Глава 15. КОНТРОЛЬ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ УЧРЕЖДЕНИЙ И ОРГАНОВ, ИСПОЛНЯЮЩИХ НАКАЗАНИЯ
§ 1. Понятие и формы контроля за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания................................... 408 § 2. Контроль органов государственной власти за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания................................... 413 § 3. Судебный контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания.................................. 415 § 4. Ведомственный контроль за деятельностью учреждений уголовно-исполнительной системы................................... 424 § 5. Прокурорский надзор за соблюдением законов администрацией учреждений и органов, исполняющих наказания.................................. 429 § 6. Общественный контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания.................................. 433 ПРЕДИСЛОВИЕ Предлагаемый читателю учебник подготовлен с учетом требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 021100 - «Юриспруденция» и соответствует учебной программе по курсу «Уголовно-исполнительное право» для образовательных учреждений высшего профессионального образования, готовящих кадры для уголовно-исполнительной системы (УИС) России. По структуре и содержанию учебник в значительной степени отличается от своих предшественников, так как в нем отражается многолетний опыт становления и развития пенологии и пенитенциарной науки, учитываются политические и социально-экономические преобразования, происшедшие в стране в последние десятилетия XX в. и повлекшие за собой правовые реформы, в том числе в области уголовного и уголовно-исполнительного законодательства*. За это время существенно изменилась конституционная, судебная и правоохранительная практика. Так, решением Конституционного Суда Российской Федерации (1999) признано невозможным применение смертной казни всеми судами России до введения повсеместно суда присяжных. Пленумом Верховного Суда Российской Федерации 11 июня 1999 г. было принято Постановление «О практике назначения судами уголовного наказания», в котором даны рекомендации по назначению наказания в виде лишения свободы и наказаний, не связанных с изоляцией осужденных от общества. Безусловно, важное значение для УИС имеет Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12 ноября 2001 г. № 14 «О практике назначения судами видов исправительных учреждений». Вступление в 1996 г. России в Совет Европы способствовало передаче уголовно-исполнительной системы МВД в ведение Министерства юстиции Российской Федерации (август 1998 г.). После передачи УИС в ведение Минюста России появилась возможность активизировать законотворческую работу, направить ее в русло создания более совершенной нормативной базы, регламентирующей деятельность уголовно-исполнительной системы. Более того, уголовно-исполнительная система стала оказывать определенное влияние на уголовную политику в стране. * В конце книги приведены изменения, внесенные в УИК РФ в период подготовки учебника к изданию.
Уголовно-исполнительное право Решению проблем пенитенциарной системы придается приоритетное значение не только в Министерстве юстиции, но и в Правительстве Российской Федерации. Работая в этом направлении, Минюст России встречает понимание и поддержку в Федеральном Собрании и Аппарате Президента России, конструктивно сотрудничает с Советом Европы, международными гуманитарными организациями. Уголовно-исполнительная система стала более открытой. Радикально изменились ее взаимоотношения со средствами массовой информации, общественными, правозащитными и религиозными организациями. В целях обеспечения устойчивой работы уголовно-исполнительной системы России в условиях реформирования органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания, Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 августа 2001 г. № 636 утверждена Федеральная целевая программа «Реформирование уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации на 2002-2006 годы». В настоящее время активно совершенствуется ее нормативно-правовая база. На момент передачи уголовно-исполнительной системы в ведение Минюста России были разработаны и внесены на рассмотрение федеральных органов государственной власти более 40 проектов федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации по вопросам реформирования УИС. Приоритетные направления подготовки проектов нормативных актов - гуманизация условий отбывания наказания, соблюдение прав и свобод осужденных, создание максимально благоприятных условий для эффективной работы персонала учреждений и органов, исполняющих наказания. Важным шагом на этом пути стало принятие трех федеральных законов: от 9 марта 2001 г. № 25-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации и другие законодательные акты Российской Федерации», от 20 марта 2001 г. № 26-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции о защите прав человека и основных свобод» и от 8 декабря 2003 г. «О приведении Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и других законодательных актов в соответствие с Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации"». В разработке указанных нормативных актов принимали участие и члены авторского кол- 8 Предисловие лектива данного учебника. В законах сделан акцент на гуманизацию исполнения и отбывания наказаний, реализацию принципов дифференциации и индивидуализации исполнения наказаний, развитие системы колоний-поселений. Все изложенные выше изменения в пенитенциарной политике и законодательстве нашли отражение в настоящем учебнике, который основывается на Уголовном и Уголовно-исполнительном кодексах Российской Федерации, международно-правовых актах, относящихся к исполнению наказаний и обращению с осужденными. Авторами учебника проанализированы вопросы возникновения и развития пенологии и пенитенциарной науки, истории международного сотрудничества по проблемам исполнения наказаний, а также изложены новые теоретические положения, основанные на научных исследованиях и вытекающие из содержания Уголовно-исполнительного кодекса и международно-правовых актов. Прежде всего это относится к принципам уголовно-исполнительной политики и соответствующего законодательства, социально-экономическим факторам, их определяющим, предмету данной отрасли права, правовому статусу осужденных, целям и задачам законодательства и средствам их достижения, положениям прогрессивной системы отбывания наказания. В учебнике рассматривается принципиальное положение, касающееся соотношения уголовно-исполнительного законодательства России и международно-правовых актов. Авторы проанализировали международно-правовые стандарты обращения с заключенными, при этом акцент сделан на одно из важнейших достижений нового Уголовно-исполнительного кодекса - включение этих стандартов в российское законодательство, знать которые необходимо в связи со вступлением России в Совет Европы. Нет сомнений в том, что эффективность деятельности уголовно-исполнительной системы во многом зависит от уровня профессиональной подготовки персонала. Предлагаемый учебник в первую очередь ориентирован на курсантов и слушателей учебных заведений, готовящих специалистов для уголовно-исполнительной системы России. Он также может быть полезен студентам, получающим юридическое образование в других образовательных учреждениях страны. Надеемся, что учебник будет интересен и для тех читателей, кто не работает в сфере правоприменительной деятельности, ведь знать границы дозволенного законом надо каждому, независимо от образования и профессии. Ибо и сегодня справедливы слова Жана Поля Марата: «Пусть уголовный кодекс будет в руках у всех, чтобы правила нашего поведе- Уголовно-исполнительное право ния постоянно находились перед нашими глазами. Раз человек подчинен законам, пусть он, достигнув разумного возраста, ознакомится с ними и пусть знает, чему подвергнул бы себя, нарушая их». Учебник создан коллективом российских ученых - специалистов в области уголовно-исполнительного права. Их деятельность в основном связана с Академией права и управления Федеральной службы исполнения наказаний, являющейся уникальным научным и образовательным центром, призванным способствовать решению задач, стоящих перед уголовно-исполнительной системой России. Один из них - профессор Михаил Петрович Мелентьев - принимал непосредственное участие в составе рабочей группы Комитета по безопасности Государственной Думы в разработке Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, а в составе комиссии Межпарламентской Ассамблеи государств - участников Содружества Независимых Государств - Модельного уголовно-исполнительного кодекса для стран - членов СНГ, в подготовке проектов других федеральных законов, относящихся к сфере правового регулирования назначения и исполнения уголовных наказаний. Авторский коллектив с признательностью примет пожелания и замечания взыскательных читателей, которые в дальнейшем могут послужить улучшению структуры и содержания первого в новом столетии учебника по уголовно-исполнительному праву, изданного для образовательных учреждений Федеральной службы исполнения наказаний. Директор Федеральной службы исполнения наказаний государственный советник юстиции 1 класса Ю.И. Калинин ■•...■ > > Глава 1 ПОНЯТИЕ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРАВА* § 1. Уголовно-исполнительная политика Изучение курса уголовно-исполнительного права целесообразно начать с рассмотрения понятия и содержания уголовно-исполнительной политики, поскольку она оказывает значительное влияние на право, формирует его идеологию, направленность, принципы и содержание, а также другие части надстройки: мораль, философию, религию и т.д. Вместе с тем политика - это концентрированное выражение экономики. Следствием социалистической экономики была тоталитарная политика КПСС, которая предопределяла классовый (впоследствии общенародный) подход к праву, обосновывала допустимость выдачи правовых актов (по сути дела, произвольных, субъективных) за волю класса (народа). Право подчинялось воле правящей элиты КПСС, интересы государства были важнее интересов личности, ее права игнорировались. Нормы исправительно-трудового права, закрепляя данную политику, провозглашали принцип исправительного принуждения, ведущую роль в исправлении осужденных отводили труду, принуждали большую часть осужденных получать общее среднее образование, жестко регламентировали жизнь и быт осужденных и т. д. При этом не было специальных норм, которые защищали бы права, свободы и законные интересы осужденных, а также обеспечивали бы их безопасность, сохранение жизни и здоровья. Политика демократического государства намного полнее учитывает интересы большинства народа, личности каждого человека. Например, Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации (УИК РФ), вступивший в силу с 1 июля 1997 г., содержит нормы, которые охраняют права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивают законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний. *Ссылки на литературные источники приводятся в конце каждой главы. 10 и Уголовно-исполнительное право Глава 1. Понятие уголовно-исполнительного права
Таким образом, политика, выполняя служебную функцию по отношению к экономике, влияет на право и определяет направления, задачи и формы деятельности государственных органов. Политика улавливает движения экономики и поддерживает их государственно-правовыми актами и административно-управленческими решениями. При этом право является средством выражения и укрепления государственной политики, которая, реализуясь в нормах права, становится конкретной, четкой и, безусловно, обязательной для субъектов общественных отношений. Поэтому, прежде чем рассматривать понятие «уголовно-исполнительное право», следует дать определение политике вообще и раскрыть основное содержание уголовно-исполнительной политики в частности. Толковый словарь русского языка СИ. Ожегова слово «политика» определяет как деятельность органов государственной власти и государственного управления, отражающую общественный строй и экономическую структуру страны, а также деятельность общественных классов, партий и других классовых организаций, общественных группировок, определяемую их интересами и целями1. Более узкое определение политике дал В.И. Ленин, акцентировав внимание на ее практическом назначении, суть которого - «участие в делах государства, направление государства, определение форм, задач, содержания деятельности государства»2. Согласно этому назначению политика оказывает определяющее влияние на всю систему общественных отношений: вопросы власти, государственной и социальной структуры общества; основные направления идеологических, правовых и организационных усилий государства; деятельность государства в различных сферах общественной жизни, в том числе хозяйственной, экономической, внешней, социальной и т. д. Поэтому можно говорить об уголовной и уголовно-исполнительной политике, так как это относится к сфере борьбы с преступностью и сфере исполнения наказания. Исполнение наказания - одна из составляющих борьбы с преступностью, значит, уголовно-исполнительная политика является частью уголовной политики. Уголовная политика формирует законодательство в сфере борьбы с преступностью, в том числе уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное, определяет уголовно-правовые меры воздействия на преступность, процессуальные и исполнительные формы их осуществления и деятельность государственных органов в борьбе с преступностью. Уголовная политика включает в себя и политику в области профилактики преступлений, также направленную на борьбу с преступностью. Критерий разграничения уголовной политики и иной политики, 12 связанной с правонарушениями и другими негативными явлениями, -ее направляющая деятельность в борьбе с преступностью и закрепление главным образом в отраслях уголовно-правового комплекса. Борьба с такими явлениями, как алкоголизм, наркомания, бродяжничество, проституция, а также с административными правонарушениями входит в сферу социальной и правоохранительной политики. Есть и иные точки зрения на объем предмета уголовной политики, однако мы не будем обращаться к полемике ученых, рассматриваемой курсом уголовного права. О позициях ученых можно узнать из книги НА Стручкова «Курс исправительно-трудового права. Проблемы Общей части» (М., 1984. С. 9-11). Уголовная политика не может проводиться самостоятельно, без уголовно-исполнительной политики, ибо «без надлежащей организации исполнения окажутся в конечном счете напрасными усилия по поиску и разоблачению виновных, по правильной квалификации содеянного, назначению наказания»3. Можно утверждать, что именно в области исполнения наказания достигаются охранительные цели уголовного закона и наказания, происходит исправление преступника, устраняется опасность его личности для общества. Уголовная политика не может проводиться и без судебной (уголовно-процессуальной) политики, которая направляет законотворчество в области уголовного процесса, определяет формы деятельности органов розыска, дознания, следствия и суда в расследовании преступлений. Уголовно-исполнительная политика как часть уголовной политики одновременно является и социальной политикой, формирующей «условия жизни людей, их привычки, взгляды, нравы и ценностные ориентации, в том числе те, которые способствуют преодолению преступности»4. И уголовная, и уголовно-исполнительная политика связаны с социальной политикой прежде всего целями. Цель социальной политики государства - создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7 Конституции РФ). Уголовная политика, выражая интересы социальной политики государства, обеспечивает охрану прав и свобод человека и гражданина, собственности, общественного порядка и общественной безопасности, окружающей среды, конституционного строя, мира и безопасности человечества от преступных посягательств (ст. 2 Уголовного кодекса Российской Федерации -УК РФ). Уголовно-исполнительная политика, конкретизируя уголовную политику, имеет своими целями исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений как ими, так и иными лицами (ст. 1УИК РФ). Исправление преступников и предупреждение новых преступлений в итоге создают условия, обеспечивающие достой-
Уголовно-исполнительное право Глава 1. Понятие уголовно-исполнительного права
ную жизнь и свободное развитие всех людей (а это есть цель социальной политики). Кроме того, социальная политика выражена в средствах материально-бытового и медицинского обеспечения осужденных. Между социальной и уголовной находится правоохранительная политика, формирующая на основе Конституции РФ единую стратегию охраны общества, прав, свобод и законных интересов граждан от правонарушений. Она предопределяет форму участия и согласованность норм отраслей уголовно-правового комплекса и других отраслей права в формировании правопослушного поведения граждан. Реализуясь в нормах отраслевого законодательства, правоохранительная политика использует различные принудительные меры воздействия на граждан: карательные, профилактические, уголовно-правовые, административные, меры безопасности, взыскания и т. д. Задачи правоохранительной системы в сфере уголовно-исполнительного права решаются путем исполнения наказаний и применения принудительных мер (предупредительных, оперативно-розыскных, взыскания, безопасности, материальной ответственности), не являющихся карой. В литературе термин «уголовная политика» трактуется следующим образом. Уголовная политика в широком смысле - это политика в сфере борьбы с преступностью, которая находит закрепление в нормах уголовно-правового комплекса. Уголовная политика в узком смысле называется уголовно-правовой политикой и закрепляется только в нормах уголовного законодательства. Уголовно-правовая политика определяет уголовно-правовые меры воздействия на преступность: уголовную ответственность, ее дифференциацию и индивидуализацию; криминализацию и декриминализацию деяний; пенализацию и депенализацию ответственности; цели, систему и виды наказаний, их сущность; освобождение от отбывания наказания. Хотя уголовно-исполнительная политика является частью уголовной политики, она самостоятельна, имеет свою направленность, закрепляется в нормах уголовно-исполнительного законодательства и влияет на формирование его целей (исправление осужденных, предупреждение преступлений), задач (регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определение средств для исправления осужденных, охрана их прав, свобод и законных интересов, оказание помощи в социальной адаптации), общих положений и принципов исполнения наказания, на участие органов государственной власти и органов местного самоуправления, иных организаций, общественных объединений, атак-же граждан в исправлении осужденных и пр. Прежде чем перейти к раскрытию истоков формирования и содержания уголовно-исполнительной политики, следует выяснить, почему 14 она так называется. Отрасль права, регулирующая исполнение уголовных наказаний, ранее называлась исправительно-трудовым правом, а соответствующая политика - исправительно-трудовой. И это было правильно, так как данное право регулировало исполнение наказаний, связанных с исправительно-трудовым воздействием, ведущим элементом которого признавался труд. В настоящее время в соответствии с п. «о» ст. 71 Конституции РФ, предусматривающей принятие федерального уголовно-исполнительного законодательства, и в связи со вступлением в силу УИК РФ (с 1 июля 1997 г.) она называется уголовно-исполнительной политикой. Каковы же истоки формирования и содержания уголовно-исполнительной политики? Как мы уже выяснили, на содержание политики оказывают влияние прежде всего экономические и социальные факторы. Каковы экономика и состояние общества в целом, такова и политика. Благополучная экономика создает динамично развивающуюся, фундаментальную политику, которая смотрит в будущее. Например, в 1960-1970-е годы при относительно стабильной экономике в СССР был весьма заметен прогресс в исправительно-трудовой политике: а) последовательно происходила замена лишения свободы наказаниями, не связанными с изоляцией от общества (были введены условное осуждение и условное освобождение с обязательным привлечением к труду, приняты положения об исполнении наказаний, не связанных с мерами исправительно-трудового воздействия на осужденных); б) осуществлялся постепенный переход к учреждениям открытого типа (появились различные виды колоний-поселений); в) в колониях расширялась и крепла собственная производственная база; г) динамично развивались разнообразные формы воспитательного воздействия на осужденных; д) культивировалось получение осужденными среднего общего образования; е) в среде осужденных изживались «воровские» традиции; ж) совершенствовались и расширялись формы участия общественности в исправлении осужденных и т. д. И наоборот, в конце 1980-х годов, во время экономического спада, промышленного кризиса и обнищания населения, стратегия политики изменяется, ибо она «находится в большей зависимости от экономического состояния общества, нежели от ее целей и принципов. Создаваемый разрыв между принципами и их реальным воплощением дискредитирует их»5. На стратегию, формы и методы уголовно-исполнительной политики оказывает влияние комплекс социальных факторов, в том числе социально-политическое состояние и структура общества, господствующие Уголовно-исполнительное право Глава 1. Понятие уголовно-исполнительного права
в нем нравственные ценности и правовые представления, здоровье лю-дей, их материальное благополучие, работа системы социальных служб, обеспечение людей пенсиями, пособиями и иными гарантиями социальной защиты, создание условий для деятельности общественных формирований, состояние и динамика правонарушений в стране, меры по их предупреждению, профилактика пьянства, взяточничества, бюрократизма и др. Социальные факторы влияют на людей как непосредственно, так и при проведении в жизнь социальной политики. А цели социальной, уголовной и уголовно-исполнительной политики так же влияют друг на друга, как их содержание. Благополучная социальная политика создает благоприятные условия для реализации уголовной и уголовно-исполнительной политики, и наоборот. Например, приостановление развития форм участия общественности в делах государства приводит к утрате контроля общественных формирований над процессом исполнения наказаний (особенно в виде лишения свободы) и исправления осужденных. Проблемы в сфере трудовой занятости населения, обеспечения жильем усложняют трудовое и бытовое устройство освобожденных от отбывания наказания. Неблагополучие в системе здравоохранения в целом сказывается на здравоохранении в местах лишения свободы, приводит к повышению уровня заболеваемости осужденных. Можно назвать много социальных явлений, так или иначе отражающихся на состоянии деятельности уголовно-исполнительной системы России, однако главное то, что состояние общества непосредственно влияет на систему исполнения наказаний и по состоянию пенитенциарной системы можно судить о состоянии общества. На формирование политики влияют не только социально-экономические факторы, но и люди и их организации. Поэтому важно знать, кто же принимает участие в выработке политической линии в обществе, в том числе в области исполнения наказаний. Как известно, для демократического общества характерен институциональный и политический плюрализм. Статья 13 Конституции РФ признает политическое и идеологическое многообразие, многопартийность, следовательно, в выработке политической линии могут принимать участие партии, другие общественные формирования, а также каждый гражданин и различные социальные образования, такие как Общественный центр содействия реформе системы уголовного правосудия в России (правозащитная организация в области пенитенциарных проблем), Московско-Хельсинкская группа и др. Они могут влиять на законодателя, правительство и ведомственные инстанции при разработке и принятии ими норм права, затрагивающих права, свободы и законные интересы осуж- 16 денных; формировать взгляды и мнения политиков, ученых и практиков, непосредственно занимающихся вопросами исполнения наказаний. Однако официально уголовно-исполнительная политика создается посредством скорректированной, усредненной линии партий и других социальных и общественных формирований, участвующих в деятель- J Р ности Федерального Собрания РФ. Принимая уголовно-исполнитель- -^ ^ ное законодательство, другие законы, касающиеся сферы исполнения наказаний, акты амнистии, рассматривая вопросы борьбы с преступностью, Федеральное Собрание непосредственно формирует уголовно-исполнительную политику. Определенное влияние на уголовно-исполнительную политику оказывает международная пенитенциарная политика, проводимая Генеральной Ассамблеей ООН и ее органами и закрепленная в международных 4 fl правовых актах, которые нашли отражение в уголовно-исполнительном ^ & законодательстве (ст. 3 УИК РФ). В УИК РФ максимально учтены не только нормы международного права, но и рекомендации (декларации) международных организаций по вопросам исполнения наказаний и обращения с осужденными. К тому же Россия как правопреемница СССР, подписавшего в 1989 г. Венские соглашения, обязана привести свое законодательство в соответствие с международными соглашениями о защите прав человека, в том числе в сфере исполнения наказаний. Первостепенное влияние на развитие уголовно-исполнительной политики оказывает Президент РФ, задающий согласно ч. 3 ст. 80 Конституции РФ основные направления внутренней политики государства, частью которой является уголовно-исполнительная политика. Так, например, указом Президента утверждена Концепция реформирования уголовно-исполнительной системы Минюста России (на период до 2005 года), основными направлениями которой являются: реорганизация системы учреждений, исполняющих наказания; принятие мер по социально-правовой защите осужденных; совершенствование порядка отбывания наказания (режима) и деятельности подразделений охраны, конвоирования, розыска и служб безопасности; обеспечение законности, правопорядка и борьбы с преступностью в исправительных учреждениях; повышение эффективности воспитательной работы с осужденными, привлечение их к труду; дальнейшая гуманизация исполнения наказаний в отношении несовершеннолетних осужденных. Следует согласиться с профессором И.В. ^ числу факторов, влияющих на формирование ной политики, достижения соответствующиз»^укуКО1гШые^гаучают проблемы исполнения наказаний, исправл реждения среди них преступлений (кримино Уголовно-исполнительное право Глава 1. Понятие уголовно-исполнительного права
уголовно-исполнительное право, исправительная психология и педагогика и др.)6. Прежде чем тот или иной закон попадет к законодателю, он тщательно подготавливается целыми научными коллективами и проходит не одну научную экспертизу. Такую процедуру подготовки проходил и УИК РФ. Ученые также участвуют в процессе принятия и изменения законов. Определенный вклад в выработку политики в области исполнения наказаний вносит Правительство РФ, хотя оно и является исполнительной властью в государстве. Согласно п. «е» ст. 114 Конституции оно осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью. Например, им утверждена Федеральная целевая программа содействия трудовой занятости осужденных к наказанию в веде лишения свободы, в которой на длительную перспективу определены основные мероприятия по привлечению осужденных к труду, развитию производства в исправительных учреждениях, а также материальное и финансовое обеспечение программы и контроль за ее исполнением. Итак, уголовно-исполнительная политика - это политика высших органов государственной власти, определяющая основные положения уголовно-исполнительного права, задачи, содержание и формы деятельности учреждений и органов в области исполнения уголовных наказаний, направленная на оптимизацию процесса исправления осужденных и предупреждения среди них преступлений. В свою очередь, право тоже воздействует на уголовно-исполнительную политику, особенно в настоящее время, когда в нашей стране происходит становление правового государства. Стабильно функционирующее право, отражающее в своих нормах передовые пенитенциарные идеи, способно стабилизировать политику, предать ей управляющий характер. И напротив, нормы права, не отвечающие современным тенденциям или неэффективно работающие, могут негативно повлиять на изменение уголовно-исполнительной политики. Содержание уголовно-исполнительного права в определенной степени постоянно и стабильно, в нем зафиксированы специфические понятия и категории. Сущность и понятие уголовно-исполнительного права мы рассмотрим в следующем параграфе. , § 2. Понятие уголовно-исполнительного права Почему исполнение наказаний регулируется нормами права? Разве не досйпфчно того, что уголовный закон, раскрывая основные признаки наказания, определяет правовую базу для его исполнения? Возможно, остальные вопросы могут решаться по усмотрению учреждений и органов, исполняющих наказания? Нет, это не так: сфера исполнения наказаний должна регулироваться нормами права по следующим причинам: а) процесс исполнения наказаний носит властно-принудительный б) исполнение наказания заключается в применении правоограни- в) исполнение наказания является продолжением его применения, г) должно быть обеспечено единство сущности наказаний (уголов Все названные причины определяют совокупность юридических норм, закрепляющую в соответствии с требованиями уголовно-исполнительной политики волю государства в области исполнения уголовных наказаний и образующую отрасль российского права - уголовно-исполнительное право. В теории права к конституирующим признакам отрасли права принято относить предмет и методы правового регулирования. Рассмотрим эти правовые категории. Как известно, в теории права под предметом правового регулирования понимается та или иная совокупность общественных отношений, на которую направлено воздействие определенного комплекса юридических норм. Поэтому предметом уголовно-исполнительного права являются общественные отношения, складывающиеся в области исполнения наказаний и применения иных мер уголовно-правового характера. Исходя из того, что основным способом выражения государственной воли в области исполнения наказаний является закон - Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации, следует обратиться к нему и выяснить, что составляет его предмет, то есть какие общественные отношения он регулирует. В ч. 2 ст. 2 УИК РФ названы элементы, составляющие содержание (или предмет) уголовно-исполнительного законодательства:
19 Уголовно-исполнительное право Глава 1. Понятие уголовно-исполнительного права
I
- общие положения и принципы исполнения наказаний, приме - порядок и условия исполнения и отбывания наказания, приме - порядок деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания. В данном случае имеется в виду деятельность, связанная в основном с возникновением правоотношений с осужденными при исполнении и отбывании наказаний. Большинство норм, закрепляющих организационную деятельность уголовно-исполнительной системы, нашли отражение в Законе РФ от 21 июля 1993 г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы». Наиболее детально деятельность учреждений и органов, исполняющих наказания, регламентируется в нормативно-правовых актах Правительства РФ, Минюста России и других министерств и ведомств; - порядок участия органов государственной власти и местного самоуправления, иных организаций и общественных объединений, а также граждан в исправлении осужденных. Впервые законодательно закреплены возможность участия представителей органов местного самоуправления в работе комиссии исправительного учреждения по переводу осужденных из одних условий отбывания наказания в другие (ст. 87 УИК РФ); право органов государственной власти субъектов Российской Федерации повышать осужденным, перевыполняющим нормы выработки или образцово выполняющим установленные задания, размер средств, разрешенных для расходования на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости (ст. 87 УИК РФ); обязанность органов местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями определять объекты, на которых осужденные отбывают наказание в виде обязательных работ (ст. 25 УИК РФ) и т. д. Согласно Кодексу формой участия общественных объеди- 20 нений в работе воспитательных колоний является создание при них попечительских советов, а при отрядах этих колоний - родительских комитетов (ст. 142 УИК РФ); - порядок освобождения от отбывания наказания (гл. 21 УИК РФ):
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (697)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |