Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Любой наследственный фактор будет влиять различно в разных условиях среды, равно как и любой фактор среды будет неоднозначно влиять на разный наследственный материал



2016-01-26 982 Обсуждений (0)
Любой наследственный фактор будет влиять различно в разных условиях среды, равно как и любой фактор среды будет неоднозначно влиять на разный наследственный материал 0.00 из 5.00 0 оценок




Определение степени наследственных влияний производится путем изучения родословных (генеалогический метод), цитогенетическим методом (анализом наследственного материала клеток), популяционным методом (исследование врожденных изменений организма в изолированных группах населения – на отдельных островах, в труднодоступных лесах, горах и пр.), а также близнецовым методом.

Близнецовый метод является основным при оценке сравнительной роли наследственных и средовых факторов у человека. Он основан на сопоставлении внутрипарных корреляций у одно- и двуяйцовых близнецов (моно- и дизигот); первые генетически идентичны, вторые походят друг на друга, как обычные братья и сест­ры. Влияние генетического фактора прослеживается по от­ношению не только к абсолютным величинам, но и к скорости прироста длины и массы тела, что позволяет считать темпы увеличения тоталь­ных размеров тела также генетически запрограммированными. Возраст наступления менструаций (менархе) тоже в значи­тельной степени определяется наследственным фактором. Отчетливо генетически обусловлены также сроки начала неко­торых важных моторных реакций — прямохождения и моторной речи, количественная секреция ряда гормонов и др.

По созреванию скелета, половому развитию, состоянию зубной системы женщины обычно опережают мужчин на 1—2 года. Высказываются предположения, что эти различия могут быть прямо или косвенно обусловлены действием генов, локализованных в половых хромосомах, например, генов У-хромосомы, влияющих на реализацию генетической программы развития.

 

Вопрос о влиянии географической среды обитания на рост и развитие представляется особенно важным, поскольку он является существенной частью общей проблемы адаптации человека к условиям внешней среды.

Эта группа факторов включает такие характеристики, как химический состав воды и почв, температура, влажность, количество кислорода во вдыхаемом воздухе, инсоляция и т. д.

Так люди, живущие в жарком тропическом климате, в среднем характеризуются меньшим весом, большей длиной конечностей по сравнению с обитателями более холодных широт. Одним из наиболее четких примеров влияния климатогеографических условий на процессы роста и развития является высокогорная гипоксия. Адаптация к ней осуществляется в основном за счет морфофункциональных перестроек самого организма. Например, характерна более выпуклая форма грудной клетки, замедляются процессы полового созревания.

В некоторых группах Центральной Америки (Гватемала) и Западной Африки (Гамбия) скорость роста в сухом сезоне оказалась вдвое выше, чем в дождливом. Высказывается предположение, что эти различия связаны со стимулирующем воздействием инсоляции на синтез витамина Д, ускоряющего линейный рост.

 

Социальные влияния у человека являются генеральным фактором, опосредующим все компоненты среды. Влияние социального фактора является многогранным. Оно реали­зуется различными путями: труд, питание, семейно-бытовые условия, урбанизация, факторы физического и психического стресса, иммунизация, заболеваемость, экология и др.

 

 

15. Роль социальных факторов в биологическом развитии человека.

Социальные влияния у человека являются генеральным фактором, опосредующим все компоненты среды. Влияние социального фактора является многогранным. Оно реали­зуется различными путями: труд, питание, семейно-бытовые условия, урбанизация, факторы физического и психического стресса, иммунизация, заболеваемость, экологические факторы и др.

В XX в. было проведено огромное число исследований, посвященных влиянию социально-экономических факторов на размеры тела у подрастающего поколения во многих странах, и наиболее важным фактором признано образование родителей. Для жителей практически всех стран мира выявлена следующая закономерность: дети из более обеспеченных семей выше и тяжелее детей из малообеспеченных семей, однако масштаб различий сильно варьирует и зависит как от выбора критериев, положенных в основу социальной стратификации, так и от фактических условий жизни в рассматриваемых популяциях. Во многих случаях речь идет о кумулятивном действии разных факторов: больше доход, лучше питание, жилищные условия, гигиенические навыки, меньше братьев и сестер, более внимательный уход за ребенком, ниже уровень инфекционных заболеваний и т. д. Как правило, отмечена прямая зависимость между уровнем образования родителей и экономическим статусом семьи и обратная — между уровнем образования и количеством детей в семье. Это последний показатель связан обратной зависимостью с размерами тела, т. е. длина тела тем меньше, чем больше детей в семье.

Помимо анализа возрастной динамики размеров тела и интенсивности ростовых процессов, для подтверждения социальной обусловленности ростовых закономерностей используется уровень полового созревания, являющийся одним из самых информативных критериев биологического возраста. Влияние социально-экономических факторов на сроки и темпы полового созревания настолько велико, что часто перекрывает возможные этнотерриториальные и климатогеографические различия. Очевидно, что с понижением социального класса значительно возрастают сроки достижения соответствующих стадий зрелости, независимо от этнической принадлежности обследованных групп.

В большинстве исследований в качестве наиболее чувствительного индикатора к воздействию условий среды используется возраст менархе, т. е. возраст начала менструирования. Отчетливая зависимость более высокого возраста менархе у девочек из менее обеспеченных слоев во внутригрупповом масштабе отмечается во многих странах мира.

Среди других показателей, отличных у представителей высших и низших классов, — развитие жироотложения, которое может рассматриваться в развитых индустриальных обществах как свидетельство социального неблагополучия в случае выраженного ожирения; в слаборазвитых странах признаком социальной депривации служат крайне низкие величины толщины подкожно-жирового слоя. В обоих случаях речь идет о воздействии несбалансированного или недостаточного питания.

Наконец, о чем уже говорилось выше, у представителей высших и низших социальных классов имеются четко выраженные различия в отношении показателей интеллектуального развития.

 

 

16. В чём отличие скелета, черепа и конечностей человека от животных предков?

Гоминиды обладают на анатомическом и биомолекулярном уровне рядом отличий, которые позволяют выделить им особое место в ряду приматов. Одни из этих отличий
первичны, а другие вторичны, т.е. возникли как адаптация к условиям, создавшимся в результате появления первичных отличий.
Прямохождение – важнейший признак человека, благодаря которому выпрямляется позвоночник, черепная коробка может развиваться во всех направлениях, что создает возможность значительного увеличения объема мозга; освобождаются руки, что позволяет изготавливать и применять орудия труда. Остальные приматы, за немногими исключениями, живут преимущественно на деревьях и являются четвероногими или, как иногда говорят, «четверорукими». Хотя некоторые мартышкообразные, например бабуины, приспособились к наземному существованию, они тем не менее передвигаются на четырех конечностях. А человекообразные обезьяны, в частности гориллы, которые в основном живут на земле, ходят в характерном частично распрямленном положении, часто опираясь на руки.
Вертикальное положение тела человека, конечно же, оказалось связано с множеством вторичных адаптивных изменений. В их число входят изменения в строении костей и мышц таза (более мощные и лучше развиты, т.к. к функции движения нижних конечностей добавилась функция удержания тела в вертикальном положении), в пропорциях рук и ног (у человека ноги длиннее рук, у обезьян – наоборот), модификация стопы (увеличение свода стопы для лучшей амортизации, большой палец не противопоставлен остальным, а параллелен им - утрачена хватательная функция), кисти рук лучше развиты (большой палец более противопоставлен), позвоночник человека имеет изгибы назад (кифозы) и вперед (лордозы), а
также соединения головы с позвоночным столбом (большое затылочное отверстие переместилось в нижнюю часть черепа, поэтому голова человека размещена сверху позвоночного хребта, тогда как у человекообразных обезьян она «подвешена» вперед).

Рука человека отличается от передней конечности приматов большей подвижностью, лучшей противопоставляемостью большого пальца; укреплением ладонного отдела, способность на сильное сжатие.
Следующее из первичных отличий, ставящее человека в особое положение по отношению к прочим приматам, – это чрезвычайно увеличенный мозг. Мозговой отдел черепа значительно больше лицевого. По сравнению, например, со средними размерами мозга шимпанзе мозг современного человека в три раза больше; даже у Homo habilis, первого из гоминид, он был вдвое крупнее, чем у шимпанзе. Коэффициент церебрализации или энцефализации – отношение массы мозга к массе тела. Однако величина – не единственная особенность человеческого мозга: различные его области претерпели специализированное развитие, возросло число нервных клеток и изменилось их расположение, выражающееся в меньшей плотности упаковки нейронов в коре, в большем числе дендритов, нейронов коры с короткими аксонами и нейроглиальных клеток. Эти, а также некоторые другие модификации наделили мозг человека его повышенными возможностями.

Третье из базисных изменений касается строения зубов и их использования. Произошедшие трансформации обычно связывают с изменениями в способе питания древнейшего человека. Если их причина еще может быть предметом обсуждения, то характер изменений твердо установлен. К ним относятся: уменьшение объема и длины клыков; закрытие диастемы, т.е. промежутка, в который входят выступающие клыки у приматов; изменения формы, наклона и жевательной поверхности разных зубов; развитие параболической зубной дуги, в которой передний отдел имеет округлую форму, а боковые расширяются наружу, – в отличие от U-образной зубной дуги обезьян.


17. Особенности морфологии мозга человека и его психосоциального статуса по сравнению с животными.

 

Объем головного мозга человека превышает объем мозга его ближайшего предшественника – человекообразной обезьяны – более чем в два раза. Если у человекообразной обезьяны средний объем мозга равен 600 см3, то у человека он составляет 1400 см3. Еще в большей пропорции увеличивается площадь поверхности больших полушарий, так как количество извилин коры головного мозга и их глубина у человека значительно больше. Происходят и существенные структурные и функциональные перестройки мозга. Например, у человека по сравнению с человекообразной обезьяной уменьшилась в процентном соотношении площадь проекционных полей, связанных с элементарными чувствительными и двигательными функциями, и увеличилось процентное содержание интегративных полей, связанных с высшими психическими функциями.

У людей, в отличие от животных, есть сознание – высшая функция человеческого мозга, которая заключается в отражении действительности и направленном регулировании взаимоотношений личности с окружающей средой. Мышление – способность человека определить для себя и передать другим людям свое отношение к происходящему при помощи слов и образов. В основе сознания и мышления лежит процесс постоянного анализа огромного объема информации, поступающей как из внешней среды через органы чувств, так и от внутренних рецепторов, реагирующих на малейшие изменения во внутренней среде организма. Совокупность происходящих в центральной нервной системе процессов, обеспечивающих восприятие и анализ информации, а также наиболее правильную ответную реакцию организма, называют сигнальной системой. И у животных, и у человека имеется первая сигнальная система. Эта система воспринимает конкретные материальные раздражители окружающего мира и является основной правильного реагирования на происходящее вокруг. Например, для лисы запах мелкого грызуна свидетельствует о близком присутствии пищи, и при наличии пищевой потребности лиса примется раскапывать мышиную норку.

Отличительной чертой высшей нервной деятельности человека является наличие второй сигнальной системы, которая связана с появлением и развитием речи. Особенность высшей нервной деятельности человека – способность воспринимать произнесенное или написанное слово, причем сигнальное значение слова определяется не сочетанием звуков или букв, а именно смысловым значением, которое несет это слово. При помощи слов человек может очень точно выразить сложнейшие абстрактные понятия, оттенки чувств и многое другое. Вторая сигнальная система позволяет с помощью слов, математических символов, нотных знаков, образов передавать информацию от человека к человеку, из поколения в поколение.

 

Из всех живых существ, населяющих Землю, только человеку присущи во всей полноте такие свойства, как сознание, речь, абстрактное мышление.

Человек оперирует образами и понятиями, содержание которых свободно от ограничений пространства и времени и может относиться к воображаемым, никогда и нигде не существующим событиям, то есть его мышление абстрактно-логическое, в отличие от конкретно-образного мышления животных;

Только человек имеет самосознание и саморефлексию, проявляющиеся в способности созерцать собственное существование и осознавать смерть.

Только людям свойственно изготавливать одни орудия труда с помощью других (орудийная деятельность. У обезьян – предметная) и целенаправленно обучать других каким-либо действиям.


18. Жизненнее среды человека. Зоны личной территории.

Жизненная среда представляет собой совокупность, состоящая из природной, искусственной, жилой и рабочей среды, внутренней среды самого человека с его телесным и духовным содержанием. Жизненная среда оказывает разностороннее влияние на человека; его физическое, психическое и социальное здоровье. Человек постоянно находится в жизненной среде. Она может изменяться как структурно, так и содержательно в зависимости от возраста, профессии, социального статуса индивида и др.

Таким образом, термин «жизненная среда» охватывает такие частные среды, как природная и производственная среды, среда ежедневных передвижений, среда отдыха и домашняя среда. Есть много классификации среды человека, вот одна из них:



2016-01-26 982 Обсуждений (0)
Любой наследственный фактор будет влиять различно в разных условиях среды, равно как и любой фактор среды будет неоднозначно влиять на разный наследственный материал 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Любой наследственный фактор будет влиять различно в разных условиях среды, равно как и любой фактор среды будет неоднозначно влиять на разный наследственный материал

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (982)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)