Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Характеристика и структура технологического процесса



2016-01-26 982 Обсуждений (0)
Характеристика и структура технологического процесса 0.00 из 5.00 0 оценок




Процесс - это изменение (динамика) состояния предмета под влиянием внешних или внутренних факторов.

Сущность технологического процесса -стойкая, повторяющаяся, последовательная во времени смена содержания деятельности с единым замыслом.

Основу технологического процесса составляет алгоритм действий (операций). Алгоритм - последовательность воздействий, направленных на преобразование объекта социальной работы и перевод его в ожидаемое состояние.

Существенным компонентом технологического процесса являются операции. Операция - это простейшее действие, направленное на достижение конкретной цели, которая разлагается на более простые, осознанные цели (подцели). Совокупность операций, объединенных общей целью (подцелью), составляет процедуру технологического процесса.

Важным компонентом содержания технологического процесса есть определенный инструментарий. Инструментарий- это арсенал средств, обеспечивающих достижение цели воздействия на личность или социальную общность.

В наиболее общем виде в технологическом процессе выделяют четыре основных процедурных этапа:

1. Формулировка цели воздействия; (Этап сбора и анализа информации, осуществления социальной диагностики, социально-психологическое прогнозирование развития проблемы, выработки программы действий и определение конкретных зада.)

2. Выработка и выбор способов воздействия; (предполагает выявление и анализ проблемной ситуации, изучение, обоснование и оценка вариантов и способов действий, выбор оптимального варианта решения проблемы)

3. Организация влияния; (охватывает операции по реализации выбранного варианта, включая распределение и доведение в рамках генеральной цели конкретных заданий до исполнителей, координации усилий и коррекцию применяемых способов воздействия на клиентов социальных служб.)

4. Оценка и анализ результатов воздействия.(сопоставление прогнозируемых и достигнутых результатов, явления положительных и отрицательных моментов в организации, обеспечении и осуществлении намеченных мероприятий, формулирование выводов для дальнейшей деятельности).

Таким образом, технологическая задача социальной работы состоит в выявлении социальной проблемы посредством имеющегося в распоряжении социальных служб инструментария и средств, своевременной коррекции действий социального работника и состояния объекта социальной работы для предоставления ему социальной помощи. Характер социальной проблемы является важнейшим фактором, от которого зависят определение содержания, инструментария, форм и методов социальной работы с клиентом.

 

5.Замкнутый цикл технологического процесса включает следующие этапы:

1. Предварительный этап: На этом этапе осуществляются операции выявления, оценки и ранжирования социальных проблем, выяснения совокупности факторов, обусловивших их возникновения. В психологическом плане организатор социальной работы настраивается на ее решение, мобилизуя свой интеллектуальный, морально-психологический и профессиональный потенциал. Одновременно уточняются критерии действенности и эффективности деятельности социальных служб при решении обозначенной конкретной социальной проблемы.

2. Этап целеполагания: На этом этапе осуществляется первичное формулирование целевой установки деятельности специалистов и организаторов социальной работы. Цель предопределяет выбор средств и способов ее достижения, определяет направление поиска информации об условиях и социальном окружении клиентов.

Цель должна быть сформулирована ясно и конкретно, она должна быть понятной для конкретных исполнителей. С получением дополнительной информации она может корректироваться, уточняться, модифицироваться и даже вполне изменяться.

3. Этап обработки информации: На этом этапе идет поиск дополнительных источников информации, сбор и систематизация информации, ее анализ и обобщение. Выводы составляют содержательную базу для уточнения целей и задач, для выработки программы действий, определения содержания, организационных форм и методов социальной работы.

4. Этап процедурно-организационной работы: На этом этапе осуществляются последовательная реализация намеченных программой мероприятий социального воздействия конкретными исполнителями в определенное время и сроки, сопоставление и сравнение результатов с критериями успешности социальной работы.

5. Контрольно-аналитический этап работы: Это завершающий этап технологического цикла, на котором организаторы социальной работы анализируют итоги деятельности специалистов, выявляют факторы, способствовавшие положительному решению социальных проблем, выясняют причины, мешавшие успешному решению задач социальной работы, и определяют пути устранения этих причин.

Таковы основные этапы технологического процесса социальной работы. Этот цикл может стать замкнутым в случае, если по результату деятельности не достигнут нужный результат. Тогда после анализа ставится цель и осуществляется деятельность по решению проблемы.


6. Участники технологического процесса. Схема работы с клиентом.

В технологическом процессе при решении любой социальной проблемы участвуют следующие участники:

* клиент – лицо или группа, имеющая социальную проблему;

* заказчик – лицо, осознающее эту проблему и принимающее на себя ответственность за ее разрешение;

* спонсор – лицо или организация, финансирующая расходы;

* посредник – лицо, информирующее заказчика и тех, кто может помочь в решении проблемы;

* исполнитель – лицо, применяющее эти средства в интересах решения проблемы клиента.

В идеале социальный работник призван выступать в роли исполнителя, на практике же он должен быть готовым сыграть перед клиентом любую из перечисленных ролей. В этом случае технологическая схема его работы с клиентом может включать следующие этапы:

* Заказ на решение социальной проблемы в значительной степени определяет характер последующей работы. Он может поступать:

- от лиц, являющихся носителями той или иной социальной проблемы в форме просьбы или жалобы;

- от руководителей, сослуживцев, коллег, друзей, товарищей, членов семьи нуждающегося в помощи, от судебных органов и др.;

- в виде самозаказа социального работника, сформулированного по результатам личных наблюдений.

* Социальная проблема – констатация факта появляется у потенциального клиента;

* Договор об услугах – письменное или устное соглашение между социальным работником и клиентом о сроках, способах решения социальной проблемы, критериях оценки результатов, запретах, правилах взаимодействия и т.д. После заключения договора лицо, имеющее социальную проблему, приобретает статус клиента.

* Постановка социального диагноза предполагает тщательный анализ качественно-количественного состояния ресурса клиента по отношению к конкретной ситуации его социального функционирования.

* Выработка стратегии и тактики решения выявленной социальной проблемы – цель, способ, привлекаемые силы и средства, продолжительность работы, союзники.

* Осуществление мероприятий по разрешению социальной проблемы клиента.

* Контроль и оценка качества результатов социального воздействия.

* Завершение работы с клиентом имеет важное психологическое, эстетическое и практическое значение. Оно может появиться в случаях:

- успешного решения заявленной клиентом проблемы;

- изменения жизненных обстоятельств, делающих дальнейшее сотрудничество затруднительным или бессмысленным;

- аннуляция заказа клиентом;

- расторжение договора по инициативе соц. работника в случае невыполнения его положений клиентом.

В любом случае акт прекращения работы сопровождается подведением итогов взаимодействия, оценкой степени решения социальной проблемы, выдачей рекомендаций и советов клиенту.

 



2016-01-26 982 Обсуждений (0)
Характеристика и структура технологического процесса 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Характеристика и структура технологического процесса

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (982)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)