Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Из жития святой Синклитикии. ГЛАВА 27. О том, что не стоит всегда отвергать тех, кто отрекается от мира по случайным



2016-01-26 379 Обсуждений (0)
Из жития святой Синклитикии. ГЛАВА 27. О том, что не стоит всегда отвергать тех, кто отрекается от мира по случайным 0.00 из 5.00 0 оценок




Евергетин Т. 1

ГЛАВА 27. О том, что не стоит всегда отвергать тех, кто отрекается от мира по случайным обстоятельствам. Также о том, что не следует полностью отказывать никому из тех, кто приходит в обитель и искренне просится жить с братьями, пока хорошо не узнаешь его. Поэтому лучше оставить его жить на некоторое время и испытать по предписанному. И если он останется при своем решении, то после искуса принять его, разве что и в самом деле не произойдет что-то противное божественным законам.. 2

ГЛАВА 28. О том, с чего следует начинать подвиг и что новоначальные должны терпеть и понуждать себя. Ведь добродетель вначале кажется тяжелой из-за страстей и по предубеждению, а потом обнаруживается, что в ней нет ничего сложного. Также о том, что прочно положенное начало приносит огромную пользу и что невозможно следовать за Христом или достичь какой-либо добродетели, если заранее не будешь готов к смерти. 7

ГЛАВА 29. О том, что если кто подвизается, то и бесы сильнее восстают на него. А на нерадивых они не обращают внимания, поскольку те и так у них в руках. Также и о том, что если кто ищет блага, то Бог будет ему помощником, а Бог и брани обращает на пользу. 15

ГЛАВА 30. О том, что во всех своих проступках нам нужно винить не бесов, а самих себя. Потому что тем, кто усерден, даже бесы не могут повредить - столь велика помощь Божия. И о том, что по силе людей и Бог попускает им искушения. 24

ГЛАВА 31. О том, что тот, кто приступил к подвигу, должен принимать монашество лишь после долгого упражнения в добродетелях. Потому что монашеское звание высоко и должно служить к пользе души и спасению.. 29

ГЛАВА 32. О том, что монах должен вести жизнь согласно тому ангельскому образу, который он носит. Ибо кто не живет согласно своему образу - тот не монах. Также и о том, что старость по Богу - это не возраст, а образ жизни. 33

ГЛАВА 33. О том, что все заповеди духовного отца верующий должен принимать с охотой, как то, что пойдет ему на пользу, даже если это неприятно или обременительно. Потому что милость Божия дается по мере его ревности и тех скорбей, которые он несет. 46

ГЛАВА 34. О том, что нужно повиноваться своему игумену даже до смерти, любить его и относиться с почтением.. 59

ГЛАВА 35. О том, что нужно в простоте повиноваться своему о Господе предстоятелю, принимать от него заповеди без колебаний, как заповеди Божий, не размышлять о них долго и не поправлять их, даже если в настоящее время они кажутся неполезными. 64

ГЛАВА 36. О том, как грешно не повиноваться своему духовному учителю и роптать на него. Также и о том, что христианину не пристало прекословить или оправдываться. Он должен всегда бороться с собственной волей и не противиться обличению, но любить его. 71

ГЛАВА 37. О том, что не стоит осуждать учителя, даже если он поступает противно тому, чему учит. Потому что много было учеников, которые вверили себя нерадивым учителям и не осуждали их, но повиновались о Господе. При этом они не только сами спаслись, но часто служили спасению и своих учителей. 73

ГЛАВА 38. О том, что если кто внимает себе и промыслу Божию, того благодать часто учит всему, что нужно, - даже через людей простых и безвестных; а кто смиренномудр, тот готов учиться даже у первого встречного. 77

ГЛАВА 39. О том, что верующий должен верить не в себя, а в то, что он спасается и укрепляется на всякое благо ради своего духовного отца, и всегда просить его молитв, ибо они могут многое 83

ГЛАВА 40. Нельзя быть столь легким на подъем, чтобы оставлять тот монастырь, в котором ты обещал Богу умереть. Ибо Отцы старались даже своей келии не оставлять без повода, и в ней они обретали немалую духовную пользу. 91

ГЛАВА 41. О том, что неопытным монахам уединение опасно. 112

ГЛАВА 42. О том, что не следует вступать в споры и пререкания, даже когда это нам кажется правильным, но во всем повиноваться о Господе своему ближнему. 122

ГЛАВА 43. О том, что все, что случается, происходит по Божественной справедливости. Посему верующий должен всегда следовать Промыслу и искать не собственной воли, а воли Божией; и кто все делает и воспринимает именно так - тот сохраняет покой. 129

ГЛАВА 44. О том, что смиренномудрие всегда неприступно для бесов, и о том, как рождается смиренномудрие и в чем его сила. Также и о том, что из всех добродетелей одно лишь смирение скоро спасает человека. 131

