Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ВОПРОС 3: МЕТОДЫ И ИСТОЧНИКИ ЭТНОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ



2016-01-26 1406 Обсуждений (0)
ВОПРОС 3: МЕТОДЫ И ИСТОЧНИКИ ЭТНОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ 0.00 из 5.00 0 оценок




На сегодняшний день в этнологии сложился комплекс методов этнологических исследований, который включает в себя полевые исследования, изучение письменных источников, изучение устных преданий, описание археологических и антропологических материалов, анализ статистических источников (прежде всего материалов переписей населения).

В современной этнологии для научного анализа используется самый разнообразный материал: исследования и описания уче­ных-этнографов, записки путешественников, фольклорные и ху­дожественные тексты, этносоциологические и этнопсихологические исследования, публицистические материалы, официальные документы, историческая и общественно-политическая литерату­ра и т.д. Кроме того, при возможности непосредственного кон­такта с представителями изучаемого этноса ценными становятся наблюдения за их реакциями на различные ситуации, логикой ар­гументов и рассуждений, используемых в спорах и беседах, спосо­бами объяснения различных явлений окружающего мира и собст­венного поведения и т.п.

Изучение письменных источников.Это один из самых важных методов этнологии, ценность которого заключается в разнооб­разной и достоверной информации об изучаемых народах и куль­турах. В качестве письменных источников используются обычно история народов, написанная ими самими, или описания их куль­тур, что сохраняет к этим источникам устойчивый интерес уче­ных-этнологов. Однако такого рода историко-культурные описа­ния не единственный тип письменных источников, представляю­щих интерес для этнологов. В настоящее время существует огром­ное количество еще не исследованных письменных материалов, которые содержат много полезной и неизвестной информации о жизни и культурах народов разных стран и эпох. К такого рода материалам относятся доклады географов, записки авантюристов и матросов, отчеты посланников, сообщения капитанов морских судов, торговцев и т.п.

Устные предания.Ценность их состоит в том, что они являются выражением исторического сознания. Опыт этнологических ис­следований позволяет утверждать, что развитие исторического сознания может быть совершенно разным даже у соседних наро­дов. Устные предания, как источник получения этнологических ма­териалов, исчезают быстрее, чем другие. Этот процесс все более ускоряется, и нетрудно предвидеть, что уже совсем скоро этот ис­точник иссякнет вовсе. Основная причина исчезновения преданий заключается не только и не столько в незначительном интересе народов к своей ранней истории, сколько в растущей грамотности народов. Любое записанное предание как бы растворяется и пре­кращает жить в памяти народа, его место занимают новые идеи. Вместе с этими преданиями по капле утрачивается и обедняется история.

Археологические материалы.Для восстановления этнической истории и истории культуры в этнологии применяется метод изуче­ния археологических материалов. В отличие от письменных источ­ников и устных преданий археологические материалы являются самыми надежными, так как позволяют довольно точно определить время каких-либо исторических событий или возраст предметов культуры. Высокая достоверность этого метода основывается на современных способах изучения и оценки археологических мате­риалов. Так, например, с помощью термолюминесцентного метода можно установить возраст керамических изделий. Кроме того, при изучении археологических материалов сегодня все шире использу­ются статистические методы. Их применение требует тщательной подготовки археологического материала и позволяет добиться вы­сокой достоверности информации. В свою очередь, анализ, оценка и интерпретация этой информации служат основанием для созда­ния этнологических теорий, концепций, моделей культуры.

Сравнительное языкознание.Это еще один важный метод этно­логических исследований, который состоит в том, что ученые сравнивают определенные слова из разных языков, чтобы пока­зать соотношение близких языков и степень их родства. Ведь при разных темпах развития языков некоторые из них на основе эндо­генных процессов за короткое время создают много новых слов или перенимают благодаря внешнему влиянию слова из чужих языков. Другие языки, напротив, остаются статичными и не изме­няются на протяжении многих столетий.

Однако метод сравнительно­го языкознания требует от ученых хорошего знания соответствую­щих языков, и прежде всего законов их словообразования.

Статистические методы.С середины XX века в этнологии по­стоянно увеличивается значение статистических источников, сре­ди которых наиболее важными являются переписи населения. Это в значительной степени обусловлено тем, что благодаря перепи­сям ученые получают этническую информацию по самому широ­кому кругу вопросов. Ценность этой информации заключается не только в разнообразии, но и в ее систематизированном, упорядо­ченном характере. Переписные бланки разбиваются на блоки во­просов по соответствующим направлениям. Среди них главным является блок социально-демографических вопросов, с помощью которых ученые получают информацию о поле, возрасте, соци­альном положении, образовании, профессии, типе жилища, вре­мени проживания людей в данной местности и т.д. Блок вопросов о национальности и родном языке отражает не только объектив­ные характеристики индивида, но и черты его сознания, прежде всего его самоидентификацию с той или иной этнической или языковой группой. Это позволяет установить общую этническую картину и определить динамику этнических процессов путем сравнения материалов нескольких переписей.

Полевые исследования.Становление этнологии как самостоя­тельной науки в значительной степени произошло благодаря не­посредственному изучению жизни народов, или, как это принято называть у этнологов, полевым исследованиям. Формирование этого метода было вызвано потребностью иметь более подробные и систематизированные знания о колониальных народах, их хо­зяйстве, социальном устройстве, обычаях, верованиях, так как возраставшая роль колоний в экономике метрополий с необходи­мостью требовала научно обоснованного управления населением зависимых стран.

Метод полевого исследования основывается на длительном пребывании и вживании исследователя в изучаемую этническую среду. Причем срок стационарной работы должен быть не менее одного этнического года, который по своей продолжительности должен на два-три месяца превышать календарный. Два-три ме­сяца приходятся на время первичного знакомства и адаптации к новым условиям, после чего этнолог наблюдает жизнь этнической общности или ее части во все временные периоды годичного цикла.

Закономерно, что плодотворность метода полевого исследова­ния возрастает с увеличением срока пребывания исследователя в изучаемом этносе. В этом отношении история этнологии особо отмечает выдающиеся заслуги американца Льюиса Моргана, дли­тельное время прожившего среди ирокезов, и русского этнографа Н.Н. Миклухо-Маклая, жившего несколько лет среди папуасов Но­вой Гвинеи. Стационарный метод полевых исследований имеет то неоспоримое преимущество, что этнолог становится соучастником повседневной жизни народа. В настоящее время в этнологии этот метод существует в виде срочного или сезонного выезда для поле­вых исследований, который совмещается с маршрутным вариантом этого метода, имеющим целью охватить как можно большее число населения или большую этническую территорию в отведенные сро­ки. Такой характер полевых исследований дает оперативный мате­риал, но страдает существенными изъянами. Так, срочный (сезонный) выезд обычно планируется на наиболее удобный для исследователя период работы в поле, а следовательно, исключает наблюдение жизни этноса в межсезонный период.

Этнологический источник – всякое явление, которое может быть использовано для извлечения сведений об этнических объектах.

На ранних этапах – наблюдения купцов, послов, путешественников, судовых врачей и натуралистов (Дарвин, Геродот, Тацит). Эти источники создавались как служебные записи, либо как самостоятельные произведения. В них – иногда ценная информация об исчезнувших народах. Позже –полевые исследования и экспедиции. Уже научный подход к сбору данных. На этом этапе появляется методология этнографии. Привлекаются сведения многих, в том числе естественных, наук (большей частью – прикладных), таких как ботаника, медицина, биология и др (комплексный подход Д.Н. Анучина).

Основные группы источников:

1) Артефакты – материальные предметы культуры изучаемого народа

2) Мемораты – отражения тех или иных сторон этнического объекта

3) Классические письменные источники

4) Полевой материал (сведения собираемые этнографией)

1. Письменные источники. Самые ценные. Клинопись, папирусы, летописи, хроники, служебные документы. С распространением письменности число и значение таких источников растет.

2. Изобразительные материалы. Фрески, рисунки, барельефы, мелкая пластика, орнаменты и т.д. Ценность таких источников в том, что они существовали тогда, когда письменностью ещё не было.

3. Документальные источники. Фотографии, материалы, собранные в ходе специальных экспедиций, карты и чертежи.

4. Музейные собрания. Женские головные уборы – очень характерная черта любого этноса. Также – костюмы, муз. инструменты и проч.

5. Фольклор. Танцы, народная музыка, песни, загадки и др. Особенно информативны обряды (свадьба, похороны).

6. Лингвистика. Язык, его развитие. Родство языков обычно означает родство народов, но иногда, в силу исторических причин, такие народы могут различаться по хозяйству и культуре => привлекать другие источники. Бывают и билингвальные этносы.

7. Антропология. Дает важные сведения об этногенезе. По антропологическим данным устанавливается принадлежность к одной из рас.



2016-01-26 1406 Обсуждений (0)
ВОПРОС 3: МЕТОДЫ И ИСТОЧНИКИ ЭТНОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ВОПРОС 3: МЕТОДЫ И ИСТОЧНИКИ ЭТНОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1406)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)