Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Общая характеристика античного рабовладельческого общества и его искусства. Роль мифологии в античном искусстве



2016-01-26 2409 Обсуждений (0)
Общая характеристика античного рабовладельческого общества и его искусства. Роль мифологии в античном искусстве 0.00 из 5.00 0 оценок




Культуру Древней Греции, а также тех земель и народов, которые находились под их культурным влиянием, принято называть античностью. Понятие «античность» (от лат. аntiqus древний) возникло в эпоху Возрождения для обозначения памятников греко-римской культуры, древнейшей из известных в то время. Однако позднее были открыты более древние восточные культуры, и термин «античность» в искусствоведении закрепился за культурой Древней Греции и Древнего Рима. При всем их своеобразии они имеют много подобных черт.
Общими для античных государств были пути социального развития и особая форма собственности – античное рабовладение, а также основанная на ней форма производства. Общество, разделившееся на рабов и рабов, освободившихся от труда, позволило посвятить себя искусству. Разделение общества на два основных класса - рабов и рабовладельцев - привело к образованию своеобразной формы античного государства, которую греки называли “полис”. Эта форма совмещает в себе два понятия - и государства и города. Имеется в виду город с небольшой прилежащей к нему территорией. Общей была их цивилизация с единым историко-культурным комплексом. Это не отрицает, конечно, наличия в жизни античных полисов бесспорных особенностей и различий. Главные, стержневые факторы в античной культуре – религия и мифология. Мифология была для древних греков содержанием и формой их мировоззрения, их мировосприятия, она была неотделима от жизни этого общества. Затем – античное рабовладение. Оно было не только основой экономики и общественной жизни, оно было и основой мировоззрения людей того времени. Далее следует выделить в качестве важнейших явлений жизни античного полиса науку и художественную культуру, которые являются основой античной культуры.
Античная Греция была колыбелью европейской цивилизации и культуры. Именно здесь были заложены те материальные, духовные, эстетические основы ценностей, которые в той или иной мере нашли свое развитие у всех европейских народов. Для греческой культуры характерен рациональный (теорийный) подход к пониманию мира и в то же время эмоционально-эстетическое его восприятие, стройная логика и индивидуальное своеобразие в решении социально-практических и теоретических проблем. Этим Древняя Греция отличалась от Востока, где развитие культуры протекало в форме комментирования древних учений, ставших каноническими.
Как у всех древних народов, у греков были местные общинные культы, боги-покровители отдельных полисов, земледельческие боги. Но уже в глубокой древности наметилась тенденция поглощения местных богов великими олимпийцами. Эта тенденция получила окончательное завершение в македонскую эпоху и была отражением политического, экономического и культурного объединения греческих полисов. Но уже в гомеровскую эпоху культурная общность греков отчетливо ими осознавалась, что и отразилось в почитании общегреческих богов.
Основными богами греческого пантеона являются: Зевс, Гера, Посейдон, Аид, Афина, Артемида, Аполлон, Гермес, Дионис, Асклепий, Афродита, Арес, Пан, Гефест, Гестия. Характерной чертой древнегреческой религии был антропоморфизм – обожествление человека, представление о богах как о сильных, прекрасных людях, которые бессмертны и обладают вечной молодостью. Жили боги, по представлениям греков, на горе Олимп, расположенной на границе Фессалии и Македонии.
Греческая мифология – это не только и не столько мир религиозных представлений, это мир греков вообще, это сложное и обширное целое, куда входят наряду с собственно мифами также исторические легенды и предания, сказочные сюжеты, литературные новеллы, свободные вариации на мифологические темы. Но поскольку эти разнообразные элементы с трудом отделимы друг от друга, следует рассматривать эту широко понимаемую мифологию в целом.
Греческая мифология развивалась вместе с историей общинно-родовой формации (то есть еще до возникновения рабовладельческого общества) и начинается она не с прекрасных богов Олимпа и героев, а с мира смутного, страшного, в доисторические времена. Этот доклассический, или архаический, период начинается в сумраке тысячелетий и завершается ко II тысячелетию до н. э. Героический период приходится на II тыс. до н. э. и достигает расцвета в середине этого тысячелетия, завершаясь в его конце мифами о гибели героических поколений Крито-микенской эпохи. Старая наивная мифология уходит в небытие вместе с родовым строем, когда в первой трети первого тысячелетия возникают предпосылки классового рабовладельческого общества и создаются принципиально новые формы жизни.
В основе античной культуры лежит миф – исторически первая форма сознания и культуры. Однако «миф» по-гречески означает не что иное, как «слово». Поэтому древнегреческие мифы можно назвать «словом» о богах и героях. Греческие боги – это персонифицированные силы природы, их жизнь похожа на жизнь человека родового общества со всеми ее связями. Миф основан на непосредственно-чувственном восприятии мира и обобщении этого восприятия в целостное единство. Древняя мифология – предмет неоспоримой реальности и веры в ее непреложность. Она возникает и развивается задолго до религии. Для мифологии культ вторичен, а первична реальность космического бытия, переживаемого как стихийно-материалистическая проекция вовне родовой жизни первобытного коллектива.
Среди главных источников для изучения мифа необходимо назвать героические поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Складывавшиеся на границе родового и классового рабовладельческого общества, они объединили в одно художественное целое мощные пласты мифологического и исторического бытия.
Гимническая поэзия, в том числе гомеровские гимны, орфические гимны, гимны Каллимаха и Прокла, резюмирует многовековую традицию античной мифологии, воспевая подвиги богов, создавая божественные биографии.
Таким образом, греческая мифология, являясь первой формой познания мира, в историческом развитии дает нам неисчерпаемый материал для освоения ее в плане этическом, эстетическом и для раскрытия ее художественного воздействия в литературе и искусстве Античности.

 

2.Происхождение древнегреческого театра.
Происхождение древнегреческого театра
Развился он из ритуального представления, действа (драма — слово греческое и означает действо) в честь бога Диониса, бога веселья и вина. Ритуал обычно сопровождался хороводами, танцами и дифирамбами (жанр древнегреческой хоровой лирики). Содержанием этих песен являлось сказание о похождениях Диониса. Исполнители их танцами и мимикой воспроизводили это сказание. Участники ритуала надевали на себя маски с козлиными бородами и рогами, изображая спутников Диониса — сатиров (отсюда название — сатировская драма). Ритуальные представления происходили во время дионисий (празднеств в честь Диониса). Эти ритуальные представления и являются предшественниками древнегреческого театра. После ритуала устраивали шествие, с играми и плясками. Интересно, что шутки, по мнению древних греков, любит бог Дионис. Во время этих увеселений возникла комически-бытовая сценка. Ритуальные танцы стали греческое трагедией, а само празднество- древнегреческой комедией.

Как выглядел древнегреческий театр?
Древнегреческий театр представлял собой открытое здание огромнейших размеров. Сцена состояла из длинной узкой платформы и с трёх сторон была обнесена стенами, из которых задняя (с навесом) называлась скеной, боковые — параскениями, а сама сцена — предскением. Поднимавшийся уступами полукруг сидений для зрителей назывался амфитеатром, место между сценой и амфитеатром — орхестрой; здесь помещался хор, который управлялся корифеем . Декораций в Древнегреческом театре не было.

Организация представлений.
Организатором театральных состязаний являлось государство. В основном это был аэропаг и архонт. Театр старались использовать, как пропаганду идеальной демократии. И чтобы оказать своё воздействие на всех свободных граждан (метекам запрещено было посещение театра), они для бедных установили особую театральную денежную выдачу (феорик).

Древнегреческая трагедия
Актёры.

Актёры носили маски, котурны и длинные плащи (что интересно, цвет их зависел от роли — цари, например, носили красные плащи). Всё это должно было придать актёру высокий рост и величие, уподоблявшие его богу или герою, которых он изображал. От мимических дифирамбов постепенно перешли к показу их в действии.

Сюжет

Основной мотив греческой трагедии — страх перед роком, судьбой — по мысли Аристотеля должен иметь результатом не просто боязнь попасть в такое же положение, а моральное очищение от тех чувств, которые могут его вызвать. Отсюда происходят три единства греческой трагедии: места, действия и времени (действие могло совершаться лишь от восхода до захода солнца), которые должны были усилить иллюзию реальности действия. Единство времени и места в значительной мере ограничивало характерное для эволюции рода развитие драматических элементов за счёт эпических. О происходившем вне сцены рассказывали так называемые «вестники».

Первые драматурги. Первыми драматургами считаются Феспис и Фриних. Они ввели актёра. Драматические произведения давались авторами обычно в порядке состязаний. Авторы же исполняли главные роли, сами писали музыку для трагедий, руководили танцами.

Великие драматурги.

Три крупнейших трагика Греции — Эсхил, Софокл и Еврипид. Поколебать его не могут даже взбунтовавшиеся титаны (трагедия «Прикованный Прометей»).
Древнегреческая комедия
Актёры
Число актёров не превышало трёх, хотя каждый из них исполнял больше ролей, чем в трагедии. И в комедии огромную роль играл хор. Особенностью последнего было то, что корифей хора говорил от лица самого автора, излагая его основные мысли, которые он проводил в комедии. Часть представления актёры танцевали. Непохожи были костюмы актёров комедии на костюмы актёров трагедии. Маски актёров должны были подчеркнуть смешное и уродливое в изобличаемом герое (они были с выпученными глазами, со ртом до ушей и т. п.). Фигурам актёров придавался не менее уродливый вид.
Сюжет
Поэты брали сюжет из мифов, сатирически их преломляя. Это совпало с эпохой начавшегося демократического движения, поколебавшего устои древнегреческой религии. В годы Перикла комедиографы изображали уже в своих комедиях общественную борьбу против отдельных политических деятелей. В начале IV века, комедия становится карикатурно-бытовой. Была она для высшего слоя населения. Так же появились герои, как хвастливые воины, паразиты и хитрые рабы.
Комедиографы
Первый комедиограф — Эпихарм. У него боги играли шутовские роли. Из трёх знаменитых представителей аттической политической комедии — Кратина, Евполида и Аристофана — самым крупным был последний. Он в своих комедиях вёл ожесточённую борьбу с демократией. В карикатуре изображал Сократа, Еврипида. Он часто пародировал Еврипида. Менадор является одним из самых выдающихся комедиографов этого времени. Изображая реальную жизнь, бытовая комедия Менандра отказалась от пляски и пения.

 

 

3.«Прометей Прикованный»
трагедия древнегреческого драматурга Эсхила ("отец европейской трагедии"), представленная в 444-443 годах до н. э. Есть версия, что трагедия входила в трилогию «Прометея», так как имеются отрывки из «Освобожденного Прометея» и «Прометея – носителя огня».
Сюжет:
По велению Зевса за похищение огня для людей Гефест приковывает титана Прометея на краю света в Скифии к скале. Орел клюет Прометею печень. Узника посещают Океаниды, их отец Океан, царевна-корова Ио (возлюбленная Зевса). Прометей - пророк. Зевс хочет узнать у него тайну о себе. Прометей рассказывает всем, кто к нему приходит, что он сделал для людей, выкрав огонь у богов, проклинает Зевса и пророчествует. Важный диалог Гермеса и Прометея в конце. Прометей не выдает Гермесу будущего Зевса, за это его постигает новая кара Зевса: среди грома и молний, бури, смерчей и землетрясения Прометей вместе со своей скалой низвергается в подземный мир.
Заметки:
Помимо всего прочего, Прометей дал людям дар неведения.
Приходящих к Прометею персонажей играл один и тот же актер, меняя каждый раз маски.
Эсхил уменьшил роль хора и увеличил роль диалога.



2016-01-26 2409 Обсуждений (0)
Общая характеристика античного рабовладельческого общества и его искусства. Роль мифологии в античном искусстве 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Общая характеристика античного рабовладельческого общества и его искусства. Роль мифологии в античном искусстве

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2409)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)