Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 1. Методологические основы курса «История цивилизаций»



2016-01-26 394 Обсуждений (0)
Тема 1. Методологические основы курса «История цивилизаций» 0.00 из 5.00 0 оценок




Периодизация исторического процесса. Формационный подход к изучению истории. Теория общественно-экономических формаций К. Маркса и Ф. Энгельса. Типы формаций. Структура и основные элементы формации. Концепция развития и смены общественно-экономических формаций. Особенности формационного подхода.

Цивилизационный подход к изучению истории.Понятия «цивилизация». Научные школы и направления в цивилизационном подходе. Основоположники цивилизационного подхода: А. Тойнби, Ибн-Хальдун, Н. Данилевский, О. Шпенглер. Многообразие подходов к определению сущности и содержания понятия «цивилизация». Цивилизация как стадиальное явление в мировой истории. Цивилизация как локальное (региональное) явление. Трехзвенная периодизации мировой истории: «дикость», «варварство», «цивилизация».

Периодизация истории на основе локально-цивилизационного подхода.Теории и концепции исторического процесса Н. Данилевского, О. Шпенглера, А. Тойнби.

Сопоставление цивилизационного и формационного подходов к изучению истории. Достоинства и недостатки формационного и цивилизационного подходов к изучению истории.

Тема 2. Древний Египет

Египет – речной тип цивилизаций. Природные условия, географическая среда. Относительная изолированность региона.

Заселение долины Нила. Древнейшие археологические культуры Египта. Образование первых протогосударств – номов. Формирование централизованного государства. Мемфис. Создание единой ирригационной системы. Виноградарство, скотоводство, ткацкое ремесло, изготовление первой бумаги – папируса, распространение письменности. Продвижение за пределы своей страны: в Нубию, Ливию, на Синайский полуостров. Обожествление фараонов. Освоение каменного строительства. Первая ступенчатая пирамида Джосера.

Период длительной стабилизации и эффективной централь­ной власти в Египте. Развитие торговли. Искусство, Письменность. Образование централизованной деспотии. Формирование бюрократического аппарата. Рост каменного строительства. Активная внешняя политика. Децентрализация и распад Египта на номы. Преобладание Гераклеополя. Ослабление верховной власти. Возвышение Фив.

Новое объединение Египта. Восстановление централизованной администрации. Усиление роли армии. Развитие ремесел. Освоение бронзы. Развитие торговли. Расцвет искусства. Строительство крепостей и храмов. Возвышение культа Осириса. Культ бога солнца Ра. Торговые экспедиции и военные походы. Упадок государства и завоевание Египта гиксосами.

Изгнание гиксосов. Период наивысшего могущества Египта. Экономический подъем. Расширение границ империи. Период возрождения в искусстве и архитектуре. Рост храмовых владений и возвышение жречества. Реформы системы управления. Фараон Аменхотеп IV (Эхнатон) и его реформа. Тутанхамон и возвращение культа Амона. Ослабление Египта. Вторжение в Египет новых завоевателей. Ослабление центральной власти. Усиление власти храмово-номовой знати. Утрата иноземных владений. Владычество чужеземных династий.

Завоевание Верхнего Египта правителями Нубии. Вторжение армии Ассирии. Развитие ремесла и торговли. Торговые связи с греками, финикийцами. Захват Египта персидским царем Камбизом II. Покорение Египта Александром Македонским. Распространение железа. Рост товарного хозяйства, внутренней и внешней торговли, денежного обращения. Усиление корпоративности общества, храмовых хозяйств.

Социальная организация.Египет – централизованная деспотия. Разветвленный бюрократический аппарат. Институт власти фараона. Институт рабства. Основные прослойки древнеегипетского общества. Основные достижения Египетской цивилизации. Влияние религии на жизнь древнеегипетского общества. Храмы и роль жречества. Музыка, изобразительное искусство, скульптура, архитектура. Светский театр. Письменность. Литература. Научно-практические знания египтян: математика, астрономия, медицина. Система образования. Изобретения. Календарь.Материальная культура. Внутренняя и внешняя торговля. Монументальное искусство.Пирамиды. Значение Древнеегипетской цивилизации. Влияние на страны Средиземноморья.

 

Тема 3. Междуречье

Древняя Месопотамия (Двуречье) – страна, лежащая между Тигром и Евфратом. Скудность запасов природных материалов. Растительный и животный мир. Географическая открытость региона. Пестрота этнического состава населения. Древнейшие поселения. Основные занятия. Образование городов-государств. Правители и цари. Возвышение Лагаша. Появление рабства. Достижения Шумерской цивилизации. Изобретение письменности. Пантеон богов. Представления о смерти и загробном мире. Идея обожествления царей. Шумерское искусство и литература. Мифы о золотом веке и потопе. Эпос о Гильгамеше. Систематизация научных знаний.

Первые деспотии Двуречья. Объединение Шумера и Аккада. Деспотическая монархия Саргона Древнего. Возвышение Аккада. Обожествление власти правителя. Успешные завоевательные войны при Нарам-Суэне. Завоевание Месопотамии племенами гутиев. Изгнание гутиев и возвышение Ура. Объединение Месопотамии в единое централизованное государство. Развитие земледельческого хозяйства, расширение ирригационной сети. Завоевательная политика. Культ царской власти. Ослабление Ура. Светская и культовая литература. Разработка лунного календаря. Шестидесятеричная система счета. Государственные, храмовые и частные школы. Влияние шумерской культуры на культурное развитие народов Передней Азии.

Распад Шумеро-Аккадского царства. Расцвет и возвышение Вавилона при царе Хаммурапи. Сборник законов Хаммурапи. Экономика государства. Структура вавилонского общества. Неограниченная власть царя. Оформление разветвленного бюрократического аппарата. Армия.Мардук – верховное божество Вавилонского царства. Начало политического упадка Вавилонии. Возвышение Ассирии. Правление Навуходоносора IIвремя экономического расцвета и культурного возрождения Вавилонии. Вавилон – крупнейший город Древнего Востока. Искусство и культура. Образование. Техника клинописи. Пантеон богов. Успехи математики. Географические знания. Вавилонский календарь.

Природные и климатические условия Ассирии. Выгодное географическое положение. Основные занятия. Организация военного дела. Начало превращения Ассирии в военную державу. Утрата Ассирийским государством контроля над завоеванными территориями. Упадок Ассирии. Наследие ассирийской цивилизации. Религии ассирийцев.

 

Тема 4. Индия

Возникновение цивилизации в Индии. Природные условия и климат. Этническая и языковая характеристика Индии. Коренное население Индии – дравиды. Культурно-историческая замкнутость региона. Первые земледельческие поселения в долине Инда. Городские центры Мохенджо-Даро и Хараппа. Экономическое развитие. Политическая организация Индской цивилизации. Религиозные воззрения. Письменность. Внешние контакты. Причины упадка цивилизации.

Переселение индоариев. Хозяйственное освоение долины Ганга. Развитие земледелия и скотоводства. Политическая организация племен. Образование государства. Сословное деление общества. Варны. Ведическая религия и культура. Брахманы и священное знание. Веды. «Махабхарата» и «Рамаяна». Развитие медицины. Государство и власть. Политическая нестабильность.

Возвышение и соперничество государств. Магадха. Держава Маурьев. Ашока и объединение Индии. Усиление монархической власти. Превращение буддизма в государственную религию. Брахманизм. Государственная власть и управление. Экономическое развитие. Распространение железа. Рост городов. Речная и морская, внутренняя и внешняя торговля.

Вхождение Северо-Западной Индии в состав Кушанского государства. Падение Кушанской империи. Период политической раздробленности.Гуптская империя. Прогресс в сельском хозяйстве. Развитие ремесла. Государственный земельный фонд. Крестьянская община. Изменения в религиозной жизни.Индуизм. Научные достижения. Научные трактаты.

Вторжение арабов в Индию. Набеги тюркских завоевателей-мусульман.Делийский султанат. Включение страны в культурную орбиту мусульманского мира. Распространение ислама. Развитие экономики. Империя Великих Моголов. Сельская община. Формы государственной собственности на землю.

Португальская, голландская, французская и английская экспансия. Изменения в экономическом, культурном и политическом развитии. Борьба за независимость. Появление государств – Индии и Пакистана. Реформы в постколониальный период. Индия на современном этапе.

 

Тема 5. Китай

Природно-географические и исторические предпосылки развития китайской цивилизации. Особенности формирования Китайской цивилизации. Этнический состав населения Китая. Культуры Яншао, Луншань – колыбель Китайской цивилизации.

Первое государство КитаяШан (Инь). Административно-политическая структура Шанского государства. Правитель (ван). Формирование деспотической государственности. Экономика. Монументальное строительство. Градостроительство. Торговля. Милитаризованный характер Шанского государства. Социальная структура. Разветвленный бюрократический аппарат. Верховное божество – Шанди. Появление пиктографического письма.

Образование объединенного государства. Учение о божественном происхождении царской власти. Складывание эффективной централизованной администрации. Специфика китайской общины. Внутриполитический кризис. Распад централизованного государства. Освоение техники обработки железа. Сдвиги в развитии ремесла и земледелия. Расцвет ремесел. Развитие товарно-денежных отношений. Идеологическая борьба в Китае. Конфуций. Философские школы: конфуцианство, даосизм, моизм.

Империя Цинь.Первое централизованное государство Китая. Создание системы централизованного управления. Реформы императора Цинь Ши-хуанди. Строительство дорог, Великого китайского канала,Великой китайской стены. Развитие теории легизма. Падение династии Цинь.

Cпецифика эпохи династии Хань. Реформы Лю Бана. Восстановление земледелия, ремесла и торговли. Рост числа городов. Развитие внешней торговли. Великий шелковый путь. Система обязательных экзаменов для чиновничества. Признание конфуцианства официальной идеологией Китая. Военная политика и внешняя торговля. Законодательство Ван Мана. Распад государства Хань.

Правовые, этические и религиозно-мифологические представления.Власть императора. Культ семьи. Круговая порука. Структура китайского общества. Религия древнего Китая. Обращение к ритуалам и традициям. Древнекитайская мифология.Достижения материальной и духовной культуры.Земледелие – основа экономики Китая. Строительство ирригационных сооружений. Развитие ремёсел, торговли. Китай – самая урбанизированная страна древности. Технические открытия и изобретения. Великая Китайская стена. Архитектура. Система образования в Китае. Древнекитайская историография. Иероглифическое письмо. Развитие литературы. Зарождение театра. Фресковая живопись. Влияние китайской цивилизации на окружающий мир.

 

Тема 6. Древний Иран

Природно-климатические и географические условия складывания цивилизации Ирана. Богатые полезные ископаемые. Население.

Образование государства Мидия. Город Пасаргады – первая столица Персидского государства. Завоевательная политика Кира Великого. Роль армии. Создание Ахеменидами первой в древнем мире крупной полиэтнической империи. Египетский завоевательный походКамбиза. Дарий I и его реформы. Развитие ремесла, торговли, строительства. Военная политика Дария. Разгром державы Ахеменидов. Письменность. Искусство. Монументальная скульптура. Рельефы, роспись. Древнеперсидский календарь. Зороастрийский календарь. Культ Ахурамазды.

Государство Селевкидов. Форма земельной собственности. Роль рабства. Чеканка золотой серебряной монеты. Сочетание в организации управления государством местных и эллинистических элементов. Значение армии.

Иран династии Аршакидов. Возникновение государства Парфия, расширение его границ. Римско-парфянские войны. Сельская община. Царские земли. Храмовое землевладение. Землевладения парфянской и местной власти. Государственное устройство. Стили монументальной живописи. Местные религиозные культы. Падение династии Аршакидов.

Сасанидский Иран. Войны с Римом и расширение владений. Превращение сасанидского Ирана в единое государство. Создание централизованного государственного аппарата. Система сословий. Превращение культово-обрядовых норм зороастризма в обязательные для всех. Армия. Развитие производительных сил. Сасанидский Иран при Хосрове I. Развитие международной транзитной торговли, ремесла, сельского хозяйства. Внутренний кризис, междоусобицы, ослабление Ирана и падение династии Сасанидов. Исламизация Ирана и интеграция в мусульманскую цивилизацию. Культура, архитектура. Литература. Сасанидское право. Энциклопедия научных знаний. Трактат о военном деле. Центры научных знаний.

Древние иранские культы. Зороастризм.Правовые системы и институты. Роль и значение цивилизации Древнего Ирана в мировой истории.

 

Тема 7. Античный мир

Географическое положение и природа Греции. Хозяйственная деятельность населения. Освоение новых территорий, их колонизация и торговля. Древнеримская цивилизация – морская цивилизация. Природные условия Апеннинского полуострова. Древние жители Италии. Влияние Этрусской цивилизации.

Складывание раннеклассового общества и возникновение первых очагов государственности на юге Балканского полуострова. Эпоха дворцовой цивилизации. Экономическая основа критской цивилизации. Теократия. Гибель Критской цивилизации. Микенская цивилизация. Троянская война. Дорийское переселение. Гибель микенской цивилизации.

Гомеровский период – темные века в истории Греции. Упадок материальной культуры. Развитие индустрии железа. Утрата государственности, городского уклада жизни, письменности. Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Греческая мифология. Роль религии в жизни общества.

Архаический период. Внедрение железа в производство. Развитие ремесел. Архаический полис. Начало колонизации. Афины и Спарта. Солон и его реформы. Законы Ликурга. Успехи в духовной культуре. Формирование основных этических норм и ценностей античного общества. Олимпийские игры. Философия и наука.Архитектурные стили. Монументальная скульптура. Поэзия. Религиозные представления. Античная мифология.

Классический период.Расцвет древнегреческой цивилизации. Победа в греко-персидских войнах. Развитие античного полиса. Эпоха Перикла. Бурное экономическое развитие. Победа демократии в Афинах. Греческая система образования. Развитие наук. Расцвет художественной культуры, архитектуры, градостроительства. Скульптура. Поэзия. Рождение театра.Цивилизация эпохи эллинизма. Завоевание Эллады Македонией. Походы Александра Македонского на Восток. Эллинистический мир. Александрия – центр эллинистической культуры. Расцвет наук. Литература. Скульптура. Архитектура. Роль эллинистической культуры в цивилизационном развитии человечества.

Цивилизация царского Рима. Этруски. Лаций – центр возникновения Древнеримской цивилизации. Возникновение города Рима. Римская гражданская община. Патриции и плебеи. Реформы Сервия Туллия. Становление Римской республики. Римская идеология, система ценностей, ментальность. Письменность и язык.

Древнеримская цивилизация эпохи республики. Борьба плебеев с патрициями. Основание народного трибуната. Государственный строй. Законы XII таблиц. Военная экспансия Рима. Рим – мировая рабовладельческая держава. Пантеон римских богов. Юриспруденция. Классическое римское право. Риторика. Утверждение греческой системы образования. Архитектура. Искусство скульптурного портрета. Римская литература.

Императорский период. Деятельность братьев Тиберия и Гая Гракхов. Военная реформа Гая Мария. Сулла – первый военный диктатор Рима. Возрастание роли полководцев в Римской республике. Гай Юлий Цезарь – пожизненный диктатор. Правление Октавиана Августа. Просвещение и наука. Развитие философии. Архитектура. Строительство. Развитие техники. Литература. Возникновение христианства. Кризис власти. Утверждение неограниченной монархии восточного типа. Стабилизация империи при императоре Диоклетиане.Разделение Римской империи на Западную и Восточную империи. Захват Римавестготами. Разрушение вандалами. Падение Рима. Причины падения Римской цивилизации.

 



2016-01-26 394 Обсуждений (0)
Тема 1. Методологические основы курса «История цивилизаций» 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 1. Методологические основы курса «История цивилизаций»

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (394)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)