Порядок и условия исполнения и отбывания исправительных работ
Исправительные работы как самостоятельный вид уголовного наказания применяются в России еще с XIX в. В соответствии со ст. 8 Устава о наказаниях, налагаемых мировыми судьями (1864), «несостоятельные к уплате денежных взысканий крестьяне и мещане могли быть отданы в общественные работы или же в заработки. Несостоятельные лица других сословий отдаются в общественные работы или в заработки лишь в случае собственной их в том просьбы». Этот вид наказания сохранялся и на протяжении всего периода существования Советского государства, изменялось только его наименование: «общественные работы», «принудительные работы без содержания под стражей», «исправительно-трудовые работы», «исправительные работы без лишения свободы», «исправительные работы». Однако прежней оставалась сущность данного вида уголовного наказания - исправление осужденного посредством привлечения его к общественно полезному труду без изоляции от общества. Как и остальные наказания, не связанные с лишением свободы, исправительные работы выступают в качестве альтернативы последнего. Об этом свидетельствует тот факт, что с 1985 г. одновременно со снижением удельного веса лишения свободы возрастало количество приговоров к исправительным работам. К1989 г. оно достигло 12,6 % всех назначенных уголовных наказаний. В дальнейшем с увеличением числа, тяжести совершаемых преступлений лишение свободы вновь стало применяться чаще, тогда как доля исправительных работ стала уменьшаться, чему способствовала безработица в России. За последние годы в среднем ко личество назначенных исправительных работ не превышает 5-7% вс видов наказаний. Следует подчеркнуть, что стратегическими направлениями госуда ственной уголовной и уголовно-исполнительной политики являются дальнейшая гуманизация наказания в виде лишения свободы и расширение применения альтернативных ему видов наказаний, среди которых 434 Глава 35. Порядок и условия исполнения и отбывания... важное место отводится исправительным работам1. Нормы, посвященные правовому регулированию назначения и исполнения исправительных работ, сосредоточены в трех нормативных правовых актах: ст. 50 УК РФ, гл. 7 УИК РФ и Инструкции о порядке исполнения наказаний в виде исправительных работ, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью и осуществления контроля за поведением условно осужденных, осужденных беременных женщин и женщин, имеющих малолетних детей, к которым применена отсрочка отбывания наказания2 (далее - Инструкция). Рассматриваемый вид уголовного наказания характеризуют следующие основные особенности: 1) принудительное привлечение осужденного к труду; 2) комплекс трудовых и материальных правоограничений; 3) срочность отбывания наказания; 4) контроль за поведением осужденного на работе; 5) обязательность применения к осужденному мер воспитательного 6) отсутствие возможности условно-досрочного освобождения от на Исправительные работы относятся к основным видам наказания и могут назначаться за совершение преступлений небольшой и средней тяжести на срок от двух месяцев до двух лет лицу, не имеющему основного места работы. К этому виду наказания могут приговариваться и несовершеннолетние преступники на срок до одного года (ч. 4 ст. 88 УК РФ). В ч. 5 ст. 50 УК РФ перечислены пять категорий лиц, к которым исправительные работы не применяются: признанные инвалидами 1-й группы; беременные женщины; женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет; военнослужащие, проходящие военную службу по призыву; военнослужащие, проходящие военную службу по контракту на воинских должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения судом приговора не отслужили установленного законом срока службы по призыву. Кроме того, из ч. 1 данной статьи следует, что исправительные работы не могут быть назначены лицам, имеющим основное место работы. Краткая характеристика осужденных, отбывающих исправительные работы, представляет собой следующее. Подавляющее большинство из них (около 80 %) осуждены впервые. Основную часть составляют мужчины (90 %). Свыше 80 % мужчин осуждены к исправительным работам в возрасте от 18 до 39 лет, у женщин этот показатель превышает 60 %. Мужчины отбывают данный вид наказания, как правило, за совершение 435
Уголовно-исполнительное право двух групп преступлений: против собственности (кражи) и против безопасности движения и эксплуатации транспорта (свыше 70 %). У женщин также преобладают преступления против собственности (около 50%). Как сроки наказания, так и процент удержаний из их заработной платы преимущественно назначаются близкими к максимальным. К сроку наказания в диапазоне от полутора до двух лет приговаривается около 60 % осужденных, а удержания в размере от 16 до 20 % назначаются более чем 70 % отбывающим наказание.
Карательное содержание исправительных работ проявляется в двух основных аспектах: в обязанности работать в местах, определяемых вне зависимости от желания осужденных, и производстве удержаний из заработной платы. В соответствии с изменениями, внесенными в уголовное и уголов» исполнительное законодательство Федеральным законом от 8 декабри 2003г.№ 161-ФЗ, осужденные направляются на работу в места, уста- ■ навливаемые органами местного самоуправления по согласованию с уго- 1 ловно-йсполнительными инспекциями, но в районе места жительства осужденного3. Поскольку наказанием ограничиваются конституционные права человека на свободу труда, а также на выбор рода деятельности и профессии (ст. 37 Конституции РФ), осужденный не вправе отказатьса I от предложенной ему конкретной работы. В то же время осужденным I предоставляется специальное право - работать только в районе места жительства. В отличие от остальных граждан осужденные к исправительным работам обладают не правом, а законным интересом на увольнение с места работы по собственному желанию. Как указано в ч. 3 ст. 40 УИК РФ, осужденный может уволиться с работы по собственному желанию только с разрешения уголовно-исполнительной инспекции, выданного в письменной форме. Обе стороны - осужденный и представитель уголовно-исполнительной инспекции - обязаны мотивировать как причины увольнения, так и отказ в выдаче разрешения на него. Такой отказ может быть обжалован в установленном законом порядке. Разрешение на увольнение выдается, например, при условии подыскания осужденным ино работы. При этом вновь вступает в силу требование ч. 1 ст. 39 УИК Р1 о том, что место работы осужденному определяют органы местного самоуправления, а не он сам. Если разрешение на увольнение (по существу, на изменение места работы) получено, то согласно ч. 5 ст. 40 УИК РФ осужденный обязан сообщить в уголовно-исполнительную инспекцию о новом месте работы в течение 10 дней. Осужденный к исправительным работам не утрачивает конституционного права на свободу передвижения, избрания места пребывания и Глава 35. Порядок и условия исполнения и отбывания... жительства (ст. 27 Конституции РФ). В случае изменения места жительства в его обязанность входит лишь уведомить об этом в десятидневный срок уголовно-исполнительную инспекцию. В отличие от трудового законодательства, устанавливающего всем работникам продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска в 28 календарных дней (ст. 115 ТК РФ), Уголовно-исполнительный кодекс в отношении осужденных к исправительным работам сокращает его до 18 рабочих дней. Администрация организации, в которой работает осужденный, должна согласовать свое решение о предоставлении ему отпуска с уголовно-исполнительной инспекцией. Речь идет об уведомлении уголовно-исполнительной инспекции о возможном изменении места пребывания осужденного на период отпуска. Другие виды отпусков, например ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска за работу с вредными или опасными условиями труда, за особый характер труда либо работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, предоставляются в соответствии с законодательством о труде. В этих случаях согласование не требуется. Органами, исполняющими наказание в виде исправительных работ, являются уголовно-исполнительные инспекции, находящиеся в подчинении территориальных органов уголовно-исполнительной системы. В соответствии с ч. 3 ст. 39 УИК РФ и ст. 1 гл. 2 Инструкции уголовно-исполнительные инспекции ведут учет осужденных; разъясняют порядок и условия отбывания наказания; контролируют соблюдение условий отбывания наказания осужденными и исполнение требований приговора администрацией организаций, в которых работают осужденные; проюдят с осужденными воспитательную работу; контролируют их поведение с участием сотрудников милиции в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации; обращаются в органы местного самоуправления по вопросу изменения места отбывания осужденными исправительных работ; принимают решение о приводе осужденных, не являющихся по вызову или на регистрацию без уважительных причин; проводят первоначальные мероприятия по розыску осужденных; готовят и передают в соответствующую службу материалы об осужденных, местонахождение которых неизвестно; применяют меры взыскания4. После получения распоряжения суда с копией приговора (определения, постановления, если, например, исправительные работы назначены в порядке замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания) уголовно-исполнительная инспекция не позднее 30 суток направляет осужденного на работу. Этот срок необходим для согласования с органами местного самоуправления будущего места работы осуж- Денного. Уголовно-исполнительное право Негативным последствием наказания в виде исправительных работ являются удержания в доход государства из заработка осужденного. В соответствии с ч. 3 ст. 50 УК РФ удержания производятся в пределах от 5 до 20 % заработной платы осужденного. Порядок осуществления удержаний регламентируется ст. 44 УИК РФ и ст. 6 Инструкции. Согласно указанным нормативным правовым актам удержания производятся со всей суммы заработка, включая все виды денежных премий, не являющихся единовременными поощрительными вознаграждениями. Если по общему правилу, установленному ст. 138 ТК РФ, размер удержаний, в том числе по нескольким исполнительным документам, не может превышать 50 % причитающейся работнику заработной платы, то на осужденных к исправительным работам данное ограничение не распространяется. В ч. 3 этой статьи указано, что размер удержаний из заработной платы осужденных к исправительным работам не может превышать 70 %. Определенный судом процент удержаний взимается только из заработной платы по основному месту работы осужденного. Заметим, что в соответствии с ИТК РСФСР 1970 г. удержания производились по каждому месту работы. В настоящее время гуманный подход законодателя к осужденным к исправительным работам позволяет им в большей степени обеспечивать себя и свою семью материально. Удержания осуществляются ежемесячно при выплате заработной платы, причем, как подчеркивается в ч. 2 ст. 44 УИК РФ и п. 6.4 Инструкции, без исключения налогов и других платежей, а также независимо от наличия претензий к осужденному по исполнительным документам. Если сумма удержаний и претензий по исполнительным документам превышает 70 % заработка осужденного, в первую очередь взыскиваются суммы, составляющие карательную сторону наказания в виде исправительных работ. С лиц, которым ежемесячная заработная плата не начисляется и их заработок определяется по итогам какого-либо периода (года, сезона, рейса, окончания выполнения определенного вида работ), удержания взимаются по мере начисления заработной платы. Окончательный расчет производится с учетом данных налоговых и финансовых органов о доходе осужденного в истекшем году. Сумма ежемесячных удержаний с лиц, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, и фермеров устанавливается исходя из предполагаемых доходов, заявленных в их декларациях. Окончательный расчет производится по итогам года исходя из размера полученной ими прибыли. Согласно ч. 4 ст. 44 УИК РФ и п. 6.12 Инструкции удержания не производятся: 438 Глава 35. Порядок и условия исполнения и отбывания... - из пособий, получаемых осужденными в порядке социального - выплат и вознаграждений единовременного характера, не предус - заработка, начисленного за дни, проработанные сверх графика - выходного пособия; - сумм, выплачиваемых в качестве компенсации за расходы, связан - иных компенсационных выплат; - заработка, полученного не по основному месту работы. В силу этого досрочно отбыть рассматриваемый вид наказания, работая дополнительно в других местах или сверхурочно (в две смены, выходные или праздничные дни, период отпуска), невозможно, поскольку удержания за этот период не производятся. В случае ухудшения материального положения осужденного или его семьи, например утраты им работы, рождения ребенка, тяжелого заболевания одного из членов семьи, уголовно-исполнительная инспекция, администрация предприятия, на котором работает осужденный, либо он сам могут обратиться в суд с ходатайством о снижении размера удержаний. Суд при этом учитывает не только размер зарплаты, из которой производятся удержания, но и сумму всех доходов осужденного. Весьма специфическим для исправительных работ является определение конца срока их отбывания. В соответствии со ст. 72 УК РФ срок исправительных работ исчисляется в месяцах и годах, а ст. 42 УИК РФ уточняет, что в срок засчитывается только то время, в течение которого осужденный работал и из его заработной платы производились удержания. Начало срока исправительных работ - день выхода осужденного на работу. В процессе отбывания наказания осужденный обязан ежемесячно отрабатывать не менее того количества рабочих дней, которое выпадает на этот месяц. В том случае, если срок наказания, указанный в приговоре суда, истек, а осужденный не отработал необходимое количество Дней, исполнение и отбывание наказания продолжаются. Таким образом, окончание срока исправительных работ определяется отработкой последнего дня из общего количества рабочих дней, охватываемых сро- 439 Уголовно-исполнительное право ком наказания, за каждый из которых производились удержания из заработной платы осужденного. Сущность наказания в виде исправительных работ - обязательность труда осужденного - выражена в ч. 3 ст. 42 УИК РФ: независимо ни от каких причин время, в течение которого осужденный не работал, не за-считывается в срок наказания5. Единственное исключение из этого правила содержится в ч. 3 ст. 72 УК РФ, согласно которой время содержания лица под стражей до судебного разбирательства засчитывается в срок исправительных работ из расчета один день содержания под стражей за три дня исправительных работ. После получения уголовно-исполнительной инспекцией копии приговора (определения) суда каждый осужденный ставится на персональ* ный учет, на него заводится личное дело. Работники уголовно-исполнительных инспекций ежемесячно проверяют по учетным карточкам поступление удержанных сумм и их перечисление в соответствующий бюджет. Сведения о перечислении удержанных сумм и количестве отработанных осужденными дней в трехдневный срок заносятся в учетные карточки. В соответствии со ст. 50 УК РФ, ст. 46 УИК РФ и ст. 10 Инструкции работниками уголовно-исполнительных инспекций к осужденным за нарушение порядка и условий отбывания наказания могут быть применены меры взыскания в виде: предупреждения в письменной форме о замене исправительных работ другим видом наказания; вменения осуж^-денному обязанности до двух раз в месяц являться в уголовно-исполнительную инспекцию для регистрации. Нарушениями порядка и условий отбывания наказания ч. 1 ст. 46 УИК РФ называет: - неявку на работу без уважительных причин в течение пяти дней со - неявку в уголовно-исполнительную инспекцию без уважительных - прогул или появление на работе в состоянии алкогольного, нар В случае злостного уклонения осужденного от отбывания исправительных работ уголовно-исполнительная инспекция может направить в суд представление о замене исправительных работ другим видом уголовного наказания. Согласно ч. 4 ст. 50 УК РФ суд может заменить неотбытое наказание ограничением свободы, арестом или лишением свободы из расчета один день ограничения свободы за один день исправительных работ, один день ареста за два дня исправительных работ или один день лишения свободы затри дня исправительных работ. Злостно уклоняющимися от отбывания наказания признаются осужденные, совершив- 440 _______ Глава 35. Порядок и условия исполнения и отбывания... шие повторные нарушения после объявления письменного предупреждения, а также скрывшиеся с места жительства, либо осужденные, местонахождение которых неизвестно6. Суд может заменить неотбытый срок исправительных работ лишением свободы и в том случае, когда санкция статьи Особенной части УК РФ предусматривает меньший срок лишения свободы, чем тот, на который осужденному были заменены исправительные работы, либо вообще не предусматривает лишение свободы. Скрывшийся с места жительства осужденный объявляется в розыск и может быть задержан на срок до 48 часов, который при необходимости продлевается судом до 30 суток. Администрация организации, в которой работает осужденный, вправе применять к нему меры поощрения и взыскания, но в рамках не уголовно-исполнительных, а трудовых правоотношений, регулируемых Трудовым кодексом РФ. Применяя такие меры, администрация обязана уведомить об этом уголовно-исполнительную инспекцию. Она также сообщает уголовно-исполнительной инспекции об уклонении осужденного от отбывания наказания, его переводе на другую должность (место работы) или увольнении. Кроме того, на администрацию возлагаются и другие обязанности: правильное и своевременное производство удержаний из заработной платы и перечисление удержанных сумм в установленном порядке; контроль за поведением осужденного на производстве и содействие уголовно-исполнительной инспекции в проведении с ним воспитательной работы; соблюдение условий отбывания наказания, предусмотренных УИК РФ. При этом следует помнить, что администрация организации, в которой работает осужденный, не является субъектом уголовно-исполнительных правоотношений и потому не относится к учреждениям и органам, исполняющим наказания, с предоставлением соответствующих полномочий. Хотя условно-досрочное освобождение к осужденным к исправительным работам не применяется, закон все же предусматривает их досрочное освобождение в случае тяжелого заболевания, не позволяющего им отбывать данное наказание. При этом уголовно-исполнительная инспекция направляет в суд представление об освобождении осужденного от отбывания наказания, к которому прилагаются заключение медицинской или врачебно-трудовой экспертной комиссии и личное дело осужденного. Аналогичные действия уголовно-исполнительная инспекция предпринимает и в случае признания осужденного инвалидом 1-й группы. Следует отметить, что закон не ставит освобождение от наказания в зависимость от поведения осужденного или части отбытого им срока. Досрочное освобождение от наказания по указанным основаниям является безусловным. 441
Уголовно-исполнительное право Как проявление гуманизма, заботы государства о материнстве и детстве необходимо расценивать возможность приостановления исполнения наказания в отношении осужденных женщин, забеременевших в период отбывания наказания. В таких случаях уголовно-исполнительная инспекция направляет в суд представление об отсрочке отбывания наказания осужденной женщине со дня предоставления отпуска по беременности и родам. При этом в суд вместе с представлением направляются справка с места работы осужденной с указанием даты освобождения от работы в связи с беременностью и родами, копия свидетельства о рождении ребенка и справка из домоуправления о том, что ребенок проживает с матерью. Таким образом, происходит не освобождение от наказания, а временное прерывание его исполнения и отбывания. Отбывание исправительных работ прекращается в последний день срока наказания с учетом тех изменений, которые могут быть внесены в срок наказания в соответствии с законом. Уголовно-исполнительная инспекция в день окончания срока наказания, а при досрочном освобождении не позднее следующего дня после получения соответствующего документа, должна поставить в известность администрацию организации о прекращении удержаний из заработной платы осужденного. Уголовно-исполнительная инспекция вьщает освобожденному документ об отбытии наказания или освобождении от него. В соответствии со ст. 86 УК РФ осужденный, отбывший исправительные работы, считается судимым в течение одного года со дня отбытия наказания. § 2. Исполнение наказания в виде обязательных работ Обязательные работы как самостоятельный вид уголовного наказания существовал в уголовном законодательстве Российской империи. Так, Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями, 1864 г. предусматривал наказание, имеющее характерные черты обязательных работ: они были бесплатными, выполнялись в публичных целях и имели обязательный характер. В настоящее время во многих зарубежных странах обязательные (общественные) работы назначаются в порядке замены краткосрочного тюремного заключения или денежного штрафа. Обязательные работы не получили законодательного закрепления в советский период. В научной литературе высказывается мнение, что обязательные работы как вид уголовного наказания характерны для рыночной системы хозяйствования7. 442 Глава 35. Порядок и условия исполнения и отбывания... Обязательные работы для уголовного законодательства Российской федерации являются новым видом наказания. Их сущность заключается в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ, вид которых определяется органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями. Под общественно полезными работами следуетпонимать работы, не требующие специальной подготовки или квалификации, например очистку улиц, уборку урожая, прополку посевов, погрузочно-разгрузочные работы. Определяя обязательные работы в качестве основного наказания, уголовный закон дифференцирует пределы назначения и порядок их отбывания в зависимости от возраста виновного. Общая продолжительность обязательных работ установлена на срок от 60 до 240 часов, при этом необходимо соблюдать условие, что эти работы отбываются не свыше четырех часов в день. Общая продолжительность обязательных работ для несовершеннолетних установлена от 40 до 160 часов. Законодатель обращает внимание на то, чтобы выполнение этих работ было посильно для несовершеннолетних и продолжительность их исполнения лицами в возрасте до пятнадцати лет не превышала двух часов в день, а лицами в возрасте от пятнадцати до шестнадцати лет - трех часов в день. Следовательно, при достижении несовершеннолетним ко времени исполнения приговора шестнадцати лет продолжительность отбывания данного наказания должна определяться в общем порядке - не свыше четырех часов в день. Уголовный закон предусматривает ограничения при назначении обязательных работ, связанные с состоянием здоровья, наличием признаков специального субъекта. Так, обязательные работы не могут быть назначены лицам: а) признанным инвалидами 1-й группы; б) беременным женщинам; в) женщинам, имеющим детей в возрасте до 3 лет; г) военнослужащим, проходящим службу по призыву, а также по контракту. Обязательные работы выполняются в свободное от основной работы или учебы время. Это означает, что при назначении наказания не должно учитываться то обстоятельство, что виновный на момент постановления приговора нигде не работает или работает по совместительству. Законодатель регулирует злостное уклонение осужденного от отбывания обязательных работ. В таком случае они заменяются ограничением свободы, арестом или лишением свободы из расчета один день ограничения свободы, ареста или лишения свободы за восемь часов обязательных работ. 443 Уголовно-исполнительное право Глава 35. Порядок и условия исполнения и отбывания...
Злостно уклоняющимся от отбывания обязательных работ признается осужденный, который более двух раз в течение месяца не вышел на обязательные работы без уважительных причин, более двух раз в течение месяца нарушил трудовую дисциплину, а также в том случае, когда он скрылся в целях уклонения от отбывания наказания (ст. 30 УИК РФ). В качестве меры наказания обязательные работы предусмотрены в санкциях 72 статей Особенной части УК РФ, устанавливающих ответственность, как правило, за совершение преступлений небольшой и средней тяжести. В соответствии со ст. 16 и 25 УИК РФ исполнение наказания в виде обязательных работ возложено на уголовно-исполнительные инспекции по месту жительства осужденных. На уголовно-исполнительные инспекции возлагаются следующие функции-задачи: - не позднее пятнадцати дней со дня поступления в уголовно-ис - организовать ведение учета осужденных; - обеспечить получение ими информации о правах, обязанностях - ознакомить осужденных с порядком и условиями отбывания на - согласовать с органами местного самоуправления перечень объек - организовать контроль за поведением осужденных; - вести суммарный учет отработанного осужденными времени; - организовать взаимодействие с администрацией организаций, в ко К условиям исполнения и отбывания наказания законодатель относит обязанности осужденных: соблюдать правила внутреннего распорядка организаций, в которых они отбывают обязательные работы, добросовестно относиться к труду, работать на определенных для них объектах и отбывать установленный судом срок обязательных работ, ставить в известность уголовно-исполнительную инспекцию об изменении места жительства. Карательная сторона наказания проявляется также в том, что предоставление осужденному очередного ежегодного отпуска по основному 444 месту работы не приостанавливает исполнения наказания. Необходимо подчеркнуть, что обязательные работы выполняются на безвозмездной основе. Как уже было отмечено ранее, уголовно-исполнительные инспекции ведут суммарный учет отработанного осужденными времени. В связи с тем что срок отбывания обязательных работ исчисляется в часах, ст. 27 УИК РФ регулирует порядок исчисления такого срока. В данной статье установлено общее правило: время обязательных работ в течение недели не может превышать двенадцати часов и четырех часов в выходные дни и в дни, когда осужденный не занят на основной работе, службе или учебе. В целях охраны здоровья осужденных в рабочие дни после окончания работы, службы или учебы осужденный привлекается к обязательным работам на два часа в день и только с его согласия на четыре часа. Вполне очевидно, что такой порядок исчисления сроков не позволяет затягивать период исполнения наказания и устанавливает его не более шести месяцев. Законодатель предусматривает в правилах исчисления срока одно исключение: если у осужденного возникли уважительные причины, то уголовно-исполнительная инспекция вправе разрешить ему проработать в течение недели меньшее количество часов. В случае признания осужденного инвалидом 1 -й или 2-й группы уголовно-исполнительная инспекция обязана направить в суд представление об освобождении его от дальнейшего отбывания наказания, а в случае наступления беременности осужденной - представление об отсрочке ей отбывания наказания. Часть 3 ст. 26 УИК РФ не согласуется с ч. 4 ст. 49 УК РФ, последняя устанавливает, что обязательные работы не назначаются лицам,' -узнанным инвалидами 1 -й группы, а с наступлением беременности осужденная должна освобождаться от отбывания наказания, так как согласно уголовному законодательству беременным женщинам обязательные работы не назначаются. К сожалению, назначение и исполнение обязательных работ не лишено пробелов в правовом регулировании. Так, в уголовном законодательстве не решен вопрос об отсрочке отбывания наказания в виде обязательных работ. На практике могут возникнуть основания для отсрочки наказания, связанные как с трудовыми, бытовыми и личными проблемами, так и с невозможностью предоставить осужденному работу со стороны органов местного самоуправления. Вместе с тем недопустимо растягивание отбывания наказания на длительный срок. Законодательство многих зарубежных стран рассматриваемое наказание применяет с согласия самого осужденного, что соответствует между- 445
Уголовно-исполнительное право народным правовым актам, таким как Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. и Конвенция № 29 о принудительном труде, иначе исполнение этого вида наказания вступает в противоречие с названными международными нормами. В некоторых зарубежных странах данный вид наказания применяется в качестве как основного, так и дополнительного вида наказания. Нельзя считать, что данный вид наказания является самым мягким. Указание на то, что обязательные работы должны выполняться в свободное от основной работы и учебы время, потребует в отдельных случаях заключения медицинской комиссии, так как назначение этого вида наказания нежелательно лицам, занятым на условиях полного рабочего дня, поскольку это противоречит ч. 3 ст. 37 Конституции РФ, устанавливающей право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. Это обстоятельство усугубляется тем, что уголовный закон допускает назначение данного вида наказания инвалидам 2-й группы, женщинам, имеющим детей в возрасте свыше трех лет, и лицам пенсионного возраста. В Российском государстве данный вид уголовного наказания введен с 1 января 2005 г. Глава 35. Порядок и условия исполнения и отбывания... ния, а также другие обстоятельства, свидетельствующие о нежелании осужденного работать. 7 См.: Осадная Н.Г. Обязательные работы как новый вид наказания в россий 8 См.: Федеральный закон от 28 декабря 2004 г. № 177-ФЗ «О введении в дей
1 О высокой эффективности применения альтернативных мер свидетельствует 2 См.: Приказ МВД РФ от 1 июля 1997 г. № 403 // Бюл. нормативных актов 3 В истории развития исправительных работ были периоды, когда они испол 4 Следует заметить, что в ч. 3 ст. 39 УИК РФ по невнимательности законодате 5 Данная новелла была введена Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. 6 В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 11 июня 446 ■ •■
Глава 36 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ, НЕ СВЯЗАННЫХ С ТРУДОВЫМ ВОЗДЕЙСТВИЕМ НА ОСУЖДЕННЫХ Изменения, произошедшие в России в 90-е годы прошлого столетия (распад СССР, провозглашение суверенитета Российской Федерации, построение демократического общества, переход к рыночной экономике и др.), не могли не затронуть уголовную политику государства, содержанием которой в современный период является охрана и защита прав и свобод граждан, общественных и государственных интересов, примат норм международного права над национальным законодательством. Наиболее ярко изменения государственной политики в сфере уголовной юстиции отразились в системе наказаний, закрепленной в ст. 44 УК РФ 1996 г. В нее включены как традиционные виды уголовной репрессии (например, лишение свободы, штраф), так и новые (обязательные работы, ограничение свободы, арест и др.). § 1. Социально-правовая характеристика штрафа В карательной системе Древней Руси штрафные санкции занимали преобладающее место. Но по мере развития русской государственности они постепенно утратили свое значение. Наибольшее распространение денежные штрафы получили в период становления и развития феодальных отношений на Руси, когда власть придала силу закона большому кол
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (787)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |