Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Порядок и условия исполнения и отбывания исправительных работ



2016-01-26 787 Обсуждений (0)
Порядок и условия исполнения и отбывания исправительных работ 0.00 из 5.00 0 оценок




Исправительные работы как самостоятельный вид уголовного наказа­ния применяются в России еще с XIX в. В соответствии со ст. 8 Устава о наказаниях, налагаемых мировыми судьями (1864), «несостоятельные к уплате денежных взысканий крестьяне и мещане могли быть отданы в общественные работы или же в заработки. Несостоятельные лица других сословий отдаются в общественные работы или в заработки лишь в случае собственной их в том просьбы». Этот вид наказания сохранялся и на про­тяжении всего периода существования Советского государства, изменя­лось только его наименование: «общественные работы», «принудитель­ные работы без содержания под стражей», «исправительно-трудовые ра­боты», «исправительные работы без лишения свободы», «исправительные работы». Однако прежней оставалась сущность данного вида уголовного наказания - исправление осужденного посредством привлечения его к общественно полезному труду без изоляции от общества.

Как и остальные наказания, не связанные с лишением свободы, ис­правительные работы выступают в качестве альтернативы последнего. Об этом свидетельствует тот факт, что с 1985 г. одновременно со снижением удельного веса лишения свободы возрастало количество приговоров к исправительным работам. К1989 г. оно достигло 12,6 % всех назначен­ных уголовных наказаний. В дальнейшем с увеличением числа, тяжести совершаемых преступлений лишение свободы вновь стало применяться чаще, тогда как доля исправительных работ стала уменьшаться, чему способствовала безработица в России. За последние годы в среднем ко личество назначенных исправительных работ не превышает 5-7% вс видов наказаний.

Следует подчеркнуть, что стратегическими направлениями госуда ственной уголовной и уголовно-исполнительной политики являются дальнейшая гуманизация наказания в виде лишения свободы и расши­рение применения альтернативных ему видов наказаний, среди которых 434


Глава 35. Порядок и условия исполнения и отбывания...

важное место отводится исправительным работам1. Нормы, посвящен­ные правовому регулированию назначения и исполнения исправитель­ных работ, сосредоточены в трех нормативных правовых актах: ст. 50 УК РФ, гл. 7 УИК РФ и Инструкции о порядке исполнения наказаний в виде исправительных работ, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью и осуществле­ния контроля за поведением условно осужденных, осужденных бере­менных женщин и женщин, имеющих малолетних детей, к которым при­менена отсрочка отбывания наказания2 (далее - Инструкция).

Рассматриваемый вид уголовного наказания характеризуют следую­щие основные особенности:

1) принудительное привлечение осужденного к труду;

2) комплекс трудовых и материальных правоограничений;

3) срочность отбывания наказания;

4) контроль за поведением осужденного на работе;

5) обязательность применения к осужденному мер воспитательного
воздействия со стороны органа, исполняющего наказание;

6) отсутствие возможности условно-досрочного освобождения от на­
казания или замены неотбытой его части более мягким видом наказа­
ния.

Исправительные работы относятся к основным видам наказания и могут назначаться за совершение преступлений небольшой и средней тяжести на срок от двух месяцев до двух лет лицу, не имеющему основно­го места работы. К этому виду наказания могут приговариваться и несо­вершеннолетние преступники на срок до одного года (ч. 4 ст. 88 УК РФ). В ч. 5 ст. 50 УК РФ перечислены пять категорий лиц, к которым испра­вительные работы не применяются: признанные инвалидами 1-й груп­пы; беременные женщины; женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет; военнослужащие, проходящие военную службу по призыву; воен­нослужащие, проходящие военную службу по контракту на воинских должностях рядового и сержантского состава, если они на момент выне­сения судом приговора не отслужили установленного законом срока службы по призыву. Кроме того, из ч. 1 данной статьи следует, что испра­вительные работы не могут быть назначены лицам, имеющим основное место работы.

Краткая характеристика осужденных, отбывающих исправительные работы, представляет собой следующее. Подавляющее большинство из них (около 80 %) осуждены впервые. Основную часть составляют муж­чины (90 %). Свыше 80 % мужчин осуждены к исправительным работам в возрасте от 18 до 39 лет, у женщин этот показатель превышает 60 %. Мужчины отбывают данный вид наказания, как правило, за совершение

435


 


Уголовно-исполнительное право

двух групп преступлений: против собственности (кражи) и против безо­пасности движения и эксплуатации транспорта (свыше 70 %). У женщин также преобладают преступления против собственности (около 50%). Как сроки наказания, так и процент удержаний из их заработной платы преимущественно назначаются близкими к максимальным. К сроку на­казания в диапазоне от полутора до двух лет приговаривается около 60 % осужденных, а удержания в размере от 16 до 20 % назначаются более чем 70 % отбывающим наказание.

Карательное содержание исправительных работ проявляется в двух основных аспектах: в обязанности работать в местах, определяемых вне зависимости от желания осужденных, и производстве удержаний из заработной платы.

В соответствии с изменениями, внесенными в уголовное и уголов» исполнительное законодательство Федеральным законом от 8 декабри 2003г.№ 161-ФЗ, осужденные направляются на работу в места, уста- ■ навливаемые органами местного самоуправления по согласованию с уго- 1 ловно-йсполнительными инспекциями, но в районе места жительства осужденного3. Поскольку наказанием ограничиваются конституцион­ные права человека на свободу труда, а также на выбор рода деятельности и профессии (ст. 37 Конституции РФ), осужденный не вправе отказатьса I от предложенной ему конкретной работы. В то же время осужденным I предоставляется специальное право - работать только в районе места жительства.

В отличие от остальных граждан осужденные к исправительным ра­ботам обладают не правом, а законным интересом на увольнение с места работы по собственному желанию. Как указано в ч. 3 ст. 40 УИК РФ, осужденный может уволиться с работы по собственному желанию только с разрешения уголовно-исполнительной инспекции, выданного в пись­менной форме. Обе стороны - осужденный и представитель уголовно-исполнительной инспекции - обязаны мотивировать как причины увольнения, так и отказ в выдаче разрешения на него. Такой отказ может быть обжалован в установленном законом порядке. Разрешение на уволь­нение выдается, например, при условии подыскания осужденным ино работы. При этом вновь вступает в силу требование ч. 1 ст. 39 УИК Р1 о том, что место работы осужденному определяют органы местного само­управления, а не он сам. Если разрешение на увольнение (по существу, на изменение места работы) получено, то согласно ч. 5 ст. 40 УИК РФ осужденный обязан сообщить в уголовно-исполнительную инспекцию о новом месте работы в течение 10 дней.

Осужденный к исправительным работам не утрачивает конституци­онного права на свободу передвижения, избрания места пребывания и


Глава 35. Порядок и условия исполнения и отбывания...

жительства (ст. 27 Конституции РФ). В случае изменения места житель­ства в его обязанность входит лишь уведомить об этом в десятидневный срок уголовно-исполнительную инспекцию.

В отличие от трудового законодательства, устанавливающего всем ра­ботникам продолжительность ежегодного основного оплачиваемого от­пуска в 28 календарных дней (ст. 115 ТК РФ), Уголовно-исполнитель­ный кодекс в отношении осужденных к исправительным работам сокра­щает его до 18 рабочих дней. Администрация организации, в которой работает осужденный, должна согласовать свое решение о предоставле­нии ему отпуска с уголовно-исполнительной инспекцией. Речь идет об уведомлении уголовно-исполнительной инспекции о возможном изме­нении места пребывания осужденного на период отпуска. Другие виды отпусков, например ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска за работу с вредными или опасными условиями труда, за особый харак­тер труда либо работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, предоставляются в соответствии с законодательством о труде. В этих случаях согласование не требуется.

Органами, исполняющими наказание в виде исправительных ра­бот, являются уголовно-исполнительные инспекции, находящиеся в под­чинении территориальных органов уголовно-исполнительной системы. В соответствии с ч. 3 ст. 39 УИК РФ и ст. 1 гл. 2 Инструкции уголовно-исполнительные инспекции ведут учет осужденных; разъясняют порядок и условия отбывания наказания; контролируют соблюдение условий от­бывания наказания осужденными и исполнение требований приговора администрацией организаций, в которых работают осужденные; проюдят с осужденными воспитательную работу; контролируют их поведение с участием сотрудников милиции в порядке, предусмотренном законода­тельством Российской Федерации; обращаются в органы местного само­управления по вопросу изменения места отбывания осужденными испра­вительных работ; принимают решение о приводе осужденных, не являю­щихся по вызову или на регистрацию без уважительных причин; проводят первоначальные мероприятия по розыску осужденных; готовят и переда­ют в соответствующую службу материалы об осужденных, местонахожде­ние которых неизвестно; применяют меры взыскания4.

После получения распоряжения суда с копией приговора (определе­ния, постановления, если, например, исправительные работы назначе­ны в порядке замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания) уголовно-исполнительная инспекция не позднее 30 суток направляет осужденного на работу. Этот срок необходим для согласова­ния с органами местного самоуправления будущего места работы осуж-

Денного.

Уголовно-исполнительное право

Негативным последствием наказания в виде исправительных работ яв­ляются удержания в доход государства из заработка осужденного. В со­ответствии с ч. 3 ст. 50 УК РФ удержания производятся в пределах от 5 до 20 % заработной платы осужденного. Порядок осуществления удержаний регламентируется ст. 44 УИК РФ и ст. 6 Инструкции. Согласно указан­ным нормативным правовым актам удержания производятся со всей сум­мы заработка, включая все виды денежных премий, не являющихся еди­новременными поощрительными вознаграждениями.

Если по общему правилу, установленному ст. 138 ТК РФ, размер удер­жаний, в том числе по нескольким исполнительным документам, не может превышать 50 % причитающейся работнику заработной платы, то на осужденных к исправительным работам данное ограничение не рас­пространяется. В ч. 3 этой статьи указано, что размер удержаний из зара­ботной платы осужденных к исправительным работам не может превы­шать 70 %.

Определенный судом процент удержаний взимается только из зара­ботной платы по основному месту работы осужденного. Заметим, что в соответствии с ИТК РСФСР 1970 г. удержания производились по каж­дому месту работы. В настоящее время гуманный подход законодателя к осужденным к исправительным работам позволяет им в большей степе­ни обеспечивать себя и свою семью материально.

Удержания осуществляются ежемесячно при выплате заработной пла­ты, причем, как подчеркивается в ч. 2 ст. 44 УИК РФ и п. 6.4 Инструк­ции, без исключения налогов и других платежей, а также независимо от наличия претензий к осужденному по исполнительным документам. Если сумма удержаний и претензий по исполнительным документам превышает 70 % заработка осужденного, в первую очередь взыскиваются суммы, составляющие карательную сторону наказания в виде исправи­тельных работ.

С лиц, которым ежемесячная заработная плата не начисляется и их заработок определяется по итогам какого-либо периода (года, сезона, рейса, окончания выполнения определенного вида работ), удержания взимаются по мере начисления заработной платы. Окончательный рас­чет производится с учетом данных налоговых и финансовых органов о доходе осужденного в истекшем году. Сумма ежемесячных удержаний с лиц, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, и ферме­ров устанавливается исходя из предполагаемых доходов, заявленных в их декларациях. Окончательный расчет производится по итогам года исходя из размера полученной ими прибыли.

Согласно ч. 4 ст. 44 УИК РФ и п. 6.12 Инструкции удержания не производятся:

438


Глава 35. Порядок и условия исполнения и отбывания...

- из пособий, получаемых осужденными в порядке социального
обеспечения и социального страхования, за исключением пособий по
безработице и ежемесячных страховых выплат по обязательному соци­
альному страхованию от несчастных случаев на производстве и профес­
сиональных заболеваний;

- выплат и вознаграждений единовременного характера, не предус­
мотренных системой заработной платы (в том числе компенсаций за не­
использованный отпуск);

- заработка, начисленного за дни, проработанные сверх графика
работы;

- выходного пособия;

- сумм, выплачиваемых в качестве компенсации за расходы, связан­
ные с командировками, переводами, приемом на работу и направлени­
ем в другие местности;

- иных компенсационных выплат;

- заработка, полученного не по основному месту работы.

В силу этого досрочно отбыть рассматриваемый вид наказания, рабо­тая дополнительно в других местах или сверхурочно (в две смены, вы­ходные или праздничные дни, период отпуска), невозможно, поскольку удержания за этот период не производятся.

В случае ухудшения материального положения осужденного или его семьи, например утраты им работы, рождения ребенка, тяжелого забо­левания одного из членов семьи, уголовно-исполнительная инспекция, администрация предприятия, на котором работает осужденный, либо он сам могут обратиться в суд с ходатайством о снижении размера удержа­ний. Суд при этом учитывает не только размер зарплаты, из которой про­изводятся удержания, но и сумму всех доходов осужденного.

Весьма специфическим для исправительных работ является опреде­ление конца срока их отбывания. В соответствии со ст. 72 УК РФ срок исправительных работ исчисляется в месяцах и годах, а ст. 42 УИК РФ уточняет, что в срок засчитывается только то время, в течение которого осужденный работал и из его заработной платы производились удержа­ния.

Начало срока исправительных работ - день выхода осужденного на работу. В процессе отбывания наказания осужденный обязан ежемесяч­но отрабатывать не менее того количества рабочих дней, которое выпа­дает на этот месяц. В том случае, если срок наказания, указанный в при­говоре суда, истек, а осужденный не отработал необходимое количество Дней, исполнение и отбывание наказания продолжаются. Таким обра­зом, окончание срока исправительных работ определяется отработкой последнего дня из общего количества рабочих дней, охватываемых сро-

439


Уголовно-исполнительное право

ком наказания, за каждый из которых производились удержания из за­работной платы осужденного.

Сущность наказания в виде исправительных работ - обязательность труда осужденного - выражена в ч. 3 ст. 42 УИК РФ: независимо ни от каких причин время, в течение которого осужденный не работал, не за-считывается в срок наказания5. Единственное исключение из этого пра­вила содержится в ч. 3 ст. 72 УК РФ, согласно которой время содержания лица под стражей до судебного разбирательства засчитывается в срок ис­правительных работ из расчета один день содержания под стражей за три дня исправительных работ.

После получения уголовно-исполнительной инспекцией копии при­говора (определения) суда каждый осужденный ставится на персональ* ный учет, на него заводится личное дело. Работники уголовно-испол­нительных инспекций ежемесячно проверяют по учетным карточкам по­ступление удержанных сумм и их перечисление в соответствующий бюджет. Сведения о перечислении удержанных сумм и количестве отра­ботанных осужденными дней в трехдневный срок заносятся в учетные карточки.

В соответствии со ст. 50 УК РФ, ст. 46 УИК РФ и ст. 10 Инструкции работниками уголовно-исполнительных инспекций к осужденным за нарушение порядка и условий отбывания наказания могут быть приме­нены меры взыскания в виде: предупреждения в письменной форме о замене исправительных работ другим видом наказания; вменения осуж^-денному обязанности до двух раз в месяц являться в уголовно-исполни­тельную инспекцию для регистрации. Нарушениями порядка и условий отбывания наказания ч. 1 ст. 46 УИК РФ называет:

- неявку на работу без уважительных причин в течение пяти дней со
дня получения предписания уголовно-исполнительной инспекции;

- неявку в уголовно-исполнительную инспекцию без уважительных
причин;

- прогул или появление на работе в состоянии алкогольного, нар­
котического или токсического опьянения.

В случае злостного уклонения осужденного от отбывания исправи­тельных работ уголовно-исполнительная инспекция может направить в суд представление о замене исправительных работ другим видом уголов­ного наказания. Согласно ч. 4 ст. 50 УК РФ суд может заменить неотбы­тое наказание ограничением свободы, арестом или лишением свободы из расчета один день ограничения свободы за один день исправительных работ, один день ареста за два дня исправительных работ или один день лишения свободы затри дня исправительных работ. Злостно уклоняю­щимися от отбывания наказания признаются осужденные, совершив-

440


_______ Глава 35. Порядок и условия исполнения и отбывания...

шие повторные нарушения после объявления письменного предупреж­дения, а также скрывшиеся с места жительства, либо осужденные, место­нахождение которых неизвестно6. Суд может заменить неотбытый срок исправительных работ лишением свободы и в том случае, когда санкция статьи Особенной части УК РФ предусматривает меньший срок лише­ния свободы, чем тот, на который осужденному были заменены испра­вительные работы, либо вообще не предусматривает лишение свободы.

Скрывшийся с места жительства осужденный объявляется в розыск и может быть задержан на срок до 48 часов, который при необходимости продлевается судом до 30 суток.

Администрация организации, в которой работает осужденный, впра­ве применять к нему меры поощрения и взыскания, но в рамках не уго­ловно-исполнительных, а трудовых правоотношений, регулируемых Трудовым кодексом РФ. Применяя такие меры, администрация обязана уведомить об этом уголовно-исполнительную инспекцию. Она также сообщает уголовно-исполнительной инспекции об уклонении осужден­ного от отбывания наказания, его переводе на другую должность (место работы) или увольнении. Кроме того, на администрацию возлагаются и другие обязанности: правильное и своевременное производство удержа­ний из заработной платы и перечисление удержанных сумм в установ­ленном порядке; контроль за поведением осужденного на производстве и содействие уголовно-исполнительной инспекции в проведении с ним воспитательной работы; соблюдение условий отбывания наказания, пре­дусмотренных УИК РФ. При этом следует помнить, что администрация организации, в которой работает осужденный, не является субъектом уголовно-исполнительных правоотношений и потому не относится к учреждениям и органам, исполняющим наказания, с предоставлением соответствующих полномочий.

Хотя условно-досрочное освобождение к осужденным к исправитель­ным работам не применяется, закон все же предусматривает их досроч­ное освобождение в случае тяжелого заболевания, не позволяющего им отбывать данное наказание. При этом уголовно-исполнительная инс­пекция направляет в суд представление об освобождении осужденного от отбывания наказания, к которому прилагаются заключение медицин­ской или врачебно-трудовой экспертной комиссии и личное дело осуж­денного. Аналогичные действия уголовно-исполнительная инспекция предпринимает и в случае признания осужденного инвалидом 1-й груп­пы. Следует отметить, что закон не ставит освобождение от наказания в зависимость от поведения осужденного или части отбытого им срока. Досрочное освобождение от наказания по указанным основаниям явля­ется безусловным.

441


 


Уголовно-исполнительное право

Как проявление гуманизма, заботы государства о материнстве и дет­стве необходимо расценивать возможность приостановления исполне­ния наказания в отношении осужденных женщин, забеременевших в период отбывания наказания. В таких случаях уголовно-исполнитель­ная инспекция направляет в суд представление об отсрочке отбывания наказания осужденной женщине со дня предоставления отпуска по бе­ременности и родам. При этом в суд вместе с представлением направля­ются справка с места работы осужденной с указанием даты освобожде­ния от работы в связи с беременностью и родами, копия свидетельства о рождении ребенка и справка из домоуправления о том, что ребенок про­живает с матерью. Таким образом, происходит не освобождение от нака­зания, а временное прерывание его исполнения и отбывания.

Отбывание исправительных работ прекращается в последний день срока наказания с учетом тех изменений, которые могут быть внесены в срок наказания в соответствии с законом. Уголовно-исполнительная инспекция в день окончания срока наказания, а при досрочном осво­бождении не позднее следующего дня после получения соответствую­щего документа, должна поставить в известность администрацию орга­низации о прекращении удержаний из заработной платы осужденного. Уголовно-исполнительная инспекция вьщает освобожденному документ об отбытии наказания или освобождении от него.

В соответствии со ст. 86 УК РФ осужденный, отбывший исправитель­ные работы, считается судимым в течение одного года со дня отбытия наказания.

§ 2. Исполнение наказания в виде обязательных работ

Обязательные работы как самостоятельный вид уголовного наказа­ния существовал в уголовном законодательстве Российской империи. Так, Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями, 1864 г. пре­дусматривал наказание, имеющее характерные черты обязательных ра­бот: они были бесплатными, выполнялись в публичных целях и имели обязательный характер.

В настоящее время во многих зарубежных странах обязательные (об­щественные) работы назначаются в порядке замены краткосрочного тюремного заключения или денежного штрафа.

Обязательные работы не получили законодательного закрепления в советский период.

В научной литературе высказывается мнение, что обязательные рабо­ты как вид уголовного наказания характерны для рыночной системы хозяйствования7.

442


Глава 35. Порядок и условия исполнения и отбывания...

Обязательные работы для уголовного законодательства Российской федерации являются новым видом наказания. Их сущность заключается в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ, вид которых определя­ется органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями.

Под общественно полезными работами следуетпонимать работы, не тре­бующие специальной подготовки или квалификации, например очистку улиц, уборку урожая, прополку посевов, погрузочно-разгрузочные работы. Определяя обязательные работы в качестве основного наказания, уголовный закон дифференцирует пределы назначения и порядок их отбывания в зависимости от возраста виновного.

Общая продолжительность обязательных работ установлена на срок от 60 до 240 часов, при этом необходимо соблюдать условие, что эти работы отбываются не свыше четырех часов в день.

Общая продолжительность обязательных работ для несовершенно­летних установлена от 40 до 160 часов. Законодатель обращает внимание на то, чтобы выполнение этих работ было посильно для несовершенно­летних и продолжительность их исполнения лицами в возрасте до пят­надцати лет не превышала двух часов в день, а лицами в возрасте от пят­надцати до шестнадцати лет - трех часов в день.

Следовательно, при достижении несовершеннолетним ко времени исполнения приговора шестнадцати лет продолжительность отбывания данного наказания должна определяться в общем порядке - не свыше четырех часов в день.

Уголовный закон предусматривает ограничения при назначении обя­зательных работ, связанные с состоянием здоровья, наличием признаков специального субъекта.

Так, обязательные работы не могут быть назначены лицам: а) при­знанным инвалидами 1-й группы; б) беременным женщинам; в) жен­щинам, имеющим детей в возрасте до 3 лет; г) военнослужащим, прохо­дящим службу по призыву, а также по контракту.

Обязательные работы выполняются в свободное от основной работы или учебы время. Это означает, что при назначении наказания не долж­но учитываться то обстоятельство, что виновный на момент постановле­ния приговора нигде не работает или работает по совместительству.

Законодатель регулирует злостное уклонение осужденного от отбы­вания обязательных работ. В таком случае они заменяются ограничени­ем свободы, арестом или лишением свободы из расчета один день огра­ничения свободы, ареста или лишения свободы за восемь часов обяза­тельных работ.

443


Уголовно-исполнительное право


Глава 35. Порядок и условия исполнения и отбывания...


 


Злостно уклоняющимся от отбывания обязательных работ признает­ся осужденный, который более двух раз в течение месяца не вышел на обязательные работы без уважительных причин, более двух раз в течение месяца нарушил трудовую дисциплину, а также в том случае, когда он скрылся в целях уклонения от отбывания наказания (ст. 30 УИК РФ).

В качестве меры наказания обязательные работы предусмотрены в санкциях 72 статей Особенной части УК РФ, устанавливающих ответ­ственность, как правило, за совершение преступлений небольшой и сред­ней тяжести.

В соответствии со ст. 16 и 25 УИК РФ исполнение наказания в виде обязательных работ возложено на уголовно-исполнительные инспекции по месту жительства осужденных.

На уголовно-исполнительные инспекции возлагаются следующие функции-задачи:

- не позднее пятнадцати дней со дня поступления в уголовно-ис­
полнительную инспекцию распоряжения суда с копией приговора (оп­
ределения, постановления) организовать привлечение осужденного к
обязательным работам;

- организовать ведение учета осужденных;

- обеспечить получение ими информации о правах, обязанностях
и законных интересах лиц, отбывающих обязательные работы;

- ознакомить осужденных с порядком и условиями отбывания на­
казания;

- согласовать с органами местного самоуправления перечень объек­
тов, на которых осужденные должны отбывать обязательные работы;

- организовать контроль за поведением осужденных;

- вести суммарный учет отработанного осужденными времени;

- организовать взаимодействие с администрацией организаций, в ко­
торых осужденные отбывают обязательные работы, по вопросам контро­
ля за выполнением ими определенных для них работ, а также получения
данных о количестве проработанных осужденными часов или об укло­
нении их от отбывания наказания.

К условиям исполнения и отбывания наказания законодатель отно­сит обязанности осужденных: соблюдать правила внутреннего распо­рядка организаций, в которых они отбывают обязательные работы, доб­росовестно относиться к труду, работать на определенных для них объектах и отбывать установленный судом срок обязательных работ, ставить в известность уголовно-исполнительную инспекцию об изме­нении места жительства.

Карательная сторона наказания проявляется также в том, что предо­ставление осужденному очередного ежегодного отпуска по основному

444


месту работы не приостанавливает исполнения наказания. Необходимо подчеркнуть, что обязательные работы выполняются на безвозмездной основе.

Как уже было отмечено ранее, уголовно-исполнительные инспек­ции ведут суммарный учет отработанного осужденными времени.

В связи с тем что срок отбывания обязательных работ исчисляется в часах, ст. 27 УИК РФ регулирует порядок исчисления такого срока. В данной статье установлено общее правило: время обязательных ра­бот в течение недели не может превышать двенадцати часов и четырех часов в выходные дни и в дни, когда осужденный не занят на основной работе, службе или учебе.

В целях охраны здоровья осужденных в рабочие дни после оконча­ния работы, службы или учебы осужденный привлекается к обязатель­ным работам на два часа в день и только с его согласия на четыре часа. Вполне очевидно, что такой порядок исчисления сроков не позволяет затягивать период исполнения наказания и устанавливает его не более шести месяцев. Законодатель предусматривает в правилах исчисления срока одно исключение: если у осужденного возникли уважительные причины, то уголовно-исполнительная инспекция вправе разрешить ему проработать в течение недели меньшее количество часов.

В случае признания осужденного инвалидом 1 -й или 2-й группы уго­ловно-исполнительная инспекция обязана направить в суд представле­ние об освобождении его от дальнейшего отбывания наказания, а в слу­чае наступления беременности осужденной - представление об отсроч­ке ей отбывания наказания.

Часть 3 ст. 26 УИК РФ не согласуется с ч. 4 ст. 49 УК РФ, последняя устанавливает, что обязательные работы не назначаются лицам,' -узнан­ным инвалидами 1 -й группы, а с наступлением беременности осужден­ная должна освобождаться от отбывания наказания, так как согласно уголовному законодательству беременным женщинам обязательные ра­боты не назначаются.

К сожалению, назначение и исполнение обязательных работ не ли­шено пробелов в правовом регулировании.

Так, в уголовном законодательстве не решен вопрос об отсрочке от­бывания наказания в виде обязательных работ. На практике могут воз­никнуть основания для отсрочки наказания, связанные как с трудовы­ми, бытовыми и личными проблемами, так и с невозможностью предос­тавить осужденному работу со стороны органов местного самоуправления. Вместе с тем недопустимо растягивание отбывания наказания на дли­тельный срок.

Законодательство многих зарубежных стран рассматриваемое наказа­ние применяет с согласия самого осужденного, что соответствует между-

445


 


Уголовно-исполнительное право

народным правовым актам, таким как Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. и Конвенция № 29 о принуди­тельном труде, иначе исполнение этого вида наказания вступает в проти­воречие с названными международными нормами. В некоторых зарубеж­ных странах данный вид наказания применяется в качестве как основно­го, так и дополнительного вида наказания.

Нельзя считать, что данный вид наказания является самым мягким. Указание на то, что обязательные работы должны выполняться в свобод­ное от основной работы и учебы время, потребует в отдельных случаях заключения медицинской комиссии, так как назначение этого вида на­казания нежелательно лицам, занятым на условиях полного рабочего дня, поскольку это противоречит ч. 3 ст. 37 Конституции РФ, устанавли­вающей право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасно­сти и гигиены. Это обстоятельство усугубляется тем, что уголовный за­кон допускает назначение данного вида наказания инвалидам 2-й груп­пы, женщинам, имеющим детей в возрасте свыше трех лет, и лицам пенсионного возраста.

В Российском государстве данный вид уголовного наказания введен с 1 января 2005 г.


Глава 35. Порядок и условия исполнения и отбывания...

ния, а также другие обстоятельства, свидетельствующие о нежелании осужденно­го работать.

7 См.: Осадная Н.Г. Обязательные работы как новый вид наказания в россий­
ском уголовном законодательстве: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Ростов н/Д.,
1999.

8 См.: Федеральный закон от 28 декабря 2004 г. № 177-ФЗ «О введении в дей­
ствие положений УК РФ и УИК РФ о наказании в виде обязательных работ» //
рос. газ. 2004. 30 дек.


 


1 О высокой эффективности применения альтернативных мер свидетельствует
низкий уровень преступности среди этой категории осужденных, который за про­
шедшие годы последовательно сокращается и по итогам 2003 г. составил 0,3 % от
числа прошедших по учетам (в 2001 г. - 0,7 %, в 2002 г. - 0,3 %). См.: Преступ­
ление и наказание. 2004. № 3. С. 18.

2 См.: Приказ МВД РФ от 1 июля 1997 г. № 403 // Бюл. нормативных актов
федеральных органов исполнительной власти. 1997. № 18.

3 В истории развития исправительных работ были периоды, когда они испол­
нялись как по месту работы, так и в других местах либо только по месту работы.

4 Следует заметить, что в ч. 3 ст. 39 УИК РФ по невнимательности законодате­
ля за уголовно-исполнительными инспекциями сохранено право устанавливать
обязанности и запреты осужденным к исправительным работам, которое было
упразднено вместе со ст. 41 УИК РФ Федеральным законом от 8 декабря 2003 г.
Это замечание относится и к ч. 1 ст. 40 УИК РФ, сохранившей обязанность осуж­
денных соблюдать установленные для них запреты.

5 Данная новелла была введена Федеральным законом от 8 декабря 2003 г.
№ 161-ФЗ. На наш взгляд, законодатель проявил непоследовательность, сохра­
нив ч. 7 этой статьи, которая после внесения изменений в ч. 3 утратила смысл.

6 В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 11 июня
1999 г. № 40 «О практике назначения судами уголовного наказания», решая во­
прос о том, является ли уклонение от отбывания исправительных работ злостным,
суд должен проверить обоснованность применения к осужденному уголовно-
исполнительной инспекцией предупреждений, указанных в ч. 1 ст. 46 УИК РФ,
выяснить причины повторного нарушения порядка и условий отбывания наказа-

446


■ •■


 


Глава 36

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ, НЕ СВЯЗАННЫХ

С ТРУДОВЫМ ВОЗДЕЙСТВИЕМ

НА ОСУЖДЕННЫХ

Изменения, произошедшие в России в 90-е годы прошлого сто­летия (распад СССР, провозглашение суверенитета Российской Фе­дерации, построение демократического общества, переход к рыноч­ной экономике и др.), не могли не затронуть уголовную политику государства, содержанием которой в современный период является охрана и защита прав и свобод граждан, общественных и государ­ственных интересов, примат норм международного права над наци­ональным законодательством. Наиболее ярко изменения государ­ственной политики в сфере уголовной юстиции отразились в системе наказаний, закрепленной в ст. 44 УК РФ 1996 г. В нее включены как традиционные виды уголовной репрессии (например, лишение свобо­ды, штраф), так и новые (обязательные работы, ограничение свободы, арест и др.).

§ 1. Социально-правовая характеристика штрафа

В карательной системе Древней Руси штрафные санкции занима­ли преобладающее место. Но по мере развития русской государствен­ности они постепенно утратили свое значение.

Наибольшее распространение денежные штрафы получили в период становления и развития феодальных отношений на Руси, когда власть придала силу закона большому кол



2016-01-26 787 Обсуждений (0)
Порядок и условия исполнения и отбывания исправительных работ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Порядок и условия исполнения и отбывания исправительных работ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (787)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.016 сек.)