Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Правового регулирования ее обеспечения



2016-01-26 711 Обсуждений (0)
Правового регулирования ее обеспечения 0.00 из 5.00 0 оценок




Персонал учреждений, исполняющих уголовные наказания, непос­редственно работает с лицами, совершившими уголовные преступления, причем часть осужденных является весьма агрессивной, враждебно на­строенной в целом против сотрудников правоохранительных органов и представляет собой реальную угрозу. Это обусловливает актуальность обеспечения безопасности персонала данных учреждений. Обеспече­ние его безопасности важно и в плане повышения эффективности уго­ловно-исполнительного процесса, поскольку достижение целей нака­зания, в частности исправления осужденных, невозможно в опасных для персонала условиях работы.

Под безопасностью персонала учреждений и органов уголовно-ис­полнительной системы понимается обеспечение неприкосновенности личности работников УИС, их чести и достоинства посредством зако­нодательного закрепления различных форм защиты. Для этого суще­ствует система правовых, организационных, тактических и иных мер обеспечения безопасности персонала, особенно работников учрежде­ний, исполняющих наказания12.

Безопасность персонала не исчерпывается только защитой его от пре­ступных посягательств со стороны осужденных или иных лиц. Она вклю­чает в себя и защиту от действий опасных технических, медицинских и иных неблагоприятных факторов, которые особенно негативно влияют на деятельность учреждений, исполняющих наказания, и представляют угрозу безопасности их персонала.

Угроза безопасности - это совокупность условий и факторов, создаю­щих опасность жизненно важным интересам личности работника УИС13. В зависимости от того, является угроза потенциальной или реальной, исхо­дит ли она от источников опасности внешнего или внутреннего происхож­дения, определяются содержание и направление деятельности по обеспе­чению безопасности персонала. Значительную угрозу его безопасности представляют осужденные к лишению свободы, совершающие противо­правные действия, в отношении которых сотрудники исправительных уч­реждений обязаны применять установленные законом меры воздействия. Угроза безопасности работников учреждений, исполняющих наказания, может возникнуть и в результате их неправомерного поведения при осуще­ствлении своих функциональных обязанностей или в быту.

Угроза безопасности персонала от преступных посягательств осуж­денных может зарождаться в учреждениях, исполняющих наказания, но

379


 

Уголовно-исполнительное право

осуществляться за их пределами (при следовании на работу, с работы, по месту проживания, а также в отношении родных и близких работни­ков учреждений). Поэтому при решении вопросов обеспечения личной безопасности персонала важно учитывать характер и вид угрозы.

Безопасность персонала во многом зависит от социально-экономи­ческого и политического положения в стране. Так, временное ослабле­ние государственной власти в процессе смены общественно-политичес­кого строя, финансово-экономический кризис, социальная дифферен­циация и обнищание населения порождают рост преступности. В этой связи в местах лишения свободы увеличивается количество осужденных за совершение преступлений, представляющих повышенную обществен­ную опасность, в том числе преступлений против личности. Кроме того, сокращение объемов производства предприятий УИС, вызванное объек­тивными причинами, обусловливает безработицу трудоспособных осуж­денных, содержащихся в исправительных учреждениях. Осужденные, не занятые общественно полезным трудом, выпадают из исправительно­го процесса и нередко пополняют группировки осужденных, отрица­тельно настроенных к персоналу. Отсутствие достаточного бюджетного финансирования УИС негативно сказывается на содержании осужден­ных, что влечет их законное недовольство, в первую очередь направлен­ное против персонала. Все это относится к факторам, дестабилизирую­щим обстановку в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы. Такое положение многократно усиливает угрозу безопасности их персонала.

Регулирование вопросов обеспечения безопасности персонала от­носится к компетенции не только уголовно-исполнительного права. Со­ответствующие нормы содержатся и в иных отраслях права (администра­тивного, трудового, гражданского, уголовного и др.), которые закреп­ляют специфические для каждой правовой отрасли меры обеспечения личной безопасности работников УИС.

Прежде всего следует назвать меры уголовно-правового характера, устанавливающие уголовную ответственность за посягательство на жизнь, здоровье и неприкосновенность личности сотрудников, рабочих и слу­жащих учреждений и органов, исполняющих наказания. Эти нормы можно сгруппировать следующим образом:

- нормы, устанавливающие уголовную ответственность за действия, специально направленные на причинение вреда представителям пер­сонала (ч. 2 ст. 313 УК РФ - побег из места лишения свободы, из-под ареста или из-под стражи с применением насилия, опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой применения такого насилия; ст. 319 - публичное оскорбление представителя власти при непол-


Глава 13. Правовое регулирование обеспечения безопасности УИС

нении им своих должностных обязанностей; ст. 320 - разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении должно­стного лица правоохранительного или контролирующего органа, а также его близких, если это деяние совершено в целях воспрепят­ствования его служебной деятельности; ст. 321 - применение наси­лия (угроза применения насилия) в отношении сотрудника места лишения свободы или места содержания под стражей в связи с осу­ществлением им служебной деятельности либо его близких);

- нормы, предусматривающие ответственность за преступления про­
тив жизни, здоровья и достоинства личности (ст. 105,107-119,126,
131 и др.);

- нормы, предусматривающие ответственность за совершение на­
сильственных действий в отношении должностных лиц правоохра­
нительных или контролирующих органов, относящихся к персона­
лу учреждений и органов УИС (ст. 318 УК РФ - применение наси­
лия либо угроза его применения в отношении представителя власти
или его близких в связи с исполнением им своих должностных обя­
занностей).

В число основных средств обеспечения безопасности персонала вхо­дят меры уголовно-исполнительного характера, которые с учетом их пра­вовой природы также можно подразделить на ряд групп.

К первой группе относятся меры, направленные на поддержание в учреждениях, исполняющих наказания, установленного режима, а так­же меры убеждения, реализуемые в ходе воспитательной работы с осуж­денными с целью разъяснения им необходимости соблюдения порядка отбывания наказания, правил взаимоотношений с персоналом, ответ­ственности за преступные посягательства на жизнь, здоровье и достоин­ство его представителей. Названные меры не направлены непосредственно на обеспечение безопасности персонала, но они призваны укреплять правопорядок в учреждении и дисциплину среди осужденных, что по­ложительно влияет на состояние безопасности учреждений, исполняю­щих наказания, в том числе безопасности персонала.

Правильно организованный надзор за осужденными, представляю­щий собой систему наблюдения и контроля за их поведением, позволя­ет своевременно предупреждать поступки осужденных, которые могут угрожать личной безопасности представителей персонала.

Вторую группу средств обеспечения безопасности персонала состав­ляют меры дисциплинарной ответственности осужденных и влияющий на их эффективность порядок применения. Как показывает практика, непривлечение осужденных к дисциплинарной ответственности за до­пущенные проступки либо несправедливость наложенного взыскания


 


15 Уголовно-исполнительное право. Том 1


381


Уголовно-исполнительное право

нередко провоцируют осужденных на совершение новых правонаруше­ний, вызывают агрессию по отношению к конкретным сотрудникам уч­реждений и органов, исполняющих наказания.

В третью группу рассматриваемых средств входят меры безопасности (физическая сила, специальные средства и оружие, основание и порядок применения которых регламентируются ст. 86 УИК РФ и гл. 5 Закона РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы») и иные меры пресечения противоправных дей­ствий (например, водворение осужденного в ШИЗО до прихода началь­ника исправительного учреждения, но не более чем на 24 часа, в соответ­ствии с § 23 Правил внутреннего распорядка ИУ).

Важным средством обеспечения безопасности персонала является профилактическая деятельность оперативных аппаратов, отделов безо­пасности и других подразделений исправительных учреждений, орга­нов внутренних дел по предупреждению преступлений в отношении персонала, которые могут быть совершены как осужденными, так и ины­ми лицами по поручению (просьбе) осужденных. Профилактика пра­вонарушений в отношении персонала включает в себя меры общей и индивидуальной профилактики и осуществляется на основании Феде­рального закона от 12 августа 1995 г. «Об оперативно-розыскной дея­тельности», ст. 84 УИК РФ, а также ведомственных нормативных актов Минюста России.

Существенное значение для обеспечения безопасности персонала имеют меры экономического характера, направленные на улучшение его материального положения, обеспечение современными средствами индивидуальной защиты и обороны, связи, вооружением, а также орга­низационные, технические и иные меры, повышающие эффективность системы обеспечения личной безопасности работников учреждений, исполняющих наказания.

§ 3. Безопасность осужденных в учреждениях

уголовно-исполнительной системы и особенности

ее правового регулирования

Исполнение уголовных наказаний основывается на строгом соблю­дении гарантий защиты осужденных от пыток, насилия и другого жес­токого или унижающего человеческое достоинство обращения. Права осужденных охраняются государством, которое обеспечивает законность применения к ним средств исправления, их правовую защиту и безо­пасность (ст. 3,10 УИК РФ).


 


Глава 13. Правовое регулирование обеспечения безопасности УИС

Ряд международных правовых актов (Всеобщая декларация прав че­ловека, Международный пакт об экономических, социальных и куль­турных правах, Европейская конвенция о защите прав человека и ос­новных свобод и др.) в качестве определяющих состояние безопасности человека декларируют такие права, как право на жизнь, получение воз­можности зарабатывать себе на жизнь трудом в условиях, отвечающих требованиям безопасности, право на максимально возможный уровень физического и психического здоровья, право на уважение физической, духовной и моральной неприкосновенности личности; запрещают при­менение пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих до­стоинство видов обращения и наказания. Азиатско-Тихоокеанская дек­ларация прав индивидов и народов (1988), закрепившая право человека на безопасность в коллективе и государстве, провозглашает, что сохра­нение его безопасности на всех уровнях является заботой и обязаннос­тью как самого индивида, так и государства.

Вопросы обеспечения личной безопасности осужденных рассмат­риваются в Минимальных стандартных правилах обращения с заклю­ченными, в которых последовательно излагаются нормы, направленные, в частности, на удовлетворение физиологических и социальных потреб­ностей лиц, лишенных свободы (требования к помещениям, в которых проживают и работают осужденные, к их питанию, медобслуживанию, обучению и т. д.). К конкретным мерам обеспечения безопасности осуж­денных, предусмотренным Правилами, например, относятся защита осужденных от оскорблений и унижений при перемещении (пр. 45), учет совместимости осужденных при размещении в спальных помеще­ниях, а также постоянный надзор за осужденными ночью (пр. 9). Мето­дологическое значение данного международного документа при реше­нии вопросов личной безопасности осужденных в исправительных уч­реждениях определено его положением о том, что лишение свободы не должно усугублять страдания осужденных, за исключением случаев, когда этого требуют соображения дисциплины или интересы обществен­ной безопасности (пр. 57).

В числе основополагающих международных правовых документов, регулирующих безопасность осужденных, следует также отметить Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключе­нию в какой бы то ни было форме, и Европейские пенитенциарные правила. Данные нормативные акты содержат перечень прав человека, подлежащих обеспечению вне зависимости от правового положения индивида; устанавливают, что государствам следует запрещать в зако­нодательном порядке любые действия, противоречащие реализации этих прав.


 


382


383


Уголовно-исполнительное право

Гарантии личной безопасности осужденных при отбывании уголов­ных наказаний закреплены и в Кодексе поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, который вменяет в обязанность сотрудни­кам исправительных учреждений: защиту человеческого достоинства и прав человека по отношению ко всем лицам, в том числе к осужденным (ст. 2); обеспечение охраны здоровья правонарушителей (ст. 6).

Запрещение пыток, жестокого, бесчеловечного или унижающего до­стоинство обращения и наказания является абсолютным по междуна­родному праву. Так, в ст. 3 Декларации Генеральной Ассамблеи ООН о защите всех лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или уни­жающих достоинство видов обращения и наказания (1975) отмечается, что даже «исключительные обстоятельства, такие, как состояние войны или угроза войны, внутренняя политическая нестабильность или любое другое чрезвычайное положение, не могут служить оправданием пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания».

В группу международных правовых документов, устанавливающих гарантии личной безопасности осужденных в местах лишения свободы, также входят Основные принципы применения силы и огнестрельного оружия должностными лицами по поддержанию правопорядка, приня­тые VIII Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обра­щению с правонарушителями. В этом документе указано, что сотрудни­ки исправительных учреждений вправе применять силу исключительно для поддержания безопасности и порядка в учреждениях или при угро­зе личной безопасности (ст. 15).

Основываясь на положениях международного права и Конституции Российской Федерации, можно утверждать, что личная безопасность осужденных выступает как необходимая жизненная потребность чело­века, нашедшая свое обеспечение и реализацию в его правах, свободах и законных интересах.

Профессор А.Ф. Кистяковский еще в XIX в. при разработке данной научной категории отмечал, что безопасность граждан слагается из не­нарушимого пользования как естественными, так и приобретенными правами. К первым относится право на жизнь, неприкосновенность тела и свободу; ко вторым - право начесть, имущество, возможность следо­вать собственным убеждениям. К указанным правам, по его мнению, должны принадлежать и многочисленные права коллективного свой­ства, защищаемые для создания безопасности каждого и всех вместе14. Следовательно, безопасность личности - это правовая категория, опре­деленное благо, которое право вносит в жизнь людей.

Исходя из определения безопасности уголовно-исполнительной сис­темы и с учетом теоретических определений безопасности личности под

384


 


Глава 13. Правовое регулирование обеспечения безопасности УИС

безопасностью осужденных понимается гарантированная международ­ным правом и российским законодательством защищенность жизни, здо­ровья, иных жизненно важных и социально значимых интересов личнос­ти осужденного от причинения вреда, а также предотвращение опаснос­тей и угроз, возникающих в процессе исполнения (отбывания) уголовных наказаний в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы.

Таким образом, безопасность осужденных предполагает защиту их жизненно важных интересов, что соответствует и общеметодологичес­ким требованиям, содержащимся в Законе РФ «О безопасности», в ко­тором безопасность личности определяется как защищенность ее жиз­ненно важных интересов.

Правовое регулирование личной безопасности осужденных предпо­лагает нормативное закрепление порядка и условий реализации субъек­тивного права осужденных на личную безопасность, а также мер обес­печения их безопасности. Выделение этих двух направлений правового регулирования позволяет рассматривать личную безопасность осужден­ных в качестве комплексного правового института, содержащего нормы различных отраслей права. Причем право осужденных наличную безо­пасность и задача по ее обеспечению, стоящая перед учреждениями уго­ловно-исполнительной системы, закрепляются нормами уголовно-испол­нительного права; меры обеспечения и гарантии личной безопасности осужденных, наряду с уголовно-исполнительным правом, регулируются и другими отраслями права (конституционным, гражданским, трудо­вым, уголовным, административным и т. д.).

Субъективное право осужденных наличную безопасность закрепле­но в УИК РФ. Так, в ч. 1 ст. 10 указано, что Российская Федерация обес­печивает правовую защиту и личную безопасность осужденных при ис­полнении наказаний; ст. 12 устанавливает, что осужденные не должны подвергаться жестокому или унижающему человеческое достоинство об­ращению (ч. 2), не могут быть подвергнуты медицинским и иным опы­там, которые ставят под угрозу их жизнь и здоровье (ч. 3). Статья 13 не­посредственно закрепляет право осужденных на личную безопасность, а также обязанность администрации учреждений, исполняющих наказа­ния в виде ареста, ограничения свободы или лишения свободы, прини­мать меры по обеспечению личной безопасности осужденных (право на личную безопасность подозреваемых, обвиняемых, а также отдельных категорий осужденных, содержащихся в СИЗО, закреплено ст. 19 Фе­дерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обви­няемых в совершении преступлений»); определяет условие реализации этого права осужденных, а именно - только при возникновении угрозы личной безопасности осужденный вправе обратиться с заявлением к лю-

385


Уголовно-исполнительное право

бому должностному лицу учреждения, исполняющего наказания, с просьбой об обеспечении личной безопасности. Однако в данной статье не раскрыто ни содержание права наличную безопасность, ни понятие «личная безопасность», не очерчен и круг угроз личной безопасности осужденных.

Угроза безопасности осужденных - это совокупность условий и фак­торов, создающих возможную (предполагаемое причинение вреда, ко­торое может осуществиться лишь при определенных обстоятельствах) или явную (реальное причинение вреда) опасность их жизненно важ­ным интересам.

Источниками угроз безопасности осужденного могут являться пре­ступные посягательства или иные неправомерные действия со стороны как других осужденных, так и персонала. Наряду с этим возможно воз­никновение угроз и иного рода, например связанных с производствен­ной деятельностью осужденного или имеющих внешнее происхожде­ние (зарождающихся вне исправительного учреждения) и др.

Включение в 1992 г. в ИТК РСФСР ст. 82 и предоставление осуж­денному права на личную безопасность во многом были обусловлены его личной незащищенностью от агрессивно ведущих себя осужденных, стремлением отдельных их групп установить власть над другими осуж­денными. Статьей предусматривалось, что осужденный вправе обратиться к любому должностному лицу исправительного учреждения с просьбой о переводе в безопасное место при возникновении угрозы его жизни, здоровью либо угрозы совершения иного преступления против личнос­ти осужденного со стороны других осужденных. На первоначальном этапе введение данной нормы способствовало решению вопросов безопасно­сти отдельных осужденных в критических ситуациях. Однако сведение угрозы личной безопасности осужденного только к форме криминаль­ного насилия со стороны других осужденных фактически не позволяло рассматривать право на личную безопасность в его истинном смысле -как основополагающее право личности в экстремальных условиях, ка­ковыми являются условия отбывания лишения свободы и некоторых иных видов наказания.

Субъективное право осужденных на личную безопасность может су­ществовать в различных формах и соответственно иметь несколько орга­низационных уровней обеспечения посредством установления гаран­тий и выполнения определенных обязанностей противостоящими осужденным субъектами правоотношений. Право осужденного на бе­зопасность принадлежит ему как субъекту общих уголовно-исполни­тельных правоотношений и в зависимости от выполнения обязанностей администрацией исправительных учреждений принимает различные

386


Глава 13. Правовое регулирование обеспечения безопасности УИС

формы: правоповедения и правопользования, предполагающих реали­зацию данного права за счет пользования осужденным всем объемом своих прав и выполнения администрацией учреждения противостоящих этим правам обязанностей; если нормальной реализации права не про­исходит, то осужденный приобретает право-требование, обращенное к субъектам, несущим обязанности по обеспечению его безопасности. При неэффективности указанных форм осужденный вправе обратиться за защитой в суд, иные государственные органы, а также в общественные организации и таким образом обеспечить личную безопасность от воз­можного нарушения, если, естественно, не идет речь о безопасности экст­ренной. Это общий механизм реализации права гражданина на личную безопасность, не исключая и осужденного.

Право осужденного на личную безопасность в экстренных ситуациях (экстренная безопасность15) характеризует его правовое положение, яв­ляется абсолютным субъективным правом, которое может быть реализо­вано лишь при определенных условиях (при возникновении угрозы безо­пасности осужденного), закрепленных в законодательстве. Что касается обеспечения безопасности жизни и здоровья осужденного, то в данном случае никаких ограничений не существует. Личная безопасность осуж­денного должна обеспечиваться равно в той же мере, что и других граж­дан, несмотря на специальный правовой статус осужденного.

Право на безопасность определяется самой его сущностью, а также местом нормы, его закрепляющей, в структуре уголовно-исполнитель­ного законодательства. Расположение ст. 13 УИК РФ в его второй главе («Правовое положение осужденных») после ст. 10-12 свидетельствует о принадлежности безопасности осужденных к гарантиям их правового статуса в условиях лишения свободы. Право осужденного на личную безопасность расценивается законодателем как право на защиту и как гарантия реализации всех иных конституционных и специальных прав, определяющих правовое положение осужденного в исправительных уч­реждениях.

Все существующие характеристики природы права на безопасность исходят из его принадлежности к правовому статусу гражданина. Право последнего наличную безопасность в теории права определяется как основополагающее право личности, составляющее гарантию для реали­зации всех иных прав, свобод, а также выполнение личностью своих обя­занностей16 ; как субъективное право (правомочие) в составе права на неприкосновенность личности гражданина, которое не может быть ог­раничено до тех пор, пока не доказано совершение им преступления, наказываемого по закону лишением свободы17. Таким образом, право наличную безопасность является субъективным правом-гарантией,

387


 


Уголовно-исполнительное право

обеспечивающим неприкосновенность личности, защиту и охрану ее основных прав, свобод и законных интересов. Это право относится к правовому статусу гражданина и связано с правоохранительной деятель­ностью государства.

Субъективное право осужденного наличную безопасность имеет спе­цифику, определяемую в первую очередь его специальным правовым статусом. Наряду с правом на безопасность, вытекающим из общего пра­вового статуса гражданина, осужденный также обладает правом на безо­пасность, но на более низком уровне, соответствующем его специально­му правовому статусу. Это право вытекает из норм уголовно-исполни­тельного законодательства и принадлежит осужденному как субъекту уголовно-исполнительных правоотношений. Специфичность данного права обусловлена особенностями как уголовно-исполнительной сис­темы, так и форм обеспечения права осужденного на безопасность, ко­торые отличаются разнообразием и находят закрепление во всех основ­ных институтах и нормах уголовно-исполнительного права18.

Особенность природы безопасности осужденных заключается в том, что для реализации их права на личную безопасность необходимо суще ствование дополняющего управленческого института обеспечения ( пасности, функционирующего на основе нормативно закрепленнь организационно-правовых мер. Обеспечение безопасности предпола­гает деятельность компетентных органов, учреждений, организаций, должностных лиц и граждан в каких-то определенных целях. Если же речь идет об обеспечении прав и свобод граждан, личной безопаснос­ти последних, то необходима и система их гарантий. Следовательно, обеспечение личной безопасности осужденных - это реализация их правовой защищенности, выражающейся в устранении опасных усло­вий в учреждениях уголовно-исполнительной системы и формирова­нии соответствующих предупредительно-защитных форм деятельнос­ти их администрации.

Понятие «обеспечение личной безопасности осужденных» в науке уголовно-исполнительного права определяется как комплекс правовых, управленческих, оперативно-розыскных, тактических и специально-превентивных мероприятий, направленных на предупреждение возмож­ной и устранение явной опасности, угрожающей спокойствию, жизни, здоровью, чести и достоинству лиц, отбывающих уголовные наказания в местах лишения свободы19. Поэтому обеспечение безопасности осуж­денных есть организационно-правовой комплекс, функционирующий на основании и в целях обеспечения права осужденного на безопас­ность, являющегося атрибутом его общего и специального статуса. Орга­низационные формы обеспечения безопасности осужденных, равно как

388


Глава 13. Правовое регулирование обеспечения безопасности УИС

и само право на безопасность, подчинены единой цели - созданию безо­пасных условий (состояния безопасности) отбывания наказания.

В зависимости от природы мер обеспечения личной безопасности осужденного они регулируются нормами различных отраслей права. В механизме правового регулирования процесса обеспечения личной безопасности осужденного выделяются следующие основные группы организационно-правовых мер и гарантий личной безопасности:

а) конституционные гарантии безопасности осужденного, закреп­
ляющие основные права человека (ст. 20-23 Конституции РФ) и си­
стему гарантий прав и свобод человека (ст. 2,45,46 Конституции РФ).
В соответствии с Конституцией безопасность личности осужденного сле­
дует рассматривать как единое звено правового положения личности в
общественной системе; положение, которое может быть достигнуто уси­
лиями всей правовой системы, с учетом, естественно, особенностей сис­
темы мест лишения свободы и личности осужденного. Лицо, лишенное
свободы в установленном законом порядке, не утрачивает права на не­
прикосновенность личности и не остается за пределами действия кон­
ституционных норм, касающихся защиты прав и законных интересов
граждан. Человек, лишенный свободы, также является субъектом кон­
ституционных норм о неприкосновенности личности, но в рамках, оп­
ределенных законом; он имеет право на защиту неприкосновенности
своей личности от неправомерных посягательств при отбывании наказа­
ния в виде лишения свободы;

б) нормы трудового права, закрепляющие гарантии и меры обеспе­
чения безопасности осужденного в процессе его трудовой деятельности
в учреждениях, исполняющих наказания;

в) уголовно-правовые меры обеспечения личной безопасности осуж­
денного. В ст. 7 УК РФ определено, что уголовное законодательство
Российской Федерации обеспечивает безопасность человека, включая
каждого осужденного. Центральным звеном уголовно-правовых мер
обеспечения личной безопасности осужденного являются нормы, уста­
навливающие уголовную ответственность за посягательства на жизнь,
здоровье и достоинство человека (ст. 105, 107-119; 128-134 и др.), а
также нормы, предусматривающие уголовную ответственность за неко­
торые иные преступления, нарушающие безопасность осужденного в
исправительном учреждении (например, ст. 206,212,285,286,293,321
УК РФ);

г) уголовно-исполнительные меры обеспечения личной безопасно­
сти осужденного. Регулирование безопасности личности осужденного в
рамках уголовно-исполнительного права в настоящее время во многом
соответствует требованиям международных стандартов в этой области.

389


Уголовно-исполнительное право

Ряд существенных положений, направленных на обеспечение безопас­ности осужденного, нашли отражение в Законе РФ от 12 июня 1992 г. «О внесении изменений и дополнений в Исправительно-трудовой ко­декс РСФСР, Уголовный кодекс РСФСР и Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР», который ввел в ИТК РСФСР специальную норму о пра­ве осужденного наличную безопасность (ст. 82). Дополнительно безопас­ность личности осужденного закреплена Законом РФ от 21 июля 1993 г. «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», который обеспечение безопасности осужденных включил в число задач, стоящих перед уголовно-исполнительной сис­темой. И наконец, вопросы безопасности осужденных получили даль­нейшее развитие в Уголовно-исполнительном кодексе Российской Фе­дерации, ориентированном на приоритет общечеловеческих ценностей, обеспечение системы гарантий и мер безопасности, исключение фактов унижения человеческого достоинства осужденных, максимальное при­ближение условий порядка отбывания наказания к существующим в обществе.

Состояние безопасности осужденного, его защищенность от физи­ческого и психического насилия со стороны других осужденных зави­сят непосредственно от состояния режима в исправительном учрежде­нии, дисциплины среди осужденных и мер, принимаемых в целях их улучшения. Практика показывает, что при ухудшении режима проис­ходит рост нарушений дисциплины среди осужденных, в частности уве­личивается число случаев физической расправы. Следовательно, орга­низационно-правовые меры, направленные на укрепление режима в ис­правительных учреждениях и дисциплины осужденных, в конечном счете способствуют обеспечению безопасности осужденных. При этом режим и дисциплина выступают в качестве комплексных средств поддержания безопасности в исправительных учреждениях.

Таким образом, в уголовно-исполнительном законодательстве по­лучили закрепление следующие меры обеспечения личной безопасно­сти осужденных:

- надзор за осужденными (ст. 60,82 УИК РФ);

-меры дисциплинарного воздействия на осужденных (ст. 115,116 УИК РФ);

- мероприятия воспитательного характера (гл. 15 УИК РФ);

- строго регламентированный распорядок в исправительном учреж­
дении (§ 5 Правил внутреннего распорядка ИУ);

- меры безопасности в исправительном учреждении (ст. 86 УИК РФ);

- перевод осужденных в безопасное место (ст. 13, ч. 3 ст. 68,73 УИК

РФ);


Глава 13. Правовое регулирование обеспечения безопасности УИС

- меры медицинского характера, направленные на обеспечение ох­
раны здоровья осужденных (ст. 10 УИК РФ, п. 4 ст. 13 Закона Рос­
сийской Федерации от 21 июля 1993 г.);

- водворение осужденного в штрафной или дисциплинарный изо­
лятор до прихода начальника исправительного учреждения, но не
более чем на 24 часа.

Существенную роль в обеспечении личной безопасности осужденно­го играют также меры профилактики и пресечения правонарушений, предусмотренные Федеральным законом «Об оперативно-розыскной де­ятельности», ст. 84 УИК РФ и ведомственными нормативными актами.

Все рассмотренные правовые блоки не только закрепляют права и обязанности осужденного в сфере личной безопасности, но и являются системой юридических гарантий и мер осуществления его безопаснос­ти с учетом специального правового статуса осужденного и специфичес­ких условий исполнения и отбывания наказаний. В зависимости от вида назначенного наказания и учреждения, в котором содержится осужден­ный, определяются его личная безопасность и особенности ее обеспе­чения.

1 См.: Степашин СВ. Современные проблемы обеспечения безопасности чело­
века и общества// Вест. С.-Петерб. ун-та МВД России. 1999. № 3. С. 15.

2 См.: Даль В. Толковый словарь: В 4 т. М., 1989. Т. 1. С. 67-68.

3 См.: Кузнецова Н.Ф. Преступление и преступность. М., 1969. С. 60; Веремеен-
ко И.И.
Сущность и понятие общественного порядка // Сов. гос-во и право. 1982.
№ 3. С. 25.

4 См.: Туманов ГА., Фризко В.И. Общественная безопасность и ее обеспечение в
экстремальных условиях // Сов. гос-во и право. 1989. N° 8. С. 19-27.

5 См.: Философский словарь. М., 1991. С. 136.

6 См.: Ожегов СИ. Толковый словарь русского языка. М., 1988. С. 37, 47.

7 См.: Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1978. Т. 1.
С. 67.

8 См.: О Концепции национальной безопасности Российской Федерации: Указ
Президента РФ от 10 января 2000 г. № 24 // Рос. газ. 2000. 10 янв.

9 См.: Перегудов А.Г. Понятие обеспечения безопасности в ИТУ, его принци­
пы, задачи и организационно-правовые основы // Курс лекций по обеспече­
нию безопасности, порядка исполнения и отбывания наказания в ИТУ / Под
ред. А.Г. Перегудова. Уфа, 1996. С. 26.

10 См.: Там же. С. 28.

11 См.: Правовое обеспечение безопасности человека: Материалы науч. конф. //
Гос-во и право. 1999. № 7. С. 115-116.

12 См.: Громов М.А., Селиверстов В.И. Правовые и организационные вопросы
обеспечения безопасности сотрудников исправительно-трудовых учреждений.
Рязань, 1991. С. 23.

13 См.: Кряжев Е.В. Правовые аспекты безопасной деятельности человека //
Правоведение. 1993. № 2. С. 89-93.


 


390


391


Уголовно-исполнительное право


14 См.: Кистяковский А.Ф. Элементарный учебник общего уголовного права
Часть Общая. Киев, 1875. Т. 1. С. 48-49.

15 Термин «экстренная безопасность», используемый в уголовно-исполнитель­
ном законодательстве ряда стран (ФРГ, Англия, США и др.), означает принятие
экстренных мер безопасности для защиты осужденного, а также при опасности
побега и т. п.

"См.: Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова. М., 1997. С. 256; КолодкинЛ.М. Конституционные нормы о защите прав и законных интересов граждан // Наказание: законность, справедливость, гуманизм. Рязань 1976. С. 126.

17 См.: Огурцов Н.А. Правоотношения и ответственность в советском уголов­
ном праве. Рязань, 1994. С. 25-26.

18 См.: Уткин В.А. Уголовно-исполнительное право. Общая часть. Томск, 1995
С. 79.

" См.: Анисимков В.М., Епанешников B.C. Особенности обеспечения безопасно­сти осужденных в исправительно-трудовых учреждениях // Курс лекций по обес­печению безопасности, порядка исполнения и отбывания наказания в ИТУ / Под ред. А.Г. Перегудова. Уфа, 1996. С. 469.


Глава 14

СОЦИАЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИСПОЛНЕНИЯ

НАКАЗАНИЯ И ИСПРАВИТЕЛЬНОГО

ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОСУЖДЕННЫХ

§ 1. Понятие и содержание уголовно-исполнительного процесса

Прогрессивные системы отбывания наказания, ставя перед пенитен­циарными учр<



2016-01-26 711 Обсуждений (0)
Правового регулирования ее обеспечения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Правового регулирования ее обеспечения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (711)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)