиться о послушании. Если обратимся к нему, оно безошибочно укажет нам путь к добродетелям.

 

Из аввы Кассиана

 

Ничем другим диавол не низвергает так в бездну, как тем, убеждает человека не строить свою жизнь по учению и при­зеру Отцов, а следовать своей воле. Кто зиждется на собственном суждении и воле — тот никогда не сможет идти спокойно: он будет часто спотыкаться и сбиваться с дороги, и его всегда ждет много страшных опасностей, словно бы он шел в потемках.

Мы должны это видеть хоть бы на примере человеческих искусств и наук. Даже если взяться за них своими руками, все равно нельзя их освоить собственными силами: нам нужен тот, кто верно все объяснит и покажет каждую вещь. Так разве не бес­смысленно, разве не глупо считать, что можно освоить без учителя искусство духовное — самое сложное и тяжелое из всех искусств и наук? Оно ведь не телесно, и его нельзя увидеть, как другие роды искусств, которые занимаются телесным. Оно скрыто и невиди­мо, оно посвящает себя одной лишь душе, и цель его — придать ей божественный образ. А если потерпит оно неудачу, то принесет не сиюминутный вред, а обратит душу к гибели, мукам и вечной смерти.

 

Из святого Максима

 

Бог и Слово Бога и Отца таинственно присутствует в каж­дой из своих заповедей. А Бог и Отец, по естеству, весь и полно­стью неотделим от Своего Слова. Поэтому тот, кто принимает божественную заповедь и творит ее, тот вместе с ней принимает Божие Слово. А принимая через заповеди Слово, он чрез Него и вместе с Ним принимает Отца, Который по естеству пребыва­ет в Слове. Точно так же и Дух, Который по естеству пребывает в Слове: «Истинно говорю вам: принимающий того, кого Я пошлю, Меня принимает; а принимающий Меня принимает Пославшего Меня» (Ин 13. 20). Поэтому тот, кто принял заповедь и исполнил ее, таинственно принял и хранит в себе Святую Троицу.

 

Из патерика

 

Авва Иосиф Фивейский сказал: «Три вещи ценны пред Богом. Первое: когда человек болеет и на него нападают искушения, а он принимает их с благодарностью. Второе: когда все что кто-либо делает, чисто пред Богом и в нем самом уже нет ничего человеческого. И третье: когда кто-либо остается в послушании у духовного отца и полностью отвергает свою волю. Но этот последний получает на один венец больше».

2. Старец сказал: «Стань как верблюд — неси свои грехи и следуй в поводу за тем, кто знает путь к Богу».

3. Брат сказал старцу:

— Я выполняю в келии все, что положено, и нет мне утешения от Бога.

— Это происходит с тобой потому, — ответил старец, — что нет у тебя опыта, а ты мучаешь себя и хочешь добиться своей воли.

— Что же мне велишь сделать, отец? — спросил брат старца.

— Иди, — сказал старец, — и останься у того, кто боится Бога; смирись перед ним и предай ему свою волю. Тогда ты по­лучишь утешение от Бога.

 

Из святого Ефрема

 

Мы не желаем стерпеть малую скорбь ради Господа — и против нашей воли нас постигает множество злых скорбей. Не хотим оставить собственную волю ради Господа — и причиняем гибель и вред собственной душе. Не выносим того, чтобы быть или оказаться в послушании, в уничижении ради Господа, — и сами себя лишаем утешения праведных. Не повинуемся увеща­ниям тех, кто руководит нами ради Господа, — и сами себя дела­ем игрушкой лукавых бесов. Не принимаем наказание жезлом — и печь неугасимого огня поглотит нас, а там уже не будет утеше­ния...

 

Из святого Марка

 

Не становись учеником того, кто хвалит себя, а не то вме­сто смиренномудрия научишься гордости.

 



2016-01-26 426 Обсуждений (0)
ГЛАВА 19. О том, как необходимо послушание, какая от него польза и как его достигнуть 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ГЛАВА 19. О том, как необходимо послушание, какая от него польза и как его достигнуть

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (426)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.018 сек.)