По четвертому вопросу
Раскройте предпосылки образования СССР (общие хозяйственные связи, исторически сложившееся разделение труда, стремление к единой безопасности, однотипность государственного устройства и др.) Сравните проекты объединения республик, предложенные В.И. Лениным и И.В. Сталиным. Какие документы закрепили образование СССР?
По пятому вопросу. Докажите, что развитие политической системы СССР протекало в рамках, намеченных И.В. Сталиным, с доминирующей ролью КПСС. Диктат партийно-государственного аппарата был всеохватывающим и составлял стержень административно-управленческой системы страны. Какие органы партийной власти составляли систему сверху донизу? Какие уровни Советов входили в систему органов государственной власти? Какая система органов государственного управления существовала? Какие складывались взаимоотношения между разными системами управления государством?
По шестому вопросу. Какую роль сыграли январский 1987 г. пленум ЦК КПСС и Х1Х Всесоюзная конференция КПСС 1988 г. в проведении политической реформы? Выделите и охарактеризуйте следующие направления реформы: изменение избирательной системы, установление двухуровневой системы высшей законодательной власти, прямое представительство общественных организаций, превращение Верховного Совета СССР в постоянно действующий орган, создание Комитета Конституционного надзора, отмена 6 статьи Конституции СССР 1977 г. о руководящей роли КПСС, начало становления многопартийной системы, учреждение поста Президента.
ТЕМА № 3. Аграрный вопрос в истории России. ПЛАН: 1. Формирование системы крепостного права в России (ХУ1 – ХУП века). 2. Крестьянская реформа об отмене крепостного права 1861 г. и ее оценка. 3. Аграрная реформа П.А. Столыпина: цели, составные части, оценка результатов. 4. Аграрная политика большевиков осенью 1917 – весной 1918 гг. «Декрет о земле» и его оценка. 5. Решение аграрного вопроса в годы «военного коммунизма» и НЭПа. 6. Коллективизация в СССР. 7. Аграрная политика в СССР в 1950-70 гг.
По первому вопросу. Почему возникла необходимость прикреплять крестьян к земле? Проследите процесс закрепощения крестьян по этапам. 1497 г. – Судебник Ивана Ш – ограничение крестьянского перехода неделей до и после Юрьева дня (26 ноября). 1550 г. – Судебник Ивана 1У - ограничение права перехода только Юрьевым днем и увеличение платы за «пожилое». 1581г.- введение «заповедных лет», в течение которых был запрещен переход крестьян. 1592-93 гг. – бессрочное запрещение крестьянского выхода. 1597 г. – введение пятилетнего срока сыска беглых крестьян (указ Федора Ивановича «Об урочных летах»). 1637-41 гг. – указы Михаила Федоровича об увеличении срока государственного сыска до 9, а затем до 15 лет. 1649 г. – Соборное Уложение Алексея Михайловича – установление бессрочного сыска беглых крестьян, окончательное (бессрочное), полное (потомственное) закрепощение крестьян.
По второму вопросу. Выделите три основных направления крестьянской реформы: личное освобождение крестьян, вопрос о земле и о выкупе. 1. Как произошло личное освобождение крестьян? Чем была ограничена реальная свобода крестьян? 2. Как решился вопрос о земле? Было ли сохранено помещичье землевладение? От чего зависел размер надела? Каким был средний надел земли? Можно ли считать, что реальные крестьянские наделы уменьшились? (Докажите). Что такое отрезки и чересполосица? 3. Как рассчитывался выкуп за землю? Определите рыночную стоимость распределяемой земли. Почему выкупная стоимость была увеличена в полтора раза? На каких условиях государство предоставило ссуду? Какое состояние получило название «временнообязанное»? Закончить ответ необходимо оценкой реформы. Обратите внимание на две стороны. С одной стороны, она освободила более 30 млн. крестьян и дала мощный толчок развитию России; с другой – крестьяне не получили экономическую свободу, фактически были законсервированы полуфеодальные экономические структуры. Можно ли считать, что крестьянский вопрос был решен?
По третьему вопросу. Что подтолкнуло Столыпина к принятию проекта реформы? Какие документы составляли юридическую основу реформы? Охарактеризуйте цели реформы, разделив их на социально-политическую (создать в деревне прочную основу для самодержавия из крепких собственников), социально-экономическую (разрушить общину, насадить частное хозяйство), экономическую (подъем сельского хозяйства). Определяя составные части реформы, покажите: 1. Мероприятия, направленные на разрушение общины и насаждение хуторов и отрубов. Дайте определение понятий «отруб» и «хутор». Сравните положение хуторян и отрубщиков с положением крестьян в общине. 2. Политику переселения желающих за Урал. На каких условиях проходило это переселение? Вопрос о результатах реформы дискуссионный. Необходимо привести конкретные факты, связанные с действием реформы. Была ли разрушена крестьянская община? Осталась ли проблема малоземелья? Можно ли говорить о создании широкого слоя крестьян-фермеров? Был ли решен крестьянский вопрос?
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (453)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |