Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Характеристика международно-правовых актов по обращению с заключенными



2016-01-26 1188 Обсуждений (0)
Характеристика международно-правовых актов по обращению с заключенными 0.00 из 5.00 0 оценок




Универсальные международные стандарты

Важнейшим международным документом, разработанным в рамках Организации Объединенных Наций, является Всеобщая декларация прав человека. В ст. 2 она провозглашает, что права и свободы человека отно­сятся ко всем без исключения. Это принципиальное положение опреде­ляет коренные основы правового статуса лиц в сфере уголовной юстиции.

155


 

 

Уголовно-исполнительное право

Некоторые положения Декларации касаются непосредственно лиц, осужденных к уголовным наказаниям и заключенных под стражу. Так, ст. 9 гласит: «Никто не может быть подвергнут произвольному аресту, задержанию или изгнанию». Статья 5 устанавливает: «Никто не должен подвергаться пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающим его достоинство обращению и наказанию».

Кроме того, Декларация закрепляет ряд основополагающих уголов­но-процессуальных и уголовно-правовых положений, например: каж­дый человек имеет право на то, чтобы его дело было рассмотрено гласно и с соблюдением всех требований справедливости независимым и бес­пристрастным судом (ст. 10), никто не можетбыть осужден за деяние, которое во время его совершения не являлось преступлением по закону (ст. И), и др.

Важное значение для определения правового положения осужден­ного имеет ст. 29 Декларации, которая предписывает, что при осуществ­лении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, которые установлены законом исключительно с целью обеспечения признания и уважения прав и свобод других людей и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния. Все это нашло отражение в ст. 55 Конституции Российской Федерации.

Следующим универсальным международным документом, опреде­ляющим правила обращения с заключенными, является Международ­ный пакт о гражданских и политических правах (ратифицирован СССР в 1973 г., вступил в силу 23 марта 1976 г.). Статья 7 Пакта определяет, что никто не должен подвергаться пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающим его достоинство обращению и наказанию. В частно­сти, недопустимо подвергать человека медицинским или научным опы­там без его свободного согласия.

Пакт также устанавливает, что «никто не должен быть лишен свобо­ды иначе как на таких основаниях и в соответствии с такой процедурой, которые установлены законом» (ст. 9). Кроме того, в нем содержатся следующие принципиальные положения:

- никто не может быть подвергнут произвольному аресту или содер­
жанию под стражей;

- каждому, кто лишен свободы вследствие ареста или содержания
под стражей, принадлежит право на разбирательство его дела в суде

(ст. 9);

- лица, лишенные свободы, имеют право на гуманное обращение и
уважение достоинства, присущего человеческой личности;

156


Глава 5. Международно-правовые акты... обращения с заключенными

- обвиняемые в случаях, когда отсутствуют исключительные обсто­
ятельства, помещаются отдельно от осужденных, и им предоставляет­
ся отдельный режим, отвечающий их статусу неосужденных лиц;

- обвиняемые несовершеннолетние отделяются от совершеннолет­
них и в кратчайший срок доставляются в суд для вынесения решения;

- пенитенциарной системой предусматривается режим для заклю­
ченных, главной целью которого является их исправление и социаль­
ное перевоспитание. Несовершеннолетние осужденные отделяются от
совершеннолетних, и им предоставляется режим, отвечающий их воз­
расту и правовому статусу (ст. 10);

- обвиняемый в уголовном преступлении имеет право считаться не­
виновным, пока виновность его не будет доказана согласно закону
(ст. 14), и др.

Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных иунижа-ющих достоинство видов обращения или наказания ратифицирована СССР в 1987 г. В ней дано определение пытки, означающей любое действие должностного лица, которым кому-либо умышленно причиняется силь­ная боль или страдание, физическое или нравственное, с целью получе­ния от него необходимых сведений или признания. В это определение не включаются боль или страдания, которые возникают лишь в резуль­тате законных санкций, неотделимы от этих санкций или вызываются ими случайно (ст. 1).

Конвенция содержит категорический запрет на проведение пыток: «Никакие исключительные обстоятельства, какими бы они ни были, будь то состояние войны или угроза войны, внутренняя политическая нестабильность или любое другое чрезвычайное положение, не могут служить оправданием пыток» (ст. 2).

Национальное уголовное законодательство должно рассматривать пытки как преступления и устанавливать соответствующие за такие пре­ступления наказания с учетом их тяжкого характера (ст. 4). В этой связи УК РФ предусматривает норму (п. «д» ч. 2 ст. 117), согласно которой причинение физических или психических страданий посредством при­менения пытки влечет лишение свободы от трех до семи лет.

Конвенция предусматривает возможные внутригосударственные меры реагирования на информацию о пытках, вплоть до заключения лица, подозреваемого в совершении пытки, а также в попытке подвергнуть пытке или в соучастии в пытке, под стражу и производства предвари­тельного расследования.

В Конвенции также подчеркивается необходимость изучения учеб­ных материалов и информации относительно запрещения пыток, в связи с чем они должны включаться в программы подготовки персонала пра-

157


Уголовно-исполнительное право

воприменительных органов, которые могут иметь отношение к содер­жанию под стражей и допросам лиц, подвергнутых любой форме ареста, задержания или тюремного заключения.

Международной организацией труда (МОТ) в 1930 г. принята Кон­венция № 29 о принудительном или обязательном труде, ратифициро­ванная СССР в 1956 г. Она хотя и запрещает такой труд, однако не вклю­чает в него всякую работу или службу, требуемую от какого-либо лица вследствие приговора, вынесенного решением судебного органа. В этой связи Конвенцией определено условие, в соответствии с которым работа или служба такого лица должны осуществляться под надзором и конт­ролем государственных властей и такое лицо не может быть уступлено или передано в распоряжение частных лиц, компаний и обществ (ст. 2). Применение принудительного или обязательного труда должно точно и полно регламентироваться властями (ст. 23).

Согласно международным правовым актам УИК РФ установлены правила использования труда осужденных. В частности, осужденные к лишению свободы обязаны трудиться в местах и на работах, определяе­мых администрацией исправительных учреждений. В то же время адми­нистрация обязана привлекать этих лиц к труду с учетом их пола, возра­ста, трудоспособности, состояния здоровья и по возможности специаль­ности (ст. 103). Кодексом регламентировано также привлечение осужденных к лишению свободы к выполнению бесплатных работ по благоустройству исправительных учреждений и прилегающих к ним территорий (ст. 106).

Среди международных документов универсального характера, при­нятых на региональном уровне, прежде всего следует назвать Итоговый документ Венской встречи представителей государств—участников Со­вещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (1989). В части, ка­сающейся обращения с заключенными, провозглашены следующие принципы:

- обеспечивать, чтобы никто не подвергался произвольному арес­
ту, содержанию под стражей или ссылке;

- обеспечивать, чтобы со всеми лицами, содержащимися под стра­
жей или в заключении, обращались гуманно и с уважением достоин­
ства, присущего человеческой личности;

- соблюдать принятые ООН Минимальные стандартные правила
обращения с заключенными, Кодекс поведения должностных лиц
по поддержанию правопорядка;

- запрещать пытки и другие виды жестокого, бесчеловечного или
унижающего человеческое достоинство обращения и наказания,
принимать эффективные законодательные, административные, су-

158


Глава 5. Международно-правовые акты... обращения с заключенными

дебные и другие меры по предотвращению такой практики и к на­казанию за нее.

Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод со­держит следующие положения в отношении заключенных под стражу и осужденных:

ш никто не должен подвергаться пыткам или бесчеловечному либо унижающему достоинство обращению и наказанию (ст. 3);

- никто не может быть лишен свободы иначе как в предусмотрен­
ных Конвенцией случаях и в порядке, установленном законом (ст. 5);

- запрещается принудительный или обязательный труд, однако в
него не включается любая работа, которую обычно должно выпол­
нять лицо, находящееся в заключении согласно положениям ст. 5
настоящей Конвенции или условно освобожденное от такого заклю­
чения.

Согласно Конвенции допускается применение смертной казни, од­нако в ст. 1 Протокола № 6 Конвенции от 28 апреля 1983 г. провозглаше­на ее отмена. Это наказание возможно лишь «задействия, совершенные во время войны или при неизбежной угрозе войны» (ст. 2 Протокола).

Граждане стран, входящих в Совет Европы, имеют право на обраще­ние в Европейский суд по правам человека (г. Страсбург) с жалобами на неправомерные действия государственных властей, если ими исчерпа­ны все законные средства судебной защиты их прав в своей стране. Та­ким правом обладают и осужденные к уголовным наказаниям. Гражда­нин, чьи права нарушены, составляет стандартное исковое заявление, в котором указывает, какие права нарушены и кто должен нести за это ответственность. Исковое заявление подается в суд первой инстанции, затем - в вышестоящую судебную инстанцию. Во всех случаях решение о передаче дела в Европейский суд по правам человека принимает Ев­ропейская комиссия по правам человека. Решение этого суда может быть двух видов: 1) об обязательности государства-ответчика привести свое национальное законодательство в соответствие с европейскими стандар­тами; 2) о компенсации ущерба пострадавшей стороне.

Европейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения и наказания, по сути, воспро­изводит применительно к Европе Конвенцию против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обраще­ния и наказания, принятую Генеральной Ассамблеей ООН в 1984 г. Однако она имеет свои особенности, связанные с созданием в 1987 г. специального внесудебного органа - Европейского комитета по пре­дупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения и наказания в местах заключения. Комитет призван оказы-

159


уголовно-исполнительное право

вать помощь государствам, входящим в Совет Европы, в профилактике жестокого обращения с лицами, лишенными свободы. Его члены впра­ве посещать места заключения для выявления нарушений в этой облас­ти, беспрепятственно перемещаться по территории страны пребывания, иметь доступ ко всем сведениям о местах нахождения лишенных свобо­ды, а также к любой информации, необходимой Комитету. По итогам работы в каждой посещаемой членами Комитета стране составляется доклад с изложением выявленных фактов, включающий в себя при не­обходимости рекомендации и предложения, на основе которых с соот­ветствующим государством устанавливается диалог.



2016-01-26 1188 Обсуждений (0)
Характеристика международно-правовых актов по обращению с заключенными 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Характеристика международно-правовых актов по обращению с заключенными

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1188)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)