Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ



2016-01-26 410 Обсуждений (0)
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ 0.00 из 5.00 0 оценок




Правовую основу местного самоуправления составляют общепри­знанные принципы и нормы международного права, международные до­говоры РФ, Конституция РФ, ФКЗ, ФЗ, федеральные подзаконные ак­ты, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы МО, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.

1. Международные акты.Следует особо выделить такие документы, как Евро­пейская хартия местного самоуправления, Декларация о принципах местного самоуправления, принятая Межпарламентской ассамблеей государств — участников СНГ в 1994 г., решения Конгресса местных и региональных властей Совета Европы, членом которого является Россия.

Местное самоуправление согласно Хартии составляет одну из основ любого демократического строя. Так, например, в соответствии со стать­ей 2 Хартии принцип местного самоуправления должен быть признан в законодательстве страны и по возможности в конституции страны.

Кроме того, в Хартии закрепляется, что местное самоуправление осуществ­ляется не только выборными органами, но и через формы прямого уча­стия граждан. Важную роль играют и положения Хартии об общих принципах экономической и финансово-налоговой политики государст­ва применительно к местным органам власти.

18) 2. Конституция РФ.Главенствующее положение в системе юриди­ческих норм, регулирующих местное самоуправление, занимают консти­туционные нормы. Конституционные нормы представляют собой сово­купность юридических принципов и предписаний, которые определяют политико-правовую природу местного самоуправления, закрепляют ос­новные права граждан в области местного самоуправления, регулируют основы правового статуса органов местного самоуправления и их взаи­моотношения с государством.

В Конституции РФ уделяется достаточно много внимании вопросам местного самоуправления

Пункт «н» статьи 72 Конституции РФ закрепляет, что в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации на­ходится «установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления».:

1) в совместном ведении находится «установлениеобщих принци­пов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления»-установление местного самоуправления,т. е. за­крепление местного самоуправления как неприкосновенного демокра­тического института;

2) в совместном ведении находится «установлениеобщих принци­пов организации системы органовгосударственной власти и местного самоуправления»-установление системы органов местного само­управления,т. е. устанавливаются общие подходы к формированию ор­ганов местного самоуправления;

3) в совместном ведении находится «установление общих принци­
пов организации
системы органов государственной власти и местного
самоуправления»
- установление общих принципов организации мест­
ного самоуправления,
т. е. закрепляются общие подходы к правовому
регулированию становления местного самоуправления.

Эта неоднозначность прочтения субъектами Российской Федерации конституционной нормы привела, в частности, к невозможности в ряде регионов реализовать местное самоуправление в полном объеме.

3. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»является наиболее важным для становления и развития местного самоуправления в Российской Федерации, формирования законодательства о местном самоуправле­нии. Федеральный закон определяет: общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации; правовые основы местного самоуправления; организационно-правовые формы осуществ­ления местного самоуправления; финансово-экономические основы местного самоуправления; основные принципы и подходы к определе­нию полномочий органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения.

17) Осенью 2003 г. был принят новый Закон, внесший существенные изменения в правовой статус местного самоуправления. Новый Закон радикально изменяет характер законодательства о мест­ном самоуправлении. В частности, он ограничивает возможность конт­роля субъектов РФ над органами местного самоуправления определен­ным перечнем вопросов Прямо устанавливается, что в случаях, где пре­дусмотрено совместное ведение РФ и субъектов РФ, в частности при возникновении разногласий, приоритетное значе­ние имеет федеральный закон. Более того, в Законе регулируются и те вопросы организации местного самоуправления, которые раньше были отнесены к ведению субъектов РФ

4. Иные федеральные законы

«Об обеспечении конституцион­ных прав граждан РФ избирать и быть избранными в органы местного самоуправления»,

«О финансовых основах местно­го самоуправления в РФ»,

«Об основах муници­пальной службы в РФ»,

«О приватизации государственного и муниципального имущества»,

«Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в рефе­рендуме граждан Российской Федерации», «О государственных и муни­ципальных унитарных предприятиях»2.

Федеральные законы, регулирующие вопросы МСУ, делятся на две группы1:

1) законы, регулирующие только отдельные вопросы местного са­моуправления (например, федеральные законы о муниципальной служ­бе, о финансовых основах местного самоуправления и т.д.);

2) отраслевые законы, регулирующие отдельные отрасли или сфе­ры общественной жизни (например, федеральные законы о занятости населения, об образовании и т.д.).

в случае противоречия федеральных законов и (или) иных норматив­ных правовых актов РФ, регулирующих вопросы местного самоуправления, Конституции РФ, данному Федеральному закону применяются нормы Конституции РФ и данного Федерального закона.

5. Федеральные подзаконные акты.На федеральном уровне кроме законов вопросы местного самоуправления регулируются и другими нормативными актами.

Важную роль в правовом регулировании местного самоуправления играют указы

Президента РФ и постановления Правительства РФ

 

 

Европейская хартия

Российская Федерация присоединилась к Европейской Хартии местного самоуправления путем подписания и последующей ратификации. Однако это не значит, что все положения Хартии должны немедленно и неукоснительно выполняться на территории РФ. Можно указать на три группы ограничений юридической силы Хартии и ее отдельных положений на территории РФ.

 

Первая группа ограничений проистекает из высшей юридической силы Конституции РФ и Федеральных Конституционных законов по отношению к ратифицированным международным договорам РФ.

 

В политической и правовой публицистике принято ссылаться на статью 15 Конституции РФ, часть 4 которой гласит: «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора».2 Однако часть 1 той же статьи Основного Закона устанавливает, что «Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ».

 

Поскольку в соответствии с федеральным законом № 101-ФЗ от 15.05.1995 «О международных договорах Российской Федерации» ратификация международных договоров Российской Федерации производится в форме принятия федерального закона, то такой закон не может иметь высшую юридическую силу ни по отношению к Конституции РФ, ни по отношению к Федеральным Конституционным законам. Федеральный закон, ратифицирующий международный договор РФ, создает такие юридические последствия, которые связаны с превращением правовых норм, содержащихся в ратифицируемом международном договоре, в нормы федерального закона. Вместе с тем, из смысла статьи 15 (ч. 4) Конституции РФ следует, что международный договор РФ, ратифицированный федеральным законом, будет иметь высшую юридическую силу по отношению к прочим федеральным законам и иным нормативно-правовым актам, обладающим менее высокой юридической силой.

 

Таким образом, правовые нормы, содержащиеся в ратифицированных международных договорах РФ должны применяться, если они не противоречат Конституции РФ и Федеральным Конституционным законам РФ. В случае с нормами Европейской Хартии местного самоуправления речь идет, очевидно, о нормах, содержащихся в статьях главы 8 Конституции РФ.

Вторая группа ограничений связана с не обязательностью немедленного исполнения всех правовых норм, содержащихся в ратифицированных международных договорах, обладающих признаками не самоисполнимых договоров, о чем говорилось выше. Осознавая, что Европейская Хартия местного самоуправления окажется не самоисполнимым договором для государств, которые присоединятся к конвенции, авторы Хартии предусмотрели в ее тексте механизмы постепенной реализации отдельных ее норм в разных государствах.

 

Поэтому третья группа ограничений юридической силы Хартии вытекает из текста самого этого документа. Так, уже статья 1 устанавливает условный характер соблюдения обязательств, содержа отсылочную норму на статью части II того же документа: «Стороны обязуются соблюдать следующие статьи в том порядке и объеме, как это предусмотрено статьей 12 настоящей Хартии».1

 

Упомянутая в отсылочной норме статья 12 (ч. 1) требует от государств, подписавших Хартию, соблюдать отнюдь не все пункты части II, а только 20 из них, хотя оговаривается, что 10 пунктов должны относиться к числу наиболее принципиальных, список которых приводится в той же части статьи 12. Часть 2 той же статьи свидетельствует, что пункты, которые будут соблюдаться с момента присоединения к Хартии, каждое государство выбирает самостоятельно, и при сдаче ратификационной грамоты на хранение уведомляет Генерального секретаря Совета Европы о том, какие именно пункты выбраны. В последствии то же государство может уведомить Генерального секретаря Совета Европы о принятии на себя обязательства по соблюдению еще одного или нескольких пунктов, и такие обязательства рассматриваются как составная часть ратификации.

 

В тексте части II Хартии предусмотрено еще одно важное ограничение ее действия в зависимости от воли государств, подписывающих конвенцию. Так, статья 13 декларирует, что «принципы местного самоуправления, содержащиеся в настоящей Хартии, распространяются на все существующие, на территории Стороны категории органов местного самоуправления»1. Но и здесь есть возможность ограничения: «При сдаче на хранение ратификационной грамоты или документа о принятии или одобрении каждая Сторона может указать категории органов местного или регионального самоуправления, которыми она намерена ограничить применение настоящей Хартии, или те категории, которые она намерена исключить из сферы применения Хартии».

 

Наконец, в тексте части III, трактующей заключительные положения, также имеется возможность ограничения действия Хартии, сформулированная в форме территориальной оговорки. Статья 13 предусматривает, что «в момент подписания или сдачи на хранение ратификационной грамоты или документа о принятии, одобрении или присоединении к Хартии любое государство может указать территорию или территории, в отношении которых будет применяться настоящая Хартия»1.

 

Итак, Европейская Хартия местного самоуправления имеет важное значение для законодательства Российской Федерации, являясь международно-правовым источником российского муниципального права. Однако Конституция РФ и Федеральные Конституционные законы РФ имеют по отношению к Хартии высшую юридическую силу, что касается, в том числе, и правовых норм, содержащихся в статьях главы 8 Конституции РФ. Кроме того, самим текстом Хартии определено, что с момента ее ратификации государство обязано соблюдать не все нормы, а только изложенные в определенном числе пунктов текста Хартии.

 

Несмотря на указанные ограничения, руководство Российской Федерации придает большое значение постепенной реализации положений Хартии, которая признается ориентиром развития муниципального права России. Об этом свидетельствует и тот факт, что проект нового федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» прошел экспертизу в европейских экспертных организациях, в том числе, на предмет соответствия духу и букве Европейской Хартии местного самоуправления.

 

 

24.ВОПРОСЫ МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ

В соответствии с ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» вопросы местного значения касаются непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования. К числу вопросов местного значения относятся:

1) принятие и изменение уставов муниципальных образований, контроль за их соблюдением;

2) владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью;

3) местные финансы, формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов, решение других финансовых вопросов местного значения;

4) комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования;

5) содержание и использование муниципальных жилищного фонда и нежилых помещений;

6) организация, содержание и развитие муниципальных учреждений дошкольного, общего и профессионального образования;

7) организация, содержание и развитие муниципальных учреждений здравоохранения, обеспечение санитарного благополучия населения;

8) охрана общественного порядка, организация и содержание муниципальных органов охраны общественного порядка, контроль за их деятельностью;

9) регулирование планировки и застройки территорий муниципальных образований;

10) контроль за использованием земель на территории муниципального образования;

11) муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения;

12) благоустройство и озеленение территории муниципального образования;

13) организация утилизации и переработки бытовых отходов;

14) организация и содержание муниципальных архивов;

15) организация транспортного обслуживания населения и муниципальных учреждений, обеспечения населения услугами связи;

16) создание условий для обеспечения населения услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания;

17) создание условий для деятельности учреждений культуры в муниципальном образовании;

18) сохранение памятников истории и культуры, находящихся в муниципальной собственности;

19) организация и содержание муниципальной информационной службы и др.

 



2016-01-26 410 Обсуждений (0)
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (410)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)