Формой государственного устройства называют политико-территориальное устройство государства, особенности взаимоотношений между центральной и местной властями
Государство, достигая определенного уровня населения и размера территории, начинает делиться на части, которые имеют свои органы власти. В зависимости от формы государственного устройства выделяют простые и сложные государства. Простыми (унитарными) государствами называют единые и централизованные государства, состоящие из административно-территориальных единиц, полностью подчиняющихся центральным органам власти, не обладают признаками государственности. Они не обладают политической самостоятельностью, но в экономической, социальной, культурной сферах, как правило, наделяются большими полномочиями. Такими государствами, в частности, являются Франция, Норвегия и др. Признаки унитарного государства: 1) единство и суверенитет; 2) административные единицы не имеют политической самостоятельности; 3) единый, централизованный государственный аппарат; 4) единая законодательная система; 5) единая налоговая система. Сложными государствами называют такие, которые состоят из государственных образований, обладающих различной степенью государственного суверенитета. Можно выделить следующие виды сложных государств: 1) федерация; 2) конфедерация; 3) империя. Федерация – это объединение нескольких самостоятельных государств в одно государство. Такими государствами, в частности, являются США и Российская Федерация. Признаки федерации: 1) наличие самостоятельности у субъектов государства; 2) союзное государство; 3) функционирование наряду с общефедеральным законодательством законодательства субъектов федерации; 4) двухканальная система выплаты налогов. В зависимости от принципа формирования субъектов существуют следующие виды федераций: 1) национально-государственная; 2) административно-территориальная; 3) смешанная. В зависимости от юридической основы различают федерации: 1) договорные; 2) конституционные. Конфедерация – это межгосударственные объединения или временные юридические союзы суверенных государств, которые создаются для решения политических, социальных, экономических задач. Признаки конфедерации: 1) отсутствие суверенитета, единого законодательства, единой денежной системы, единого гражданства; 2) совместное решение субъектами конфедерации общих вопросов, для реализации которых они объединялись; 3) добровольный выход из государства и отмена действия общеконфедеративных законов, постановлений (которые носят рекомендательный характер) на своей территории. Империя – это такое государство, которое формируется в результате завоевания чужих земель, составные части которого имеют различную зависимость от верховной власти. 19. Понятие и виды политических режимов. Политический (государственно-правовой) режим – это совокупность средств и способов реализации государственной власти. Существуют следующие виды политического режима: 1) авторитарный – политический режим, при котором государственная власть осуществляется одним лицом, не учитывается мнение большинства населения государства; Признаки авторитарного режима: 1) население страны отстраняется от формирования государственной власти; 2) государственная власть полностью находится в руках правящей элиты, интересы которой преобладают, а интересы остального населения не учитываются; 3) устраняется оппозиция, ведется борьба с любыми недовольствами существующим режимом; 4) власть реализуются с использованием насилия, а также военно-полицейского аппарата; 5) доминируют противоправные решения. Виды авторитарного режима: 1) деспотический – режим при котором глава государства (деспот) приходит к власти законными путями, но реализуемая им власть имеет поработительный характер; 2) тиранический – режим, при котором глава государства (тиран) приходит к власти путем ее захвата, после чего его жестокость, произвол падает на все население страны; 3) тоталитарный– режим, при котором в централизованном едином государстве действует одна официальная идеология, сильно ограничивающая демократические права и свободы населения. Органы государственной власти формируются правящей партией во главе с лидером. 4) конституционно-авторитарный– режим при котором ущемление демократических прав и свобод населения законодательно закрепляется в в конституции, лишь формально провозглашающей права и свободы. 2) переходный и чрезвычайный – политические режимы, которые являются временными и формируются в результате политического переворота или революции, а также при стихийных потрясениях, которые угрожают нормальному существованию государства и безопасности граждан; 3) демократический – политический режим, при котором государственная власть формируется и функционирует на принципе подчинения меньшинства большинству. Признаки демократического политического режима: 1) представительные органы формируются народом; 2) реализуется принцип разделения властей (законодательная, исполнительная, судебная); 3) полное подчинение государства праву; 4) провозглашаются и гарантируются государством демократические права и свободы.
20. Политическая система общества: понятие и структура. Политическая система общества – это совокупность взаимодействующих государственных и негосударственных организаций, которые связаны между собой нормами и отношениями политико-правового характера. Система в политологии – все действия влияющие на процесс принятия и осуществления политических решений. Политическая система регулирует производство и распределение благ между социальными общностями на основе использования государственной власти, участия в ней, борьбы за нее. Структура политической системы: – политическая организация общества, включающая в себя государство; – политические партии и движения, общественные организации и коллективы и т. п.; – политическое сознание – социально-политические и правовые нормы, регулирующие политическую жизнь общества; – политические отношения и политическая практика Функции политической системы: 1) выработка и планирование целей общества; 2) мобилизация средств и ресурсов, необходимых для достижения поставленных целей и задач 3) соблюдение интересов разных социальных групп общества. 4) легитимация политической власти (т. е. обоснование ее существования).
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (538)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |