Дисконтированная стоимость
Прежде всего, чтобы принять разумное решение о строительстве новой очереди завода или внедрении внутрифирменной компьютерной сети, менеджеру нужно уметь сравнивать предстоящие затраты с чистой отдачей, которая будет получена благодаря им. Принципиально важно здесь то, что затраты и доходы, связанные с инвестициями, имеют разную временную локализацию. Расходы следует сделать уже в настоящее время, а доходы они принесут лишь в булушем. Следовательно, для принятия обоснованного инвестиционного решения следует уметь сопоставлять текущую стоимость (сегодняшние затраты) с будущей стоимостью (потенциальные доходы) или, другими словами, необходимо решить проблему измерения современной стоимости будущих доходов. Обратим внимание на то, что с экономической точки зрения одинаковые суммы, имеющие разную временную локализацию, различаются по размерам. Действительно, существование в экономике прибыльных вариантов инвестирования денежных средств дает возможность получения дохода от любой имеющейся в настоящий момент суммы. Доходы будущих периодов вплоть до своего реального получения, напротив, дополнительную прибыль приносить не могут. Можно сказать, что одна и та же сумма денежных средств будет иметь большую ценность в данный момент времени по сравнению с будущим. То есть, даже если допустить отсутствие инфляции, 1 млн руб. сейчас дороже 1 млн руб. три года спустя, поскольку сегодняшний миллион за три предстоящих года успеет существенно вырасти. Или, что то же самое, будущий миллион равноценен сегодня не 1 млн руб., а меньшей сумме, которая, будучи сейчас вложена в дело, дорастет за три года ровно до миллиона. Какой именно «меньшей сумме» равны будущие доходы в настоящее время, и нужно научиться определять. Определим сегодняшнюю цену того доллара, который мы получим в будущем. Если мы сбережем 1 долл. сейчас, то через год при ставке процента i мы получим 1 долл. • (1 + i). Тогда 1 долл., полученный через год, сейчас стоит меньше 1 долл., а именно 1 долл./(1 + i). Очевидно, что доллар, который мы получим через 2 года, сегодня стоит 1 долл./(1 + i)2 и т. д. Поэтому текущая дисконтированная (приведенная) стоимость— это нынешняя стоимость1 доллара, выплаченного через определенный период времени. Если этот период равен одному году, РDV =1/(1 + i). Для n лет РDV = 1/(1 + i)n. (10.5) Текущая дисконтированная стоимость зависит от ставки процента. Чем выше ставка процента, тем ниже текущая дисконтированная стоимость (табл. 10.3). Доллар, который мы получим через 10 лет, при 5%-ной ставке сегодня стоит 61,4 цента, при 10%-ной ставке — 38,6 цента, а при 20%-ной ставке — всего 16,2 цента. Оценим будущие доходы при альтернативных вложениях капитала. Допустим, у нас имеются два вида дисконтированного дохода: «Экстра» и «Прима» (табл. 10.4, а).
«Экстра» принесет 100 долл. дохода в текущем году, 200 долл. через год и еще 100 долл. через два года. «Прима» соответственно 30, 200 и 200. Какой вариант лучше? Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо подсчитать текущую дисконтированную стоимость. РDV дохода «Экстра» = 100 + 200/(1 + i) + 100/(1 + i)2. РDV дохода «Прима» = 30 + 200/(1 + i) + 200/(1 + i)2. При ставке процента, равной 5%, вариант «Прима» предпочтительней варианта «Экстра» (см. табл. 10.4, б). Такой же результат мы получаем при ставке процента, равной 10%. Однако при ставке в 20% вариант «Экстра» оказывается предпочтительнее варианта «Прима». Оценка будущих доходов играет важную роль при принятии решений по инвестициям. Для этого используют понятие чистой дисконтированной стоимости : NPV= р1/(1 + i) + р2/(1 + i)2 + ... + рn/(1 +i)n—I, (10.6) где I —инвестиции; рn —прибыль, получаемая в n-м году; i —норма дисконта (норма приведения затрат к единому моменту времени). Норма дисконта (i) может быть ставкой процента или какой-либо иной ставкой. Иногда целесообразно рассматривать норму дисконта как альтернативные издержки вложений в основной капитал. Величина чистой дисконтированной стоимости должна быть больше нуля: NPV > 0. Это означает, что приведенная прибыль, ожидаемая от инвестиций, больше, чем величина произведенных инвестиций. Следовательно, необходимо инвестировать тогда и только тогда, когда ожидаемые доходы будут выше, чем издержки, связанные с инвестициями. Ставка ссудного процента. Ставка ссудного процента зависит от спроса и предложения заемных средств. Спрос на заемные средства зависит от выгодности предпринимательских инвестиций, размеров потребительского спроса на кредит и спроса со стороны государства, организаций и учреждений. Различают номинальную и реальную ставки ссудного процента. Номинальная ставкапоказывает, насколько сумма, которую заемщик возвращает кредитору, превышает величину полученного кредита. Реальная ставка— это ставка процента, скорректированная на инфляцию, т. е. выраженная в денежных единицах постоянной покупательной способности. Именно реальная ставка определяет принятие решений о целесообразности (или нецелесообразности) инвестиций. В условиях совершенной конкуренции существует тенденция к установлению единой ставки ссудного процента. Однако реальная конкуренция далека от совершенной. Поэтому даже в развитой рыночной экономике существует широкий диапазон ставок (табл. 10.5). Величина ставки процента зависит от степени риска (что в значительной мере определяется рейтингом и классом ссудозаемщика, наличием или отсутствием залога в обеспечении займа и т. д.); срочности (краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные); размера ссуды; системы налогообложения (наличие или отсутствие льгот для определенных категорий займов); структуры рынка капитала и т. д. Чистая ставка ссудного процента в США наиболее приближена к ставке по казначейским обязательствам сроком на 30 лет. Эти ценные бумаги федерального правительства выпускаются для финансирования государственного долга. Такого рода казначейские обязательства являются фактически безрисковым вложением капитала. В начале 90-х годов годовая ставка процента по ним была на уровне 8—9%.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (593)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |