Пенсильванская, оборнская и прогрессивная системы отбывания наказания в виде лишения свободы 8 страница
Переломным рубежом в развитии института уголовных наказаний и в особенности лишения свободы в новейшей истории России считается 1992 г., когда были приняты принципиальные изменения в ИТК РСФСР5, в основном отвечающие демократическому направлению развития, которое избрала Россия; многие из отмеченных выше необоснованных запретов и ограничений в отношении осужденных были сняты. Практически все эти нововведения оказались в УИК РФ, который впервые на законодательном уровне регулирует исполнение всех 13 видов уголовных наказаний, предусмотренных УК РФ. Кардинальным образом изменились также уголовно-правовые аспекты института наказания в виде лишения свободы как в уголовном, так и в уголовно-исполнительном законодательстве. Последующие изменения, внесенные в УИК РФ после его вступления в законную силу, особенно в 2001 и 2003 гг.46, свидетельствуют о непрекращающемся процессе реформирования уголовно-исполнительного законодательства, приведения его в соответствие с международными нормами и требованиями стандартов в сфере исполнения уголовных наказаний и обращения с правонарушителями. 1 Сергеевский Н.Д. Наказание в русском праве XVII века. СПб., 1878. С. 201. 2 См.: Карпец И.И. Наказание: социальные, правовые и криминологические 3 Первоначально значительное количество каторжников было сосредоточено 126 Глава 3. История развития пенитенциарного... права в России тельства в 1767 г., направлялись до 600 человек. Каторжане активно использовались на строительстве разных объектов новой столицы - Петербурга, а также Оренбурга, Риги, Ревеля, Таганрога, Екатеринбурга и др. 4 Усилиями М.М. Сперанского был составлен ряд важнейших законопроектов в различных сферах общественной жизни, издано Полное собрание законов, а затем Свод законов Российской империи, за что он был награжден Андреевской звездой. Будучи некоторое время генерал-губернатором Сибири, Сперанский достаточно подробно изучил положение дел с организацией ссылки, что позволило ему с большим знанием дела работать над уставами о ссыльных. 5По данным СВ. Кодана, с начала XIX в. число ссыльных стало быстро расти. Если в 1803 г. их численность составляла 2291 человек, то в период с 1807 по 1822 год она ежегодно возрастала на 11-12 тыс. человек. * См.: Материалы по вопросу преобразования тюремной части в России. СПб., 1865. С. 237. 7 КониА.Ф. Собр. соч. М., 1969. Т. 7. С. 377. 8 См.: Ширвиндт Е.Г., Утевский Б. С. Советское исправительно-трудовое пра ' См.: Детков М.Г. Содержание пенитенциарной политики Российского государства и ее реализация в системе исполнения уголовного наказания в виде лишения свободы в период 1917-1930 годов. М., 1992. С. 11-12. 10 По состоянию на 1 сентября 1917 г. в России функционировало 719 тюрем. 11 См.: Сборник документов по истории уголовного законодательства СССР и 12 См.: Стручков Н.А. и др. Становление советского исправительно-трудового "См.: Сборник документов по истории уголовного законодательства СССР и РСФСР (1917-1952 гг.). С. 45-47. "Первым из них был Соловецкий лагерь, созданный в 1920 г. В него ссылали членов контрреволюционных организаций, белогвардейцев, реакционное духовенство. Организованный на базе Соловецкого монастыря лагерь служил местом строгой изоляции для активных врагов нового общественного строя и приверженцев буржуазного и царско-дворянского строя, причем предусматривалась полная изоляция лагеря от внешнего мира. Соловецкий монастырь и ранее был связан с пенитенциарной историей России: еще в XVI в. именно он стал «местом заточения врагов православной церкви, государственного строя, уголовных преступников и жертв всякого рода произвола» (см.: Гернет М.Н. История царской тюрьмы. М., 1951. Т. 1. С. 218). Подобные лагеря создавались по всей стране. 127 Уголовно-исполнительное право 15 См.: Уголовно-исполнительное право России / Под ред. А.И. Зубкова. С. 66-67, 69. 16 Курский Д.И. Избранные статьи и речи. М., 1958. С. 127. 17 См.: Сборник документов по истории уголовного законодательства СССР и 18 См.: Утевский Б. С. Советская исправительно-трудовая политика. М., 1934. С. 82-83. 19 См.: Детков М.Г. Указ. соч. С. 41. 20 См.: Кузьмин СИ Указ. соч. № 3. С. 51. 21 См.: Сборник документов по истории уголовного законодательства СССР и 22 См.: Там же. С. 320-323. 23 См.: Детков М.Г. Содержание карательной политики Советского государ 24 См.: Астемиров З.А. История советского исправительно-трудового права. Рязань, 1975. С. 24. 25 См.: Детков М.Г. Содержание карательной политики Советского государ мСм.: Кузьмин СИ. Деятельность исправительно-трудовых учреждений (1936-1960 гг.). М., 1989. С. 11; Он же. ИТУ: история и современность // Человек: преступление и наказание. 1996. № 1. С. 50. 27См.: Солженицын А.И. Архипелаг ГУЛАГ. М., 1991. С. 428. 28 См.: Детков М.Г. Содержание карательной политики Советского государства и ее реализация при исполнении наказания в виде лишения свободы в трид-цатые-пятидесятые годы. С. 20, 31, 94 и др. 29См.: Стручков Н.А. Нужна новая концепция исполнения наказаний // Правовые и организационные основы исполнения уголовных наказаний. М., 1991. С. 22. 30 См.: Солженицын А.И. Указ. соч.; Марченко А. Мои показания. Самиздат, 1968; 31 См.: Дугин А. ГУЛАГ: кощунство арифметики // Криминальная хроника. С. 119. 32 См.: Ведомости Верховного Совета СССР. 1949. № 1. 33 См.: Детков М.Г. Содержание карательной политики Советского государ 34 См.: Ной И.С. Сущность и функции уголовного наказания в Советском го 35 См.: Бородин СВ., Самошин П.И. Теоретические проблемы исполнения уго 36 См.: Шмаров И.В., Мелентьев М.П. Дифференциация исполнения наказания 37 См.: Основы исправительно-трудового законодательства Союза ССР и со вСм.: Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1970. № 51. 39 Предусмотренный в ст. 8 ИТК РСФСР ряд ограничений прав осужденных, вытекающих из изоляции как основного требования режима, явился причиной оживленной дискуссии среди ученых о том, правомерны или нет такие ограничения. Например, лишение осужденных избирательного права, а также возмож- Глава 3. История развития пенитенциарного... права в России ности обучения в высших и средних специальных учебных заведениях в литературе обосновывалось обязанностью осужденных постоянно находиться в ИТУ. Однако действовавшее законодательство, в том числе конституционное, подобных ограничений не устанавливало. Так, согласно ст. 185 Конституции СССР 1936 г. в выборах могли участвовать все граждане, независимо от социального положения, за исключением лиц, признанных в установленном порядке умалишенными. Иных исключений сделано не было (такое исключение появилось в Конституции СССР 1977 г.), и теоретически избирательные комиссии могли бы организовать на территории ИТУ работу избирательных участков, что не представляло никаких организационно-технических трудностей. Тем не менее осужденные лишались избирательного права. В последнее десятилетие в работах ряда ученых (М.П. Мелентьева, В.И. Селиверстова, В.В. Геранина и др.) была подвергнута критике правомерность ограничений, вытекающих из режима, поскольку норма толковалась расширенно. Предлагалось устанавливать ограничения основных прав, свобод и законных интересов, и прежде всего конституционных, только на основании прямого на то указания в нормах права. Такой подход соответствовал принципам правового государства и был реализован в современном уголовно-исполнительном законодательстве России. 40См.: Фефелов В.А. Социально-правовые основы цивилизации исправительных учреждений Российской Федерации. Рязань, 1992. С. 26. 41 См.: Полубинская СВ. Цели уголовного наказания. М., 1990. С. 124; Бо 42 См.: Кузьмин СИ. Организованные преступные группировки в местах ли 43 См.: Новиков В.В. О некоторых тенденциях в современной уголовно-испол 44 Институт ВТП и ЛТП не являлся для России совершенно новым. В прошлом 45 См.: Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Вер 46 См.: О внесении изменений и дополнений в Уголовно-исполнительный ко 5 Уголовно-исполнительное праио. Том 1 Глава4 ИСТОРИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА ПО ПРОБЛЕМАМ ИСПОЛНЕНИЯ УГОЛОВНЫХ НАКАЗАНИЙ И ОБРАЩЕНИЮ С ЗАКЛЮЧЕННЫМИ § 1. Зарождение международного сотрудничества по пенитенциарным проблемам Развитие человеческого общества объективно требовало сближения стран в решении вопросов борьбы с преступностью, что и произошло в XVIII-XIX вв. Именно в этот период зародилось международное сотрудничество по пенитенциарным проблемам. Факторы, его обусловившие, были следующие. Во-первых, изменение структуры и динамики преступности как в отдельных странах, так и во всем мире. Произошел ее быстрый и неудержимый рост, для которого не существовало государственных границ. Появились общие причины и тенденции преступности, а также преступные организации, оказывающие влияние на многие страны. Во-вторых, объективный процесс сближения законодательства разных стран. НА. Стручков по этому поводу писал: «Если римское право легло в основу современного гражданского права, то объединение уголовно-правовых норм также восходит к далекому прошлому, к законам Хаммурапи и мозаическому праву раздробленной Европы средних веков. Некоторые уголовные законы принимают межгосударственный характер. На их основе создавалось уголовное законодательство в других странах»1. В-третьих, необходимость реформирования тюремного заключения, а главное, осознание того, что тюремные меры являются эффективным средством борьбы с преступностью. Во второй половине XVIII - начале XIX в. сложилось мнение, что обновленное, реформированное тюремное заключение способно эффективно воздействовать на преступников. В трудах известных мыслителей стали провозглашаться идеи исправления осужденных, что, в свою очередь, было связано с совершенствованием тюремной системы. «Старая тюрьма - вертеп - темный закоулок мрачного ада репрессии...»2 - уходила в прошлое. Возникли пенсиль- Глава 4. История международного сотрудничества... ванская и оборнская (США) тюремные системы, прогрессивные системы отбывания наказания А Маккэночи, В. Крофтона. При этом особое влияние на их формирование оказали пенитенциарные воззрения английского гуманиста Джона Говарда и английского философа-утилитариста Иеремии Бентама, резко критиковавших старую тюрьму и предлагавших новый порядок исполнения наказания в виде лишения свободы. Интернационализму пенитенциарной практики способствовали Кодекс Наполеона и Каноническое право, а также стремление многих странкзаимствованию наиболее прогрессивныхтюремньк систем. Таким образом, состояние тюремного дела и реформирование тюрем в XIX в. как в Америке, так и в Европе привели к необходимости межгосударственного обмена мнениями о путях их преобразования, обобщения пенитенциарной практики и сотрудничества в этой области. Первоначально на международный уровень выносилось обсуждение общих вопросов уголовного законодательства, затем проблем судебной процессуры, пенитенциарного права, работы органов и учреждений, исполняющих наказания. Уголовное, уголовно-процессуальное и пенитенциарное право постепенно приобретало интернациональные черты. Для рассмотрения международных пенитенциарных проблем стали созываться тюремные конгрессы. Первая серия таких конгрессов получила название благотворительных, поскольку проводились они по частной инициативе представителей прогрессивной интеллигенции (публицистов, экономистов, медиков и др.), преследовавших, как правило, благотворительные цели. Непосредственным поводом для созыва первого международного тюремного конгресса явилась назревшая необходимость обмена мнениями об успехах, которых добились в пенитенциарном деле США. Конгресс состоялся в 1846 г. во Франкфурте-на-Майне (Германия). Его инициатором бьи франкфуртский медик Варентрап. Среди участников этого немногочисленного конгресса были и деятели тюремной науки. В целом он имел ознакомительный характер. Второй международный конгресс состоялся в 1847 г. в Брюсселе. На нем присутствовали около 200 человек и было принято решение о ежегодном созыве таких форумов, для чего был образован разместившийся в Париже Центральный комитет действия. Третий конгресс, не состоявшийся в 1848 г. в связи с революционными событиями во Франции, был созван в 1857 г. Пенитенциарные проблемы обсуждались на нем лишь на одной секции. Данным конгрессом завершилась их первая серия.
131 Уголовно-исполнительное право Теоретической основой всех обсуждавшихся вопросов на тюремных конгрессах первой серии являлись преобладавшие в то время политические идеи либерализма. Причем центральное место отводилось рассмотрению вопроса об одиночной системе заключения, распространенной в то время в США и пропагандировавшейся для внедрения во всех странах. По этому поводу О.И. Бажанов отмечал: «Организаторам этих конгрессов представлялось бесспорным то положение, что существуют только две категории тюремных систем: безусловно полезные и безусловно вредные. К первой категории они относили системы, построенные на одиночном тюремном заключении, полагая, что именно такая карательная система... представляет благодетельную панацею и от преступлений, и от рецидивистов»3. Выделяя характерные черты международных тюремных конгрессов данной серии, И.Я. Фойницкий писал, что в целом им были присущи «частный уклад организации, благотворительно-либеральные тенденции, отвлеченность рассуждений и предвзятая защита одиночного заключения»4. Тюремные конгрессы второй серии созывались с 1872 г. Всего их состоялось двенадцать: в Лондоне (1872), Стокгольме (1878), Риме (1885), Петербурге (1890), Париже (1895), Брюсселе (1900), Будапеште (1905), Вашингтоне (1910), Лондоне (1925), Праге (1930), Берлине (1936), Гааге (1950). Инициаторами проведения этих конгрессов являлись не частные лица, а правительства отдельных государств под эгидой специального органа: в 1872 г. - комиссии официальных представителей государств, с 1878 г. - постоянной Международной пенитенциарной комиссии, состоявшей из официальных представителей государств и выполнявшей роль исполнительного комитета конгресса. В последующие годы пенитенциарная комиссия была преобразована в постоянно действующую Международную уголовную и пенитенциарную комиссию, просуществовавшую под таким названием вплоть до 1950 г. Проведению конгрессов второй серии способствовала деятельность Нью-Йоркского тюремного общества, специально созданного для изучения тюремного дела в США и формирования единообразной тюремной системы. Это общество обратилось ко всем цивилизованным странам мира с просьбой описать тюрьмы и условия содержания в них заключенных. Одним из ответов была статья русского графа В. А Соллогуба, занимавшего в то время пост председателя комиссии по преобразованию тюрем, в которой он обосновал необходимость созыва международного тюремного конгресса5. Мнение В.А. Соллогуба было поддержано Американским тюремным обществом. Затем американское правительство обратилось к правительствам других государств с предложением 132 Глава 4. История международного сотрудничества ... о созыве международного тюремного конгресса, который и был проведен в 1872 г. в Лондоне. На данном конгрессе присутствовали 310 человек, в том числе около 100 официальных представителей от 22 государств. В нем участвовали активные сторонники прогрессивной системы: Крофтон, основатель ирландской прогрессивной системы; майор Дю-Кэн, инспектор военных и гражданских тюрем Англии; ученые-тюрьмоведы Гольцендорф, Гильом, Стевенс, Бельтрани, Скалиа6. Особенности тюремных конгрессов второй серии заключались в следующем. Во-первых, в ходе конгрессов была создана постоянная международная комиссия, которая выполняла три основные задачи: сбор фактического материала о преступлениях, совершаемых освобожденными из тюрем; обобщение положительного опыта в области исполнения наказаний; подготовка очередных конгрессов, выработка их программ. Во-вторых, основное внимание на конгрессах уделялось изучению и обобщению фактического состояния дел в области пенитенциарного законодательства и тюремной практики. В-третьих, в работе конгрессов участвовали видные ученые в области уголовного права и пенитенциарного дела, практические работники тюрем, официальные представители государств и другие лица, имеющие специальные познания в области пенитенциарии. В-четвертых, на конгрессах принимались резолюции, в которых на основе обобщения опыта исполнения наказаний в различных странах давались рекомендации по решению наиболее актуальных пенитенциарных проблем. Хотя эти рекомендации и не имели обязательной силы для государств, однако служили важной предпосылкой для выработки единообразного подхода к пенитенциарному делу. В-пятых, расширился круг вопросов, рассматриваемых на конгрессах. Не ограничиваясь обсуждением одиночной системы отбывания наказания, неоспоримость достоинств которой была поколеблена, на них рассматривали и проблемы уголовного права, борьбы с преступностью несовершеннолетних, общественной благотворительности, гласного полицейского надзора за освобожденными из тюремных учреждений. Постепенно из чисто тюремных конгрессов они превращались в конгрессы по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями. Все большее признание получало положение, в соответствии с которым, по высказыванию Б. С. Утевского, «пенитенциария не представляет какого-то замкнутого в себе явления, а составляет одно из звеньев в сплошной системе борьбы с преступностью»7. Международное сообщество стало понимать, что главное в деятельности данной системы - устранение факторов, обусловливающих преступность. Поэтому появилась тенден- 133 Уголовно-исполнительное право ция к обсуждению на конгрессах вопросов, в большей мере касающихся предупреждения преступности, а не обращения с преступниками, что и нашло отражение в принимаемых решениях. На тюремных конгрессах второй серии рассматривались различные актуальные пенитенциарные вопросы. Например, вопрос об обязательности оплаты и организации труда заключенных обсуждался на Римском, Петербургском, Парижском, Будапештском, Вашингтонском и Лондонском конгрессах. В связи с этим появились резолюции об обязательном труде осужденных при отбывании наказаний, связанных с лишением свободы, и о праве осужденных на оплату труда. Вопрос о преподавании тюрьмоведения в учебных заведениях впервые рассматривался на Петербургском конгрессе. К этому времени в России уже был накоплен опыт преподавания тюрьмоведения. В частности, И.Я. Фойницкий вел этот курс в Московском университете с 1871 г.,ав 1889 г. вышла в свет его монография «Учение о наказании в связи с тюрьмоведением». В резолюции конгресса указывалось на необходимость создания в университетах всех государств кафедр тюрьмоведения, а в местах лишения свободы - библиотечных фондов по пенитенциарной тематике. Участие общественных организаций в воспитательной работе с осужденными и освобожденными от отбывания наказания являлось предметом обсуждения II, III и VI конгрессов. По этому вопросу было принято решение о создании наблюдательно-попечительских комитетов при местах лишения свободы, а также о том, что попечение об освобожденных является необходимым дополнением исправительной тюремной системы. На II, VI и X конгрессах рассматривался вопрос об одиночном заключении, главным образом в плане возможности его применения к различным группам заключенных. Одиночное заключение рекомендовалось применять осторожно и только ко взрослым преступникам в качестве начального элемента прогрессивной системы отбывания наказания. Вопрос о мерах поощрения и взыскания, применяемых к заключенным, обсуждался на II, IV и V конгрессах. В резолюциях конгрессов содержался примерный перечень материальных и нравственных мер поощрения, сформулировано правило для заключенных о возможности расходования денег, заработанных ими во время отбывания наказания, а также приводился примерный перечень мер взыскания (выговор, лишение наград, усиление строгости тюремного заключения, уменьшение суточной нормы питания и одновременное лишение работы, применение смирительной рубашки) и указывался порядок их применения. 134 Глава 4. История международного сотрудничества... Помимо названных на конгрессах обсуждались и другие вопросы: о Таким образом, тюремные конгрессы второй серии сыграли существенную роль в развитии пенитенциарной практики и науки. )! ..■....-..•...........
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (680)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |