Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глобализация или американизация?



2016-01-26 681 Обсуждений (0)
Глобализация или американизация? 0.00 из 5.00 0 оценок




СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.. 2

 

Тема 1. МИРОВОЕ ХОЗЯЙСТВО И ЕГО СТРУКТУРА. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ 4

 

ТЕМА 2. МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ И МИРОВОЙ РЫНОК.. 15

 

ТЕМА 3. ТЕОРИИ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ.. 28

 

ТЕМА 4. ТЕОРИЯ ТОРГОВЫХ БАРЬЕРОВ.. 51

 

ТЕМА 5. МЕЖДУНАРОДНОЕ ПЕРЕМЕЩЕНИЕ ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА 75

 

Список рекомендуемой литературы... 94

 

ОТВЕТЫ НА ЗАДАЧИ.. 97

 


ВВЕДЕНИЕ

 

Для современного этапа реформирования политики и экономики России характерны тенденции ее возрастающей интеграции с мировым сообществом, интенсификации развития новых форм международного обмена. Расширение международных связей и интеграции, установление коммерческих и деловых отношений, уверенный выход на мировой рынок при одновременной активизации внутреннего – обязательные условия занятия Россией достойного места в мировом сообществе.

В новых условиях, когда изжили себя идеологические догмы, а переход к открытой экономике стал составной частью процесса перехода России к рыночной экономике, страна преодолевает многие препятствия, которые мешали ее активному и масштабному вовлечению в интеграционные процессы. В связи с этим возрастает интерес к теории и практике рыночных отношений, основам конкурентной экономики, формам и методам участия корпораций в сфере внешнеэкономических связей, вне которых невозможна сейчас нормальная экономическая жизнь любого общества.

Без этих знаний будущие специалисты не смогут мыслить глобально, стратегически и перспективно.

Учебно-методическое пособие предназначено для самостоятельного изучения и контроля полученных знаний. В его структуре представлены основные понятия, тестовые задания, вопросы для обсуждения, интерактивные задания, практические ситуации для анализа, примеры решения типовых задач и список рекомендуемой литературы. Правильность решения задач можно проверить по приведенным в конце пособия ответам.

Предложенная структура способствует эффективному изучению курса «Мировая экономика», поскольку содержание курса предполагает тесную взаимосвязь теоретических и практических аспектов, в том числе навыков решения типовых задач по каждой теме. Так, навыки, приобретенные студентами в результате изучения данного курса, помогут им разобраться в вопросах: что такое мировая экономика и каковы основы ее функционирования; с какими глобальными проблемами сталкивается мировая экономика в настоящее время; как осуществлять регулирование внешнеторговой деятельности; что такое международные кредитные отношения; какова роль человеческих ресурсов в развитии мирового хозяйства; как осуществляется экономическое сотрудничество различных стран мира. К тому же процесс обучения позволяет осуществляется текущий и итоговый контроль. Например, знание понятий и терминов, умение анализировать утверждение, приводить примеры для подтверждения их правильности, умение решать задачи – позволяют студенту получить необходимое количество баллов. Для определения результатов работы за семестр учитываются баллы за контрольные работы и работа на семинарских занятиях.

В работе над учебно-методическим пособием авторы обращались к опыту анализа проблем мировой экономики, отраженному в работах учебного характера российских и зарубежных ученых.

Материалы пособия подготовлены в соответствии с федеральным государственными образовательными стандартами ВПО. Издание предназначается студентам экономических направлений вузов.

Тесты, отмеченные символом «*», предполагают несколько вариантов ответа.

 


Тема 1. МИРОВОЕ ХОЗЯЙСТВО И ЕГО СТРУКТУРА. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

1. Сущность и этапы становления мирового хозяйства.

2. Понятие и предпосылки международного разделения труда и других факторов производства. Характеристика современной стадии развития.

3. Международная специализация и кооперация производства: сущность и формы.

4. Субъекты мировой экономики. Система показателей, характеризующих уровень экономического развития стран и степень включения страны в мировую экономику.

5. Постиндустриализация как основная тенденция современной мировой экономики: позиции развитых стран и конкурентные преимущества России.

6. Интернационализация, транснационализация и глобализация хозяйственной жизни.

Основные понятия

Мировое хозяйство – это совокупность взаимосвязанных национальных экономик, включая их ресурсы и продукты экономической деятельности, представляющая собой сложную систему отношений, участниками которых выступают институциональные единицы (правительства, финансовые и нефинансовые предприятия, некоммерческие организации, домохозяйства), а также их международные объединения. Его материальную основу составляет международное разделение труда.

Международное разделение труда – высшая ступень развития общественного территориального разделения труда между странами, предусматривающая устойчивую концентрацию производства определенной продукции в отдельных странах; проявляется в международной специализации и кооперации.

Международное разделение факторов производства – исторически сложившееся сосредоточение отдельных факторов производства в различных странах, являющееся предпосылкой производства ими отдельных товаров, экономически более эффективного, чем в других странах.

Международная специализация – это концентрация ресурсов страны в тех отраслях производства, где сосредоточены ее естественные и приобретенные преимущества. Международная кооперация – объединение производственных аппаратов двух и более стран в интересах выполнения единой производственной программы для технического совершенствования производимой продукции.

Формирование мирового хозяйства завершилось в конце XIX – начале XX в. в связи с окончанием промышленного переворота и переходом к индустриальному обществу, основанному на разделении труда и крупном машинном производстве. Мировое хозяйство – это более широкое понятие, чем мировой рынок, так как оно включает взаимодействие стран и их взаимозависимость не только в сфере обращения, но и в сфере производства.

К основным субъектам мирового хозяйства относятся:

- государства (развитые страны с рыночной экономикой, развивающиеся страны с рыночной экономикой, страны с переходной экономикой);

- международные организации различного уровня и международные финансовые центры;

- национальные предприятия (компании) различного уровня – от малого бизнеса до наиболее крупных;

- транснациональные корпорации (ТНК) и транснациональные банки (ТНБ), капитал которых инвестирован в экономику многих стран мира и которые оперируют на экономическом пространстве различных государств, регионов и в мировом хозяйстве в целом;

- физические лица (индивидуалы), деятельность которых нередко оказывает значительное воздействие на те или иные процессы, протекающие в мировом хозяйстве.

Государства – субъекты мирового хозяйства.

В соответствии с типологией Организации Объединенных Наций (ООН) все государства мира подразделяются на три основные группы:

1) развитые страны с рыночной экономикой;

2) развивающиеся страны и территории с рыночной экономикой;

3) страны с переходной экономикой.

В качестве основного критерия отнесения страны к той или иной группе выступает тип ее экономики (является ли она рыночной или переходной), а также уровень ее социально-экономического развития (он определяется прежде всего величиной валового внутреннего продукта (ВВП) на душу населения, его отраслевой структурой, уровнем и качеством жизни населения страны).

Постиндустриализация – переход от индустриального общества к постиндустриальному, начавшийся в развитых странах в середине XX в., а в остальных группах стран – позже.

Интернационализация экономики – усиление участия страны в мировом хозяйстве: формирование устойчивых производственно-хозяйственных связей между странами, выход воспроизводственного процесса за рамки национальных границ; обусловлена ростом производительных сил, углублением международного разделения труда.

Транснационализация хозяйственной жизни – процесс усиления роли транснациональных корпораций в мировой экономике.

Глобализация – процесс превращения мирового хозяйства в единый рынок товаров, услуг, рабочей силы и капитала; логическое продолжение интернационализации.

 

Тестовые задания

1. Определение мирового хозяйства следующее:

a) глобальный хозяйственный механизм, в котором его отдельные части (национальные хозяйства) находятся во взаимосвязи посредством международных экономических отношений;

b) простая сумма хозяйств отдельных стран;

c) отраслевая структура всех стран мира, созданная на основе МРТ;

d) совокупность стран, связанных системой международных экономических отношений;

e) все ответы верны.

 

2. Этапы становления мирового хозяйства:

a) конец XIX до нач. 1950-х гг., 1950 – 1970-е гг., 1980 и до нашего времени;

b) конец XIX – начало XX в., 30 – 60-е гг. XX в., 1970 – 2000-е гг.;

c) XVII – XIX вв., 20 – 40-е гг. XX в., 50 – 80-е гг. XX в., 90-е гг. и до нашего времени;

d) все ответы верны.

 

3. Субъектами мирового хозяйства являются:

a) международная торговля;

b) иностранные инвестиции;

c) национальные экономики, ТНБ и ТНК;

d) валюта и валютный курс;

e) все ответы верны.

4. *Формирующееся глобальное мировое хозяйство включает в себя национальные экономики:

a) промышленно развитых стран;

b) развивающихся стран;

c) стран с экономикой переходного типа;

d) стран с командно-административной системой управления;

e) новых индустриальных стран;

f) стран – поставщиков сырья.

 

5. Какие показатели особенно подчеркивают разницу в уровнях развития между центром и периферией:

a) общий объем ВВП;

b) производство промышленной продукции;

c) ВВП на душу населения;

d) природно-ресурсный потенциал;

e) все ответы верны.

 

6. Специализация стран на определенных видах производственной деятельности: товарах, услугах, результатах научно-технического прогресса, которые реализуются на мировом рынке – это:

a) международная интеграция;

b) международное кооперирование;

c) международное разделение труда;

d) международная концентрация производства.

 

7. *Отметить основные причины развития разделения труда между странами:

a) различия в природно-климатических условиях;

b) трудовые факторы;

c) геополитические особенности положения страны;

d) факторы научно-технического развития;

e) использование информационных преимуществ;

f) уровень заработной платы;

g) проведение политики импортозамещения.

 

8. *В мировом хозяйстве можно выделить следующие типы разделения труда:

a) технологическое;

b) подетальное;

c) общее;

d) отраслевое;

e) сырьевое;

f) частное;

g) поузловое;

h) единичное.

 

9. Специализация стран на производстве отдельных видов готовой продукции и услуг – это:

a) общее международное разделение труда (МРТ);

b) частное МРТ;

c) единичное МРТ;

d) подетальное МРТ.

 

10. *Указать основные формы международного разделения труда:

a) общее;

b) частное;

c) международная специализация;

d) единичное;

e) международная кооперация;

f) поузловое.

 

11. Основным побудительным мотивом участия стран в международном разделении труда является:

a) получение доступа к новым технологиям и знаниям;

b) передел сфер влияния между странами;

c) получение экономических выгод;

d) доступ к источникам сырья и энергии.

 

12. *Экономические выгоды от участия страны в международном разделении труда заключаются:

a) в получении новейшей информации о конкурентах;

b) в экономии национальных затрат на отказе от внутреннего производства товаров и услуг за счет их более дешевого импорта;

c) в получении земельной ренты;

d) в получении разницы (выгоды) между интернациональной и национальной стоимостью экспортируемых и импортируемых товаров.

 

13. *Наиболее динамично развивающимися направлениями международного разделения труда в XXI в. становятся сферы:

a) производства;

b) обмена технологиями;

c) информационных услуг;

d) транспорта;

e) туризма;

f) инвестиций.

 

14. Форма разделения труда между странами, когда отрасли, подотрасли, отдельные технологические процессы предприятий национальных хозяйств ориентируются на выпуск однородной продукции сверх внутренних потребностей, называется:

a) международным разделением труда;

b) международной кооперацией;

c) общим разделение труда;

d) отраслевым разделением труда;

e) международной специализацией производства;

f) единичным разделением труда.

 

15. Форма взаимодействия между странами, при которой разделение труда предстает как форма объединения труда на различных стадиях производства и реализации товаров и услуг, называется:

a) международной специализацией;

b) международной кооперацией;

c) международным разделением труда;

d) производственным сотрудничеством;

e) импортозамещением;

f) экспортоориентацией производства.

 

16. Россия продает в Германию сырую нефть, а Германия в Россию – станки. Можно ли считать это:

a) международным разделением труда;

b) международной кооперацией;

c) международным разделением факторов производства;

d) верно а и b;

e) верно b и c.

 

17. *В рамках мировой экономики страной считается территориальная единица, для которой характерны следующие черты:

a) проводит самостоятельную независимую политику;

b) ведет отдельный статистический учет своего экономического развития;

c) имеет систему национальных счетов;

d) имеет национальный герб, флаг и гимн;

e) имеет национальные представительства и дипломатические отношения не менее чем с 50 странами мира.

 

18. *Отметить группы стран в мировой экономике в соответствии с классификацией ООН:

a) развитые страны с рыночной экономикой;

b) социалистические страны;

c) развивающиеся страны и территории;

d) страны с централизованной плановой экономикой;

e) новые индустриальные страны.

 

19. Общие черты экономики развивающихся стран:

a) многоукладность;

b) низкий уровень развития производительных сил;

c) финансовая зависимость;

d) специализация на сырьевых товарах и полуфабрикатах;

e) все ответы верны.

 

Вопросы для обсуждения

1. Верно ли следующее утверждение: международное разделение труда подразумевает его последующую кооперацию и обмен произведенными продуктами.

 

2. Согласны ли вы с утверждением: международная кооперация труда полностью основывается на международном разделении труда и самостоятельно существовать не может.

3. Почему теория международной экономики рассматривает товар не как продукт производства, а как предмет совокупного спроса и предложения?

 

4. Китай хорошо обеспечен рабочей силой, а Россия – землей. К какому типу факторов производства относятся китайская рабочая сила и российская земля? Могут ли они быть основой долгосрочного конкурентного преимущества этих стран? Почему? В производстве каких товаров?

 

Интерактивные задания

1. Зайдите на сайты крупнейших ТНК России и проанализируйте представленную информацию. Насколько полно она раскрывает различные аспекты деятельности корпорации? Предоставляет ли компания полную отчетность, доступную любому пользователю? Оцените сайт компании по следующим критериям: структура сайта; навигация; корректное представление информации о компании; дизайн сайта. Какие бы разделы, на Ваш взгляд, следует добавить, какие - Вы считаете лишними? Найдите в сети Интернет сайты крупнейших международных ТНК и сравните их с сайтами российских ТНК. Сделайте аргументированные выводы.

2. На сайтах Президента России (http://www.kremlin.ru) и Правительства Российской Федерации (http://www.government.ru) найдите и проанализируйте информацию о вкладе России в решение международных экологических проблем? Какие меры принимает государство для борьбы с загрязнением окружающей среды?

Кейс-стади.

Глобализация или американизация?

Едва ли Вы найдете крупные города на земле без кафе McDonalds, не покрытые сетью вещания MTV и где люди не носили бы джинсы Levi's.

Мы же рассмотрим пример Walt Disney Company, которая была основа­на в 1923 г. и является второй по величине медиакорпорацией в мире после Time Warner. Компания работает по четырем основным направлениям: производство кинофильмов (студии Walt Disney Pictures, Touchstone, Hollywood Pictures и Miramax), тематические парки и ку­рорты (Walt Disney World и Disneyland), потребительские продукты и медиа. По итогам 2005 финансового года доходы The Walt Disney Company составили 32 млрд дол.

Большую часть продуктов Disney легко экспортировать, так как герои мультфильмов долго были популярны за границей.

Следует заметить, что Disney фактически не владеет парками в полном объеме, но получает лицензионные платежи и бесплатную рекламу своих товаров. Диснейленд Токио, открытый в 1982 г., был успешным проек­том. Сложнее дела обстоят в Европе, где ЕвроДисней, был охарактери­зован как «культурный Чернобыль». Стало ясно, что концепция товара может быть универсальной, однако она требует адаптации с учетом осо­бенностей локальной культуры, национального законодательства и даже производственных возможностей. Интересы и потребности потребите­лей в разных странах отнюдь не одинаковы. Компания изменила назва­ние на Диснейленд Париж, потом, с учетом национальных особенностей, изменилось и предложение.

Рассмотрим стратегию компании на примере Китая, в котором в 80-х Disney начал показывать мультфильмы по телевидению. Disney пока­зал старые мультфильмы, чтобы познакомить китайцев с основными героями Disney. Фильм Mulan был выпущен в мировой прокат в 1998 г. Кино было основано на древней китайской истории девочки, которая вступает в ряды в китайской армии, в то время, когда женщинам не раз­решали бороться. Disney использовал фильм как способ проникнуть на китайский рынок. Потом Disney стал продвигать свои товары. Затем был построен парк в Гонконге.

Присутствие Disney на китайском рынке действительно дало стране потенциал для экономического роста, появились новые рабочие места. Создание таких мультфильмов, как «Русалочка», «Красавица и Чудови­ще» (Европа), «Книга Джунглей» (Южная Азия), «Мулан» (Китай), «Мухаммед, последний пророк» (Ближний Восток), «Король Лев» (Аф­рика), к сожалению, не главная цель компании, а лишь средство для получения максимально возможной прибыли.

В марте 2006 г. компания Disney объявила об инвестировании средств в российскую анимацию и о создании российского подразделения, ко­торое будет контролировать все проекты Disney в России. Интерес Walt Disney к российскому кинопроизводству связан с увеличением доли отечественного кино в кассовых сборах – в 2005 г. она составила около 30% от 346 млн дол., которые заплатили зрители России и СНГ за биле­ты. При этом мультипликационные фильмы собрали в России более 15 млн дол., из них на долю единственного российского мультфильма в широком прокате «Алеша Попович и Тугарин Змей» пришлось 1,73 млн дол. Однако к окончательному решению об инвестициях в российскую анимацию, считают участники рынка, Disney подтолкнул успех фильма «Князь Владимир», который за первый уикенд собрал более 2 млн дол. – больше, чем «Шрек-2».

Всемирные коммуникации, такие как Интернет, спутниковая связь и т.д., обеспечивают качественный скачок в способности различных стран использовать информацию, становясь, таким образом, участником гло­бального информационного пространства. Далее складывается единая глобальная взаимосвязанная экономика, в рамках которой разрушается национальная замкнутость, сбыт изделий внутреннего производства во все возрастающей степени определяются нуждами внешней торгов­ли, а также происходит ускорение финансовых потоков и движения ка­питала через национальные границы, увеличение миграции рабочей силы из одной страны в другую, расширение позиций многонациональ­ных корпораций, чьи филиалы разбросаны по всему миру и связаны через электронные сети, упрощение технологического обмена. В облас­ти природных ресурсов какой-либо национальный суверенитет лишен, с позиции глобализации, всякого смысла и все страны функционируют в ситуации дефицита ресурсов, вследствие чего вынуждены взаимодей­ствовать в деле жизнеобеспечения на планете.

Необходимо отметить, что процесс глобализации идет на микро- (поли­тика компаний) и макро- (внешняя государственная политика) уровнях. Оба уровня находятся в тесной взаимосвязи, но не всегда цели и инте­ресы государства и компаний совпадают.

Единого мнения о противоречиях, возникающих в процессе глобализа­ции, не существует. Это можно объяснить тем, что глобализация – это комплекс процессов, происходящих в таких сферах, как экономика, тех­нология, политика, социальная сфера. Основные импульсы глобализа­ции действительно идут именно от экономики. Как правило, рассмат­риваются такие проблемы этого процесса, как разрушительность глобальной конкуренции, конвертирование «мировой» валюты в сырь­евые ресурсы других стран, увеличение разрыва между развитыми стра­нами и всем остальным миром, проблемы глобальной экономической безопасности, серьезное обесценение ресурсов при одновременном воз­растании значения технологий и знаний, неравномерность распределе­ния трудовых ресурсов и т.д.

Экономической основой глобализации является повсеместное распрос­транение рыночной экономики. Теперь конкуренция реализуется на ми­ровом уровне, постепенно проникая во все сферы социокультурной сис­темы. На самом деле, защищая собственные экономические интересы, каждая страна сражается за свою социокультурную модель. Именно че­рез рынок, формируя вкусы потребителей, можно навязать определенные ценности конкретной страны. В подтверждение приведем фрагмент доклада Б. Клинтона о положении страны в 2000 г.: «Для полномас­штабной реализации возможностей нашей экономики мы обязаны вый­ти за пределы наших границ и подготовить условия для такой револю­ции, которая сметет барьеры и сформирует новые связи между государствами и людьми, экономическими системами и культурами, а именно – для глобализации» (доктрина «Формирование мира»).

Охватывая не только экономику, но и все другие сферы общественной жизни, глобализация сегодня выражается в установке единых правил для всех.

Компании несут ценности определенной страны, как правило, страны базирования. Это защищает экономические интересы определенных стран, а как известно лучшая защита – это нападение.

Основа сегодняшней глобализации – массовое производство, массо­вое потребление, массовая культура. Западные компании часто устанавливают стандарты качества, появляясь на внутренних рынках. Это яв­ляется и благом для местных потребителей и стимулом для нацио­нальных компаний к повышению стандартов. В то же самое время это может нести угрозу не только национальным производителям, но и куль­турным традициям страны, национальным интересам.

Вопросы

1. Каким вы видите будущее процесса глобализации?

2. Что является корнем проблем, возникающих в процессе глобализа­ции, по вашему мнению?

3. Какие пути решения проблем, возникающих в процессе глобализа­ции, вы видите?

Задачи

1. Если Россия продает в Германию природный газ, а Германия в Россию – станки, можно ли считать это международным разделением труда, международной кооперацией труда, международным разделением других факторов производства или первым, вторым и третьим вместе?

2. Россия купила в Польше сушеный картофель, произведенный совместным российско-польским предприятием. Какие формы международной экономики были задействованы в этой сделке?

 

 




2016-01-26 681 Обсуждений (0)
Глобализация или американизация? 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глобализация или американизация?

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (681)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)