ГЛАВА 45. О том, что человек смиренный привыкает укорять и уничижать себя и чтобы он ни делал хорошего - он ничему не придает значения. Также и о том, каковы свойства смирения и какие у него плоды.. 137

ГЛАВА 46. О том, какое сокровище - самоукорение. 157

ГЛАВА 47. О том, что не следует искать почестей или первенства, ибо то, что почетно в глазах людей, мерзко пред Богом.. 159

ГЛАВА 48. О том, что не ко времени и без меры смиренничать не полезно и даже вредно. Также о том, как себя вести с теми, кто хвалит, и что, если быть осторожным, похвала не вредит. 161

ГЛАВА 49. О том, как, чем и в какой мере следует пользоваться для покрытия тела и насколько Отцы любили простоту даже в такой одежде - а к этому и следует стремиться каждому верующему 162

ГЛАВА 50. О том, что ничего не следует делать в угоду себе и по пристрастию.. 165

 

 

ГЛАВА 27. О том, что не стоит всегда отвергать тех, кто отрекается от мира по случайным обстоятельствам. Также о том, что не следует полностью отказывать никому из тех, кто приходит в обитель и искренне просится жить с братьями, пока хорошо не узнаешь его. Поэтому лучше оставить его жить на некоторое время и испытать по предписанному. И если он останется при своем решении, то после искуса принять его, разве что и в самом деле не произойдет что-то противное божественным законам.

Из Палладия

 

Один юноша по имени Макарий, будучи лет восемнадцати, шутил со своими сверстниками и нечаянно убил человека. Это его потрясло, и он удалился в пустыню. Там он пришел в такой страх пред Богом и людьми, что целых три года жил под открытым небом в пустыне и ничего не чув­ствовал — а в тех местах никогда не бывает дождя. После этого он построил себе в пустыне келию. Прожил он в ней еще двад­цать пять лет и удостоился дара наслаждаться уединением и ни во что не ставить все бесовские козни.

Я прожил с ним долгое время, узнал его историю и то, по чему он удалился от мира. Однажды я спросил его, с какими мыслями он вспоминает грех совершенного им убийства. Он ответил, что весьма далек от того, чтобы скорбеть о нем. Напротив, он даже рад тому поводу, которым стало это убийство. «Невольное убийство, — сказал он мне, — стало началом моего спа­сения».

И он привел свидетельство из Писания о Моисее (Исх 2-3) Тот тоже испугался после убийства в Египте и бежал от фараона в землю Мадиамскую. Но если бы не это, он бы не пришел на гору Синай, не удостоился бы созерцать Владыку, не получил бы таких дарований и не записал слова Духа. Это указывает на то, что иногда кто-то даже против воли приходит ко благу и ему даруется высокое преуспеяние.

 

Из святого Ефрема

 

Если брат придет в монастырь по каким-то обстоятельствам, то пусть укрепит себя, да не овладеет им враг путем всевозмож­ных благовидных предлогов. Потому что враг будет ему вну­шать: «К чему тебе подвизаться в добродетелях и мучить себя, если тебе не будет воздаяния? Ты ведь не по собственной воле пошел в монахи. Не случись с тобой то-то и то-то, тебе бы не пришлось стать монахом, а сам бы ты этого ни за что не захотел. Так что незачем тебе напрасно трудиться — Бог все равно не наградит тебя за это». И прочее в таком же роде внушает враг брату, чтобы низвергнуть его в отчаяние. И если брат не придет в себя, не вспомнит благодеяний Божиих и не укрепится верой, то ум его ослепнет. Тогда он впадет в отчаяние и станет жить нерадиво, без страха Божия и в полном бесчувствии, пока не при­дет к полной гибели.

Поэтому не надо слушать врага, когда он внушает это. Напротив, нужно еще более ревностно подвизаться в добродете­ли, при этом вспоминать о благодеяниях Божиих и говорить себе: «Душа моя, как много людей были удостоены прийти к такой праведной жизни лишь многими постами и милостыней! А я всю свою жизнь проводил в нерадении, и благость Божия удостоила меня столь благочестивой и безмятежной жизни, ибо человеколюбивый Владыка не посмотрел на бесчисленное множество моих прегрешений. Так что постараемся и мы, душа моя, сотворить дела, достойные покаяния! Да не осудят нас дважды — за то, что мы отвергли благодать Божию, и за то, что не соблюли обетов».

Расскажу тебе, любезный брат, притчу об этом: пусть в тебе станет больше решимости и не смущает тебя помысел.

В одной стране был богач. Он купил себе имение по ту сто­рону реки и тут же уехал. Перед отъездом он призвал своих ра­бов, разделил земли имения между ними и сказал им:

— Идите каждый на свою долю и работайте, пока я не при­еду посмотреть, что вы сделали.

