Основные функции и формы существования местного самоуправления
Лекция 4. Местное самоуправление - основа демократического государства 1. Местное самоуправление в системе публичной власти 2. Основные функции и формы существования местного самоуправления 3. Вопросы местного значения 4. Финансово-экономическая основа местного самоуправления Местное самоуправление в системе публичной власти Нижним уровнем публичной власти в демократическом государстве является местное самоуправление. Это фундамент публичной власти. В соответствии со статьей 2 Федерального закона «Ой общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ, это «...признаваемая и гарантируемая Конституцией РФ самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, ' исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций». Это значит, что население само имеет право решать эти вопросы самостоятельно и под свою ответственность, т. е. самостоятельно зарабатывать, расходовать, управлять и отвечать за последствия своих решений. Местное самоуправление как один из принципов организации и осуществления власти в обществе и государстве обусловливает децентрализованную систему управления, закрепляет иные основы взаимоотношений федеральных, региональных и местных органов власти. Таким образом, местное самоуправление — это, во-первых, право граждан (населения территории) на самостоятельное управление местными делами; во-вторых, форма, способ организации и осуществления населением власти на местах, которая обеспечивает самостоятельное решение местных вопросов с учетом исторических и иных традиций; в-третьих, граждане и формируемые ими органы местного самоуправления берут на себя ответственность за управление местными делами. В этом и заключается суть местного самоуправления. Развитие института местного самоуправления выгодно как населению, так и государству. Местного самоуправления регулируется следующими основополагающими нормативными актами: ♦ Европейской хартией о местном самоуправлении, 1990 ♦ Конституцией Российской Федерации. ♦ Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995 г. ♦ Федеральным законом «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» от 20 июля 2000 г. № 138-ФЗ ♦ Федеральным законом «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» от 25 сентября 1997 г. № 126-ФЗ ♦ Федеральным законом «Об основах муниципальной службы в Российский Федерации» от 08 января 1998 г. № 75-ФЗ В каждом субъекте Российской Федерации принимался свой закон о местном самоуправлении (например, О местном самоуправлении в Республике Коми: Закон РК от 16 июня 1998 г. № 25-РЗ. В соответствии с Конституцией и законодательством Российской Федерации были определены общие территориальные, организационные, финансово-экономические основы местного самоуправления на всей се территории. Основные функции и формы существования местного самоуправления
Формы осуществления и основные функции местного самоуправления (МСУ). В соответствии со статьей 130 Конституции РФ, местное самоуправление осуществляется населением и двух основных формах: непосредственной и представительной демократии. Непосредственно — когда сам человек участвует в выработке и принятии решений, например путем голосования, а также при помощи писем, обращений в органы местного самоуправления, предложений, замечаний и др. Вторая форма реализуется с помощью представителей — депутатов и выборных должностных лиц, которых население избирает и которым доверяет на определенный срок решать вопросы от своего имени. В обществе местное самоуправление выполняет три функции: ♦ одна из форм власти, ее нижний уровень. Местная власть проводит ♦ форма самоорганизации граждан, одна из структур гражданского ♦ хозяйствующий субъект, выполняющий экономические функции Таким набором функций не обладает ни одна из основных структур общества. Государстве выполняет властные и хозяйственные функции, но не занимается самоорганизацией граждан. Общестенные организации выполняют функцию самоорганизации граждан, и многие из них занимаются хозяйственной деятельностью, но у них нет властных полномочий. В соответствии со статьей 131 Конституции Российской Федерации, «местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций». Территории, на которых осуществляется местное самоуправление, называются муниципальными образованиями. Они могут состоять из одного или нескольких поселений, объединенных общей территорией, из части крупного поселения, из любой другой населенной территории. Размеры муниципальных образований и их границы устанавливают и изменяют органы государственной власти субъектов РФ с учетом мнения населения. Но не любая населенная территория может быть муниципальным образованием: необходимо наличие бюджета, выборных органов, собственности. Каждое муниципальное образование обязано принять свой устав,своеобразную местную конституцию, которая регулирует жизнь на его территории. Он играет ту же роль, что и конституция в жизни государства. Его основополагающее значение подтверждается обширным перечнем сведений, которые, согласно Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», необходимо включать в устав. В частности, в нем обязательно отражается следующее: ♦ границы и состав территории муниципального образования; ♦ вопросы, относящиеся к ведению муниципального образования; ♦ формы непосредственного участия населения в самоуправлении; ♦ структура и порядок формирования органон местного самоуправления; ♦ виды, порядок принятия и вступления в силу нормативных правовых актов органов местного самоуправления; ♦ основания и виды ответственности органов и должностных лиц ♦ порядок отзыва, выражения недоверия населением или досрочного ♦ статус и социальные гарантии депутатов; ♦ другие вопросы. Перечень вопросов, которые должны быть отражены в уставе муниципального образования, установлен федеральным законом. Устав разрабатывается самостоятельно и может быть принят двумя способами: ♦ населением на референдуме; ♦ выборным представительным органом местного самоуправления. Устав муниципального образования подлежит государственной регистрации в субъекте РФ. Порядок регистрации устанавливается законом субъекта Федерации. Устав считается вступившим в силу после его официальной публикации. Муниципальное образование может иметь также собственную символику (герб, эмблему и др.), отражающую исторические, культурные, социально-экономические, национальные и иные местные традиции. На части территории муниципального образования (это может быть поселение, не являющееся самостоятельным муниципальным образованием, микрорайон города, квартал, улица, двор и даже подъезд) местное самоуправление может осуществляться в форме территориального общественного самоуправления (ТОС). Порядок его организации определяется уставом муниципального образования в соответствии с законами субъекта РФ. Вопросы местного значения
Статья 6 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» регламентирует перечень, вопросов местного значения. Но он не является исчерпывающим органы местного самоуправления вправе принимать к рассмотрению и другие вопросы, определенные законами субъектов РФ, а также иные вопросы жизнеобеспечения населения в случаях, не урегулированных законодательством. К вопросам местного значения относятся вопросы благоустройства территории, оказания общественных услуг. Данная статья предусматривает выполнение органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых средств. . Реализация переданных полномочий подконтрольна государству. Примерами их является, например, предоставление всоответствии с федеральными законами социальных льгот отдельным группам населения по оплате жилищно-коммунальных услуг, проезда на городском транспорте, выплата детских пособий, воинский учет и содействие призыву па военную службу и др.
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (550)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |