Социальный порядок и санкции
Понятие социального порядка является одним из ключевых в учении Кельзена. Мыслитель и право рассматривал прежде всего как нормативный порядок, пытаясь именно через категориюпорядкаобосновать специфику права. Для него «нормативный порядок, регулирующий человеческое поведение, непосредственно или опосредованно касающееся других людей, есть социальный порядок» (1,38). Видами последнего являются моральный и правовой порядки. Ученый отмечал, что с «психологически-социологической точки зрения» функция всякого социального порядка заключается в том, чтобы добиться определенного поведения людей, подчиненных этому порядку: «Побудить их отказаться от некоторых действий, почему-либо считающимися вредными для общества... и, напротив, совершать определенные действия, считающиеся полезными для общества» 38-39). Причем, по мнению Кельзена, мотивирующую функцию таких действий выполняют представления о нормах, предписывали запрещающих человеку определенные действия. Здесь заслуживают внимания несколько моментов. Во-первых, метим, что Кельзен использует «психолого-социологический подход»,усматривающий причинно-следственные связи между факторами стимулирующими поведение человека, и самим его поведением. «Чис^ тая» теория права не может обойтись лишь сферой чистого нормативного долженствования. Ученый вынужден вводить в свою теорию и психологическую, и социологическую аргументацию. Во-вторых, Кельзен убежден, что определенного поведения людей надо «добиваться» и «подчинять» поведение правопорядку, причем подчинение ученый трактует как результат внешних актов принуждения. Такая исходная позиция создает искаженную картину социальной реальности. Возникает иллюзия, что только внешнее, рационально организованное принуждение может привести к социальному порядку. Отсюда — и стремление все средства такого принуждения свести к нормам, предписывающим или запрещающим такие действия. Понятно, что, следуя этой логике (которая отнюдь не вытекает из «чистой» теории долженствования), легко сделать вывод, что единственными стимулами нормативного поведения являются положительные и отрицательные санкции (наказание). Такой вывод и делает Кельзен. Ученый рассуждает следующим образом. Существуют различные социальные порядки. Одни из них предписывают определенные правила поведения, не связывая с их соблюдением или несоблюдением каких-либо последствий. Другие социальные порядки связывают с определенным поведением предоставление выгод (вознаграждений) или невыгод (наказаний в широком смысле слова). Такой порядок действует по принципу воздаяния. Награду и наказание можно объединить понятием «санкция». При этом Кельзен замечает, что «обычно санкцией называют только наказание, т. е. зло, которое должно быть причинено как последствие известного поведения. Это зло выражается в лишении определенных благ: жизни, здоровья, свободы, чести, материальных ценностей» (1, 39). Из этих посылок Кельзен делает вывод, который, как представляется, не является логически необходимым. Он констатирует, что социальный порядок может предписывать определенное поведение, «связывая противоположное поведение с причинением вреда... т. е. с наказанием в самом широком смысле слова. Таким образом, определенное поведение может считаться предписанным в рамках этого социального порядка (и юридически предписанным в случае правопорядка) лишь постольку, поскольку противоположное поведение обусловливает санкцию (в узком смысле)» Стремясь оправдать собственную позицию, связывающую право санкцией, понятой в узком смысле (как наказание), Кельзен пытается доказать, что социальный порядок вообще немыслим без санкций. Ученый обращает внимание на то, что если существует «предписанное поведение», то его неисполнение вызывает осуждение, а исполнение — одобрение. Само одобрение или осуждение окружающих Кельзен предлагает рассматривать как санкции, причем иногда более действенные, чем другие формы поощрения и наказания (1,43). Таким образом, учение о санкции также занимает одно из центральных мест в правовой теории Кельзена. При этом необходимо подчеркнуть, что когда ученый определяет право как принудительный порядок, он имеет в виду не принуждение к выполнению предписаний самого правила поведения, аакты принуяедения, установленные правопорядком в качествесанкций за несоблюдение этого правила. Право и правопорядок Обращаясь к понятию права, Кельзен указывает на разнообразие явлений, обозначаемых этим словом. В то же время слово «право» имеет, по мысли ученого, одно значение, которое признается всеми. Это понятие права как порядка человеческого поведения. «Порядок», полагает Кельзен, — это система норм, единство которых зиждется на том, что они имеют общее основание действительности (основную норму) (1,47). Другим признаком, общим для всех социальных порядков, обозначаемых словом «право», Кельзен называет их принудительность. Под «принудительностью» порядка ученый, как уже было отмечено, понимает то, что в его рамках осуществляется реакция на нежелательное, общественно вредное поведение, осуществляемая в виде актов принуждения, «причиняющих зло» (1, 50). Итак,право, по Кельзену, естьпринудительный порядок человеческого поведения. Нормы права предписывают определенное человеческое поведение, связывая противоположное поведение с актом "Ринуждения. Получается, что если правовые порядки и уполномо-ивают кого-либо на что-либо, то это есть уполномочивание «одно-0 индивида применить по отношению к другому акт принуждения в качестве санкции» (1, 50). Санкции правопорядка имеют следующие признаки: 1) это всегда '^манентные санкции (санкции самого общества, а не Бога — как имеет место при трансцендентных санкциях); 2) санкции всегдасоциально организованы (в отличие от простого одобрения или осуж. дения). По мнению ученого, не всякий установленный правопорядком акт принуждения является санкцией, а только тот, который наступает как следствие определенного поведения. Кельзен явно преувеличивал значение санкций в процессе регулирования социальных отношений. Это проявляется и в его определении правомерного поведения как поведения, «которое позволяет избежать применения санкций» (1, 52). Правда, ученый признавал, что правомерное поведение может вызываться и другими причинами, кроме страха перед санкцией, в частности, религиозными или нравственными представлениями, но сознательно не придавал этому особого значения. Кельзен не мог не заметить связи принуждения с психикой человека. По его мнению, «принуждение, побуждающее индивида вести себя предписанным, правомерным образом, есть принуждение психическое, в его основе — представление о праве (особенно о его санкциях), воздействующее на подчиненных праву субъектов» (1, 52). Однакопсихическое принуждение, замечает Кельзен, нельзя путать с установлением акта принуждения. Именно этот акт принуждения, а не психическое принуждение, есть отличительный признак права. Именно акт принуждения, обусловленный соответствующим поведением, позволяет считать это поведение противоправным, «и ему должно препятствовать, а противоположное поведение (социально полезное, желательное, правомерное) следует стимулировать» Необходимо напомнить, что, по мнению Кельзена, природа права относится исключительно к миру должного. Если в мире сущего действует причинная связь, то в мире права как должного эта связь существует по принципу«вменения». Это значит, что право также подчиняется логике «если А, то должно быть Б». Из этого вытекало, что когда допущена несправедливость, то должно быть действие (санкция) как следствие этой несправедливости. Поэтому право на жизнь, полагает Кельзен, состоит лишь в том, что в случае убийства человека против убийцы будет применена сила. Любомуправовому сообществу (правопорядку) принадлежит монополия на применение мер принуждения. Эта монополия может быть децентрализованной, как в первобытном обществе, или централизованной, как в государстве, где для этого создаются специальные органы. Любой правопорядок обеспечиваетколлективную безопасность. Цель коллективной безопасности — мир. Но мыслитель убежден, что только через принудительный порядок достигается порядок мира. Поясняя смысл «чистой» теории права, Кельзен еще раз обращается к различию между «правовым сообществом» и «разбойничьей бандой». Его пояснение, на наш взгляд, лишний раз подтверждает наличие социологических и психологических предпосылок, лежащих в основании кельзеновского нормативизма. Прежде всего ученый видит отличие приказания грабителя от правовой нормы в том, что «изолированный акт отдельного индивида» не может считаться правовым актом, потому что «право есть не отдельная норма, но система норм, социальный порядок» (1, 67). Но при этом Кельзен допускает, что «систематическая деятельность организованной банды» уже позволяет сравнивать ее с правопорядком. Что же не хватает для того, чтобы считать бандитские правила правовыми нормами? По мнению ученого, — только отсутствие основной нормы, «согласно которой должно вести себя в соответствии с этим порядком» (1, 68). Почему же отсутствует допущение такой основной нормы? Ответ Кельзена таков: «Оно отсутствует потому, что (а точнее — если) у порядка нет длительной действенности, без которой не мыслится основная норма, соотносящаяся с этим порядком и обосновывающая его объективную действительность» (1, 68). Получается, что действительность нормы (долженствование) вытекает из ее действенности как нормы сущей. Избежать зависимости должного от сущего Кельзену опять не удается. Развивая свою мысль, ученый приходит к выводу, что если к какой-либо банде применяются санкции норм правопорядка, если члены этой банды лишаются свободы и даже жизни посредством актов принуждения, «которые истолковываются как наказание в виде лишения свободы и смертной казни», то, таким образом, прекращается Деятельность банды. Но как быть, если этого не происходит? Тогда, очевидно, правопорядок будет определяться бандитскими нормами, которые получат обоснование через основную норму. Кельзен фактически это и имел в виду, когда писал: «Все это происходит (к бандитам применяется наказание), если принудительный порядок, который Читается правопорядком, оказывается действеннее, чем тот принудительный порядок, на котором основана банда грабителей» Опять мы видим, что социологический критерийдействия нормыопределяет и ееправовой смысл, конституируя саму основную норму как норму, констатирующуюпризнание, легитимацию данного порядка. Чтобы сомнений на этот счет не оставалось, приведем еще одну цитату: «Если территориальная сфера действительности этого принудительного порядка (установленного бандой. — А. П.) ограничена определенной областью, и если в пределах этой области он оказывается действенным настолько, что действительность всякого другого принудительного порядка исключается, то его вполне можно считать правопорядком, а созданное им сообщество — "государством", даже если его внешняя деятельность с точки зрения международного права имеет преступный характер» (1, 68-69). В качестве примера Кельзен приводит так называемые «пиратские государства», которые на северо-западном побережье Африки с XVI по XVIII в. занимались пиратством на Средиземном море (Алжир, Тунис, Ливия). Для окружающих они были пираты, а для членов своего сообщества — гарантами минимума коллективной безопасности, запрещающего взаимное применение силы и обеспечивающего тем самым действенность порядка, конституирующего сообщество. Характеризуя правопорядок (право) через его действенность, Кельзен в соответствии с позитивистской доктринойотрицал такой признак правопорядка, каксправедливость. Важно понять, почему мыслитель пришел к таким выводам. Уже Августин в своем знаменитом сочинении «О Граде Божьем» утверждал, что единственное отличие государства от шайки разбойников — в том, что государство не может существовать без справедливости. Для Кельзена такой вариант совершенно неприемлем, но единственным аргументом, объясняющим подобное неприятие, является констатируемая имотносительность справедливости. Вслед за рационалистами классической эпохи Кельзен убежден в том, что как правопорядок может быть только один, так и справедливость, для того чтобы она могла иметь правовой смысл, также должна бытьодна и всегда и всюду пониматьсяодинаково.В противном случае, настаивал ученый, ей не место в теории права. Ведь тогда, например, государство, основанное на христианстве, будет воплощать справедливость, а римскому праву, не признающему христианского Бога, в таковой будет отказано. Следовательно, делал вывод Кельзен, тогда римское право не может считаться правом. Более того, «если считать справедливость отличительным признаком нормативного порядка, называемого правом, тогда принудительные порядки капиталистических стран Запада не есть право С точки зрения коммунистического идеала справедливости, и наоборот: коммунистический принудительный порядок в СССР не есть право с точки зрения капиталистического идеала справедливости». Вывод ученого таков: «понятие права, из которого выводится такое следствие, неприемлемо для позитивистской науки о праве» (1, 70). Кельзен приводил пример русской революции, в результате которой была отменена частная собственность на средства производства. По этой причине американские суды отказались признавать акты русского революционного правительства правовыми актами, заявив, что это акты не государства, а банды гангстеров. Однако когда установившийся в результате революции правопорядок обнаружил свою длительную действенность, он был признан правопорядком.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (624)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |