Тема 2. Жизненный цикл и конкурентоспособность организации
1. Конкурентоспособность организации: сущность и основные понятия. 2. Основные подходы к оценке конкурентоспособности организации. 3. Жизненный цикл организации. 4. Сущность кризиса в организации. 5. Виды и причины банкротства организации. 6. Основные стратегии и тактики выхода из кризиса организации. Под конкуренцией (позднелат.concurentia – сталкивать) понимается соперничество на каком-либо поприще между отдельными юридическими и физическими лицами (конкурентами), заинтересованными в одной и той же цели. С точки зрения хозяйственной организации такой целью является максимизация прибыли в результате легальных действий по завоеванию предпочтений потребителей. Конкурентное преимущество организации – какая-либо эксклюзивная ценность, которой она обладает и которая дает ей превосходство на рынке перед конкурентами. Конкурентные преимущества организации позволяют ей не только выживать в конкурентной борьбе, но и побеждать в ценовой и неценовой конкуренции. Конкурентоспособность организации – это ее способность производить и реализовывать на рынке востребованный товар или услугу. Конкурентоспособность организации понятие относительное, оно может быть выявлено только на основе сравнения ряда объектов между собой по некоторому количеству критериев (от 1 до n). При этом меняется объект для сравнения, изменяется и уровень конкурентоспособности организации. Например, организации производящие некоторые отечественные товары вполне конкурентоспособны на внутреннем рынке и не являются таковыми на внешнем. Повышение конкурентоспособности организации предполагает разработку ряда экономических, коммуникационных и социальных целей. В качестве экономических можно выделить следующие цели: достижение лидерства на рынке, овладение определенной долей рынка, освоение новых сегментов рынка, повышение эффективности сбыта, увеличение объема продаж, получение прибыли, прежде всего, не в краткосрочном, а в долгосрочном периоде. Коммуникационные цели предполагают повышение имиджа, престижа организации и ее товаров. Социальные цели включают содействие занятости населения, охрану труда и окружающей среды, производство товаров, рассчитанных на слои населения с низким уровнем дохода. С учетом этих целей можно сформировать основополагающую систему факторов конкурентоспособности организации, которая включает внешние и внутренние факторы. Внешними факторами являются: - уровень открытости экономики страны; - уровень интеграции страны в рамках мировой экономики; - уровни конкурентоспособности страны, региона, отрасли; - уровень конкуренции во всех областях деятельности в стране; - государственная поддержка малого и среднего бизнеса в стране; - правовое регулирование функционирования экономики страны и регионов; - налоговые ставки; - процентные ставки; - научный уровень управления экономикой страны, региона и отрасли; - национальная система стандартизации и сертификации; - качество информационного обеспечения управления на всех уровнях иерархии; - наличие доступных и дешевых природных ресурсов; - государственная поддержка науки, образования и инновационной деятельности; - прогрессивность системы подготовки и переподготовки кадров в стране; - климатические условия и географическое положение страны или региона. В обобщенном виде внешними факторами конкурентоспособности предприятия являются: - конкурентная среда и уровень конкуренции в отрасли, степень приватизации предприятий в стране; - характеристики спроса на товары предприятия (величина и динамика спроса, требования рынка к цене и качеству товаров, эластичность спроса по цене и уровню доходов); - развитость и конкурентные преимущества отраслей, которые обеспечивают предприятие необходимыми материалами и информационными средствами; - случайные события (технологические прорывы, колебания цен на ресурсы, значительные изменения на мировых финансовых рынках, политические решения своего и зарубежных правительств); - экономические и организационно-административные формы и методы государственного регулирования поведения производителей и покупателей. К числу главных внутренних факторов конкурентоспособности организации относятся конкурентная стратегия предприятия, параметры эффективности использования трудовых, материальных, нематериальных и финансовых ресурсов организации, которые формируют ее конкурентные преимущества на рынке. Внутренние факторы конкурентоспособности организации можно подразделить на следующие группы. 1) Структурные: - прогрессивность производственной структуры организации (гибкие производственные системы, автоматизированные модули и системы); - миссия организации в части содержания и реализации оригинальной идеи повышения конкурентоспособности товаров; - совершенство организационной структуры управления, позволяющее осуществлять вертикальную и горизонтальную интеграцию по производству конкурентного товара; - уровень организации, специализации и концентрации производства с точки зрения обеспечения на их основе конкурентоспособности товара; - уровень унификации и стандартизации выпускаемой продукции; - уровень регулирования производственных процессов в целях достижения конкурентных преимуществ предприятия; - совершенство информационной и нормативно-методической базы управления конкурентоспособным производством; - сила конкуренции на входе и выходе производственной системы. 2) Ресурсные: - уровень эффективности использования трудовых, материальных, нематериальных и финансовых ресурсов; - сила конкуренции среди поставщиков и их конкурентоспособность; - доступ к качественному дешевому сырью, топливу и другим материальным ресурсам. 3) Технические: - удельный вес патентованных товаров, технологий, оборудования; - уровень качества изготовления товаров. 4) Управленческие: - уровень конкурентной стратегии предприятия; - уровень конкурентоспособности менеджмента; - уровень конкурентоспособности менеджеров и маркетологов; - уровень организации поставок сырья, материалов и комплектующих изделий; - уровень функционирующей системы управления качеством продукции на предприятии; - уровень сертификации продукции и систем, их соответствие международным стандартам ИСО-9001-2001. 5) Экономические: - показатели рентабельности продукции, производства, капитала и продаж; - скорость оборачиваемости всех видов материальных ресурсов; - финансовая устойчивость функционирования предприятия; - доля экспорта наукоемких товаров. Таким образом, формами проявления конкурентоспособности организации являются преимущества в использовании трудовых и производственных ресурсов технического, технологического, структурного и маркетингового характера; в стимулировании спроса на продукцию данной организации; сравнительно низкая себестоимость и высокое качество продукции; адаптивность и гибкость предприятия в условиях рыночной неопределенности и предпринимательского риска; соответствующая государственная политика в области защиты и регулирования конкуренции или поддержки товаропроизводителей. Конкурентоспособность организации может быть оценена тремя методами: а) интегральным показателем, который основан на ряде единичных показателей эффективного использования трудовых, материальных, нематериальных и финансовых ресурсов; б) на основе сравнения показателей конкурентоспособности конкретных товаров предприятий на конкретном рынке; в) на основе сравнения соотношений конкурентоспособности товаров предприятия и доли его на рынке.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (999)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |