Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Возрожденное естественное право в учении Р. Штамлера



2016-01-26 1741 Обсуждений (0)
Возрожденное естественное право в учении Р. Штамлера 0.00 из 5.00 0 оценок




Штаммлер Рудольф(1856-1938) — немецкий философ права, представитель неокантианской теории права.

Основные работы: «Хозяйство и право с точки зрения материалистического понимания истории» (1896), «Учение о правильном праве» (1902); «Сущность и задачи права и правоведения» (1906); «Теория правоведения» (1911); «Учебник философии права» (1922).

Штаммлер категорически не приемлет точку зрения на право, согласно которой «право как бы находится в вассальной зависимости от хозяйства». «Это совершенно неверно, так как вне юридического регулирования производственных общественных отношений не существует. Последние не представляют собою ничего иного, как только взятые под определенным углом зрения правоотношения, юридически урегулированные взаимоотношения людей».

Штаммлер отрицает даже саму возможность исследовать хозяйственную деятельность людей вне правовых форм, противопоставляя себя ученым политэкономам, которые всегда стремились изолированно исследовать хозяйственную деятельность людей. Однако он допускает самостоятельное исследование права как формы этой деятельности.

Правовая теория. Казуальному (причинному) подходу к пониманию права, предложенному Марксом, Штаммлер противопоставил телеологический подход.

Как и все неокантианцы, Штаммлер, считал, что право не подчиняется действию закона причинности. Право для неокантианцев — это продукт человеческого духа, и потому оно связано с логической и этической деятельностью человека, т.е. включено в область явлений теологических.

Штаммлер полагал, что «общественная жизнь людей» — это жизнь, которая всегда урегулирована внешним образом — правом, или конвенциональными нормами.

При анализе этой жизни следует отличать форму от содержания, т.е. регулирующую форму правового, или конвенционального, характера от регулируемой материи — совместной деятельности людей, направленной на удовлетворение их потребностей: «Каждая правовая норма необходимо имеет своим содержанием возможную совместную деятельность людей, следовательно, право как совокупность этих норм означает только форму социальной жизни»; «правовое регулирование есть форма общественного бытия людей». Таким образом, для Штаммлера детерминирующую (определяющую) роль в общественной жизни играет форма (в логическом, а не каузальном, или генетическом смысле). Он формулирует закон: «Закономерность социальной жизни людей есть закономерность юридической формы ее».

В отличие от Маркса первоосновой общественной жизни людей Штаммлер признает право. Он связывает прогресс в развитии общественной жизни людей с прогрессом права, а не с социальной революцией, отстаиваемой теоретиками «научного социализма». Однако развитие общественной жизни людей, считал Штаммлер, будет идти путем изменения права как регулирующей его формы. Критерии же изменения права задаются «естественным правом с меняющимся содержанием», под которым он понимает «прогрессирующее уразумение возможной справедливости».

Штаммлер поставил перед собой задачу выработать «высшее понятие права», рассмотрев право как явление телеологическое, как некое «содержание сознания»: «Право принадлежит к миру мышления, который мы обозначим как воление, т.е. как сознание целей».

 

Штаммлер отличает социальное «воление» (воление для других) от нравственного (воления для себя). Социальное воление — это «правило, связывающее многих лиц и стоящее над ними». Штаммлер выделяет различные виды социального «воления»: право, мораль, обычаи, конвенциональные правила, произвол.

 

Право — это разновидность социального воления. От других видов социального «воления» его отличает принудительный характер: «Право есть такое принудительное регулирование совместной жизни людей, которое по самому смыслу своему имеет не допускающее нарушения значение». Именно в силу того, что право обладает принудительностью, оно «...есть необходимое средство для общезначимой закономерности социальной жизни людей». Кроме того, право — это всегда социальное «воление» «связанных общими целями лиц». Этот критерий, полагает Штаммлер, позволяет отличить простое предписание, в котором содержится лишь произвол правителя и выражается только его личное настроение, от правового предписания. В правовом предписании лицо, которое что-либо предписывает, стремится и само быть связанным установленным им правилом. Заслуга в различении права и произвола в области права, по мнению Штаммлера, принадлежит Рудольфу Иерингу, который произволом называл предписание законодателя, находящееся в противоречии с общими принципами права.

 

Итак, право — это социальное «воление» связанных общими целями лиц, имеющее принудительный характер, являющееся средством обеспечения общезначимых действий в обществе.

Р. Штаммлер предлагает следующие определения понятия права: «право есть необходимое условие для закономерного построения социальной жизни человека»; «право повсюду является не чем иным, как формальным способом, путем которого люди должны сообща вести борьбу за существование».

Выработав телеологическое понятие права, Р. Штаммлер решает проблему оправданности принуждения посредством правовых норм, абстрагируясь от справедливого или несправедливого содержания этих норм.

В отличие от И. Канта, который связывал правовое принуждение с необходимостью обеспечить общую для всех свободу, Штаммлер объясняет правовое принуждение ссылкой на общественную жизнь людей: «Право есть такое принудительное регулирование жизни людей, которое по самому смыслу своему имеет не допускающее нарушения значение».

В своей теории права Штаммлер предлагает в качестве критерия оценки права как справедливого или несправедливого, истинного или нет, понятие «основной идеи права»: «Истинное право — это такое право, которое в каждом отдельном положении вообще согласуется с основной идеей права».

Основная идея права для Штаммлера соответствует главной цели общественной жизни людей — становлению «общества свободно хотящих людей»: Общение людей, способных к свободному выражению своей воли — такова безусловная конечная цель социальной жизни».

«Общество свободно хотящих людей» Штаммлера — это общество, которое состоит из моральных личностей, действующих в соответствии с категорическим императивом Канта, в котором каждый человек — это самоцель, а не средство для достижения своих целей другими.

Классификация права. Штаммлер различал два вида права: справедливое право и несправедливое право.

Справедливость — это качество права, которое «принадлежит правовой норме в том случае, если ее условное содержание соответствует общей идее человеческого общения — "социальному идеалу"».

В то же время, считал Штаммлер, «институт рабства хотя и был у римлян действующим правом, однако был не справедливым, так как нарушал саму идею права».

В отличие от Б. Констана, считавшего, что несправедливые законы не должны применяться судьями и другими правоприменителями, Штаммлер полагал иначе. Он писал: «Бывает дурное по содержанию право, и, тем не менее, оно обладает правовым действием».

Судьи, по мнению Штаммлера, должны применять правовые нормы без предварительной оценки этих норм на соответствие справедливости: «Методический ход доказательств в вопросе о том, обладает ли известное правовое решение в данном положении свойством справедливости, не имеет совершенно ничего общего с вопросом, должен ли судья и стороны применять, или оставить без внимания это решение».

В конце XIX в. Р. Штаммлер вновь обратился к понятию естественного права и обосновал актуальность этого понятия для правовой культуры Запада, став основателем теории возрожденного естественного права. Штаммлер доказал значимость понятия «естественного права с изменяющимся содержанием».

По его мнению, представители «старой» школы естественного права XVII — XVIII вв. (Гроций, Гоббс, Руссо и др.) считали возможным определить естественное право как идеальное, т.е.:

 

существующее рядом с позитивным правом;

 

соответствующее либо «природе человека», либо «природе права»;

 

обладающее «неизменным содержанием»;

 

пригодное «для всех стран и времен».

 

Штаммлер, стремясь к научной строгости, подобной естественным наукам, писал: «Естественное право в таком смысле должно быть признано научно невозможным». Он считая, что доказать невозможность существования иде­ального права очень просто: можно сослаться на национальные и временные различия в правовых нормах, либо на большое разнообразие взглядов мыслителей на то, что же такое идеальное право.

Штаммлер восстанавливает научное значение понятия естественного права, исходя из того, что оно выполняет особую роль в жизни общества. Естественное право, по мнению Штаммлера, -- это «путеводная звезда для законодателя», компас «в руках законодателя для усовершенствования позитивного права». В то же время: «Создание права, согласного по своему содержанию с природой, имеет своим «назначением» только одно: это согласное с природой право должно служить целью для законодателя; само же по себе оно не может служить нормой для судьи и для административных властей».

Штаммлер не допускает существования идеального права с незыблемым содержанием: «Заблуждение старых теоретиков права в том, что они искали такое определенное право, которое имело бы абсолютное значение». Он признает лишь научную возможность обнаружить в исторически изменчивом праве «истинное» право, которое ориентируется на социальный идеал как свою конечную цель.

Это право Штаммлер называет «естественное право с изменяющимся содержанием»: «Следовало бы поставить себе задачу найти такое естественное право, которое имело бы сменяющееся содержание: тут были бы такие правовые нормы, которые при эмпирически обусловленных отношениях содержали бы в себе теоретически истинное право». Такое естественное право не представляет собой какое-либо конкретное право — это лишь «единый формальный метод суждения о праве».

 



2016-01-26 1741 Обсуждений (0)
Возрожденное естественное право в учении Р. Штамлера 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Возрожденное естественное право в учении Р. Штамлера

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1741)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)