Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 9. ЕВРОПЕЙСКИЙ МИР



2016-01-26 422 Обсуждений (0)
Тема 9. ЕВРОПЕЙСКИЙ МИР 0.00 из 5.00 0 оценок




Учебные вопросы:

1. Эпоха Средневековья (V–XV вв.): особенности, этапы становления и развития. Термин «средние века». Периодизация европейского средневековья. Рождение средневекового общества (V-VII вв.):эпоха «Великого переселения народов», распространение христианства, создание первых раннесредневековых государств, западные и восточные черты развития, устройство государства на принципах жесткой иерархии, ведущая роль церкви во всех сферах жизни общества, влияние римских традиций в экономике и вопросах собственности, свободное развитие частной собственности.

Становление средневекового общества (VIII-Х вв.): идеи объединения христианского мира, образование империи Карла Великого, оформление общественных институтов и основных черт культурно-исторического типа, присущих средневековью. Земля – главная ценность. Складывание феодальной формы землепользования. Феод. Общественная система средневековой Европы. Вассалитет. Население Европы. Образ жизни, нравы, мышление средневекового человека. Влияние христианской религии. Искусство и литература. Период отражения европейцами натиска викингов и кочевников. Ассимилирование захватчиков коренными народами. Священная Римская империя –попытка воссоздать единое могущественное государство в Европе.

Расцвет средневековой Европы (X-XIII вв.). Факторы развития цивилизации: аграрная революция и демографический подъем,внутренняя и внешняя экспансия христианского мира, расцвет европейских средневековых городов, появление коммунального движения, складывание двух торгово-политических центров, формирование современных государств. Классовая структура. Две формы правления в средневековой Европе: монархия и республика. Зарождение нового класса – буржуазии. Усиление королевской власти и развитие процесса собирания земель. Образование сословных монархий. Создание органов сословного представительства. Парламент, Генеральные штаты, кортесы, рейхстаг. Модели развития средневековых государств в Западноевропейской цивилизации: крупные централизованные государства (Англия и Франция), универсалистские монархии (Священная Римская империя германской нации), сохранение политической раздробленности (Италия). Возникновение сословных монархий. Города-республики.

Кризис христианского мира и средневековой Европы (XIV-XV вв.). Завершение внутренней и внешней экспансии европейских народов. Девальвация монеты. Городские бунты и восстания. Неурожаи, рост цен, голод.Великая чума.Столетняя война. Создание постоянных армий. Появление огнестрельного оружия. Личное освобождение крестьян. Процесс централизации государств. Цивилизационные особенности средневековой Европы. Иерархичность общества. Условный характер земельного владения. Феод – основа власти короля. Сеньоры и вассалы. Вассально-ленная система. Феодальная рента. Феодалы и крестьяне. Сословность средневекового общества. Корпоративизм западноевропейского общества – отличительная черта Западноевропейской средневековой цивилизации. Виды корпораций: сельские общины, ремесленные цехи, монастыри, духовно-рыцарские ордена, воинские дружины, города. Основные принципы корпоративизма.

Господство христианства. Раскол церкви на католическую и православную. Строгая централизация церковной власти. Папа римский. Особенности средневековой ментальности. Символизм сознания. Картина мира средневекового человека: восприятие пространства и времени, отношение к смерти. Переплетение религиозного и светского в сознании и культуре. Духовные ценности и эстетические идеалы Западноевропейской средневековой цивилизации. Основные достижения Западноевропейской средневековой цивилизации. Парламентаризм. Развитие науки. Система образования: монастырские, соборные и городские школы, придворные академии, университеты. Семь свободных искусств. Рождение национальной культуры. Социальная дифференциация культуры: церковная, городская, крестьянская. Развитие письменности. Книгопечатанье. Искусство и литература. Архитектура. Романский и готический стиль.

2. Переходный период от Средневековья к Новому времени (XVI-сер. XVII вв.).Основные черты модернизации Европейского общества: урбанизация, индустриализация, промышленныйпереворот, демократизация политических структур, складывание предпосылок становления гражданского общества и правового государства, рост знаний, секуляризация. Новая система представлений о предназначении и роли человека. Изменение отношения к государственной власти. Эпоха революций. Изменение типа личности. Ускорение темпов роста населения. Рост городов. Формирования крупных народностей и этнических групп.

