Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Структура, способы и принципы построения учебной программы



2016-01-26 5352 Обсуждений (0)
Структура, способы и принципы построения учебной программы 0.00 из 5.00 0 оценок




Программа – это краткое изложение содержания учебного предмета (48, с. 1063).

Учебная программа – это нормативный документ, в котором очерчивается круг основных знаний, навыков и умений, подлежащих усвоению по каждому отдельно взятому учебному предмету. Она включает перечень тем изучаемого материала, рекомендации по количеству времени на каждую тему, распределение их по годам обучения и время, отводимое для изучения всего курса (32, с. 210).

Существуют типовые, авторские программы.

Типовые программы очерчивают лишь наиболее обобщенный, базовый круг общеобразовательных знаний, навыков и умений, а также наиболее общие рекомендации методического характера с перечислением необходимых и достаточных средств и приемов обучения, специфических для конкретного предмета обучения. Типовые программы служат основанием для составления рабочих и индивидуальных учебных программ.

Типовая учебная программа в структурном отношении состоит из трех основных компонентов:

· объяснительная записка, или введение, в которой определяются целевые направления изучения данного конкретного учебного предмета в системе учебных дисциплин общеобразовательной школы;

· собственно содержание образования – учебный материал, который включает основную информацию, понятия, теории, перечень обязательных предметных навыков и умений, а также перечень общеучебных навыков и умений, формирование которых осуществляется на межпредметной основе;

· методические указания о путях реализации программы, касающиеся методов, организационных форм, средств обучения, а также оценки знаний, навыков и умений, приобретаемых детьми в процессе изучения данного материала.

Особое внимание в программах последнего десятилетия уделяется межпредметным связям, которые в обобщенном виде представляются в конце содержания основных разделов. Это позволяет педагогу проявить творческий подход к разработке рабочей учебной программы, к реализации межпредметных связей в реальной педагогической действительности (32, с. 211).

Теория и практика разработки учебных программ знает следующие способы их построения: линейный, концентрический и спиральный. В последнее время все более интенсивно обосновывается так называемый спиральный способ построения учебных программ.

Сущность линейного способа построения учебных программ состоит в том, что отдельные части учебного материала выстраиваются как бы по одной линии и образуют непрерывную последовательность тесно связанных между собой взаимообусловленных звеньев – ступеней учебной работы, как правило только один раз. Причем новое выстраивается на основе уже известного и в тесной связи с ним. Такое построение учебных программ несет в себе как положительные, так и отрицательные явления в обучении.

Достоинством линейного способа расположения содержания учебной программы заключается в его экономичности во времени, поскольку исключается дублирование материала.

Недостатком линейного способа является то, что в силу возрастных и психологических особенностей детей, особенно дошкольного возраста, они не в состоянии постигать сущность изучаемых явлений, сложных по своей природе. Например, достудентам сложно понять сущность классических произведений живописи.

Концентрический способ построения учебных программ допускает один и тот же материал (вопрос) излагать несколько раз, но с элементами усложнения, с расширением, обогащением содержания образования новыми компонентами, с углублением рассмотрения имеющихся между ними связей и зависимостей.

Концентрическое расположение материала в программе предусматривает не простое повторение, а изучение тех же вопросов на расширенной основе с более глубоким проникновением в сущность рассматриваемых явлений и процессов. И хотя концентризм замедляет обучение, требует больших затрат учебного времени на изучение учебного материала, порой порождает у детей иллюзии знания тех вопросов, с которыми они повторно сталкиваются, что, возможно, снижает уровень их активности в обучении, концентризм в дошкольном образовании неизбежен. Это особенно ярко проявляется в процессе обучения изобразительной деятельности дошкольников (32, с. 212).

Негативные стороны линейного и концентрического способа построения учебных программ в значительной степени удается избежать при составлении учебных программ, прибегая к спиралеобразному расположению в них учебного материала, благодаря которому удается сочетать последовательность и цикличность его изучения.

Характерной особенностью этого способа является то, что студенты, не теряя из поля зрения исходную проблему, постепенно расширяют круг связанных с ней знаний. В отличие от концентрической структуры, при которой к исходной проблеме возвращаются порой даже спустя несколько лет, в спиральной структуре нет перерывов такого типа.

Кроме того, в отличие от линейной структуры обучение, обладающее спиральной структурой не ограничивается одноразовым представлением отдельных тем (31, с. 99).

По­строение содержания обучения на инвариантной основе дает возможность избежать перегрузки учебных программ. При этом их информационная емкость не только не снижается, а, наоборот, повышается, так как усвоение инвариантных знаний позволяет обучаемым самостоятельно их получать, причем не только те знания, которые известны в настоящее время, но и новые.

Анализ знаний, накопленных в разных предметных облас­тях, показывает, что их накопление идет, как правило, путем увеличения все новых и новых частных явлений, новых частных зависимостей, основа же остается той же самой. В силу этого при построении содержания важно выделитьинварианты.

Реализация инвариантных принципов построения учебных программ повышает эффективность обучения по нескольким направлениям:

1) сокращается объем учебного предмета (иногда в не­сколько раз);

2) такое построение содержания обучения позволяет полу­чить обучаемым более глубокие знания;

3) сокращение объема учебных предметов, как правило, позволяет сократить время их изучения обычно на 25-30% и тем самым разгрузить детей;

4) новый тип построения учебных программ повышаетразви­вающий эффект обучения. Вместо обучения частным умениям педагог получает возможность формировать способности дошкольников.

Разработка обучающей программы. Обучение любому пред­мету можно разделить на конечное число циклов обучения. Под циклом мы понимаем деятельность педагога и ребенка, которая приводит обучаемого к усвоению единицы содержания и соответствующих умений, в кото­рых они должны функционировать.

Для того чтобы все учащиеся усвоили намеченные знания и умения, педагогу необходимо выполнить ряд требований, выте­кающих как из закономерностей процесса усвоения, так и из общей теории управления. Дело в том, что обучение - это част­ный случай управления, и поэтому успешность его протекания зависит от того, насколько полно выполняются требования к эффективному управлению. Остановимся на основных из них.

Проверка исходного состояния познавательной деятельности. Усвоение любых новых знаний и умений предполагает опре­деленный уровень развития познавательной деятельности обу­чаемых: наличие тех или иных знаний и умений, на которых строятся новые.

Эта работа должна идти в двух направлениях:

1) проверяется наличие тех специфических знаний, которые предшествуют новым, являются для них предварительными;

2) определяется уровень общелогических знаний, которые задаются содержанием усваиваемой деятельности.

Важно также проверить наличие необходимых компонен­тов умения учиться: умение включаться в работу, составлять план работы и т.д.

Если необходимые предварительные умения отсутствуют, то их следует сформировать.

Обеспечение прохождения этапов процесса усвоения. Процесс усвоения, как известно, проходит шесть этапов: мотивационный, этап составления схемы ориентировочной основы дея­тельности; этап формирования деятельности в материальной форме; этап внешнеречевой деятельности; этап выполнения деятельности во внешней речи про себя и этап выполнения деятельности в форме внутренней речи.

Проектируя мотивационный этап, педагог должен пом­нить, что характер учебных мотивов существенно влияет на эффективность учебного процесса: она значительно повыша­ется выше при наличии внутренних мотивов, в качестве кото­рых выступают получаемые знания, усваиваемые виды позна­вательной деятельности. Разрабатывая проблемные ситуации для данного этапа, педагог должен заинтересовать студентов намеченными знаниями и умениями.



2016-01-26 5352 Обсуждений (0)
Структура, способы и принципы построения учебной программы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Структура, способы и принципы построения учебной программы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (5352)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)