И одни из них, кто был благодарен и предан, не ослуша­лись повеления хозяина — пошли и стали работать. А остальные, люди непокорные и строптивые, так ответили своему хозяину:

— То, что ты сказал, мы слушать не будем, через реку пе­реправляться не будем и трудиться в твоем имении тоже не бу­дем!

Хозяин не разгневался на всех этих людей, но приказал своим слугам выставить напитки. И так он напоил строптивых рабов и приказал некоторым из слуг забрать их, переправить через реку и оставить каждого на том наделе, что ему дал сам хозяин. Те сделали, как им было приказано, и доставили рабов каждого на свое место.

После этого один из рабов протрезвел и обнаружил, что он — по другую сторону реки, на той земле, которую назначил ему хозяин. Он поразился этому и сказал себе: «Мой хозяин так меня любит, что не прогневался на мое непослушание и велико­душно доставил меня сюда. Пока я безмятежно спал, он пере­правил меня через эту большую и бурную реку и положил на моей части земли. Так буду и я работать в его имении со стара­нием и помнить о его терпении, доброте и тех благодеяниях, ко­торые он делал мне!» И раб стал так ревностно работать, что догнал и тех, кто пришел до него.

Проснулся другой раб и обнаружил, что он — по ту сторо­ну реки, в имении своего хозяина. А был он лукавым и ленивым. И вот он говорит себе: «Так, значит, пока я спал, он переправил меня через эту большую и бурную реку... Оставлю его поле без плодов — посмотрим тогда, что он будет делать!» И он опять лег спать. И поскольку он все время спал, терновник и дикие травы так разрослись, что закрыли его.

Через долгое время пришел хозяин посмотреть на работу каждого раба. И когда увидел работу тех, кто начал раньше всех, — похвалил их. Потом пошел к тому рабу, которого сам, пока тот спал, переправил через реку. И когда он увидел, что тот хорошо поработал, — порадовался за него и похвалил его. Затем пошел он к ленивому рабу посмотреть на его работу и обнаружил, что тот спит, а терновник полностью покрыл его. Тогда он позвал его и грозно ему сказал:

— Раб лукавый и ленивый! Почему ты оставил мое поле бесплодным? Разве ты не знаешь, что я переправил тебя через реку, пока ты спал, положил тебя на твоей доле земли и даже не стал наказывать за твое прежнее непослушание? Разве не дол­жен был ты взять пример со своего собрата, которого я также переправил через реку?

А тот молчал и не знал, что сказать в свое оправдание. Тогда их хозяин поступил с каждым так, как заслуживали его дела.

Итак, знай, что богач — это Христос, а имение — это вера. Опьянение — это превратности жизни. А бурная река — богат­ство века сего и его обманы. Послушные рабы — те, кто отрекся от мира по любви к Богу. Тот, кто протрезвел, — сластолюби­вый человек, который пришел к монашеской жизни по превратно­стям судьбы, но трудился, исполняя волю Божию. А ленивый раб — это человек, который также принял монашество по обсто­ятельствам и вынужденно, но после отверг милость Божию и был нерадив к собственному спасению.

Вспомни также и о Савле. Ведь он шел в Дамаск, взяв пись­ма от архиереев, чтобы вязать верующих в Господа! (Деян.9,1-30) Но после тот, кто шел ниспровергать веру, сам оказался проповедником веры. Воистину бесчисленны милости Господни к тем, кто ис­тинно призывает Его!

 

Из патерика

 

Один юноша решил отречься от мира и отправился в пу­стыню. По дороге он заметил башню, вернее келию, построенную в виде башни, и сказал себе: «Кого бы я ни нашел в башне, буду служить ему до самой смерти». Он подошел к башне и постучал. Вышел какой-то старый монах и говорит ему:

— Что тебе нужно?

— Я пришел помолиться, — ответил юноша.

Тогда старец принял его и дал ему отдохнуть. Затем он говорит юноше:

— У тебя есть какие-то дела где-нибудь?

— Нет, — ответил юноша. — Но я хотел бы остаться здесь.

Старец, услышав это, оставил его у себя.

А сам старец жил в блуде, и с ним жила женщина. Вот он как-то и говорит юноше:

— Если ты ищешь духовной пользы, то ступай в монастырь: я ведь живу с женой.

— Жена это или сестра,— отвечал юноша, — меня это не касается: я буду служить тебе до самой смерти.

Прошло довольно много времени, а юноша все еще бес­прекословно служил старцу. Тогда он и женщина говорят друг другу:

— Разве нам не хватит того бремени, что уже есть на нас, и мы будем еще отвечать за душу этого юноши! Уйдем отсюда, а келию оставим ему.

Они собрали что могли из своих пожитков и говорят юно­ше:

— Мы идем помолиться, а ты присмотри за келией.

Но не успели они отойти далеко, как юноша догадался об их замысле и бегом догнал их. При виде его они смутились и сказали:

— До каких пор ты будешь нам в осуждение? У тебя есть келия — живи в ней и внимай себе.

— Я пришел не ради келии,— ответил брат, — а чтобы слу­жить вам.

Услышав это, и монах, и женщина пришли в сокрушение и решили покаяться пред Богом. И женщина ушла в монастырь, а старец вернулся в свою келию. Так терпением брата были спасе­ны и тот, и другая.

Заметь, что старец — пусть он, как человек, и испытал па­дение, однако был человеком духовным и знал законы духовной жизни. Он не стал открыто прогонять юношу, хоть и не желал принимать к себе нового насельника. Напротив, он оставил его ненадолго у себя. Когда же увидел, что тот не собирается уходить, добровольно принял его к себе, как ниспосланного свыше. Старец боялся согрешить перед Богом, который привел к нему юношу, — перед Тем, Кто сказал: «Приходящего ко Мне не изгоню вон» (Ин 6. 37). И когда юноша выдержал у него много времени и безропотно исполнял служение, он опять же не дерзнул прогнать его — по той же причине. Он предпочел скорее сам уйти из келии, чем несправедливо прогнать из нее того, кто пришел и живет в ней по Промыслу Божию. Этот закон будем же хранить и мы неизменно.

 

Из святого Ефрема

 

Не уничижай того, кто в старости решил приступить к под­вигу монашеской жизни. Потому что Господь не отверг и тех, кто пришел в одиннадцатый час (Мф 20. 6). К тому же ты не знаешь: быть может, этот человек — сосуд избранный.

 

ГЛАВА 28. О том, с чего следует начинать подвиг и что новоначальные должны терпеть и понуждать себя. Ведь добродетель вначале кажется тяжелой из-за страстей и по предубеждению, а потом обнаруживается, что в ней нет ничего сложного. Также о том, что прочно положенное начало приносит огромную пользу и что невозможно следовать за Христом или достичь какой-либо добродетели, если заранее не будешь готов к смерти

 

Из жития святой Синклитикии

 

Блаженная Синклитикия говорила: «Тех, кто посвящает себя Богу, ждет поначалу сильная брань и тяготы, а затем — неизреченная радость. Если кому-то надо за­жечь огонь — он сперва будет задыхаться от дыма и плакать, но после добьется того, что ему было нужно. Точно так же и мы: если хотим возжечь в себе божественный огонь, то надо стре­миться к этому молитвой и трудом. Потому что Господь сказал: Огонь «пришел Я низвести на землю, и как желал бы, Чтобы он уже возгорелся» (Лк 12. 49). А некоторые, хоть и смогли какое-то время терпеть дым, не получили огня по соб­ственному малодушию, потому что пали духом и не имели муже­ства терпеть до конца».

 

Из патерика

 

1. Брат спросил старца:

— Почему я все время унываю?

— Потому что ты еще не видел Солнца, — ответил тот

2. Старец сказал:

— Понуждать себя во всем — в этом путь к Богу.

3. Тот же старец сказал:

— Тот, кто понуждает себя ради Господа, подобен испо­веднику.

4. Братья спросили одного из Отцов:

— Как это душа уклоняется в нечистоту, а не устремляется к тем обетованиям, которые возвестил Бог в Писаниях?

— Я думаю, — сказал старец, — что она не испробовала вышнего и потому жаждет нечистого.

5. Брат говорит авве Пимену:

— Изнемогло мое тело, а мои страсти не изнемогают.

— Колючий сорняк — эти страсти, — ответил старец.

Имелось в виду, что тот, кому надо выкорчевать колючки, ранит в кровь себе руки — так и выкорчевать страсти стоит боль­ших трудов и страданий.

6. Авва Иосиф сказал авве Лоту:

— Нельзя стать монахом, пока не станешь весь как пыла­ющий огонь, не отвергнешь честь и покой, не отсечешь вожде­лений сердца и не будешь по мере сил хранить все заповеди Божий.

 

Из аввы Исаии

 

Брат, ни в одном деле не будь беспечен, чтобы не пробуди­лось в тебе действие врага. Как разрушенный дом вне города обретает дурную славу, так и душа новоначального, если он ле­нив, становится прибежищем всех постыдных страстей.

 

Из аввы Марка

 

Каждый, кто крещен в Православии, таинственным обра­зом обретает благодать. А утверждается он в ней деланием заповедей. Заповедь же Христова, если ее исполнять осознанно и с определенной целью, дарует утешение в меру той скорби, что несет сердце.

