Раздел I. Философия и ценности современной цивилизации
Учреждение образования «Белорусский государственный университет физической культуры» Философия и методология науки Методическое пособие для студентов магистратуры и соискателей БГУФК
Минск 2012 УДК 1 (075) ББК 1 (075.37) Б90
Издано по решению редакционно-издательского совета БГУФК
Автор-составитель: доктор философских наук, зав. кафедрой философии и истории УО «Белорусский государственный университет физической культуры» Т.Н. Буйко
Рецензенты: доцент, доктор философских наук, заведующий лабораторией проблем воспитания личности НМУ «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь А.С. Лаптенок
доцент, кандидат философских наук, доцент кафедры философии и истории УО «Белорусский государственный университет физической культуры» В.П. Кириченко
Философия и методология науки: Методическое пособие для студентов магистратуры и соискателей БГУФК / сост. Т.Н. Буйко; Белорус. гос. ун-т физ. культуры. – Минск: БГУФК, 2012. – 48 с. ISBN Методическое пособие подготовлено в соответствии с программой-минимумом кандидатского экзамена по философии и методологии науки утвержденной приказом Высшей аттестационной комиссии Республики Беларусь от 30 декабря 2004 г. №179. Целью пособия является оказание помощи студентам магистратуры БГУФК в их философско-методологической подготовке. Пособие включает планы лекций и семинарских занятий с формулировками учебно-методических задач, понятийно-терминологические минимумы по каждой теме, списки учебной справочной основной и дополнительной литературы по всему курсу и по каждому из его разделов, а также материалы для дискуссий по актуальным проблемам философии и методологии науки. УДК 1 (075) ББК 1 (075.37)
Введение: цели и задачи преподавания дисциплины «Философия и методология науки»
Программа–минимум кандидатского экзамена по философии и методологии науки утверждена приказом Высшей аттестационной комиссии Республики Беларусь от 13 августа 2012 г. № 97. Как отмечается в данном документе, программа-минимум предназначена для студентов магистратуры, нефилософских специальностей, сдающих кандидатский экзамен по философии и методологии науки, и рассчитана на углубление общемировоззренческой и общеметодологической подготовки молодых ученых. В ней сохраняется сложившаяся в отечественной высшей школе традиция, согласно которой успешная подготовка научно-педагогических кадров предполагала систематическое изучение курса философии и формирование на этой основе навыков рефлексивно-методологического мышления. В современной социокультурной ситуации роль и значение философско-методологической подготовки молодых ученых еще более возрастает. Фронтальное внедрение науки и современных информационных технологий в важнейшие сферы жизнедеятельности общества, глобализация социально-экономического развития современного социума, перманентное обострение экологических проблем, возникновение многочисленных центров региональной напряженности в связи с процессами трансформации и модернизации постсоциалистических и развивающихся государств – эти и многие другие явления, очевидно, актуализируют проблемы философско-мировоззренческого и логико-методологического порядка. Их профессиональное и творческое осмысление требует серьезной и акцентированной философско-методологической подготовки будущих ученых и педагогов. Развитие современной науки открывает возможность не только «покорять» и изменять окружающий человека мир, но и вторгаться в природу самого человека: корректировать его генетическую основу или, манипулируя его сознанием, конструировать его внутренний мир, тем самым лишая человека права на свободу и выбор. Поэтому большое внимание в данном курсе уделяется конструктивно-критическому осмыслению проблем человека, науки, техники, общества и культуры, экологии и информационной революции и др. В современной социокультурной ситуации резко возрастает ответственность ученых за свои научные открытия и их последствия. Сегодня ученый – это не только представитель своей профессии, он выполняет множество социальных функций, является членом общества и гражданином определенного государства. Kуpc «Философия и методология науки», адресованный молодым ученым, предлагая концептуальное осмысление современных мировых процессов, способен помочь ученому определить свои социальные и гражданские позиции и понять, что сегодня наука предъявляет повышенные требования к личностным качествам, мировоззренческим и ценностным установкам тех, кто идет в науку. Программа курса «Философия и методология науки» также ориентирована на философско-методологическое обеспечение научно-профессиональной деятельности студентов магистратуры и творческое осмысление ими соответствующей философской проблематики, имеющей непосредственное отношение к вопросам логики, методологии, социологии науки и образования. Отличительной особенностью этого курса является его акцентированная направленность на проблематику и содержательные особенности современной философско-методологической мысли, на изучение наиболее значительных и актуальных идей и концепций, разработанных в постклассической философии и методологии науки. Одна из основных задач курса состоит в том, чтобы сформировать у студентов магистратуры устойчивые навыки рефлексивной культуры мышления и представления о возможностях современного методологического сознания. В программе обращается внимание на то, что к началу XXI века значительно расширилось проблемное поле философии: в нем появились новые темы и сюжеты, акцентируется внимание на новых вариантах решения «вечных» философских проблем, предлагаемых современной философией и наукой. В данной программе заложены определенные дидактические цели. Она ориентирована на актуализацию и развитие креативности и проективности мышления студентов магистратуры, предполагает их значительную самостоятельную подготовку, обмен мнениями, дискуссии. В программе сделан акцент не на готовых решениях, а на способах постановки проблем философии и методологии науки, в решение которых призваны внести свой вклад и будущие ученые. Таким образом,цель курса –философско-методологическая подготовка будущих ученых и педагогов. Задачи курса: - профессиональное и творческое осмысление проблем философско-мировоззренческого и логико-методологического порядка; - конструктивно-критическое осмысление проблем человека, науки, техники, общества и культуры, экологии и информационной революции и др; - определение социальных и гражданских позиций, мировоззренческих и ценностных установок тех, кто идет в науку; - философско-методологическое обеспечение научно-профессиональной деятельности студентов магистратуры и творческое осмысление ими соответствующей философской проблематики, имеющей непосредственное отношение к вопросам логики, методологии, социологии науки и образования; - изучение наиболее значительных и актуальных идей и концепций, разработанных в постклассической философии и методологии науки; - формирование у студентов магистратуры устойчивых навыков рефлексивной культуры мышления и представления о возможностях современного методологического сознания; - актуализация и развитие креативности и проективности мышления студентов магистратуры и соискателей. Существенным моментом программы-минимум является акцент на необходимости существенной активизации творческой самостоятельной работы студентов магистратуры по осмыслению и анализу предложенной литературы (как основной, так и дополнительной) и авторской интерпретации наиболее важных и актуальных проблем современной философии и методологии науки с учетом профиля диссертационных исследований, выполняемых студентами магистратуры и соискателями. Эта работа осуществляется, прежде всего, в процессе подготовки реферата по курсу «Философия и методология науки» с последующей его защитой при сдаче кандидатского экзамена. Опыт работы с молодыми учеными, накопленный во многих учебных и научных центрах Республики Беларусь и странах СНГ, свидетельствует о том, что это очень важный и значимый компонент в системе их философско-методологической подготовки в целом. Он требует не только от студента магистратуры, но и от его научного руководителя больших затрат времени и серьезного внимания к выбору темы реферата, а также информационно-теоретического обеспечения его надлежащего уровня.
Настоящее методическое пособие подготовлено в соответствии с программой-минимумом кандидатского экзамена по философии и методологии науки утвержденной приказом Высшей аттестационной комиссии Республики Беларусь от 30 декабря 2004 г. №179. Целью пособия является оказание помощи студентам магистратуры и соискателям БГУФК в их философско-методологической подготовке. Пособие включает планы лекций и семинарских занятий с формулировками учебно-методических задач, понятийно-терминологические минимумы по каждой теме, списки учебной справочной основной и дополнительной литературы по всему курсу и по каждому из его разделов, а также материалы для дискуссий по актуальным проблемам философии и методологии науки. Темы дискуссий могут быть избраны магистрантами и соискателями) для подготовки рефератов к кандидатскому экзамену, а дискуссионная литература использоваться ими для начала этой работы.
Тематический план курса «Философия и методология науки»(120 часов)
Учебная и справочная литература по курсу «Философия и методология науки»
1. Берков, В.Ф. Философия и методология науки: учеб. пособие / В.Ф. Берков. – Мн., 2004. 2. История философии: учеб. пособие / под ред. Ч. С. Кирвеля. – Мн., 2001. 3. Козел, А.А. Философская мысль Беларуси / А.А. Козел. – Мн., 2004. 4. Кохановский, В.П. Основы философии науки: учеб. пособие для аспирантов / В.П. Кохановский, Т.П. Матяш, Т.В. Фатхи. – Ростов н/Д., 2004. 5. Лешкевич, Т.Г. Философия науки: учеб. Пособие / Т.Г. Лешкевич. – М., 2005. 6. Микешина, Л.А. Философия науки: Современная эпистемология. Научное знание в динамике культуры. Методология научного исследования: учеб. пособие / Л.А. Микешина. – М., 2005. 7. Никифоров, А.Л. Философия науки: история и методология: учеб. пособие / А.Л. Никифоров. – М., 1998. 8. Новая философская энциклопедия. В 4 т. – М., 2001-2002. 9. Современная западная философия: учеб. пособие / Т.Г. Румянцева, А.А. Грицанов, В.Л Абушенко, М.А. Можейко [и др.]; под общей ред. Т.Г. Румянцевой. – Мн., 2000. 10. Стёпин, В.С. Основы философии науки. Общие проблемы / В.С. Степин. – М., 2006. 11. Философия: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / В.С. Степин [и др.]; под общ. ред. Я.С. Яскевич. – Мн., 2006. 12. Философия и методология науки: учеб. пособие для аспирантов / А.И. Зеленков, Н.К. Кисель, В.Т. Тихонов [и др.]; под ред. А.И. Зеленкова. – Мн., 2007. 13. Яскевич, Я.С. Философия и методология науки. Вопросы и ответы: полный курс подготовки к кандидатскому экзамену / Я.С. Яскевич. – Мн., 2007. 14. Яскевич, Я.С. Философия и методология науки: учеб. пособие / Я.С. Яскевич, В.К. Лукашевич. – Мн., 2009. Основная литература (первоисточники) Абдзіраловіч, І. Адвечным шляхам: Даследзіны беларускага сьветагляду / І. Абдзіраловіч. – Мн., 1993. Аналитическая философия: становление и развитие. Антология / под ред. А.Ф. Грязнова. – М., 1998. Путь в философию. Антология. – М., 2001. Дополнительная учебная и научная литература
Раздел I. Философия и ценности современной цивилизации. Арон, Р. Избранное: Введение в философию истории / Р.Арон. – М.- СПб. 2000.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (405)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |