Правового регулирования ее обеспечения
Персонал учреждений, исполняющих уголовные наказания, непосредственно работает с лицами, совершившими уголовные преступления, причем часть осужденных является весьма агрессивной, враждебно настроенной в целом против сотрудников правоохранительных органов и представляет собой реальную угрозу. Это обусловливает актуальность обеспечения безопасности персонала данных учреждений. Обеспечение его безопасности важно и в плане повышения эффективности уголовно-исполнительного процесса, поскольку достижение целей наказания, в частности исправления осужденных, невозможно в опасных для персонала условиях работы. Под безопасностью персонала учреждений и органов уголовно-исполнительной системы понимается обеспечение неприкосновенности личности работников УИС, их чести и достоинства посредством законодательного закрепления различных форм защиты. Для этого существует система правовых, организационных, тактических и иных мер обеспечения безопасности персонала, особенно работников учреждений, исполняющих наказания12. Безопасность персонала не исчерпывается только защитой его от преступных посягательств со стороны осужденных или иных лиц. Она включает в себя и защиту от действий опасных технических, медицинских и иных неблагоприятных факторов, которые особенно негативно влияют на деятельность учреждений, исполняющих наказания, и представляют угрозу безопасности их персонала. Угроза безопасности - это совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности работника УИС13. В зависимости от того, является угроза потенциальной или реальной, исходит ли она от источников опасности внешнего или внутреннего происхождения, определяются содержание и направление деятельности по обеспечению безопасности персонала. Значительную угрозу его безопасности представляют осужденные к лишению свободы, совершающие противоправные действия, в отношении которых сотрудники исправительных учреждений обязаны применять установленные законом меры воздействия. Угроза безопасности работников учреждений, исполняющих наказания, может возникнуть и в результате их неправомерного поведения при осуществлении своих функциональных обязанностей или в быту. Угроза безопасности персонала от преступных посягательств осужденных может зарождаться в учреждениях, исполняющих наказания, но 379
Уголовно-исполнительное право осуществляться за их пределами (при следовании на работу, с работы, по месту проживания, а также в отношении родных и близких работников учреждений). Поэтому при решении вопросов обеспечения личной безопасности персонала важно учитывать характер и вид угрозы. Безопасность персонала во многом зависит от социально-экономического и политического положения в стране. Так, временное ослабление государственной власти в процессе смены общественно-политического строя, финансово-экономический кризис, социальная дифференциация и обнищание населения порождают рост преступности. В этой связи в местах лишения свободы увеличивается количество осужденных за совершение преступлений, представляющих повышенную общественную опасность, в том числе преступлений против личности. Кроме того, сокращение объемов производства предприятий УИС, вызванное объективными причинами, обусловливает безработицу трудоспособных осужденных, содержащихся в исправительных учреждениях. Осужденные, не занятые общественно полезным трудом, выпадают из исправительного процесса и нередко пополняют группировки осужденных, отрицательно настроенных к персоналу. Отсутствие достаточного бюджетного финансирования УИС негативно сказывается на содержании осужденных, что влечет их законное недовольство, в первую очередь направленное против персонала. Все это относится к факторам, дестабилизирующим обстановку в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы. Такое положение многократно усиливает угрозу безопасности их персонала. Регулирование вопросов обеспечения безопасности персонала относится к компетенции не только уголовно-исполнительного права. Соответствующие нормы содержатся и в иных отраслях права (административного, трудового, гражданского, уголовного и др.), которые закрепляют специфические для каждой правовой отрасли меры обеспечения личной безопасности работников УИС. Прежде всего следует назвать меры уголовно-правового характера, устанавливающие уголовную ответственность за посягательство на жизнь, здоровье и неприкосновенность личности сотрудников, рабочих и служащих учреждений и органов, исполняющих наказания. Эти нормы можно сгруппировать следующим образом: - нормы, устанавливающие уголовную ответственность за действия, специально направленные на причинение вреда представителям персонала (ч. 2 ст. 313 УК РФ - побег из места лишения свободы, из-под ареста или из-под стражи с применением насилия, опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой применения такого насилия; ст. 319 - публичное оскорбление представителя власти при непол- Глава 13. Правовое регулирование обеспечения безопасности УИС нении им своих должностных обязанностей; ст. 320 - разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении должностного лица правоохранительного или контролирующего органа, а также его близких, если это деяние совершено в целях воспрепятствования его служебной деятельности; ст. 321 - применение насилия (угроза применения насилия) в отношении сотрудника места лишения свободы или места содержания под стражей в связи с осуществлением им служебной деятельности либо его близких); - нормы, предусматривающие ответственность за преступления про - нормы, предусматривающие ответственность за совершение на В число основных средств обеспечения безопасности персонала входят меры уголовно-исполнительного характера, которые с учетом их правовой природы также можно подразделить на ряд групп. К первой группе относятся меры, направленные на поддержание в учреждениях, исполняющих наказания, установленного режима, а также меры убеждения, реализуемые в ходе воспитательной работы с осужденными с целью разъяснения им необходимости соблюдения порядка отбывания наказания, правил взаимоотношений с персоналом, ответственности за преступные посягательства на жизнь, здоровье и достоинство его представителей. Названные меры не направлены непосредственно на обеспечение безопасности персонала, но они призваны укреплять правопорядок в учреждении и дисциплину среди осужденных, что положительно влияет на состояние безопасности учреждений, исполняющих наказания, в том числе безопасности персонала. Правильно организованный надзор за осужденными, представляющий собой систему наблюдения и контроля за их поведением, позволяет своевременно предупреждать поступки осужденных, которые могут угрожать личной безопасности представителей персонала. Вторую группу средств обеспечения безопасности персонала составляют меры дисциплинарной ответственности осужденных и влияющий на их эффективность порядок применения. Как показывает практика, непривлечение осужденных к дисциплинарной ответственности за допущенные проступки либо несправедливость наложенного взыскания
15 Уголовно-исполнительное право. Том 1 381 Уголовно-исполнительное право нередко провоцируют осужденных на совершение новых правонарушений, вызывают агрессию по отношению к конкретным сотрудникам учреждений и органов, исполняющих наказания. В третью группу рассматриваемых средств входят меры безопасности (физическая сила, специальные средства и оружие, основание и порядок применения которых регламентируются ст. 86 УИК РФ и гл. 5 Закона РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы») и иные меры пресечения противоправных действий (например, водворение осужденного в ШИЗО до прихода начальника исправительного учреждения, но не более чем на 24 часа, в соответствии с § 23 Правил внутреннего распорядка ИУ). Важным средством обеспечения безопасности персонала является профилактическая деятельность оперативных аппаратов, отделов безопасности и других подразделений исправительных учреждений, органов внутренних дел по предупреждению преступлений в отношении персонала, которые могут быть совершены как осужденными, так и иными лицами по поручению (просьбе) осужденных. Профилактика правонарушений в отношении персонала включает в себя меры общей и индивидуальной профилактики и осуществляется на основании Федерального закона от 12 августа 1995 г. «Об оперативно-розыскной деятельности», ст. 84 УИК РФ, а также ведомственных нормативных актов Минюста России. Существенное значение для обеспечения безопасности персонала имеют меры экономического характера, направленные на улучшение его материального положения, обеспечение современными средствами индивидуальной защиты и обороны, связи, вооружением, а также организационные, технические и иные меры, повышающие эффективность системы обеспечения личной безопасности работников учреждений, исполняющих наказания. § 3. Безопасность осужденных в учреждениях уголовно-исполнительной системы и особенности ее правового регулирования Исполнение уголовных наказаний основывается на строгом соблюдении гарантий защиты осужденных от пыток, насилия и другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения. Права осужденных охраняются государством, которое обеспечивает законность применения к ним средств исправления, их правовую защиту и безопасность (ст. 3,10 УИК РФ).
Глава 13. Правовое регулирование обеспечения безопасности УИС Ряд международных правовых актов (Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод и др.) в качестве определяющих состояние безопасности человека декларируют такие права, как право на жизнь, получение возможности зарабатывать себе на жизнь трудом в условиях, отвечающих требованиям безопасности, право на максимально возможный уровень физического и психического здоровья, право на уважение физической, духовной и моральной неприкосновенности личности; запрещают применение пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания. Азиатско-Тихоокеанская декларация прав индивидов и народов (1988), закрепившая право человека на безопасность в коллективе и государстве, провозглашает, что сохранение его безопасности на всех уровнях является заботой и обязанностью как самого индивида, так и государства. Вопросы обеспечения личной безопасности осужденных рассматриваются в Минимальных стандартных правилах обращения с заключенными, в которых последовательно излагаются нормы, направленные, в частности, на удовлетворение физиологических и социальных потребностей лиц, лишенных свободы (требования к помещениям, в которых проживают и работают осужденные, к их питанию, медобслуживанию, обучению и т. д.). К конкретным мерам обеспечения безопасности осужденных, предусмотренным Правилами, например, относятся защита осужденных от оскорблений и унижений при перемещении (пр. 45), учет совместимости осужденных при размещении в спальных помещениях, а также постоянный надзор за осужденными ночью (пр. 9). Методологическое значение данного международного документа при решении вопросов личной безопасности осужденных в исправительных учреждениях определено его положением о том, что лишение свободы не должно усугублять страдания осужденных, за исключением случаев, когда этого требуют соображения дисциплины или интересы общественной безопасности (пр. 57). В числе основополагающих международных правовых документов, регулирующих безопасность осужденных, следует также отметить Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме, и Европейские пенитенциарные правила. Данные нормативные акты содержат перечень прав человека, подлежащих обеспечению вне зависимости от правового положения индивида; устанавливают, что государствам следует запрещать в законодательном порядке любые действия, противоречащие реализации этих прав.
382 383 Уголовно-исполнительное право Гарантии личной безопасности осужденных при отбывании уголовных наказаний закреплены и в Кодексе поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, который вменяет в обязанность сотрудникам исправительных учреждений: защиту человеческого достоинства и прав человека по отношению ко всем лицам, в том числе к осужденным (ст. 2); обеспечение охраны здоровья правонарушителей (ст. 6). Запрещение пыток, жестокого, бесчеловечного или унижающего достоинство обращения и наказания является абсолютным по международному праву. Так, в ст. 3 Декларации Генеральной Ассамблеи ООН о защите всех лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (1975) отмечается, что даже «исключительные обстоятельства, такие, как состояние войны или угроза войны, внутренняя политическая нестабильность или любое другое чрезвычайное положение, не могут служить оправданием пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания». В группу международных правовых документов, устанавливающих гарантии личной безопасности осужденных в местах лишения свободы, также входят Основные принципы применения силы и огнестрельного оружия должностными лицами по поддержанию правопорядка, принятые VIII Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями. В этом документе указано, что сотрудники исправительных учреждений вправе применять силу исключительно для поддержания безопасности и порядка в учреждениях или при угрозе личной безопасности (ст. 15). Основываясь на положениях международного права и Конституции Российской Федерации, можно утверждать, что личная безопасность осужденных выступает как необходимая жизненная потребность человека, нашедшая свое обеспечение и реализацию в его правах, свободах и законных интересах. Профессор А.Ф. Кистяковский еще в XIX в. при разработке данной научной категории отмечал, что безопасность граждан слагается из ненарушимого пользования как естественными, так и приобретенными правами. К первым относится право на жизнь, неприкосновенность тела и свободу; ко вторым - право начесть, имущество, возможность следовать собственным убеждениям. К указанным правам, по его мнению, должны принадлежать и многочисленные права коллективного свойства, защищаемые для создания безопасности каждого и всех вместе14. Следовательно, безопасность личности - это правовая категория, определенное благо, которое право вносит в жизнь людей. Исходя из определения безопасности уголовно-исполнительной системы и с учетом теоретических определений безопасности личности под 384
Глава 13. Правовое регулирование обеспечения безопасности УИС безопасностью осужденных понимается гарантированная международным правом и российским законодательством защищенность жизни, здоровья, иных жизненно важных и социально значимых интересов личности осужденного от причинения вреда, а также предотвращение опасностей и угроз, возникающих в процессе исполнения (отбывания) уголовных наказаний в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы. Таким образом, безопасность осужденных предполагает защиту их жизненно важных интересов, что соответствует и общеметодологическим требованиям, содержащимся в Законе РФ «О безопасности», в котором безопасность личности определяется как защищенность ее жизненно важных интересов. Правовое регулирование личной безопасности осужденных предполагает нормативное закрепление порядка и условий реализации субъективного права осужденных на личную безопасность, а также мер обеспечения их безопасности. Выделение этих двух направлений правового регулирования позволяет рассматривать личную безопасность осужденных в качестве комплексного правового института, содержащего нормы различных отраслей права. Причем право осужденных наличную безопасность и задача по ее обеспечению, стоящая перед учреждениями уголовно-исполнительной системы, закрепляются нормами уголовно-исполнительного права; меры обеспечения и гарантии личной безопасности осужденных, наряду с уголовно-исполнительным правом, регулируются и другими отраслями права (конституционным, гражданским, трудовым, уголовным, административным и т. д.). Субъективное право осужденных наличную безопасность закреплено в УИК РФ. Так, в ч. 1 ст. 10 указано, что Российская Федерация обеспечивает правовую защиту и личную безопасность осужденных при исполнении наказаний; ст. 12 устанавливает, что осужденные не должны подвергаться жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению (ч. 2), не могут быть подвергнуты медицинским и иным опытам, которые ставят под угрозу их жизнь и здоровье (ч. 3). Статья 13 непосредственно закрепляет право осужденных на личную безопасность, а также обязанность администрации учреждений, исполняющих наказания в виде ареста, ограничения свободы или лишения свободы, принимать меры по обеспечению личной безопасности осужденных (право на личную безопасность подозреваемых, обвиняемых, а также отдельных категорий осужденных, содержащихся в СИЗО, закреплено ст. 19 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»); определяет условие реализации этого права осужденных, а именно - только при возникновении угрозы личной безопасности осужденный вправе обратиться с заявлением к лю- 385 Уголовно-исполнительное право бому должностному лицу учреждения, исполняющего наказания, с просьбой об обеспечении личной безопасности. Однако в данной статье не раскрыто ни содержание права наличную безопасность, ни понятие «личная безопасность», не очерчен и круг угроз личной безопасности осужденных. Угроза безопасности осужденных - это совокупность условий и факторов, создающих возможную (предполагаемое причинение вреда, которое может осуществиться лишь при определенных обстоятельствах) или явную (реальное причинение вреда) опасность их жизненно важным интересам. Источниками угроз безопасности осужденного могут являться преступные посягательства или иные неправомерные действия со стороны как других осужденных, так и персонала. Наряду с этим возможно возникновение угроз и иного рода, например связанных с производственной деятельностью осужденного или имеющих внешнее происхождение (зарождающихся вне исправительного учреждения) и др. Включение в 1992 г. в ИТК РСФСР ст. 82 и предоставление осужденному права на личную безопасность во многом были обусловлены его личной незащищенностью от агрессивно ведущих себя осужденных, стремлением отдельных их групп установить власть над другими осужденными. Статьей предусматривалось, что осужденный вправе обратиться к любому должностному лицу исправительного учреждения с просьбой о переводе в безопасное место при возникновении угрозы его жизни, здоровью либо угрозы совершения иного преступления против личности осужденного со стороны других осужденных. На первоначальном этапе введение данной нормы способствовало решению вопросов безопасности отдельных осужденных в критических ситуациях. Однако сведение угрозы личной безопасности осужденного только к форме криминального насилия со стороны других осужденных фактически не позволяло рассматривать право на личную безопасность в его истинном смысле -как основополагающее право личности в экстремальных условиях, каковыми являются условия отбывания лишения свободы и некоторых иных видов наказания. Субъективное право осужденных на личную безопасность может существовать в различных формах и соответственно иметь несколько организационных уровней обеспечения посредством установления гарантий и выполнения определенных обязанностей противостоящими осужденным субъектами правоотношений. Право осужденного на безопасность принадлежит ему как субъекту общих уголовно-исполнительных правоотношений и в зависимости от выполнения обязанностей администрацией исправительных учреждений принимает различные 386 Глава 13. Правовое регулирование обеспечения безопасности УИС формы: правоповедения и правопользования, предполагающих реализацию данного права за счет пользования осужденным всем объемом своих прав и выполнения администрацией учреждения противостоящих этим правам обязанностей; если нормальной реализации права не происходит, то осужденный приобретает право-требование, обращенное к субъектам, несущим обязанности по обеспечению его безопасности. При неэффективности указанных форм осужденный вправе обратиться за защитой в суд, иные государственные органы, а также в общественные организации и таким образом обеспечить личную безопасность от возможного нарушения, если, естественно, не идет речь о безопасности экстренной. Это общий механизм реализации права гражданина на личную безопасность, не исключая и осужденного. Право осужденного на личную безопасность в экстренных ситуациях (экстренная безопасность15) характеризует его правовое положение, является абсолютным субъективным правом, которое может быть реализовано лишь при определенных условиях (при возникновении угрозы безопасности осужденного), закрепленных в законодательстве. Что касается обеспечения безопасности жизни и здоровья осужденного, то в данном случае никаких ограничений не существует. Личная безопасность осужденного должна обеспечиваться равно в той же мере, что и других граждан, несмотря на специальный правовой статус осужденного. Право на безопасность определяется самой его сущностью, а также местом нормы, его закрепляющей, в структуре уголовно-исполнительного законодательства. Расположение ст. 13 УИК РФ в его второй главе («Правовое положение осужденных») после ст. 10-12 свидетельствует о принадлежности безопасности осужденных к гарантиям их правового статуса в условиях лишения свободы. Право осужденного на личную безопасность расценивается законодателем как право на защиту и как гарантия реализации всех иных конституционных и специальных прав, определяющих правовое положение осужденного в исправительных учреждениях. Все существующие характеристики природы права на безопасность исходят из его принадлежности к правовому статусу гражданина. Право последнего наличную безопасность в теории права определяется как основополагающее право личности, составляющее гарантию для реализации всех иных прав, свобод, а также выполнение личностью своих обязанностей16 ; как субъективное право (правомочие) в составе права на неприкосновенность личности гражданина, которое не может быть ограничено до тех пор, пока не доказано совершение им преступления, наказываемого по закону лишением свободы17. Таким образом, право наличную безопасность является субъективным правом-гарантией, 387
Уголовно-исполнительное право обеспечивающим неприкосновенность личности, защиту и охрану ее основных прав, свобод и законных интересов. Это право относится к правовому статусу гражданина и связано с правоохранительной деятельностью государства. Субъективное право осужденного наличную безопасность имеет специфику, определяемую в первую очередь его специальным правовым статусом. Наряду с правом на безопасность, вытекающим из общего правового статуса гражданина, осужденный также обладает правом на безопасность, но на более низком уровне, соответствующем его специальному правовому статусу. Это право вытекает из норм уголовно-исполнительного законодательства и принадлежит осужденному как субъекту уголовно-исполнительных правоотношений. Специфичность данного права обусловлена особенностями как уголовно-исполнительной системы, так и форм обеспечения права осужденного на безопасность, которые отличаются разнообразием и находят закрепление во всех основных институтах и нормах уголовно-исполнительного права18. Особенность природы безопасности осужденных заключается в том, что для реализации их права на личную безопасность необходимо суще ствование дополняющего управленческого института обеспечения ( пасности, функционирующего на основе нормативно закрепленнь организационно-правовых мер. Обеспечение безопасности предполагает деятельность компетентных органов, учреждений, организаций, должностных лиц и граждан в каких-то определенных целях. Если же речь идет об обеспечении прав и свобод граждан, личной безопасности последних, то необходима и система их гарантий. Следовательно, обеспечение личной безопасности осужденных - это реализация их правовой защищенности, выражающейся в устранении опасных условий в учреждениях уголовно-исполнительной системы и формировании соответствующих предупредительно-защитных форм деятельности их администрации. Понятие «обеспечение личной безопасности осужденных» в науке уголовно-исполнительного права определяется как комплекс правовых, управленческих, оперативно-розыскных, тактических и специально-превентивных мероприятий, направленных на предупреждение возможной и устранение явной опасности, угрожающей спокойствию, жизни, здоровью, чести и достоинству лиц, отбывающих уголовные наказания в местах лишения свободы19. Поэтому обеспечение безопасности осужденных есть организационно-правовой комплекс, функционирующий на основании и в целях обеспечения права осужденного на безопасность, являющегося атрибутом его общего и специального статуса. Организационные формы обеспечения безопасности осужденных, равно как 388 Глава 13. Правовое регулирование обеспечения безопасности УИС и само право на безопасность, подчинены единой цели - созданию безопасных условий (состояния безопасности) отбывания наказания. В зависимости от природы мер обеспечения личной безопасности осужденного они регулируются нормами различных отраслей права. В механизме правового регулирования процесса обеспечения личной безопасности осужденного выделяются следующие основные группы организационно-правовых мер и гарантий личной безопасности: а) конституционные гарантии безопасности осужденного, закреп б) нормы трудового права, закрепляющие гарантии и меры обеспе в) уголовно-правовые меры обеспечения личной безопасности осуж г) уголовно-исполнительные меры обеспечения личной безопасно 389 Уголовно-исполнительное право Ряд существенных положений, направленных на обеспечение безопасности осужденного, нашли отражение в Законе РФ от 12 июня 1992 г. «О внесении изменений и дополнений в Исправительно-трудовой кодекс РСФСР, Уголовный кодекс РСФСР и Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР», который ввел в ИТК РСФСР специальную норму о праве осужденного наличную безопасность (ст. 82). Дополнительно безопасность личности осужденного закреплена Законом РФ от 21 июля 1993 г. «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», который обеспечение безопасности осужденных включил в число задач, стоящих перед уголовно-исполнительной системой. И наконец, вопросы безопасности осужденных получили дальнейшее развитие в Уголовно-исполнительном кодексе Российской Федерации, ориентированном на приоритет общечеловеческих ценностей, обеспечение системы гарантий и мер безопасности, исключение фактов унижения человеческого достоинства осужденных, максимальное приближение условий порядка отбывания наказания к существующим в обществе. Состояние безопасности осужденного, его защищенность от физического и психического насилия со стороны других осужденных зависят непосредственно от состояния режима в исправительном учреждении, дисциплины среди осужденных и мер, принимаемых в целях их улучшения. Практика показывает, что при ухудшении режима происходит рост нарушений дисциплины среди осужденных, в частности увеличивается число случаев физической расправы. Следовательно, организационно-правовые меры, направленные на укрепление режима в исправительных учреждениях и дисциплины осужденных, в конечном счете способствуют обеспечению безопасности осужденных. При этом режим и дисциплина выступают в качестве комплексных средств поддержания безопасности в исправительных учреждениях. Таким образом, в уголовно-исполнительном законодательстве получили закрепление следующие меры обеспечения личной безопасности осужденных: - надзор за осужденными (ст. 60,82 УИК РФ); -меры дисциплинарного воздействия на осужденных (ст. 115,116 УИК РФ); - мероприятия воспитательного характера (гл. 15 УИК РФ); - строго регламентированный распорядок в исправительном учреж - меры безопасности в исправительном учреждении (ст. 86 УИК РФ); - перевод осужденных в безопасное место (ст. 13, ч. 3 ст. 68,73 УИК РФ); Глава 13. Правовое регулирование обеспечения безопасности УИС - меры медицинского характера, направленные на обеспечение ох - водворение осужденного в штрафной или дисциплинарный изо Существенную роль в обеспечении личной безопасности осужденного играют также меры профилактики и пресечения правонарушений, предусмотренные Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности», ст. 84 УИК РФ и ведомственными нормативными актами. Все рассмотренные правовые блоки не только закрепляют права и обязанности осужденного в сфере личной безопасности, но и являются системой юридических гарантий и мер осуществления его безопасности с учетом специального правового статуса осужденного и специфических условий исполнения и отбывания наказаний. В зависимости от вида назначенного наказания и учреждения, в котором содержится осужденный, определяются его личная безопасность и особенности ее обеспечения. 1 См.: Степашин СВ. Современные проблемы обеспечения безопасности чело 2 См.: Даль В. Толковый словарь: В 4 т. М., 1989. Т. 1. С. 67-68. 3 См.: Кузнецова Н.Ф. Преступление и преступность. М., 1969. С. 60; Веремеен- 4 См.: Туманов ГА., Фризко В.И. Общественная безопасность и ее обеспечение в 5 См.: Философский словарь. М., 1991. С. 136. 6 См.: Ожегов СИ. Толковый словарь русского языка. М., 1988. С. 37, 47. 7 См.: Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1978. Т. 1. 8 См.: О Концепции национальной безопасности Российской Федерации: Указ 9 См.: Перегудов А.Г. Понятие обеспечения безопасности в ИТУ, его принци 10 См.: Там же. С. 28. 11 См.: Правовое обеспечение безопасности человека: Материалы науч. конф. // 12 См.: Громов М.А., Селиверстов В.И. Правовые и организационные вопросы 13 См.: Кряжев Е.В. Правовые аспекты безопасной деятельности человека //
390 391 Уголовно-исполнительное право 14 См.: Кистяковский А.Ф. Элементарный учебник общего уголовного права 15 Термин «экстренная безопасность», используемый в уголовно-исполнитель "См.: Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова. М., 1997. С. 256; КолодкинЛ.М. Конституционные нормы о защите прав и законных интересов граждан // Наказание: законность, справедливость, гуманизм. Рязань 1976. С. 126. 17 См.: Огурцов Н.А. Правоотношения и ответственность в советском уголов 18 См.: Уткин В.А. Уголовно-исполнительное право. Общая часть. Томск, 1995 " См.: Анисимков В.М., Епанешников B.C. Особенности обеспечения безопасности осужденных в исправительно-трудовых учреждениях // Курс лекций по обеспечению безопасности, порядка исполнения и отбывания наказания в ИТУ / Под ред. А.Г. Перегудова. Уфа, 1996. С. 469. Глава 14 СОЦИАЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЯ И ИСПРАВИТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОСУЖДЕННЫХ § 1. Понятие и содержание уголовно-исполнительного процесса Прогрессивные системы отбывания наказания, ставя перед пенитенциарными учр<
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (711)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |