Авторы многих учебников по русскому языку центральными задачами преподавания русского языка в школе считают не только обучение русскому языку, но и изучение русского языка
“Жизнь языка” во всем ее своеобразии проявляется только в тексте, поэтому анализ текста находится в центре внимания в учебных дисциплинах преподавания русского языка и литературы. В нашу жизнь со всей своей мощью вступил в силу ЕГЭ. Возникает вопрос: как охватить всех своих обучающих работой над анализом художественного текста? Решение данной проблемы определило цельмоей темы работы: ·творчески обосновать и экспериментально проверить эффективность технологий индивидуального подхода и дифференциации заданий в процессе обучения анализу текста. ·используя преимущества технологии уровневой дифференциации, обеспечить каждому учащемуся возможность достижения результатов с учетом его индивидуальных, возрастных и психологических особенностей. Объект исследования: процесс обучения анализу мини – текстов в 5-7 классах. Предмет исследования:методические основы обучения анализу текста в среднем звене в условиях индивидуального обучения. Гипотеза исследования: использование технологии уровневой дифференциации способствует формированию познавательной мотивации и познавательной самостоятельности, повышает результативность обучения школьников. Соответственно цели, объекта и предмета исследования поставлены следующие задачи: ·изучить теоретический материал по данной проблеме; ·рассмотреть и исследовать опыт работы по анализу художественного текста и соотнести их как функциональные модели пользования для дифференциации; ·разработать систему дидактических заданий, ориентированных на реализацию уровневой дифференциации; ·при этом охватить всех обучаемых и формировать у них общеучебные умения и навыки работать с текстом. Итак, мною составлена схема, включающая в себе возможные типы заданий по уровням, виды и формы деятельности детей, цели и задачи для осуществления этих заданий с учетом возрастных, индивидуальных особенностей школьников. Первый уровень дифференциации – это необходимый уровень выполнения заданий, подобные тем, что делали уже много раз, где требуются отработанные умения и изученные, закрепленные знания. Ближайшая цель – достижения базового уровня освоения материала. Второй уровень – это углубленный уровень, в котором представлена система разнообразных заданий повышенной сложности. Вид деятельности творческий, интеллектуальный. Они ориентированы на развитие у детей самостоятельности, инициативности, творческих способностей. Третий уровень –максимальный уровень, где задания представляют вне программного характера. Вид деятельности – исследовательский. Такой вид приучает к самостоятельной работе с текстом, применить имеющие умения и анализировать художественный текст, обогащает читательский опыт и т.д. Технология дифференцированных заданий возникла на основе системного обучения анализу текста на уроках русского языка, по которому работают многие преподаватели школ всех регионов РФ, такие как Козлова Н.М., Арбатская И.А. (ЖСОШ №2, г. Якутск), Черкашина В.И. (СОШ №27), Сидорова М.Л.(г. Мирный, Архангельская обл.), и т.д. Систему анализа художественного текста обычно составляют поэтапно, как это делают выше сказанные учителя – практики с целью сформировать нового, вдумчивого, мыслящего, способного проникнуть вглубь художественного текста и осознать эстетическую самоценность произведения читателя, но при этом не учитывается индивидуальный подход к обучающимся со всеми своими положительными сторонами: - обеспечивает каждому ученику базовый уровень подготовки; - предоставляет условия для формирования и развития у учащихся интереса к работе с текстом; - создает условие для проявления самостоятельности и инициативности, т.е. предоставляет ученику момент самостоятельного выбора заданий; - создает условия для максимального достижения результата; - при всем этом дает учителю возможность конструировать задания с опорой на индивидуальные возрастные, психологические возможности каждого ученика и общий уровень подготовленности всего класса. Т.е. в этом подходе обучения анализу текста на уроках русского языка соотнесены опыты и систематизации и дифференциации с применением метода интегрирования двух предметов (русского языка и литературы). Итак, начиная с 2006г. работаю по технологии уровневой дифференциации на уроках русского языка. Ставлю цели на основании основных идей уровневой дифференциации: - обеспечить каждому ученику базовый уровень подготовки; - создать благоприятные условия тем, кто проявляет интерес к анализу текста; - создать условия для максимального достижения результата. Задания можно предложить детям после прохождения материала или как закрепление, или как проверка и контроль, или как домашнее задание, поэтому подбираются специально маленькие тексты (обычно отрывки из стихотворений, короткие веселые строчки, мудрые изречения и т.д.) Солнце низко, вечер близко - Как прекрасен зимний лес Кап – кап капельки- Стучит по крыше монотонно, Осветив черепицу на крыше Зима, смеясь, от счастья плачет, Клубятся тучи, млея в блеске алом, При этом отрывки из художественного произведения обязательно сопровождаются указанием автора этих строк, что способствует не только обучению правильному оформлению на письме цитат, эпиграфов, что понадобится им в дальнейшей работе, но и ученики узнают все новые и новые имена, связанные с русской литературой. Воспитывает бережное отношение, прививает любовь, уважение к языку художественного текста, да и к русскому языку и литературе вообще, появляется гордость за него. Работе ведется по карточной системе. В каждой карточке дается текст и соответственно по уровню задания к этому тексту. Ученик сам может выбрать карточку с заданиями. Вот предложенные карточки . Задание I уровня
Задание II уровня
Задание 3 уровня
Таким образом, изучив теоретические материалы по теме, систему работы других педагогов по анализу художественного текста, применила их в своей работе как функциональные модели для уровневой дифференциации при анализе текста. При этом разработана модель системы составления дидактических заданий, ориентированная на реализацию технологии уровневой дифференциации в условиях индивидуального обучения. Система составления дидактических заданий находится в постоянной разработке, дополнении, исследовании и при успешном процессе работы может показать такие результаты: - при такой технологии анализа художественного текста ученик овладевает умениями по использованию знаний; - развивается у ученика умение самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать самого себя, находить и исправлять собственные ошибки; - ученик ориентируется на успех, избавляется от страха перед подобным контролем; - это не значит, что ребенок обязан делать задания только одного уровня. Он после многократного, успешного решения может подниматься на уровень выше и решать поставленные задачи соответствующего уровня. - все это может иметь большое значение на повышение качества преподаваемого предмета. И наконец, анализируя небольшие фрагменты художественных текстов, ученики постепенно овладевают элементарными навыками лингвистического анализа языка литературного произведения. Готовность ребенка к проведению лингвистического анализа, очень небольшого по временным затратам на уроке, в дальнейшем станет той основой, на которой можно организовать комплексный анализ художественного текста, что будет способствовать к эффективной подготовке к ЕГЭ в старших классах. В ходе работы по теме “Дифференциация дополнительных и развивающих заданий при анализе мини- текстов на уроках русского языка в 5-7 классах” получены следующие результаты: 1. Исследованы основные тенденции развития теории и практики решения проблем индивидуализации и дифференциации процесса обучения; 2. Разработаны технологии индивидуализации и дифференциации процесса обучения среднего звена школьников. 3. Разрабатывается система составления дидактических заданий, ориентированных на реализацию уровневой дифференциации. Уровневая дифференциация заданий:
Карточная система Задание I уровня Солнце низко, вечер близко – Задания: 1.Какое настроение возникает при чтении этого текста? 2.Какими звуковыми средствами создается это настроение? 3.Расставь ударения. 4.Подчеркни глухие согласные звуки Задание II уровня Лазурь небесная смеется, Задания: 1.Прочитайте отрывок и попробуйте своими словами описать ту картину, которая возникает в вашем воображении . 2.Найдите слова, употребленные в переносном значении. Какие тропы созданы на их основе? 3.Сколько имен прилагательных в этом тексте? Какое время суток описано? 4.По каким причинам вы догадались об этом? 5.Прочитайте вслух , интонационно правильно выделяя причастный оборот (паузы, понижение голоса). Какое настроение нужно передать? 6.Выучите отрывок наизусть и подготовьтесь к письму по памяти. Задание III уровня 1.Самостоятельно найдите из сборника фрагменты стихотворений, посвященные одной теме.( “Осень”,“Весна”, “Детство” и т.д.) 2.Прокомментируйте правописание слов (какая орфограмма чаще всего встречается в стихотворениях).Как каждый из этих отрывков по – разному живописует одно и то же явление действительности? 3.Какие наблюдения поэтов обогащают наше представление об этом явлении? 4.Какие образные языковые средства помогают точнее и ярче описать разные его признаки?
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (321)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |