Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Географическая и товарная структура международной торговли и факторы ее роста



2016-01-26 471 Обсуждений (0)
Географическая и товарная структура международной торговли и факторы ее роста 0.00 из 5.00 0 оценок




Во второй половине ХХ – начале ХХI вв. наблюдается рост мировой торговли. Объем мирового экспорта увеличивается быстрее мирового товарного производства.

Что касается географической структуры международной торговли, то ¾ мирового экспорта товаров и услуг приходится на промышленно развитые страны.

Самая большая доля экспорта товаров и услуг принадлежит США, примерно 12,4% мирового экспорта. На страны «семерки» приходится 45,3% мирового экспорта. Доля четырех новых индустриальных стран Азии (Гонконг, Республика Корея, Сингапур, Тайвань) составляет 9,5 % мирового экспорта.

На группу развивающихся стран приходится более 20%, на страны с переходной экономикой – около 5% мирового экспорта товаров и услуг. Изменилась позиция Китая в мировом экспорте, в настоящее время по этому показателю он входит в пятерку ведущих стран мира.

У промышленно развитых стран основная часть экспорта товаров (более 70%) приходится на взаимную торговлю друг с другом, примерно 25% направляется в развивающиеся страны и менее 4%- в страны с переходной экономикой.

В начале нового века наблюдалась тенденция снижения экспорта США в страны Западной Европы, что было связано с трудностями при поставках американских сельскохозяйственных товаров на западно-европейские рынки. В то же время наблюдался рост экспорта товаров США в развивающиеся страны. Япония примерно 1/3 экспорта направляет в США, около 20% - в страны Западной Европы. Растет доля японского экспорта в развивающиеся страны. Страны ЕС более 60% стоимостного объема экспорта направляют на взаимный обмен товарами.

Группа развивающихся стран снизила долю экспорта в развитые страны, но увеличила долю взаимных поставок.

Страны с переходной экономикой переориентировали свой экспорт на промышленно развитые страны, понизив взаимные экспортные поставки.

В Западной Европе, Северной Америке, странах Азии наблюдается рост внутрирегионального экспорта, обмена товарами между странами, расположенными на одном субконтиненте или в одном регионе. Чем выше ступень технико-экономического развития, тем выше доля внутрирегионального экспорта, выше степень взаимной открытости стран региона.

В странах Западной Европы, которые находятся на постиндустриальной стадии развития, степень открытости экономики составляет около 20%. В Африке, где многие страны находятся на доиндустриальных стадиях, степень взаимозависимости по обмену товарами находится на низком уровне.

В товарной структуре мирового экспорта увеличивается экспорт продукции обрабатывающей промышленности и в первую очередь высокотехнологичных товаров. Рост объемов и доли машин и оборудования в мировой торговли вызван, в первую очередь, расширением обмена продукцией машиностроения между промышленно развитыми странами.

В то же время снижается доля экспорта продукции добывающей промышленности, что обусловлено внедрением современных технологий.

Происходит и снижение доли экспорта продовольственных товаров в связи с повышением степени самообеспеченности промышленно развитых стран сельскохозяйственной продукцией в условиях растущей производительности труда в сельском хозяйстве. Лидерами в мировом экспорте агропродукции являются страны ЕС, США, Канада. Самые крупные импортеры агропродукции - страны ЕС, США, Япония, Китай.

Положительное сальдо в торговле агропродуктами имеют США, Канада, Бразилия, Мексика, Австралия, Таиланд, Новая Зеландия, Индонезия и ряд других государств.

В товарной структуре экспорта развивающихся стран происходит увеличение доли продукции обрабатывающей промышленности и уменьшение доли сырья, топлива, продовольствия. К экспортерам промышленных товаров из числа развивающихся стран относятся страны, у которых более 50% экспорта приходится на товары этой категории: Гонконг, Китай, Индия, Республика Корея, Тайвань, Таиланд и другие.

Ряд развивающихся стран успешно реализуют путь экспортоориентированного промышленного развития. На первоначальном этапе индустриализации они развивали трудоемкие отрасли промышленности, а затее перешли к освоению производства в передовых отраслях обрабатывающей промышленности, в частности в электронной промышленности. Новейшие производства в новых индустриальных странах помогали создавать в своих интересах ТНК промышленно развитых стран.

Рост объемов международной торговли, а также изменения ее географической и товарной структуры обусловлены следующими факторами:

- дальнейшее углубление международного разделения труда, развитие международной межотраслевой и внутриотраслевой специализации и международной производственной кооперации;

- расширение деятельности крупнейших ТНК развитых стран и новых индустриальных стран, которые определяют динамику, структуру мировой торговли, способствуют росту международного товарообмена;

- увеличение экспорта продукции развивающимися странами;

- политика промышленно развитых стран, направленная на поощрение свободной торговли, отмену количественных ограничений импорта и снижение импортных пошлин;

- развитие международной транспортной инфраструктуры, снижение затрат на международные перевозки товаров;

- применение электронной торговли - коммерческих сделок, реализуемых на основе использования средств компьютерной и телекоммуникационной техники.

Рост межстрановых потоков товаров, услуг, капиталов, труда и информации свидетельствует о развитии глобализации мировой экономики, то есть об усилении взаимозависимости национальных экономик, взаимовлияния и взаимопереплетения различных сфер и производств, происходящих в мировом хозяйстве.

 

Основные категории и понятия

Международная торговля, формы международной торговли, сделки в международной торговле, классификация международной торговли, географическая и товарная структура международной торговли.

 

Контрольные вопросы

1. Какие признаки международной торговли Вы знаете?

2. Перечислите основные формы и виды сделок в международной торговле.

3. Какие показатели характеризуют участие страны в международной торговле?

4. Какова роль различных группировок стран в международной торговле?

 



2016-01-26 471 Обсуждений (0)
Географическая и товарная структура международной торговли и факторы ее роста 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Географическая и товарная структура международной торговли и факторы ее роста

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (471)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)