Общее понятие педагогической деятельности
Ответы к вопросам Педагогическая деятельность – это совокупность лекций, занятий, воспитательной работы, проводимых педагогическим коллективом. В процессе педагогической деятельности возникают самые разнообразные связи между субъектами и объектами воспитания и обучения: информационные связи (обмен информацией); организационно-деятельностные связи (совместная деятельность); коммуникативные связи (общение), связи управления и самоуправления. В самом обобщенном значении обучение понимается как специфический вид общественной деятельности, направленной на передачу социального опыта подрастающим поколениям и имеющей двусторонний характер. Специфика обучения выражается в том, что в структуре данного процесса выделяют две относительно самостоятельные и, одновременно, взаимосвязанные деятельности: преподавание (деятельность преподавателя) и учение (деятельность обучаемых). Преподавание как один из смыслообразующих компонентов процесса обучения может осуществляться как в прямой, так и в опосредованной форме. Прямая форма имеет место, когда деятельность студентов непосредственно организуется и контролируется преподавателем; опосредованная - когда студент занимается самостоятельно, ориентируясь на образцы, данные преподавателем. Учение и преподавание в рамках единого учебного процесса выступают как взаимосвязанные деятельности и не могут существовать друг без друга, поскольку эффективное осуществление одной с необходимостью предполагает наличие другой деятельности. В то же время и преподавание, и учение - деятельности самостоятельные, поскольку они: направлены на достижение различных целей (цель преподавания - передать студентам сумму знаний, цель учения - освоить передаваемые знания); по-разному мотивированы (профессиональной мотивацией – у преподавателя, учебной мотивацией – у студентов); включают в свой состав различный набор мыслительных и практических действий. Специфика взаимодействия деятельности преподавателя и деятельности студентов определяется характером дидактической концепции, в рамках которой осуществляется учебный процесс: в традиционной дидактической концепции основная роль отводится деятельности преподавателя, который планирует, организует, осуществляет и контролирует учебный процесс; а студенты, действуя по образцу, идут вслед за преподавателем; - в педоцентристской дидактической концепции основная роль отводится деятельности студента, который сам определяет характер и объем изучаемого материала, намечает пути его освоения; а преподаватель лишь фиксирует результат движения студента по индивидуальной образовательной траектории; - в современной дидактической концепции с учетом специфики различных ее вариантов осуществляется взаимопроникновение и взаимодополнение преподавания на основе сотворчества преподавателя и студентов. Под индивидуальным стилем педагога понимается устойчивое сочетание задач, средств и способов педагогической деятельности и общения, обеспечивающий наибольший результат при минимальных затратах времени и сил. В исследованиях А.К.Марковой и А.Я.Никоновой в основы различения стиля педагогической деятельности положены следующие критерии: содержательные характеристики стиля (преимущественная ориентация преподавателя на процесс или результат своего труда, развертывание ориентировочного и контрольно-оценочного этапов в своем труде); динамические характеристики стиля (гибкость, устойчивость, переключаемость и др.); результативность (уровень знаний и навыков, интерес студентов к предмету). На основании данных критериев выделены следующие индивидуальные стили педагогической деятельности: - эмоционально-импровизационный, отличающийся преимущественной ориентацией на процесс обучения, высокой оперативностью и использованием большого арсенала разнообразных методов обучения; характеризующийся недостаточно адекватным планированием учебно-воспитательного процесса; - эмоционально-методический, характеризующийся ориентацией на процесс и результаты обучения, адекватностью планирования учебно-воспитательного процесса, высокой оперативностью, преобладанием интуитивностью над рефлексией; - рассуждающе-импровизационный, характеризующийся ориентацией на процесс и результаты обучения при недостаточной изобретательности в подборе и варьировании методов обучения и относительно невысоком темпе работы; - рассуждающе-методичный, ориентированный преимущественно на результаты обучения; характеризующийся высокой методичностью в сочетании с малым, стандартным набором используемых методов обучения. При проектировании конкретной технологии обучения личностно ориентированное обучение выдвигает задачу учета субъектной вариативности познавательных процессов студентов, лежащей в основе различия стилей учения, под которыми понимается организация механизмов усвоения, приобретения и оперирования информацией. В основы выделения стилей учения лежат критерии: - доминирование полушарий мозга (левое полушарие "отвечает" за речевое знание, а правое - за пространственные функции). В зависимости от доминирования полушарий мы получает такие стили учения как аналитический и синтетический, усиливающий и усредняющий, рефлексивный и импульсивный, абстрактный и конкретный; доминирование основных анализаторов поступающей информации (зрительного, слухового, осязательного). В зависимости от того, какой из них работает активнее, перерабатывает больше информации, различают виды восприятия, лежащие в основе выделения таких стилей учения как аудиальный, визуальный, кинестетический; - социотип личности, определяемый по индивидуальному сочетанию четырех шкал: рациональность - иррациональность, логика - этика, сенсорика - интуиция, интроверсия - экстраверсия. Содержание педагогической деятельности. Предметом деятельности преподавателя (преподавания) выступает управление учебно-познавательной деятельностью студентов, то есть педагогическое воздействие, которое носит формирующий и корректирующий характер и имеет своей целью преобразование личности студента. Преподавание включает в себя: - планирование собственной деятельности и деятельности студентов; - рациональную организацию этой деятельности на каждом этапе учебного процесса; - стимулирование активного и сознательного усвоения студентами знаний и способов деятельности; - контроль и регулирование качества знаний; - анализ результатов обучения; прогнозирование дальнейших сдвигов в развитии студентов. Предметом деятельности студента являются учебно-познавательные действия, в состав которых входят: - анализ предлагаемой задачи как учебной; - принятие учебной задачи; - анализ имеющихся знаний, необходимых для ее решения; - составление плана решения задачи; - практическое осуществление процесса решения задачи; - контроль и оценка решения; - осознание способов деятельности по решению задачи. Чтобы процесс обучения был эффективным, необходимо, чтобы деятельность студента осуществлялась с опорой на следующие личностные качества: самостоятельность, выражающуюся в самокритичности; познавательную активность, проявляющуюся в интересах, стремлениях и потребностях; готовность к преодолению трудностей, связанных с усидчивостью и волей; оперативность, предполагающую правильный выбор нужного действия и темпа решения учебной задачи. Процесс обучения должен носить личностный характер, что предполагает реализацию следующих требований: - в центр педагогического процесса должна стоять личность обучаемого во всем многообразии его индивидуальных свойств и проявлений; - организация учебного процесса должна основываться на субъект-субъектных отношениях преподавателя и студентов, подразумевающих равноправное сотрудничество и партнерство в решении учебных задач; - учебный процесс должен предоставлять каждому студенту возможность индивидуально воспринимать мир, творчески его преобразовывать, широко использовать субъектный опыт в интерпретации и оценке фактов, явлений, событий окружающей действительности на основе личностно значимых ценностей и внутренних установок; - свою главную педагогическую задачу преподаватель должен видеть в фасилитации, т.е. облегчении, стимулировании, активизации развития студентов, введения их в ситуации, при которых возникает потребность в самовыражении средствами изучаемого учебного предмета. Кроме того, личностный характер обучения выражается в том, что при организации данного процесса максимально учитываются индивидуальный стили профессиональной деятельности преподавателя и стиль учебной деятельности студента. Процесс обучения как всякая деятельность должен соответствующим образом мотивироваться. В общепсихологическом контексте мотивация (от лат. movere - двигать) рассматривается как сложное объединение, "сплав" движущих сил, которые определяют успешность человеческой деятельности. Из этого следует, что успешность обучения напрямую зависит от характера мотивации обоих субъектов педагогического процесса: и преподавателя, и студентов. Мотивы деятельности преподавателя выполняют целый ряд функций: побуждающую (стимулируют профессиональную активность), направляющую (определяют цель деятельности) и регулирующую (определяют ориентацию на содержание, процесс или результат деятельности). Профессиональные мотивы преподавателя выражаются в установках, потребности, педагогической позиции и выступают в следующих вариантах: широкие социальные мотивы, выражающиеся в потребности средствами профессиональной деятельности выполнить социальный заказ, поставленные перед школой условиями современного общества; мотивы личностного престижа, основанные на желании наиболее оптимально утвердить себя в профессиональной деятельности; мотивы творческих достижений, позволяющие оптимально реализовать свой профессиональный и личностный потенциал средствами профессиональной деятельности. Мотивы учебной деятельности студентов называются учебной мотивацией и рассматриваются как частный вид мотивации, включенный в учебную деятельность и определяющийся спецификой этой деятельности: · самой образовательной системой и конкретным образовательным учреждением; · организацией образовательного процесса; · субъектными особенностями обучающегося (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка и его взаимодействие с другими студентами и т. д.); · субъектными особенностями педагога и, прежде всего, системой его отношений к студенту и к своей профессиональной деятельности; · спецификой учебного предмета. Наиболее распространенным видом учебной мотивации является познавательный интерес, который характеризуется направленностью, устойчивостью и динамичностью: · направленность познавательного интереса определяется его соотнесенностью с широкими социальными потребностями (учиться, чтобы занять достойное место в обществе), познавательными потребностями (учиться, чтобы узнавать новое), внутренними потребностями (учиться, чтобы получить хорошую оценку); · устойчивость познавательного интереса определяется характером его проявления, выражающимся в любопытстве (ситуативно и кратковременно возникающим интересом к яркому, новому, интересному), любознательности (избирательном интересе к отдельным предметам или темам), стойком познавательном интересе (осознанном, ярко выраженным стремлением к освоению новых знаний); · динамичность познавательного интереса выражается в том, что он может меняться в зависимости от объективных и субъективных ряда факторов. В числе факторов, влияющих на формирование познавательного интереса, необходимо отметить следующие: · предоставление студентам возможности проявить умственную самостоятельность и инициативность; · использование активных методов обучения, проблемных вопросов, ситуаций и заданий; · ведение обучения на высоком, но посильном уровне трудности; · наличие достаточно (но не чрезмерно) разнообразного учебного материала и приемов учебной работы; · использование эмоционально окрашенного, живого слова преподавателя. Содержание образования - это система научных знаний, умений и навыков, мировоззренческих идей, элементы социального, познавательного и творческого опыта. Содержание образования имеет исторический характер. Определяется оно целями и задачами образования на том или ином этапе развития общества. Под влиянием требований жизни, производства и уровня развития научного знания меняется и содержание образования. Понятие содержания образования включает ряд компонентов: когнитивный опыт личности, опыт практической деятельности, опыт творчества и опыт отношений личности. Когнитивный опыт личности включает систему знаний о природе, обществе, мышлении, технике, способах деятельности, усвоение которых обеспечивает формирование в сознании студентов научной картины мира, вооружает диалектическим подходом к познавательной и практической деятельности. Он по праву считается основным, поскольку без знаний невозможно ни одно целенаправленное действие. Опыт осуществления способов деятельности (практический опыт). Помимо знаний о способах осуществления деятельности нужно усвоить опыт их применения, т.е. умения и навыки, выработанные человечеством. Внешние (практические) и внутренние (интеллектуальные) навыки и умения могут быть общими для всех учебных предметов (составить план, выделить существенное, сравнить, сделать выводы и т.п.) и специфическими, формирующимися и проявляющимися только в рамках учебных предметов (решение физических или математических задач, постановка опытов по химии и т.п.). Опыт творческой деятельности. Этот компонент содержания общего образования и базовой культуры личности призван обеспечить готовность студента к поиску решений новых проблем, к творческому преобразованию действительности. Опыт отношений личности. Данный компонент представляет собой систему мотивационно-ценностных и эмоционально-волевых отношений. Его специфичность состоит в оценочном отношении к миру, к деятельности, к людям. Опыт отношений человека вместе со знаниями и умениями является условием формирования системы ценностей, идеалов, а в конечном итоге и мировоззрения личности. Все компоненты содержания общего образования и базовой культуры личности взаимосвязаны. Умения без знаний невозможны, творческая деятельность осуществляется на основе определенных знаний и умений, воспитанность предполагает знание о той действительности, к которой устанавливается то или иное отношение, о той деятельности, которая вызывает те или другие эмоции, предусматривает поведенческие навыки и умения.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (603)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |