История России – часть всемирной истории
Сущность, формы, функции исторического знания. Методы и источники изучения истории. Понятие и классификация исторического источника.
В системе наук, которых насчитывается около 2 тысяч, особое место принадлежит истории. Она является одной из важнейших форм самосознания людей. «Historia est maqistra vitae» (« История – наставница жизни»), - говорили древние. На исторических примерах люди воспитываются в уважении к вечным, непреходящим человеческим ценностям: миру, добру, справедливости, свободе, равенству, красоте. Греческое слово historos означает повествование, рассказ о прошлом, узнанном, исследованном. История – наука о процессе развития природы и человеческого общества, о закономерностях развития общественной жизни во всем многообразии и противоречивости, о деятельности людей, о совокупности отношений в обществе. По широте изучения объекта подразделяется: всемирная или всеобщая история, истории я континентов; отдельных стран и народов (история России, Беларуси); истории групп народов (история восточных славян). Функции истории: 1) познавательная, интеллектуально развивающая – на основе причинно-следственных связей выявляет объективные закономерности в развитии, как всего человеческого общества, так и конкретно России; 2) практически - политическая – на основе теоретического осмысления исторических фактов, закономерностей развития общества, помогает выработать научно обоснованный политический курс; 3) мировоззренческая - фактологическая сторона истории является фундаментом, на котором основана наука об обществе; 4) воспитательная - знание истории своего народа и всемирной истории формирует гражданские качества – патриотизм и интернационализм, позволяет соотнести индивидуальные и национальные интересы с общечеловеческими, с идеей о Земле как общем доме всех людей. Принципы исторического познания, которые необходимо соблюдать при анализе явлений и событий: принцип историзма, принцип объективности, принцип социального подхода, принцип альтернативности. Методы (способы) исторического познания: 1) хронологический – изложение исторического материала временной последовательности; 2) синхронный – одновременное изучение событий, происходящих в обществе; метод периодизации; 3) исторический метод моделирования; 4) статистический метод. Исторические источники – все остатки прошлой жизни, свидетельства о прошлом: 1) вещественные – предметы археологических раскопок (утварь, украшения, памятники архитектуры и т.д.); 2) письменные – летописи, рукописи и печатные книги, судебники, правовые акты и т.д.; 3) изобразительные (художественные) – картины, гравюры и т.д. 4) фонические – звукозапись. История России – часть мирового исторического процесса, сложный многовариантный путь развития страны с его специфическими самобытными условиями. Предмет истории Отечества – выяснение закономерностей социально-экономического и политического развития России, ее народов, как в прошлом, так и в настоящем во всем многообразии противоречивости и конкретности.
1.2. Отечественная историография в прошлом и настоящем. Методология и теория исторической науки. Историография позволяет проследить путь становления и развития русской исторической школы, познакомиться с богатым историческим наследием: - ХП – ХШ в.в. – процесс накопления летописей, агиографов ( «Чтение о жизни и погублении … Бориса и Глеба», «Житие Феодосия Печерского», «Повесть временных лет», «Слово о полку Игореве», «Задонщина». - ХIV – ХVП в.в. – преобладание религиозной, канонической литературы - ХVШ – ХIХ в.в. – стремление создать целостную схему русской истории в рамках всемирно-исторического процесса (В.Н. Татищев, Н.М. Карамзин, Т.Н. Грановский, С.М. Соловьев, В.О. Ключевский) - 1917 – 90-е годы ХХ в. – исследование исторического процесса через призму марксизма-ленинизма, то есть история – это поступательная смена общественно-экономических формаций. - 90-е годы ХХ в. – нач. ХХI в. – процесс переосмысления содержания и роли истории России. На современном этапе растет интерес к истории, делается попытка найти в прошлом ответы на актуальные вопросы современности. Особое звучание приобретают слова В.О. Ключевского: «История- это фонарь в будущее, который светит нам из прошлого». За одиннадцать столетий в истории России произошло многое. Нынче идет дискуссия по вопросу: к какой цивилизации можно отнести Росси., какое место она занимает в мировой цивилизации? Сложилось несколько подходов: 1) западники считают, что Россия развивалась в русле западной цивилизации, но чуть медленнее; 2) Россия – разновидность восточных деспотий, где идет постоянная смена полосы реформ и контрреформ; 3) Россия – самобытная страна, развивающаяся по самостоятельному пути; для русской цивилизации характерны высокая духовность, коллективизм, соборность, общинное устройство социальной жизни; 4) Сторонники концепции Бердяева видят своеобразие русской истории в том, что основу мировоззрения русского человека составляет православие, но в его душе и поведении продолжает жить языческое, стихийное.
История России – часть всемирной истории.
В мировом историческом процессе есть три типа общественного развития: эволюционный, инновационный, мобилизационный. Особенностью исторического пути России является то, что основой был мобилизационный тип развития: - преувеличенная роль государства в лице центральной власти; правительство, ставя определенные цели и решая проблемы развития, постоянно берет инициативу на себя, используя различные меры принуждения и контроля; - особая роль внешних факторов вынуждает правительство выбирать такие цели развития, которые постоянно опережают социально-экономические возможности страны; - постоянная внешняя опасность вынуждала сохранять высокий уровень затрат на военные нужды. Развитие мобилизационного общества носит «пульсирующий» характер. В России это отразилось на процессе внутренней колонизации: освоение новых территорий проходило «всплесками», вершины которых приходились на окончание периодов стабилизации в развитии русского общества. Еще одной особенностью развития России был «раскол культуры», вызванный разницей между культурой управляющих и культурой управляемых. Культурное взаимонепонимание держателей государственной власти и народа порождало социальный конфликт, «русский бунт». Задача состоит в том, чтобы показать, как в рамках общемировых закономерностей эволюционировало огромное евразийское геополитическое пространство, как сказались на развитии России природа, климат, многонациональный и многоконфессиональный состав населения, заселенность территории, внешние факторы.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2519)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |