Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Функции и виды налогов



2016-01-26 368 Обсуждений (0)
Функции и виды налогов 0.00 из 5.00 0 оценок




Глава 20. Государственные финансы. Фискальная политика.

Государственные финансы и государственный бюджет.

Финансы (от ср. латинского financia – доход, наличность) – экономическая категория, которая отражает экономические отношения в процессе создания и использования фондов денежных средств. На уровне предприятия и домашнего хозяйства образуются первичные финансы. На уровне государства в результате распределения и перераспределения первичных доходов образуются вторичные финансы государства. Государственные финансы состоят из госбюджета и внебюджетных фондов.

Внебюджетные фонды – это денежные средства государства, которые имеют целевое назначение и не включены в государственный бюджет. Это Пенсионный фонд, Фонд обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования. Внебюджетные фонды расширяют возможности государства по регулированию экономики.

Государственный бюджет – это годовой план государственных доходов и расходов страны. Первый бюджет в России был принят в 1680 году с подробным указанием источников доходов и расходов. Сегодня в Российской Федерации различают:

· Консолидированный бюджет – свод бюджетов всех уровней бюджетной системы государства: федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации, местных бюджетов;

· Федеральный бюджет – основной финансовый план правительства;

· Бюджеты субъектов Российской Федерации – план доходов и расходов республик, краёв, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга;

· Местные бюджеты муниципальных образований.

Вообще говоря, устройство бюджетной системы определяется государственным устройством. В унитарных (единых) государствах бюджетная система включает два звена: государственный бюджет и многочисленные местные бюджеты. В федеративных государствах бюджетная система состоит из трёх звеньев: государственный бюджет (федеральный бюджет), бюджеты членов федерации: штатов в США, земель в ФРГ, провинций в Канаде, федераций в России. И третий уровень – это местные бюджеты.

Приведём примерную структуру расходов государственного бюджета для стран с развитой рыночной экономикой:

Примерная структура расходов государственного бюджета:

 

Статья расходов Доля расходов в общих расходах госбюджета
- затраты на социальные услуги: здравоохранение, образование, социальные пособия 40-50%
- расходы на вооружение, в том числе материальное обеспечение внешней политики, включая содержание дипломатических служб 10-20%
- административно-управленческие расходы: содержание правительственных органов, полиции ... 5-10%
- затраты на хозяйственные нужды: капиталовложения в инфраструктуру, дотации государственным предприятиям, субсидии сельскому хозяйству, осуществление государственных программ 10-20%
- платежи по государственному долгу До 7-8%

 

Доходы государственного бюджета складываются

· Из налоговых поступлений и

· Из части доходов принадлежащих государству предприятий и организации, которые перечисляются в госбюджет.

 

Проблема дефицита государственного бюджета.

Государственный долг.

Превышение расходов бюджета над доходами называется бюджетным дефицитом. Наоборот, превышение доходов бюджета над расходами – профицитом. Российский бюджет был дефицитным на протяжении кризисного периода развития нашей экономики в 90-е годы:

Таблица 20.1.

Дефицит консолидированного бюджета

РФ, в процентах к ВВП

 

2,7 3,4 4,6 10,7 3,2 4,4 5,1 5,7 0,9

(Кашепов А. Политика на рынке труда// Общество и экономика.-2001.-№5.-С. )

 

Основными причинами значительного бюджетного дефицита России в рассматриваемый период были:

· Низкая эффективность производства;

· Неплатежи налогов в бюджет;

· Нерациональная структура бюджетных расходов.

По оценкам Международного валютного фонда, дефицит государственного бюджета, превышающий 2,5% от ВВП страны, считается настораживающим. В случае значительного бюджетного дефицита вводится механизм секвестра государственных расходов, который заключается в пропорциональном снижении расходов государства ежемесячно по всем статьям бюджета в течение оставшегося времени текущего финансового года, кроме защищённых статей – расходов на заработную плату, стипендии, медикаменты и т.д.

В экономической теории различают следующие подходы к проблеме бюджетного дефицита:

1. Бюджет должен быть ежегодно сбалансирован. До недавнего времени ежегодно балансируемый бюджет считался целью финансовой политики. Стремясь непременно сбалансировать бюджет, правительство должно:

· Повысить ставки налогов;

· Сократить государственные расходы;

· Сочетать два названных выше метода.

В случае экономического спада такая политика приведёт к значительному сокращению совокупного спроса, тем самым обострит экономический кризис.

2. Государственный бюджет должен быть сбалансирован в ходе экономического цикла, А не ежегодно. На фазе спада правительство, стремясь обеспечить эффективный спрос, снижает налоги и увеличивает государственные расходы (сознательно вызывает дефицит госбюджета). Фаза подъёма, напротив, характеризуется повышением ставок налогообложения и сокращением государственных расходов. Таким образом, правительство балансирует бюджет на циклической основе.

В отличии от 90-х годов прошлого века начало ХХI столетия характеризовалось для нашей страны ситуацией превышения доходной части государственного бюджета над его расходами. Об этом свидетельствуют следующие цифры:

 

 

Таблица 20.2.

Профицит консолидированного бюджета

РФ, в процентах к ВВП

 

2000 г. 2002 г. 2004 г. 2005 г.
2,9 1,4 3,6 1,5

 

Для покрытия бюджетного дефицита используют следующие способы:

1. Эмиссию денег. После того, как в конце ХVII века в нашей стране был принят первый бюджет, довольно часто расходы государства превышали его доходы. Во второй половине ХVIII века государство решилось на выпуск бумажных денег как одного из источников покрытия бюджетного дефицита. Вопрос о выпуске в нашей стране бумажных денег обсуждался ещё при Елизавете Петровне, но она удержалась от такого шага, считая, что великой России не пристало иметь «худые» деньги. При Екатерине II были выпущены купюры с очень высоким номиналом: 25, 50, 75 и 100 рублей – всего на сумму 157 млн. руб.

2. Государственные займы внутренние и внешние. Осуществляются в форме:

· Государственных краткосрочных облигаций (сроком на 3,6 и 12 месяцев);

· Государственных долгосрочных облигаций (сроком до 30 лет);

· Облигаций внутреннего государственного валютного займа;

· Казначейских векселей и обязательств;

· Золотых сертификатов Министерства финансов РФ.

Последствием избыточной эмиссии бумажных денег становится рост цен, снижение заинтересованности в долгосрочных финансовых вложениях, обесценивание сбережений населения. Государственные займы, по мнению многих экономистов, менее опасны, чем не обеспеченная реальным производством товаров и услуг денежная эмиссия. Но и займы имеют определённые отрицательные последствия. Так, государство иногда прибегает к принудительному размещению своих займов. В качестве примера можно привести государственные займы индустриализации эпохи строительства социализма в нашей стране. Каждый работающий был обязан 1/12 часть своего годового заработка отдать государству. Также мобилизация свободных денежных средств на рынке ссудных капиталов государством приводит к тому, что сужаются возможности получения кредита частными фирмами.

Нарастание бюджетного дефицита приводит к росту государственного долга.

Государственный долг – это сумма задолженности по выпущенным и непогашенным государственным займам. Различают внутренний и внешний долг государства.

Внутренний долг – это займы государства для финансирования дефицита госбюджета внутри страны. Внутренний долг – долг перед резидентами.

Внешний долг – займы государства за рубежом. Внешний государственный долг – это долг перед нерезидентами.

Отношение государственного долга к ВВП не должно превышать 80% от ВВП.

Способы снижения внешней задолженности:

1. Традиционный путь – выплата долгов за счёт золотовалютных резервов.

2. Консолидация внешнего долга – превращение краткосрочной и среднесрочной задолженности в долгосрочную. Такая консолидация возможна лишь с согласия кредитора. Кредиторы создают специальные клубы. Наиболее известны Лондонский клуб, объединяющий банки-кредиторы и Парижский клуб, в состав которого входят страны – кредиторы.

3. Конверсия – превращение внешнего долга в долгосрочные иностранные инвестиции. В счёт долга иностранным кредиторам предлагают приобрести в стране – должнике, к примеру, недвижимость, участие в капитале.

4. Обращение страны-должника к международным банкам, которые предоставляют льготные кредиты для преодоления кризисной ситуации. Условием получения таких льготных кредитов может быть выполнение требований по проведению определённой эмиссионной, кредитной и т.п. политике. К подобным кредитам достаточно активно прибегали постсоциалистические страны в 90-х годах.

Впервые наша страна прибегла к внешнему государственному займу в 1769 году: в Амстердаме было получено 7,5 млн. гульденов. Достаточно остро проблема внешней задолженности стояла перед Россией в 90-е годы ХХ века. Впоследствии, правда, её острота уменьшилась:

Таблица 20.3.

Государственный долг РФ,

в процентах к ВВП.

1998 г. 2001 г. 2002 г.
145,6 49,9 42,4

(//Финансы.- 2003.-№3).

 

Функции и виды налогов.

Налог – это обязательный платёж, взимаемый с физических и юридических лиц. Различают следующие элементы налога:

· Субъект налогообложения – юридическое или физическое лицо, являющееся плательщиком налога;

· Объект налогообложения – доход (прибыль), имущество (материальные ресурсы), цена товара или услуги, на которые начисляется налог;

· Налоговая база – стоимостная характеристика объекта налогообложения (какую сумму облагают налогом);

· Налоговая ставка – величина налоговых начислений на единицу налоговой базы с учётом налоговых льгот. Налоговые ставки бывают твёрдые, т.е. устанавливаются независимо от размеров доходов в абсолютном выражении; пропорциональные – предполагают выплату одинакового процента от дохода без учёта его величины; прогрессивные – возрастают по мере роста облагаемого дохода.

Налоги выполняют следующие функции:

1. Фискальная функция связана с финансированием государственных расходов.

2. Социальная функция предполагает поддержание социального равновесия между доходами различных социальных групп.

3. Регулирующая функция – государственное регулирование экономики.

Современная экономика располагает самыми разнообразными способами налогообложения. В этой связи для характеристики налогов целесообразно воспользоваться различными классификационными подходами. Итак, различают следующие виды налогов:

По характеру изъятия налоги бывают

· Прямые – взимаются непосредственно с владельца объекта налогообложения. К ним относятся налоги на прибыль предприятий, на трудовые доходы, на имущество.

· Косвенные – налоги на товары и услуги, включаемые в цену товара, Собственник товара является сборщиком косвенных налогов. Конечным его плательщиком выступает покупатель товара. К косвенным налогам относят налог на добавленную стоимость (НДС), таможенные тарифы, акцизы. Самым древним из косвенных налогов является акциз (раньше его называли налогом на грехи). Его взимают с продажи табачных изделий, спиртных напитков, косметики, бензина, транспортных услуг и.т.д. НДС охватывает практически все виды товаров и услуг, поэтому пополняет казну лучше других видов налогов. Впервые он был введён во Франции в 1954 году. С 1992 года действует в нашей стране.

По уровню управления

· Федеральные налоги

· Региональные

· Местные

По объектам налогообложения

· Налоги на товары и услуги

· На доходы и прибыль

· На недвижимость и имущество

По характеру начисления

· Прогрессивные налоги – ставка налога увеличивается с ростом дохода налогоплательщика

· Регрессивные налоги – ставка налога уменьшается с ростом величины облагаемого дохода

· Пропорциональные налоги. Это налоги с неименной ставкой, которая не зависит от объёма облагаемого дохода.

Таким образом, налогоплательщики выплачивают федеральному, региональному и местному бюджетам самые разнообразные виды налогов. В истории России известна специальность, которая называлась «прибыльщики». Это люди, которые посылались на поиск новых объектов налогообложения. Северная война со Швецией, южные походы к Азовскому морю, строительство флота, городов, каналов при Петре I требовали огромных государственных расходов. Бюджет России находился в критическом состоянии. Была поставлена задача по изысканию всё новых налоговых поступлений. Начиная с 1704 года один за другим устанавливались новые налоги: мельничный, пчелиный, погребной, банный, трубный, хомутейный, шапочный, сапожный, с бороды. При этом главные доходы поступали от прямых налогов, которыми облагались только «подлые сословия».

 



2016-01-26 368 Обсуждений (0)
Функции и виды налогов 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Функции и виды налогов

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (368)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)