Великие географические открытия и их последствия. Перемещение ведущих торговых центров в новые регионы. Влияние колониальной экспансии на экономическое развитие ведущих стран Европы: промышленность, торговля, кредитно-финансовые отношения. Европейская революция цен и ее последствия. Развитие рыночных отношений. Мировая торговля. Торговые компании. Складывание основ банковско-биржевой инфраструктуры. Разрушение самобытных языческих культур. Захват колоний. Возрождение работорговли. Формирование новой картины мира. Начало создания океанической глобальной цивилизации.

Общетехническая и Великая научная революции. Технико-технологические перемены в обществе и новые явления в хозяйственной жизни. Развитие мануфактурного производства. Развитие горного и литейного дела, кораблестроения, производства тканей. Научные знания. Успехи естествознания. Новые открытия в астрономии. Перелом в развитии математики, физики и механики. Развитие химии, биологии, физиологии, медицины. Новое учение об обществе и государстве. Разработка политических и правовых теорий. Успехи в сфере гуманитарного знания. Новая философия. Ведущие европейские университеты.

От политической раздробленности к централизованному государству. Укрепление власти монарха. Складывание абсолютных монархий.

Эпоха Возрождения – революция в духовной жизни. Идеология Возрождения. Новые представления о человеке. Гуманизм, как мировоззрение и образ жизни. Писатели-гуманисты. Новые представления о смысле жизни. Эпоха самоутверждения личности. Выдающиеся деятели эпохи Возрождения. Становление светской ренессансной литературы.

Реформация, как этап западноевропейского развития. Эпоха Реформации – революция в религиозной жизни. Основные реформационные учения: лютеранство, кальвинизм и англиканская церковь, их основное содержание. Основные представители протестантизма.

3. Первый этап Нового времени (сер. XVII-XIX вв.): буржуазные революции, становление и развитие индустриального общества.Просвещение – третий духовный переворот. Рациональный способ восприятия мира. Идеалы нового общества. Секуляризация общественной мысли. Формирование новых эстетических и культурных ценностей. Наука и религия. Деисты и атеисты.

Мыслители Просвещения. Идеи прогресса. Просветительские теории государственного устройства. Общественный договор, разделение властей. Идеал просвещенной монархии Вольтера. Идея народного суверенитета в политико-правовой концепции Жан-Жака Руссо. Деятельность и взгляды энциклопедистов. Проблема свободы.

Влияние Просвещения на общественное сознание эпохи. Общественное мнение. Газеты. Кружки и салоны. Просветительская мысль и революция.

Первые буржуазные революции и их итоги. Завершение промышленного переворота.

Внутриполитическое устройство стран Европы и Америки. Трансформация абсолютизма и возникновение просвещённого абсолютизма. Снижение функций и прав сословных органов управления. Основные черты общественного устройства. Сословность общества. Феодальный характер экономики. Роль колоний в экономике европейских стран.

Три узла международной напряжённости: Западная Европа, Юго-Восточная Европа, Северо-Восточная Европа. Смена государств-лидеров на международной арене. Войны за передел колоний.

Культурная жизнь Европы.Многообразные направления в искусстве (классицизм, рококо, барокко, сентиментализм, романтизм). Начало формирования массовой буржуазной культуры.

Успехи науки. Развитие техники и появление многочисленных изобретений. Повышение уровня гуманности и образованности населения.

Становление индустриального общества. Этапы перехода к индустриальной экономике: мануфактурный и фабричный этап.Промышленный переворот. Новые источники энергии. Важнейшие изобретения. Изменения в организации производства. Возникновение монополий. Складывание системы мирового хозяйства. Европоцентрическое мировое хозяйство становится двуцентрическим (Европа и США). Резкое увеличение народонаселения, рост городского населения. Ускорение роста больших городов. Изменение социальной структуры населения. Важнейшее социальное последствие промышленного переворота – укрепление класса буржуазии и появление класса промышленного пролетариата. Завершение формирования наций.

Изменения в государственном устройстве европейских стран. Замена абсолютных монархий конституционными монархиями или республиками. Социальные революции и Наполеоновские войны. Неравномерность развитие капитализма.

Развитие духовной культуры. Романтизм. Реализм. Изменение представлений о человеке: философия жизни Фридриха Ницше, эволюционная теория Чарльза Дарвина и концепция человека Зигмунда Фрейда. Политический либерализм. Теории переустройства общества и достижения социального идеала: социализм-утопизм и марксизм. Предпосылки становления гражданского общества и правового государства.

4. Второй этап Нового времени (первая половина ХХ в.): мировые войны и кризис индустриального общества.Мир накануне первой мировой войны. Углубление и обострение противоречий внутри европейских стран и между ними.Первая мировая война – выражение глубокого общественного кризиса европейской индустриальной цивилизации. Причины войны. Военно-политические блоки: Тройственный союз и Антанты. Антивоенное движение. Революционное движение и революции. Подписание Версальского договора. Стабилизация международной обстановки. Учреждение Лиги Наций.

Кризис экономики в послевоенный период. Возникновение фашистских партий. Формирование правототалитарных политических режимов.

Годы стабилизации. Усиление неравномерности развития капиталистических стран, рост противоречий между ними. Обострение борьбы за рынки сбыта, источники сырья, сферы приложения капитала.

Мировой экономический кризис – «Великая депрессия» – и его последствия. Новая социальная политика. Варианты выхода из кризиса: либерально-реформистский, социал-реформистский, тоталитарный. Комплекс реформ президентаРузвельта – «Новый курс».Курс реформ в Европе. Разработка механизмов создания государства всеобщего благоденствия в Швеции. Последствия кризиса.

Изменения в социально-политической сфере. Ослабление позиций традиционных политических партий. Усиление радикализации общества. Обострение социальных и политических противоречий. Борьба национал-социалистской (фашистской) партии Гитлера противВерсальской системы. Установление фашистской диктатуры в Германии. Установление фашистского режима генерала Франко в Испании. Захват Германией Австрии. Договор о разделе Чехословакии (Мюнхенский договор).

Вторая мировая война. Новый порядок в Европе. Движение Сопротивления. Антигитлеровская коалиция: трудный путь к победе. Окончание войны и Нюрнбергский процесс. Итоги и уроки Второй мировой войны.

5. Третий этап Нового времени (вторая половина ХХ-начало XХI вв.): зарождение постиндустриального общества.Создание системы коллективной безопасности – Организации Объединенных Наций. «План Маршалла». Раскол Европы. «Доктрина Трумэна». Начало холодной войны. Особенности политики холодной войны. Локальные конфликты. Партнерство и соперничество сверхдержав. Создание НАТО. Раскол Германии и образование в западных зонах оккупации ФРГ, в восточной - ГДР. Образование Совета Экономической Взаимопомощи и Организация Варшавского договора (ОВД) странами просоветской ориентации.

Бурный рост экономики стран Запада. Формирование нового типа общества, характерными признаками которого являются высокий уровень жизни и массового потребления, социальная защищенность, соблюдение основных демократических принципов.

Первая научно-техническая революция(НТР). Освоение энергии атома, развитие квантовой электроники, кибернетики, ЭВМ. Начало освоение космоса. Рост престижа науки и ее роли в обществе. Изменение социальной структуры общества. Рост городского населения. Увеличение доли занятых в сфере обслуживания и торговли. Изменение стиля жизни Использование науки в военных целях. Развитие военно-промышленного комплекса. Возрастание угрозы третьей мировой войны. Проблемы экологии.

Бурный рост международной торговли, курс на ее либерализацию. Возникновение Европейского экономического сообщества (ЕЭС) с целью ликвидировать таможенные барьеры во взаимной торговле и создать единый рынок сельскохозяйственной продукции. Политический интеграция европейских государств – создание межправительственного Совета Европы, появление Европейского парламента.

Распад колониальной системы. Мировой экономический кризис 1974-1975 гг. и его последствия. Неоконсерватизм – идеология модернизации. Изменение методов государственного регулирования экономики. Приватизация государственной и муниципальной собственности. Содействие малому бизнесу. Налоговые льготы корпорациям. Переход к информационному обществу. Интеллектуализация трудовой деятельности. Внедрение энерго- и ресурсосберегающих технологий. Изменения в социальной структуре общества.

Вторая НТР. становление общества высоких технологий. Расширение сферы информации и услуг. Создание первого персонального компьютера. Основные направления второй НТР: развитие информатики, микроэлектроники и биотехнологии. Последствия НТР – технологическая революция. Появление транснациональных корпораций. Формирование информационного общества. Первые ростки постиндустриального общества. Негативные последствия НТР.

Политика разрядки международной напряженности. Подписание Заключительного акта Общеевропейского Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, признававшего нерушимость существовавших европейских границ. Отход от политики разрядки.

Демократические революции в социалистических странах Восточной Европы. Объединение Германии и окончание холодной войны. Переход от биполярного мира к однополярному.

Глобальные проблемы современности: угрозы термоядерной войны, истощение ресурсов планеты, экологический кризис, демографический хаос, новое измерение международного разделения труда, международный терроризм, предвидение отрицательных последствий НТР.

 

Исторические личности: Бекон Френсис, Васко да Гама, Галилей Галилео,Гегель Георг Вильгельм Фридрих, Кальвин Жан, Кант Иммануил, Карл Великий, Кеплер Иоганн, Коперник Николай, Леонардо да Винчи, Лютер Мартин, Магеллан Фернанд, Маркс Карл, Наполеон Бонапарт, Рузвельт Ф., Черчилль У.

 

Ключевые даты:

V-XV вв. – эпоха Средневековья.

XIV-XVII вв. – эпоха Возрождения.

XVI в. – век Реформации.

XVIII в. – эпоха Просвещения.

1215 г. – английский король Иоанн Безземельный подписал Великую хартию вольностей; создан парламент в Англии.

1302 г. – во Франции были впервые созваны Генеральные штаты.

1137 г. – создан парламент в Испании – кортесы.

1450 г. – Иоганн Гутенберг издал первую полнообъемную печатную книгу «Библию».

1054 г. – произошел окончательный раскол христианской церкви на католическую и православную.

1789-1793 гг. – буржуазная революция во Франции.

1804-1815 гг. – наполеоновские войны.

Конец XVIII – начало XIX вв. – промышленный переворот.

1914-1918 гг. – первая мировая война.

1929-1933 гг. – мировой экономический кризис («Великая депрессия»).

1939-1945 гг. – вторая мировая война.

1945 г. – создание Организации Объединенных Наций (ООН).

1957 г. – создание Европейского экономического сообщества (ЕЭС).

1973 г. – создание первого персонального компьютера, начало второй НТР.

1989 г. – демократические революции в странах Восточной Европы.

 

Основные понятия: гильдия, индульгенция, католицизм, Кортесы, либерализм, лютеранство, мануфактура, модернизация, огораживания, права человека, протестантизм, Рейхстаг, реформация, социализм, цех.

Основная литература:

1. Емохонова Л. Г. Мировая художественная культура: учебное пособие / Л. Г. Емохонова. - 7-е изд., стер. - Москва: Академия, 2010. - 544 с

2. История мировой культуры (мировых цивилизаций): учебное пособие для вузов / [кол. авт.: В. Д. Бакулов и др.]; под науч. ред. Г. В. Драча. - 6-е изд. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2010. - 534 с.

3. Культурология: учебник / под ред. Ю.Н.Солонина, М.С.Кагана; Санкт-Петербургский гос. ун-т. - Москва: Юрайт, 2011. - 566 с.

Дополнительная литература

1.История цивилизаций: учебное пособие /под ред. к.и.н. Р.М.Гибадуллина. – Набережные Челны: изд-во Камской госуд. инж-экон. акад., 2008. – 255 c.

2.Всемирная история: Учебник для студ. Вузов / Ф.О. Айсина, И.А. Андреева, С.Д. Бородина и др.; Под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. – М.: ЮНИТИ, 2003. – 496 с.

3.История мировой культуры. Наследие Запада: Античность – Средневековье – Возрождение: Учеб. пособие для студ. вузов и ср. спец. учеб. завед. / Отв. ред. С.Д. Серебряный. – М.: Российский гос. гуманитарный ун-т, 1998. – 429 с.

4.История средних веков: учебник для студ. вузов. В 2-х т. Т.1 / Под ред. С.П. Карпова. – М.: Изд-во МГУ: Высшая школа, 2003. – 640 с.; Т.2: Раннее новое время / Под ред. С.П. Карпова. – М.: Изд-во МГУ: Высшая школа, 2003. – 432 с.

5.Козьякова М.И. История. Культура. Повседневность. Западная Европа: от античности до ХХ века: Учебное пособие. – М.: Весь мир, 2002.

6.Полищук В.И. Культурология: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 1999. – 446 с.

7.Пономарев М.В. Новая и новейшая история стран Европы и Америки. В 3-х ч. Учеб. пособие для студ. Вузов / М.В. Пономарёв, С.В. Смирнова. Ч.1: Европейская цивилизация в XVI-XVII вв. Век Просвещения – период становления индустриального общества. – М.: Владос, 2000. – 288 с.; Ч. 2: Европейская индустриальная цивилизация в XIX в. «Закат Европы». – М.: Владос, 2000. – 288 с.; Ч. 3: Трансформация индустриальной цивилизации в период государственно-монополистического капитализма. Становление постиндустриального общества. – М.: Владос, 2000. – 288 с.

8.Силичев Д.А. Культурология: Учеб. пособие для вузов. – М.: Издательство ПРИОР, 1998. – 352 с.

9.Сравнительное изучение цивилизаций: Хрестоматия для студентов вузов. – М.: Аспект Пресс, 1998.

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ (ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ)

 

1. Теории цивилизаций

2. Содержание понятия цивилизация в исторической науке. Особенности цивилизационного подхода к периодизации истории.

3. Возникновение понятия цивилизация в европейской общественной мысли.

4. Концепция культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского.

5. Формация. Формационный подход к истории.

6. Цивилизационный кризис начала XX в. и труд О. Шпенглера Закат Европы.

7. Большие культурные суперсистемы П.А. Сорокина - этап в развитии теории цивилизаций.

8.Концепция осевого времени К. Ясперса.

9.Постижение истории А. Тойнби и цивилизационное постижение истории.

10.Фазы цивилизации (по А. Тойнби).

11.Цивилизации Древней Месопотамии.

12.Древний Аккад.

13.Ассирийская империя.

14.Материальная и духовная культура Месопотамии.

15.Вавилонское царство. Законы царя Хаммурапи.

16.Мифы и религия Древней Месопотамии.

17.Цивилизация персов.

18.Материальная и духовная культура персидской цивилизации.

19.Религия древних персов.

20.Древнеегипетская цивилизация.

21.Духовная и материальная культура. Социальная организация египетского общества

22.Шедевры древнеегипетской скульптуры и архитектуры.

23.Религиозные культы и обряды древних египтян. Боги Древнего Египта.

24.Система власти в Древнем Египте: фараоны и их администрация.

25.Первые государственные образования в Древнем Китае.

26.Цивилизация древнего Китая.

27.Конфуцианство, даосизм, моизм, легизм в Древнем Китае.

28.Учение Конфуция.

29.Развитие науки и искусства в древнем Китае.

30.Влияние культуры древнекитайской цивилизации на соседние страны.

31.Древнеиндийская цивилизация.

32.Кастовый строй в индии.

33.Зарождение и распространение буддизма.

34.Материальная и духовная культура Древней Индии.

35. Религии древней Индии.

36.Крито-микенская цивилизация: основные этапы развития.

37.Древнегреческая цивилизация: основные этапы развития.

38.Древнегреческий полис.

39.Спарта и Афины – два типа греческого полиса.

40 Материальная и духовная культура Древней греции.

41.Религия и боги Древней Греции.

42.Эллинизм: взаимодействие культур античности и Востока.

43.Александр Македонский - человек и полководец.

44. Римская цивилизация, основные черты и этапы развития.

45.Пантеон древнеримских богов.

46.Материальная и духовная культура Древнего Рима.

47. Эпоха Средневековья (V–XV вв.): особенности, этапы становления и развития.

48.Средневековый город.

49.Первые университеты в Западной Европе.

50.История крестовых походов.

51. Переходный период от Средневековья к Новому времени (XVI-сер. XVII вв.).

52.Реформация в Европе: новая вера или новый человек?

53.Высокое Возрождение: образ нового человека.

54.Великие географические открытия.

55.Первый этап Нового времени (сер. XVII-XIX вв.): буржуазные революции, становление и развитие индустриального общества.

56.Второй этап Нового времени (первая половина ХХ в.): мировые войны и кризис индустриального общества.

57.Третий этап Нового времени (вторая половина ХХ-начало XХI вв.): зарождение постиндустриального общества.

 



2016-01-26 422 Обсуждений (0)
Тема 9. ЕВРОПЕЙСКИЙ МИР 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 9. ЕВРОПЕЙСКИЙ МИР

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (422)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)