Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Основные функции и формы существования местного самоуправления



2016-01-26 550 Обсуждений (0)
Основные функции и формы существования местного самоуправления 0.00 из 5.00 0 оценок




Лекция 4.

Местное самоуправление - основа демократического государства

1. Местное самоуправление в системе публичной власти

2. Основные функции и формы существования местного самоуправления

3. Вопросы местного значения

4. Финансово-экономическая основа местного самоуправления

Местное самоуправление в системе публичной власти

Нижним уровнем публичной власти в демократическом государстве является местное самоуправление. Это фундамент публичной власти. В соответствии со статьей 2 Федерального закона «Ой общих принципах организации местного самоуправления в Россий­ской Федерации» от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ, это «...признаваемая и гарантируемая Конституцией РФ самостоятельная и под свою ответ­ственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, ' исходя из интересов населения, его исторических и иных местных тра­диций». Это значит, что население само имеет право решать эти во­просы самостоятельно и под свою ответственность, т. е. самостоятель­но зарабатывать, расходовать, управлять и отвечать за последствия сво­их решений.

Местное самоуправление как один из принципов организации и осуществления власти в обществе и государстве обу­словливает децентрализованную систему управления, закрепляет иные основы взаимоотношений федеральных, региональных и местных ор­ганов власти.

Таким образом, местное самоуправление — это, во-первых, право граждан (населения территории) на самостоятельное управление мест­ными делами; во-вторых, форма, способ организации и осуществления населением власти на местах, которая обеспечивает самостоятельное решение местных вопросов с учетом исторических и иных традиций; в-третьих, граждане и формируемые ими органы местного самоуправ­ления берут на себя ответственность за управление местными делами. В этом и заключается суть местного самоуправления.

Развитие института мест­ного самоуправления выгодно как населению, так и государству. Местного самоуправления регулируется следующими основопола­гающими нормативными актами:

♦ Европейской хартией о местном самоуправлении, 1990

♦ Конституцией Российской Федерации.

♦ Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Рос­сийской Федерации» от 28 августа 1995 г.
№ 154-ФЗ

♦ Федеральным законом «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Фе­дерации избирать и быть избранными в органы местного само­управления» от 20 июля 2000 г. № 138-ФЗ

♦ Федеральным законом «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Фе­дерации» от 25 сентября 1997 г. № 126-ФЗ

♦ Федеральным законом «Об основах муниципальной службы в Российский Федерации» от 08 января 1998 г. № 75-ФЗ

В каждом субъекте Российской Федерации принимался свой за­кон о местном самоуправлении (например, О местном самоуправле­нии в Республике Коми: Закон РК от 16 июня 1998 г. № 25-РЗ.

В соответствии с Конституцией и законодательством Российской Федерации были определены общие территориальные, организацион­ные, финансово-экономические основы местного самоуправления на всей се территории.

Основные функции и формы существования местного самоуправления

 

Формы осуществления и основные функции местного самоуправ­ления (МСУ). В соответствии со статьей 130 Конституции РФ, мест­ное самоуправление осуществляется населением и двух основных фор­мах: непосредственной и представительной демократии. Непосредствен­но — когда сам человек участвует в выработке и принятии решений, например путем голосования, а также при помощи писем, обращений в органы местного самоуправления, предложений, замечаний и др. Вторая форма реализуется с помощью представителей — депутатов и выборных должностных лиц, которых население избирает и которым доверяет на определенный срок решать вопросы от своего имени.

В обществе местное самоуправление выполняет три функции:

♦ одна из форм власти, ее нижний уровень. Местная власть проводит
в жизнь политику государства на местах, принимает обязательных
для всех жителей муниципального образования решения, обеспе­чивает общественную безопасность и охрану общественного по­
рядка, выполняет другие властные функции;

♦ форма самоорганизации граждан, одна из структур гражданского
общества;

♦ хозяйствующий субъект, выполняющий экономические функции
и оказывающий жителям ряд важнейших общественных услуг.

Таким набором функций не обладает ни одна из основных струк­тур общества. Государстве выполняет властные и хозяйственные функ­ции, но не занимается самоорганизацией граждан. Общестенные ор­ганизации выполняют функцию самоорганизации граждан, и многие из них занимаются хозяйственной деятельностью, но у них нет власт­ных полномочий.

В соответствии со статьей 131 Конституции Российской Федерации, «местное само­управление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных тради­ций». Территории, на которых осуществляется местное самоуправле­ние, называются муниципальными образованиями. Они могут состоять из одного или нескольких поселений, объединенных общей террито­рией, из части крупного поселения, из любой другой населенной тер­ритории. Размеры муниципальных образований и их границы уста­навливают и изменяют органы государственной власти субъектов РФ с учетом мнения населения. Но не любая населенная территория мо­жет быть муниципальным образованием: необходимо наличие бюдже­та, выборных органов, собственности.

Каждое муниципальное образование обязано принять свой устав,своеобразную местную конституцию, которая регулирует жизнь на его территории. Он играет ту же роль, что и конституция в жизни государ­ства. Его основополагающее значение подтверждается обширным пе­речнем сведений, которые, согласно Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Фе­дерации», необходимо включать в устав. В частности, в нем обязатель­но отражается следующее:

♦ границы и состав территории муниципального образования;

♦ вопросы, относящиеся к ведению муниципального образования;

♦ формы непосредственного участия населения в самоуправлении;

♦ структура и порядок формирования органон местного самоуправ­ления;

♦ виды, порядок принятия и вступления в силу нормативных право­вых актов органов местного самоуправления;

♦ основания и виды ответственности органов и должностных лиц
местного самоуправления;

♦ порядок отзыва, выражения недоверия населением или досрочного
прекращения полномочий выборных органов и должностных лиц
местного самоуправления;

♦ статус и социальные гарантии депутатов;

♦ другие вопросы.

Перечень вопросов, которые должны быть отражены в уставе му­ниципального образования, установлен федеральным законом. Устав разрабатывается самостоятельно и может быть принят двумя спосо­бами:

♦ населением на референдуме;

♦ выборным представительным органом местного самоуправления.

Устав муниципального образования подлежит государственной регистрации в субъекте РФ. Порядок регистрации устанавливается законом субъекта Федерации. Устав считается вступившим в силу по­сле его официальной публикации.

Муниципальное образование может иметь также собственную сим­волику (герб, эмблему и др.), отражающую исторические, культурные, социально-экономические, национальные и иные местные традиции.

На части территории муниципального образования (это может быть поселение, не являющееся самостоятельным муниципальным образо­ванием, микрорайон города, квартал, улица, двор и даже подъезд) мест­ное самоуправление может осуществляться в форме территориально­го общественного самоуправления (ТОС). Порядок его организации определяется уставом муниципального образования в соответствии с законами субъекта РФ.

Вопросы местного значения

 

Статья 6 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» регламентирует перечень, вопросов местного значения. Но он не является исчерпывающим органы местного самоуправления вправе принимать к рассмотрению и другие вопросы, определенные законами субъектов РФ, а также иные вопросы жизнеобеспечения населения в случаях, не урегулированных законодательством. К вопросам местного значения относятся вопросы благоустройства территории, оказания общест­венных услуг. Данная статья предусматривает выполнение органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых средств.

. Реализация передан­ных полномочий подконтрольна государству. Примерами их является, например, предоставление всоответствии с федеральными законами социальных льгот отдельным группам населения по оплате жилищно-коммунальных услуг, проезда на городском транспорте, выплата дет­ских пособий, воинский учет и содействие призыву па военную служ­бу и др.



2016-01-26 550 Обсуждений (0)
Основные функции и формы существования местного самоуправления 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Основные функции и формы существования местного самоуправления

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (550)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)