Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методологические и методические основы



2016-01-26 397 Обсуждений (0)
Методологические и методические основы 0.00 из 5.00 0 оценок




ЛЕКЦИЯ 1.ПРЕДМЕТ, МЕТОДОЛОГИЯ И ЗАДАЧИ КУРСА

Предмет курса.

Объект изучения.

Методологические и методические основы.

Задачи курса.

 

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: предмет курса; экономика предприятия; эффективность; эффект; объект курса; отрасль экономики; закон, закономерность; методы исследования; единицы измерения показателей.

 

Предмет курса.

ПРЕДМЕТ – процессы, которые составляют основу дисциплины.

Материальной основой развития человеческой цивилизации является прогресс общественного производства.

ПРОИЗВОДСТВО– целесообразная деятельность, направленная на переработку природного вещества в продукцию, создаваемую для удовлетворения конкретных потребностей.

В современных условиях производство рассматривается как комплекс действий, связанных с изготовлением, распределением, потреблением продукции, работ, услуг, а также утилизацией отходов указанных процессов.

Общественное производство изменяется, но можно выделить его основные компоненты, перечень которых остается неизменным.

Производствов широком смысле предполагает взаимодействие 3 основных элементов:

ž Рабочей силы человека;

ž Предметов труда;

ž Средств труда.

Личные (субъективные, человеческие) и вещественные (материальные) факторы производства в своей совокупности и взаимодействии составляют производительные силы (ПС) общества.

 

Исследованиями по поводу использования производительных сил занимаются многие дисциплины:

Размещение производительных сил – территориальная организация производительных сил на уровне региона, страны, мира;

Политическая экономия – как совокупность общественных отношений, которые определяются характером собственности на средства производства;

Микроэкономика – как отношения по поводу эффективного распределения ограниченных производственных ресурсов (труда, земли, капитала) для оптимального удовлетворения потребностей потребителей.

Экономика в целом рассматривается как научная дисциплина, которая занимается изучением особенностей формирования, состояния и развития национальной экономики, ее отраслей, отдельных предприятий, а также отдельных элементов производства (капитал, фонды, труд и др.).

Экономика как хозяйственный механизм:

ž это совокупность средств, законов и правил осуществления хозяйственной деятельности;

ž объединяет организацию,

анализ,

планирование,

управление хозяйственной деятельностью;

- с углублением разделения труда, ростом масштабов производства, расширением ассортимента выпускаемой продукции повышается сложность регулирования экономической деятельности.

Следует учитывать, что экономика как вид хозяйственной деятельности:

ž включает широкий спектр материальных и нематериальных объектов, процессов, способов создания и распределения материальных и духовных благ, без которых не может обходиться как отдельный индивид, так и общество в целом;

таким образом, экономика является базой в системе жизнеобеспечения людей;

ž В самой экономической системе основным звеном является производство материальных благ, которые включают предметы потребления и средства производства;

реальной экономики, оторванной от материального производства, не существует.

Эффективностьв широком смыслеопределенное соотношение результатов и затрат.

Решение проблем повышения эффективности производства для предприятий включается в перечень важнейших задач. При этом необходимо различать понятия эффект и эффективность. Понятия эффекта и эффективности производственной деятельности на предприятии имеют существенные различия.

Эффект отображается определенным перечнем стоимостных параметров, которые характеризуют промежуточные и конечные результаты деятельности предприятия. Показатели, отображающие результаты производства, являются абсолютными величинами.

Эффективность производства рассчитывается соотношением результатов и затрат, которые обеспечивают формирование указанных результатов. Показатели эффективности производства всегда выражаются в относительных величинах.

Они являются комплексной характеристикой конечных результатов использования средств производства: предметов и средств труда, а также рабочей силы за определенный период. Чем больше величина результата, который получен на единицу затрат, тем выше результативность производства.

Отсюда основное условие эффективного производства содержится в обеспечении максимально возможного результата на каждую единицу использованных трудовых, материальных и финансовых ресурсов, а также их интегральной совокупности.

В рыночных условиях целесообразность экономической деятельности определяется на основе критериев предпринимательской деятельности.

 

2. Объект изучения.

ОБЪЕКТ – какие процессы изучает дисциплина?

Объектом курса являются основы регулирования экономической деятельности, организации и результативности хозяйствования на уровне первичного звена общественного производства – предприятия.

Предприятие – основное организационное звено народного хозяйства. Предприятие входит в структуру национальной экономики.

Национальная экономика рассматривается как комплекс экономической деятельности в пределах страны (макро - и мезоуровни).

Отрасль экономики - это качественно однородная совокупность предприятий, других хозяйствующих единиц разных форм собственности и их объединений, которые выполняют однородные функции в системе общественного распределения труда.

Основные признаки отрасли:

- производство в значительных масштабах однородной или аналогичной продукции;

- наличие большого количества предприятий - производителей этой продукции;

- специфические технологические процессы и организация труда;

- однородность потребляемой продукции;

- специфический состав специально подготовленных кадров.

Цель регулирования экономической деятельности –достижение эффективности производства.

Методологические и методические основы.

Любые явления в природе и обществе происходят в соответствии с законами.

Закон – это необходимое, существенное повторение отношений между явлениями природы и общественной жизни.

Законы действуют объективно, то есть независимо от воли человека.

Однако, в отличие от законов природы, действие законов развития и деятельности общества подвергается мощному воздействию субъективного фактора и проявляются в форме закономерностей.

Закономерность– это объективно действующая, повторяющаяся связь явлений природы и общественной жизни.

Основу методологии курса составляет системный анализкак общенаучный методологический подход, имеющий следующие базовые положения:

ž основные принципы изучения объекта исследования предполагают его изучение в единстве, различии, взаимосвязи и развитии.

ž любой объект рассматривается как система, которую можно разделить на подсистемы. В то же время рассматриваемая система является подсистемой другой, более сложной системы.

ž свойства системы принадлежат подсистемам, однако свойства подсистем не всегда характеризуют систему. Следует учитывать закономерность индивидуальности развития объекта.

Основные теоретические подходы к исследованию экономических процессов изложены в теоретических курсах. Они представляют собой: анализ и синтез, дедукцию и индукцию, нормативный и позитивный подход, методы равновесного и неравновесного анализа и др.

Кроме этого, следует обратить внимание на современные теории рыночной экономики, теории функционирования стран со смешанной экономикой, теории формирования социально ориентированной экономики, теории стабильного развития, теории экономико-экологической безопасности, глобализации, регионализации и др.

Методическую основу курса составляют:

экономические,

статистические,

экономико-математические методы исследования объекта.

Методы экономического анализа, сравнений, экспертных оценок, наблюдения, классификаций, группировок, средних, моделирования, индексный, цепных подстановок, корреляционный, графический, др.

Показателив экономике всегда имеют единицы измерения, которые традиционно подразделяются на:

ž натуральные;

ž условно-натуральные;

ž стоимостные.

Основное требование к этим показателям – их сопоставимость.

Кроме этого следует выделить:

ž относительные, которые измеряются, например, в % или не имеют имени (компактной единицы измерения), а точнее их наименование слишком длинное и имеет стандартное применение;

ž качественныехарактеристики – комплексные показатели или имеющие только словесный эквивалент.

 

Отсюдавсе показатели подразделяются на:

- натуральные: количественные и качественные;

- стоимостные;

- относительные.

 

4.Задачи курса.

Задачи курса обусловлены особенностями каждого конкретного периода развития экономики РФ.

В современных условиях необходимо отметить необходимость решения следующих заданий:

- развитие современных экономических теорий применительно к особенностям деятельности промышленного производства РФ на принципах стабильного развития экономики и в условиях формирования социально ориентированного рыночного хозяйства;

- развитие и адаптация методических основ механизма хозяйствования применительно к особенностям деятельности предприятий на территории РФ;

- реализация теоретических и методических основ хозяйственного механизма в практической деятельности.

Конкретные направления развития экономики РФ и практические задачи содержатся в прогнозах, основных направлениях и прочих документах, разрабатываемых государственными органами власти.

 

На уровне предприятияформируются необходимость решения следующих задач:

- организация производства, основанного на удовлетворении потребностей конкретного потребителя;

- управление и оптимизация затрат;

- обеспечение роста прямых результатов дохода и прибыли, а также положительных внешних эффектов;

- сокращение объемов влияния отрицательных внешних эффектов.




2016-01-26 397 Обсуждений (0)
Методологические и методические основы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методологические и методические основы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (397)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.055 сек.)