Вопрос 32.Понятие одаренности. Типы одаренности личности. Методика работы социального педагога с одаренными детьми и их родителями
Понятие одаренности не получило единого общепризнанного определения. Наиболее распространенным является определение немецкого психолога В. Штерна: «Одаренность - это общая способность индивида сознательно ориентировать свое мышление на новые требования и приспосабливаться к новым задачам и условиям жизни». Существует определенная возрастная последовательность проявления одаренности в разных областях. Особенно рано может проявиться одаренность к музыке, затем - к рисованию; вообще одаренность к искусству выступает раньше, чем к наукам. По последним данным примерно 20% детей в школьном возрасте может быть отнесена к одаренным детям. Но они, как правило, бывают лишены необходимой для развития поддержки. И поэтому всего лишь 2-5% от общего числа детей действительно проявляют себя как одаренные. А заниматься одаренными детьми совершенно необходимо. И прежде всего потому, что полное раскрытие способностей и талантов ребенка важно не только для него самого, но для общества в целом. В настоящее время наблюдается повышенный интерес к проблеме одаренности, к проблемам выявления, обучения и развития одаренных детей и, соответственно, к проблемам подготовки педагогов для работы с ними. В большом психологическом словаре можно найти следующее определение одаренности: Одаренность - уровень развития общих способностей в диапазоне деятельностей, в которых человек может достичь больших успехов. Понятие одаренности часто путают с понятиями талантливости и гениальности, но это близкие по смыслу слова и в тоже время абсолютно разные: Талант - высокий уровень развития способностей, проявляющихся в творческих видах деятельности. Это понятие не столько научное, сколько житейское, поскольку не существует ни теории, ни методов его диагностики. Гениальность - высшая степень творческих проявлений личности, выражающаяся в творчестве, имеющем выдающееся значение для жизни общества. Отсюда можно сделать вывод, что одаренный ребенок – ребенок, который выделяется яркими, иногда выдающимися достижениями или имеет внутреннюю предрасположенность для таких достижений в том или ином виде деят-ти. Характерные черты: 1. Часто одаренные дети отличаются крепким здоровьем и хорошим физическим развитием, повышенным потенциалом умственной и жизненной энергии. Очень инициативны и в то же время сдержаны, умеют обращаться с людьми и часто пользуются авторитетом у товарищей. Из них выходят лидеры. 2. Высокая познавательная активность и любознательность проявились довольно рано. Их отличает богатство активного словаря, быстрота и оригинальность вербальных ассоциаций, быстрота и точность выполнения умственных операций, устойчивое внимание и оперативная память, сформированность навыков логического мышления Типы одаренности. Художественная одаренностьподдерживается и развивается в спец. школах, кружках, студиях. Подразумевает высокие достижения в области художественного творчества, в музыке, живописи, скульптуре, актерские способности. Общая интеллектуальная одаренность. Дети быстро овладевают основополагающими понятиями, легко запоминают и сохраняют информацию. Академическая одаренность проявляется в успешности обучения отдельным учебным предметам. Социальная одаренность- способность устанавливать взаимоотношения с другими людьми. Методика работы социального педагога с одаренными детьми и их родителями. Социальный педагог с одаренными детьми осуществляет работу по нескольким направлениям: 1. Координационное направление. · Осуществляется организация работы по созданию и руководству деятельностью экспериментальных площадок по работе с одаренными детьми. Организация и проведение массовых мероприятий, олимпиад и научно-практических конференций. 2. Информационное направление. · Формирование информационной базы данных о талантливых и одаренных детях школьного возраста. Создание банка методических материалов по работе с одаренными детьми. · Консультационная поддержка предполагает информирование родителей и педагогов по вопросам, связанным с выявлением, развитием и поддержкой одаренных детей. · Привлечение внимания общественности, СМИ: публикации в периодике, обозначение проблем одаренных детей на открытых конференциях, семинарах. Использование сети Интернет для распространения информации о специфике обучения одаренных детей, методике, психологии и т.д.; выход на различные целевые группы заинтересованных читателей; создание сетевых сообществ пользователей Интернета, занимающихся одаренностью; Диагностическое направление. Диагностика. Помощь в выявлении одаренных детей, которое может осуществляться такими методами. Кадровое направление. Оказание методической помощи педагогам. Одаренные дети нуждаются в индивидуальных программах обучения. Педагоги, работающие с такими детьми, должны проходить специальную подготовку. Неподготовленные учителя часто не могут выявить одаренных детей, не знают их особенностей, равнодушны к их проблемам, а иногда и враждебно настроены по отношению к выдающимся детям, часто используют для одаренных детей тактику количественного увеличения заданий, а не качественное их изменение.
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1240)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |