Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Учебный вопрос. Понятие «фальсификации» и «контрафакции»



2016-01-26 638 Обсуждений (0)
Учебный вопрос. Понятие «фальсификации» и «контрафакции» 0.00 из 5.00 0 оценок




Введение

Важнейшая роль в деле обеспечения экономических интересов государства принадлежит таможенной службе – одному из базисных институтов экономики.

В настоящее время на территории Российской Федерации функционирует 15 региональных таможенных управлений, 150 таможен, 503 таможенных поста. Сегодня таможенная служба России – это 53800 сотрудников. Приоритетными направлениями деятельности таможенной службы России являются: осуществление фискальной и правоохранительной функций, совершенствование технологий таможенного оформления и таможенного контроля.

Контроль качества ввозимой и произведенной на территории РФ продукции является одной из главных задач таможенных органов. По официальным данным Роспатента, оборот поддельной продукции на российском рынке составляет 80-100 млрд. руб. в год, в результате чего экономика недосчитывает 1,5 млн. рабочих мест, а госбюджет – 30 млрд. руб.

Контрафакция и фальсификация являются глобальными проблемами мировой экономики, они негативно сказываются на всех ее секторах.

Системная борьба с контрафактной и фальсифицированной продукцией на современном этапе становится важной составляющей экономической безопасности государства.

Актуальность исследования по заявленной теме является значимой, в том числе по следующим причинам:

- правообладатели, потребители и государство несут убытки от контрафакции и повышенные издержки, связанные с защитой своих прав и интересов;

- контрафакция и фальсификация способствует формированию теневого сектора экономики, снижает международный авторитет страны, снижает приток инвестиций и инновационную активность.

В РФ имеется немало практических проблем, связанных с осуществлением борьбы с некачественной продукцией.

 

 

Учебный вопрос. Понятие «фальсификации» и «контрафакции».

1. История развития контрафактной и фальсифицируемой продукции

В разные периоды развития человечества острота проблемы обнаружения и предотвращения фальсификации то возрастала, то снижалась. Увеличение остроты отмечалось в трудные и смутные времена в жизни определенных стран и народов, которые характеризовались экономическим спадом и обнищанием основной массы населения, ослаблением функций государства в области правового регулирования. Это объяснялось тем, что у бедных часто нет права выбора, так как в основным критерием при покупке становится цена.

Российские архивные документы свидетельствуют о том, что вопрос об обмане покупателя и продаже поддельных (фальсифицированных) товаров в России был известен давно, и были приняты целый ряд законов для защиты потребителей. Так, в правление Петра I был принят ряд указов о торговле пищевыми товарами на рынках столицы: сенатский указ от 18 сентября 1713 г., указы от 1718 г., 1722 г.

Однако, несмотря на тяжесть наказаний, создание учреждений в помощь полиции и специальных служб, осуществляющих надзор за обманом покупателя и продажей поддельной продукции, проблема с фальсификацией пищевых продуктов оставалась острой и в середине XVIII века, и в начале ХIХ века. Свидетельством этому служит принятие указов, датированных 1837, 1841, 1861, 1866 гг. Так, согласно Уставу о наказаниях, налагаемых мировыми судьями (1855 г), устанавливался штраф до 100 рублей или предусматривался арест сроком до одного месяца.

В законе от 12 мая 1890 г. к приготовлению для продажи и к самой продаже было приравнено хранение фальсифицированных товаров в торговых и промышленных помещениях. Были увеличены наказания путем повышения штрафных выплат и лишения свободы до 3 месяцев. Среди поддельных пищевых продуктов, которые упоминались в законодательстве, были хлеб, мясо (1845 г), коровье масло, жиры (1891 г).

С приходом Советской власти и установления государственной монополии на производство пищевых продуктов закона о защите потребителя от фальсифицированной продукции не существовало. Самого термина «фальсификация товаров» не было в нормативно-правовых актах, в том числе Гражданском, Административном и Уголовном кодексах СССР.

В то же время производство поддельных (фальсифицированных) продуктов было организовано в массовом масштабе, а доходы от реализации фальсифицированных товаров поступали в доход государства.

Борьба с фальсификацией продукции началась только после отмены НЭПа. В период Гражданской войны и последующие трудные времена послевоенной разрухи отмечается резкое увеличение производства и реализации фальсифицированных товаров. Однако достоверные статистические данные известны, а контролирующие органы отсутствовали. О размахе в продаже подделок и обмане покупателей можно лишь делать предположения либо судить по воспоминаниям современников тех лет.

Введение государственной монополии и контроль за производством и торговлей, а также жесткие репрессивные меры (вплоть до расстрела) значительно уменьшили размеры фальсификации реализуемых товаров.

Положение дел с фальсификацией товаров резко ухудшилось с началом перестройки. Появление кооперативов, индивидуальных предпринимателей, предприятий разных форм собственности, ослабление и частичная ликвидация органов государственного контроля привели к резкому подъему выпуска и реализации фальсифицированных товаров. Особенно процветали подделки торговых марок и страны происхождения, а также реализация низкокачественных товаров, выдаваемых за высококачественные.

В середине 90-х годов работу по выявлению и предотвращению поставок в торговлю фальсифицированных товаров, особенно импортных, активизируют Госторгинспекция, Госстандарт и Государственный таможенный комитет.

Расцвету фальсификации товаров в значительной мере также способствовало принятие ряда нормативных документов, снимающих ограничения по идентификации товаров и услуг по их реализации. К ним следует отнести Указ Президента России Б.Н.Ельцина «О свободе торговли» (1991 г.), Закон РФ «О стандартизации» (1993 г.), Правила сертификации пищевых продуктов и продовольственного сырья и др.

 

В действующем законодательстве Российской Федерации (за исключением Федерального закона РФ «О качестве и безопасности пищевых продуктов», в котором дано определение фальсифицированным пищевым продуктам, материалам и изделиям) напрямую не говорится о таком виде правонарушений, как фальсификация товаров, хотя ответственность за ее последствия предусматривается.

В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «О качестве и безопасности пищевых продуктов» фальсифицированные пищевые продукты, материалы и изделия - пищевые продукты, материалы и изделия, умышленно измененные (поддельные) и (или) имеющие скрытые свойства и качество, информация о которых является заведомо неполной или недостоверной.

В современной России, завершающий переход к рыночным отношениям, проблема идентификации товаров, обнаружения и предотвращения разных видов их фальсификации не менее остра, чем 10 лет назад.

Более того, некоторые аспекты этой проблемы получили новое звучание. В частности, на первый план выступила контрафакция товаров как разновидность ассортиментной и информационной фальсификации.

Увеличение объемов реализуемых фальсифицированных товаров вызывало необходимость распознать разные виды и сорта подлинных товаров, знать способы их производства, а также преднамеренные и непреднамеренные отклонения от них, вследствие чего появлялся товар с ухудшенными свойствами.

Введение обязательной сертификации всех пищевых продуктов, табачных изделий, определенной части непродовольственных товаров и их идентификации как первой операции сертификационных испытаний, казалось, должно было бы остановить поток фальсифицированных товаров и услуг. Однако это не произошло по ряду причин:

- сразу после введения обязательной сертификации производители и продавцы сами осуществляли отбор образцов, зачастую их фальсифицируя. В дальнейшем эта схема при осуществлении обязательной сертификации была отменена и остановлена только при добровольной сертификации;

- официально введена в Правила по сертификации норма о том, что заявитель сам идентифицирует предлагаемую на сертификацию продукцию (позднее эта норма также была отменена);

- высокая стоимость сертификационных услуг побуждала мелких и средних производителей покупать «по дешевке» поддельные сертификаты;

- коррумпированных в ряде органов по сертификации, которые выдавали подлинные сертификаты без идентификации и лабораторных испытаний образцов. Эти органы были закрыты;

- значительный удельный вес фальсифицированной, в том числе и контрафактной продукции, производители и продавцы которой были заинтересованы в сокрытии их истинных товароведческих характеристик.

Указанные причины привели к тому, что к концу ХХ столетия объем фальсифицированной продукции достиг значительных размеров – от 10 до 70% по отдельным группам товаров и услуг.

В 2000 году был принят Федеральный закон «О качестве и безопасности пищевых продуктов», в котором дается определение «фальсифицированные пищевые продукты», введены нормы ответственности за их выпуск и реализацию. В 2002 году Федеральный закон «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименования мест происхождения товаров» вносятся изменения и дополнения, в которых дается определение «контрафактная продукция» и вводятся нормы ответственности за ее выпуск и реализацию. В принятой в 2006 г. Части IV ГК РФ эти нормы еще более конкретизируются и ужесточаются.

В реальной практике многие нормы не применяются, а объемы производимой и реализуемой фальсифицированной и контрафактной продукции не уменьшаются, о чем свидетельствуют и частые сообщения СМИ, и отчеты контрольных органов.

Поэтому, в настоящее время, проблема осуществления идентификации, обнаружения и/или предупреждения выпуска и реализации фальсифицированных, в том числе контрафактных товаров остается актуальной.

Новый период российской истории в области идентификации и обнаружения фальсификации начинается в XXI в., после принятия Федерального закона «О техническом регулировании». Этот период характеризуется усилением борьбы в основном с контрафактной продукцией и ослаблением борьбы с другими видами фальсификации.

Борьба с контрафактом на государственном уровне начала осуществляться силами Госторгинспекции Минэкономразвития России, Государственного таможенного комитете и Министерства внутренних дел.

Так, 26 февраля 2003 г. Состоялось совместное заседание коллегии Минэкономразвития России и Министерства внутренних дел России, на котором рассматривался вопрос «О мерах по реализации Министерством экономического развития и торговли РФ и Министерства внутренних дел РФ государственной политики по защите прав интеллектуальной собственности, пресечению производства и распространения фальсифицированной и контрафактной продукции».

По результатам обсуждения был издан приказ Минэкономразвития и МВД России о 19 апреля 2003 г. № 132/261 «Об объявлении решения совместного заседания коллегий Минэкономразвития России и МВД России», в котором определялись следующие основные направления деятельности министерств по охране прав интеллектуальной собственности, противодействия распространению фальсифицированной и контрафактной продукции: совершенствование правоприменительной практики, гармонизация законодательства России с международными требованиями, выполнение принятых перед ВТО обязательств, взаимодействия государственных институтов, различных общественных объединений, правообладателей и «прозрачность» работы в этой сфере.

Кроме того, в решении коллегии планировалась разработка проектов федеральных законов, предусматривающих установление ответственности за производство и распространение фальсифицированной и контрафактной продукции путем внесения соответствующих изменений и дополнений в Уголовный Кодекс РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях и в ФЗ «О лекарственных средствах».

В усилении борьбы с контрафактной продукцией оказались заинтересованными не только государственные органы, но и общественные объединения производителей.

В июле 2006 г. Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии, некоммерческое партнерство «Национальный проект «Россия против контрафакта», Координационный совет предпринимательских союзов в России организовали научно-практическую конференцию: «Роль системы добровольной сертификации в противодействии обороту контрафактной и фальсифицированной продукции».

Борьба с другими видами фальсификации (групповой и видовой ассортиментной, квалиметрической, количественной и информационной) в значительной мере ослабла из-за отсутствия органа государственного контроля, осуществляющего работу по выявлению и предупреждению фальсификации по показателям на добровольной основе. В немалой степени этому способствовало ограничение полномочий органов государственного контроля проверкой только обязательных требований, что регламентировано законами «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля» и «О техническом регулировании».

До 2005 г. функции контроля за фальсифицированной продукцией выполняла Госторгинспекция Минэкономразвития России. После слияния ее с Госсанэпидемнадзором и образования Роспотребнадзора, в котором не был создан даже Департамент Госторгинспекции, эти функции осуществляются очень ограничено и только в части квалиметрической идентификации по показателям безопасности.

Как следствие этого, а также отсутствия технических регламентов, в которых должна быть определена процедура идентификации как обязательная, за последние годы (с 2005 г.) вновь отмечается рост производства и реализации фальсифицированной продукции.

Изучение исторического аспекта проблемы фальсификации позволяет взглянуть на события сегодняшнего дня более квалифицированно. Выясняется, что имеется определенный опыт борьбы с фальсификацией товаров и противодействия ее последствием. Поэтому имеет смысл вспомнить все то, что эффективно, полезно, и применить это в нашей действительности.



2016-01-26 638 Обсуждений (0)
Учебный вопрос. Понятие «фальсификации» и «контрафакции» 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Учебный вопрос. Понятие «фальсификации» и «контрафакции»

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (638)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)