 

Из святого Диадоха

 

Для тех, в ком лишь пробуждается любовь к благочестию, путь добродетели кажется тяжким и скорбным. Но это не пото­пе что он такой и есть, а потому, что человеческая природа с младенчества привыкла ко всякого рода наслаждениям. А тем, кто смог пройти этот путь хотя бы наполовину, он кажется при­ятным и очень легким. Потому что, если дурное подчинить бла­гой привычке, оно под влиянием добра исчезнет, вслед за воспо­минанием о низких страстях. А после душа всегда с радостью шествует по стези добродетели. Посему Господь, когда подво­дит нас к пути спасения, говорит: «Сколь тесны врата и узок путь, ведущий в Царствие, и немногие идут по нему» (Ср.Мф.7,13-14). А тем, кто всем сердцем желает обратиться к исполнению заповедей Христовых, Он говорит: «Иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Мф.11. 30).

Поэтому в начале подвига надо понуждать свою волю к деланию святых Его заповедей. А тогда благой Господь по на­шим стремлениям и трудам увидит, что мы всей душой желаем служить Его славным заповедям, и ниспошлет нам Свою святую волю. Сам Господь обратит нашу волю к тому, чтобы непрерыв­но и с искренней радостью творить благо. И тогда-то мы дей­ствительно ощутим, что это Бог пробуждает в нас и стремление, и действия, угодные Ему.

 

Из аввы Исаака

 

Блаженны те, кто мужественно и с надеждой препоясали чресла свои и по любви к Богу бросились в море скорбей — просто и не думая о последствиях: не побоялись вздымающихся валов и смятения, не ужаснулись бури! Вскоре они обретут приют в гавани Царствия Божия, почиют в шатрах добрых труже­ников и возрадуются обретению своих надежд. Кто бежит с надеждой, тот не поворачивает назад, если дорога запутана и камениста, и даже не останавливается, чтобы осмотреться. Лишь окончив благополучно путь, он вновь вспомнит о его превратностях и тяготах — и воздаст благодарность Богу за то что Тот спас его, неведомо как, от столь многих и столь ужасны бедствий.

А тот, чей ум занят множеством мыслей, кто хочет быть «мудрым в глазах своих» (Притч 26. 11), кто углубляется в хит­росплетения помыслов, кто уже заранее боится и пытается пре­дугадать возможный ущерб, — такие люди чаще всего остаются сидеть на пороге собственного дома. Как верно гласит о них Писание, «ленивец», посланный в дорогу, «говорит: «Лев на дороге! Лев на площадях!» (Притч 26. 13). И как те, что сказали: «Видели мы сынов исполинов, и мы были в глазах их, как саранча» (Ср.Чил.13,34), — так и те, что вечно хотят быть мудрыми, а по­ложить начало даже не пытаются.

Да не будет чрезмерная мудрость западней и погибелью тебе! Но мужайся о Господе и возьмись за дело: путь, который стоит многой крови, начни с ревностью новоначального. Не за­боться вовсе о теле и не слишком задумывайся, а иначе будешь лишен Божественного ведения. Ведь и земледелец никогда не посеет, если он слишком опаслив или ждет погоды. Лучше уме­реть за Господа, чем жить в стыде и лени!

Если хочешь положить начало делу Божию, сперва дай обет Богу, что не будешь жить жизнью века сего — так, будто ты ждешь смерти и вовсе отчаялся в этой земной жизни. Дер­жи это в уме — и тогда, с помощью Божией, ты сможешь бо­роться и победить. Упование на временную жизнь ослабляет разум и не дает преуспеть во благе. Посему не приступай к благому делу небрежно или с двоедушием, иначе твои мучения будут невыносимы, а твой труд земледельца слишком тяжел. С мужеством и непоколебимой верой в Бога положи доброе нача­ло и знай, что милостив Господь и всем, кто ищет Его, Он - готовый помощник и щедрый воздаятель. И благодать Свою Он дает не по мере нашего труда, а по силе стремления и веры нашей души. Ибо так Он сказал Сам: «Как ты веровал, да будет тебе» (Мф 8. 13).

Кто хочет последовать за Ним, пусть отвергнет себя, по слову Спасителя (Мф 16. 24), — и тогда он сможет поднять крест и следовать за Христом. Крест же означает, что человек готов к любой скорби, поношению или даже к самой смерти. Если человек приговорен к распятию, его умом овладевает мысль о смерти, и когда он выходит на казнь, в нем уже нет ничего общего с жизнью века сего. Точно так же и тот, кто стремится исполнить ска­занное Господом. Ведь этими Своими словами Господь учит: «Кто хочет жить в мире сем, тот погиб для истинной жизни, а кто в мыслях готов и душу свою погубить ради любви ко Мне, тот без вреда и помехи достигнет вечной жизни. Поэтому, — говорит Господь, — отныне и впредь уготовь свою душу к со­вершенной гибели для временной жизни, и Я дам тебе жизнь вечную, как и обещал тебе. А в этой жизни Я докажу делом Свое обещание: еще здесь ты получишь уверение будущих благ и их залог. Но если прежде не отвергнешь настоящую жизнь, ты не обретешь будущей!»

И когда ты выступишь на брань с такими мыслями, то все, что кажется мучительным и скорбным, не будет иметь для тебя никакого значения. Впрочем, и невозможно терпеть скорби, если ты прежде не возненавидишь свою мирскую жизнь ради любви к жизни будущей.

Вопрос. Если кто решился отвергнуть все попечения, а затем вышел на брань, — с чего он должен начать борьбу с грехом?

Ответ. Пост и бдение есть основа всех добродетелей: если соблю­дать их с рассуждением, то они содействуют человеку во всем благом. Потому что начало всех бед — в избалованности чрева и чрезмерном сне. Это они разжигают блудную страсть, притуп­ляют ум и делают его грубым и помраченным. Как здоровое зре­ние стремится к свету, так и пост, если он с рассуждением, стре­мится к молитве. И когда начинаешь поститься, то твой ум про­буждается и ищет беседы с Богом. А тело, если оно постится и не отягощено сытостью, не в силах целую ночь спать в постели и охотно встает на служение Богу.

По мере того, как узы поста налагаются на тело человека, его ум пребывает в сокрушении, сердце источает молитву, на лице видна печаль, дурные помыслы бегут от него прочь, и сам он - враг злых вожделений и праздного общения. Пост — это главный путь ко всякому благу, и кто пренебрегает им, вред всем добродетелям. Потому что пост был первой заповедью, данной для хранения нашему естеству, и отход от него стал причиной нашего падения.

С тех самых пор, как было первое падение, вновь и вновь подвижники соблюдают закон воздержания, чтобы воскресит в себе страх Божий и исполнить все заповеди. Даже Сам Искупитель нашего рода начал борьбу с диаволом с этого: после крещения Дух возвел Его в пустыню, и там Он постился сорок дней и сорок ночей. Соответственно и все те, кто собирается следовать за Ним, с этого и должны начинать свое внутреннее о Господе созидание. Если постится даже Тот, Кто утвердил закон спасения, — кто из хранящих этот закон не нуждается в посте? И в самом деле: до тех пор человеческий род не знал побед и диавол никогда не терпел поражения от нашей приро­ды. А это оружие сразу лишило его силы — и наш Спаситель, Который первым победил диавола, увенчал нашу природу пер­вым венцом победы.

С тех пор, лишь завидит враг это оружие у кого-либо из людей, тотчас приходит в ужас: он вспоминает о поражении, ко­торое Спаситель нанес ему в пустыне. И силы его слабеют пред тем оружием, что дал нам Начальник нашего спасения.

Пост — это самое сильное оружие против стрел, которые мечет враг, к тому же оно придает немалое мужество в брани. Когда человека осаждает полчище бесов, чем больше страдает и мучается его тело — тем больше мужества и стойкости в его сер­дце. Так он смелее отражает противников и борется с ними му­жественней и тверже — он пылает к ним непрестанной ненави­стью. И он не может ни остановиться, ни успокоиться, пока не обратит их в полное бегство и не рассеет — с помощью Божией и исполняя прочие заповеди.

И ревнитель Илия, когда возревновал о законе Божием, обратился к тому же подвигу поста: ведь пост, если его правиль­но соблюдать, внушает веления Духа. Это — посредник между ветхим законом и той благодатью, которую даровал нам Христос. Поэтому, кто пренебрегает постом, тот слаб и немощен во всех остальных подвигах: оставив пост, он выказывает врагу свою душевную слабость и то, что он вышел на брань без оружия. Тогда враг смело нападает на него, без малейшего труда одерживает верх над беззащитным и робким, а вскоре и вовсе сокрушает его. Причина же в том, что человек не облекся в ту прочную броню поста, что мы приняли от Господа, — и все члены его тела уязвимы для стрел врага.

 

Из патерика

 

Авва Зосима сказал: «Благодать Божия всегда сопутству­ет нашему произволению, а благодатью мы достигаем любой доб­родетели. Но мы сами не пытаемся положить начало добродете­ли и даже не выказываем столь сильного произволения, чтобы стяжать нам в помощь благодать Божию. Впрочем, если мы под­час и выкажем свое произволение, оно оказывается лживым и притворным и не стоит ничего доброго в глазах Божиих.

Да неужели мы не знаем, что все, что с нами происходит, — как посев и сбор урожая? Земледелец сеет на своей земле, а уж после ожидает милость Божию. И тогда Господь посылает Свои дары — благовременный дождь и нужную погоду. Тогда Он ра­стит, умножает и дает спелость тем семенам, что брошены зем­ледельцем, и делает так, что тот из немногого получает большую прибыль. Так же и мы: если посеем искреннее и глубокое произ­воление к благу, в меру нашего произволения получим и благо­дать Божию. А с ней мы сможем легко и без лишних страданий достичь всех добродетелей.

И в ремеслах, если заметить, случается то же. Кто берется за какое-то ремесло и хочет ему выучиться, поначалу много ра­ботает, терпит неудачи и часто делает ошибки. Однако он не падает духом, не отчаивается, но пробует еще раз. И сколько бы раз ни ошибся — он столько же раз пытается исправиться и тем самым показывает мастеру свое произволение. Если же он отча­йся и опустит руки, то так ничему и не выучится. А если он часто ошибается, мастер его исправляет, и он продолжает рабо­тать — тогда, будь он трудолюбив и прилежен, он постепенно освоит ремесло. А уж потом он с легкостью создает собственные вещи и даже может зарабатывать себе этим на жизнь.

Вот так должен поступать и тот, кто хочет стяжать какую-либо добродетель. Сначала он должен смело и искренне показать свое произволение. Затем — терпеливо возделывать добродетель и просить у Бога снисхождения и помощи. И не малодушествовать при неудачах, не отчаиваться и не падать духом — потому что так он ничего доброго достичь не сможет. Напротив, сколько бы раз ему ни пришлось упасть он должен вставать, воодушевив себя надеждой и ожидая милости Божией.

Это и имел в виду авва Моисей, когда сказал:

— В чем сила тех, кто хочет стяжать добродетели? В том, что они, если и падут, не унывают, но вновь берутся за труд. Приложим и мы все усилия к деланию добродетелей! «Потерпим Господа» (Ср.Пс.26,14), покажем Ему наше искреннее произволение, будем про­сить у Него помощи! И Он непременно сотворит с нами Свою милость и подаст нам в изобилии Свою благодать. А с нею мы легко и без мучений достигнем всякого блага».

2. Был один молодой монах. Каждый раз, как он собирался прочесть правило, его охватывал озноб и жар, а голова начинала страшно болеть. Но он говорил себе: «Ну вот, я заболел, а ско­ро, может быть, и умру. Прочту-ка я перед смертью правило!» Таким помыслом он заставлял себя совершать свое правило. Когда он оканчивал молитву, жар и головная боль проходили, а когда опять наступало время правила — возвращались. И все же он приводил себе на память тот же помысел и через силу совер­шал правило. И так он, с помощью Божией, в скором времени был избавлен от брани.

3. Один из старцев пришел к авве Ахилле и увидел, как тот выплевывает кровь изо рта. Он спросил его, что это с ним.

— Это, — ответил авва, — мысль об одном брате, который только что огорчил меня. Я боролся с собой, чтобы не произнес­ти этот помысел вслух. Я попросил Господа, чтобы Он отнял его у меня, и слово стало кровью у меня во рту. Я выплюнул его, позабыл о своей печали и обрел покой.

4. Один из братьев был голоден с самого утра. Он боролся со своим помыслом, чтобы не есть, пока не настанет третий час. Наступил третий час, и он снова удержал себя от еды, пока не наступил шестой час. Пришел и шестой час. Он размочил хлеб и сказал помыслу:

- Подождем до девятого часа.

Настал девятый час, и он сотворил молитву. И увидел, как бесовское действие, словно дым, выходит из рукоделия и подни­мается в воздух. И тотчас же пропал его голод.

5. Один старец взял на себя подвиг не пить воду в течение сорока дней. Причем каждый раз, как наступала жара и его сильно мучила жажда, он споласкивал чашу, наливал в нее воды и ста­вил перед собой. Когда один брат спросил его, зачем он это де­лает, он ответил:

— Чтобы, когда я захочу пить, я видел воду, не прикасаясь к ней, и еще больше страдал — и тогда я получу еще большую награду от Господа.

6. Старец сказал:

— Потому мы не преуспеваем и даже не знаем своей меры, что нет в нас стойкости к тому делу, которое начали. Мы хотим стяжать добродетель без труда. Потому-то мы так легки на подъем и чересчур доверчивы: с охотой переходим с места на место и думаем, что можно найти такое место, где нет диавола.

7. Он же сказал:

— Если монах несколько дней трудится, а потом слабеет, снова трудится и опять все бросает — в таком монахе терпения нет и не будет.

 

Из святого Ефрема

 

Любезный брат! «От юности твоей предайся учению, и до седин твоих найдешь мудрость» (Сир 6. 18). С ранних лет засей свое поле и следи за ним, чтобы не проросли на нем плевелы. Получи с него добрый плод и воздай славу Тому, Кто дал тебе силу.

 

Из аввы Исаака

 

Основа всех добродетелей, вызволение из вражеского плена и путь, ведущий к жизни и свету, заключается в двух вещах: во-первых, углубиться в себя, во-вторых — постоянно поститься. Другими словами — вести размеренную жизнь в тихом месте, непрестанно размышляя о Боге, с умеренным и разумным воздержанием чрева. Тот, кто сохранил то и другое, будет преуспевать и так обретет все добродетели.

2. Если человек боязлив — это значит, что он болен двойной болезнью: маловерием и жалостью к себе. А если кто отвергает и то, и другое — сразу видно, что он верит Богу всем существом и ожидает грядущей жизни.

Отважный дух и презрение опасностей происходят от одной из двух причин: либо от жестокосердия, либо от большой веры в Бога. При этом жестокосердию свойственна гордость, а вере — смирение сердца.

 

 

ГЛАВА 29. О том, что если кто подвизается, то и бесы сильнее восстают на него. А на нерадивых они не обращают внимания, поскольку те и так у них в руках. Также и о том, что если кто ищет блага, то Бог будет ему помощником, а Бог и брани обращает на пользу

Из патерика

 

1. Кто-то из Отцов рассказывал, как один трудолюбивый монах был очень внимателен к себе, но случилось ему немного впасть в нерадение. И когда он понял, что жи­вет в нерадении, то сказал:

— Душа, доколе будешь ты не радеть о своем спасении? Разве ты не боишься Суда Божия? Застанет он тебя в таком нерадении — и будешь ты предана вечным мукам!

Такими словами он побудил себя к подвигу Божию. И вот однажды он творил правило, а бесы пришли и стали пугать его шумом. Тогда он говорит им:

— Сколько еще вы будете меня мучить? Разве вам недо­статочно того, что прежде я был нерадив?

— Был ты нерадив, — отвечают ему бесы, — не радели и мы о тебе. А теперь ты воюешь против нас — вот и мы воюем против тебя!

Услышав это, он вновь побудил себя к подвигу Божию и, благодатью Божией, стал преуспевать.

2. Один старец рассказывал, как один брат, живший в Егип­те, был однажды в пути. Застиг его вечер. Было холодно, и он остановился на ночлег в какой-то гробнице. Тут пришли два беса и один говорит другому:

— Смотри, сколько у этого монаха наглости: даже ночует в гробнице! Давай-ка его испугаем!

— Да что его пугать! — отвечал второй. — Он и так нащ - делает все, что захотим: ест, пьет, болтает, правило оставил - будем еще тратить на него время! Идем лучше, помучим тез, кто мучит нас, кто день и ночь борется против нас молитвой и разными подвигами.

3. Старец сказал:

— Человек, если хочешь жить по Закону Божию, то будет Бог тебе помощником. А если хочешь по собственной воле пре­ступить заповеди Божий, то диавол будет содействовать тебе в твоем падении.

Он же сказал в другой раз:

— Дай волю — получишь силу.

 

Ив святого Ефрема

 

Монах должен со всей осторожностью хранить свое сердце и чувства. Потому что в этой жизни мы ведем великую войну, а враг свиреп, и особенно к тем, кто участвует в сражении. Он ходит, «ища», по слову Писания, «кого поглотить» (1 Пет 5. 8), и нужно противостоять ему с мужеством и просить помощи свы­ше. А если кто заключил мир со страстями, то как ему воевать с ними, когда он уже стал рабом удовольствий и исправно платит дань тирану? Ведь где вражда, там и брань. Где брань — там и подвиг. А где есть подвиг — там и награды. Так что, если кто хочет выйти из горького рабства, пусть начнет бороться с вра­гом. Ведь и святые достигли небесных благ, лишь когда победили его

Но, может, кто-нибудь спросит:

— Ты сказал, что там, где есть вражда со страстью, — там может быть и брань с ней. Тогда почему, как мы видим, постыд­ные страсти столь сильно борют сладострастников, что даже не дают им покаяться?

На это я бы ответил так:

— Не думаю, дорогой брат, что такая брань свидетельству­ет о добродетели и о том, что поработителям сопротивляются. Скорее напротив, это говорит о полном порабощении страстью и любви к ней. Оттого в этих людях нет даже намерения восстать на врага. На поле брани не может быть никаких соглашений. Что же касается тех, кто сам себя отдал на волю врага и стал рабом страстей, — то разве это можно назвать настоящей бранью? Если они и терпят брань, то не потому, что они поборники добродетели и досаждают врагу, а по жестокости того, кто связал их узами беззакония. И это для того, чтобы они привыкли постоянно нести дань и даже головы не могли поднять от «плинфоделания» (рабского труда) тех постыдных страстей, которым они сами себя, по своей воле предали в рабство.

Не зря сказано: «кто кем побежден, тот тому и раб» (1 Пет 2. 19). А люди подобного рода не делают это насильно, против своей воли — напротив, даже сами платят за то, чтобы поступать по воле того, кто их обманул. И поскольку они сами стремятся ко злу, то в них и не видно никакой заботы, воздерж­но<



2016-01-26 379 Обсуждений (0)
Из жития святой Синклитикии. ГЛАВА 27. О том, что не стоит всегда отвергать тех, кто отрекается от мира по случайным 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Из жития святой Синклитикии. ГЛАВА 27. О том, что не стоит всегда отвергать тех, кто отрекается от мира по случайным

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (379)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.02 сек.)