Э.Х. Лёмэй. Как умирали отцы революции
Памяти Франсуа Фюре
…До самого падения монархии, как правило, руководителей и участников всех происходивших во Франции восстаний карали власти. Будучи не восстанием, а революцией, 1789 год открыл новый исторический период. Депутатов первой волны подвергли децимации их более радикальные преемники, стремившиеся через установление республики провести в жизнь новые социальные и политические ценности. Революция, которую не смогли остановить в тот момент, когда консенсус был еще возможен, с осложнением ситуации прибегла к насилию. Клод Мазoрик пытается интерпретировать террор как некое "спасительное насилие" (violance salvatrice), ссылаясь на трудности, стоявшие перед Первой французской республикой. Франсуа Фюре подчеркивает психологические и политические причины того, почему насилие при установлении республики применялось даже тогда, когда ей более не угрожала военная опасность. В сентябре-октябре 1793 г., когда иностранные армии потерпели поражение на севере (при Гондшоте и Ваттиньи) и был взят мятежный Лион, террор стал еще более кровавым. Очевидно, что оба историка рассматривают Террор как часть Революции. Мазорик пишет: "Нравится это или нет, но Террор составляет единое целое с общим течением демократической и либеральной революции 1789 года". Фюре считает, что Террор "возникает в начале лета 1789 г. вместе с идеей об угрожающем Революции аристократическом заговоре, который можно победить только исключительными мерами". Насилие парижской толпы в июле, а также октябрьские события, когда Людовика XVI и его семью насильно перевезли в столицу, были только началом длинной череды заговоров или слухов о заговорах, направленных на свержение Революции и возвращение к прошлому. Внимательное изучение ранних речей депутатов Учредительного собрания показывает, что Террор не входил в планы депутатов от третьего сословия, которые терпеливо ожидали в Версале превращения Генеральных штатов в Национальное собрание. Они хотели взять верх над привилегированными сословиями, а затем совместно с ними работать над конституцией под руководством монарха, у которого они, сами того не желая, постепенно стали изымать исторически принадлежавшие ему полномочия. Они утонули в спорах по юридическим и административным вопросам частного характера, оказавшись заложниками личных антипатий и разногласий в точках зрения. В конце концов, их победили более радикальные депутаты, не упустившие возможности избавиться от утратившего их доверие короля, который даже по чисто моральным соображениям не мог принять навязанных ему новых условий. Возможно, будет небезынтересно взглянуть на то, как новое поколение революционеров расправилось с творцами достижений 1789 г. - рядом блестящих ораторов и многими из тех, кто оказывал им молчаливую поддержку. В Учредительном собрании заседало 1315 депутатов и их заместителей (suppeants); 102 (8 %) погибло от руки палача или убийцы, на войне или в тюремной камере, либо совершили самоубийство по политическим причинам (27 от духовенства, 39 от дворянства, включая двух дворян, избранных от колоний, и 36 от третьего сословия). Их было немного по сравнению с 732 депутатами (165 от духовенства, 143 от дворянства и 424 от третьего сословия), чья карьера продолжалась до 1830 г. и даже позднее, из которых 196 (13 от духовенства, 75 от дворянства и 108 от третьего сословия), получили награды и титулы при Первой Империи и при Реставрации.
Таблица 1. Хронология гибели депутатов от руки палача или убийцы, на войне или в тюрьме, или же совершивших самоубийство по политическим причинам
Таблица 2. Возраст и политическая ориентация жертв
Левые: 9 депутатов от духовенства + 14 от дворянства + 33 от 3-го сословия = 56 Правые: 18 депутатов от духовенства + 25 от дворянства + 3 от 3-го сословия = 46
Источник: Исторические этюды о французской революции (Памяти В.М. Далина). М.: ИВИ РАН 1998. Пер. с англ. Д.Ю. Бовыкина.
Блок 3. Пропаганда и агитация времен французской революции: "за" и "против" Вопросы и задания
1. Прочитайте отрывки из знаменитого памфлета, написанного в 1790 г. знаменитым английским мыслителем и политиком Эдмундом Берком (источник 3.1.) и ответьте на вопросы:
2. Ознакомьтесь с сюжетом о революционных празднествах времен якобинцев (источник 3.2.) и одновременно рассмотрите аллегорические изображения Республики, Равенства и Братства (источники 3.3., 3.4., 3.5.). Какой цели служили торжества, описанные в источнике 3.2.? Какие чувства и эмоции должны были вызывать (или вызывают у Вас) изображения 3.3. – 3.5.? Что означают символы, присутствующие на изображениях? Почему, на Ваш взгляд, символами важнейших революционных категорий были избраны женщины, хотя все свободы и права, дарованные революцией французским гражданам, были, по сути, правами для мужчин? Как Вы думаете, был ли выбор "женской" символики связан с тем, что поскольку воплощение идей свободы, равенства и братства приобретало в революционной практике все более пугающие масштабы, "мужской" символ (например,"Равенство" идеологии революции предлагали изобразить в виде Геркулеса) мог многих оттолкнуть или испугать, а женщина обладает менее угрожающим и, наоборот, успокаивающим эмоциональным воздействием?
3. Рассмотрите парно карикатуры 3.6 и 3.7., используя план анализа политической карикатуры, предложенный в теме 1 "Североамериканская революция и образование США". Сделайте выводы о том, где (в какой стране) и с какой целью появились эти карикатуры, какие негативные черты нового государственного устройства Франции особенно подчеркиваются карикатуристами.
4. Изучите источники 3.8. и 3.9., посвященные одному и тому же событию – началу революционных войн. Сформулируйте на словах "послание" аудитории каждого из них. Зачем, на Ваш взгляд, карикатурист использовал вызывающую отторжение символику для изображения начала революционной войны? *Найдите в карикатуре 3.9. изображение Людовика XVI, Екатерины II, короля Георга III английского, Папы Римского, а также символы Пруссии и Габсбургской династии.
Тексты источников
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (428)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |